Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Внеклассная работа

Изготовление игрушки-дергунчика «Лошадка»

Бакланова Любовь Михайловна
педагог дополнительного образования
МБОУДОД ДЮЦ «Альянс» г.о. Тольятти 

Пояснительная записка

В детско-юношеском центре «Альянс» работаю более 10 лет, реализуя авторскую образовательную программу «Город мастеров».

Программа «Город мастеров» предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие возможности. В процессе образовательной деятельности обучающиеся учатся выражать свою индивидуальность, которую отражают посредством бумажного конструирования, моделирования, лепки, нитевой и лоскутной пластики.

Большинство занятий в детском объединении «Умелые руки», которым я руковожу посвящены работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, и это очень важно.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой и картоном оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания.

Труд по изготовлению поделок из бумаги и картона способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Бумага и картон – самые распространенные и доступные в обработке материалы. В процессе работы с ними учащиеся получают представление об их производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей, связанных с получением бумаги и картона и их обработкой.

Формирование у учащихся практических умений по обработке данных материалов осуществляется в процессе изготовления изделий. С дошкольного периода детям известны приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. В начальной школе учащиеся расширяют знания и осваивают умений по разметке деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с помощью измерительных инструментов, приемы резания картона ножом, различные способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.

Бумага и картон – материалы, при работе с которыми закладываются основы графической грамотности. Учащиеся получают общее представление о техническом рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи (эскизы) и выполнять по ним разметку.

В основу технологии по обработке бумаги и картона положена определенная последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Младшие школьники изготавливают следующие виды изделий: игрушки, открытки, сувениры, панно, дидактический материал простейшие наглядные пособия, блокноты, книжки-малютки др.

Развитию технического мышления школьников способствует включение в различные этапы занятия наблюдений; с последующим, обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного учителем изделия или его конструкции с последующим внесением, изменений в технологический процесс. Этому поможет изучение темы «Изготовления из картона плоских игрушек с подвижными частями». Познакомимся поподробнее с техникой изготовления кукол-дергунчиков из картона на примере учебного занятия. 

Конспект занятия.

Цель: изготовление игрушки из картона в технике «Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями»; ознакомление с понятием «принцип действия подвижной игрушки».

Задачи занятия

•  познакомить с историей кукольных театров, со сказочными персонажами уличных передвижных театров; 

•  научить рационально, использовать материал; 

•  научить правильно работать с колющими и режущими инструментами (ножницами, шилом, иглой); 

•  объяснить сборку изделия с подвижными (шарнирными) соединениями;

•  развивать вкус, фантазию, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие.

Оборудование:  чертежи игрушек с подвижными соединениями (приложение №1), проволока, цветная бумага, краски, цветные карандаши, клей с кисточкой, игла, ножницы, нитки, плотный картон, копировальная бумага, скрепки, технологическая карта, готовый образец игрушки- лошадки; куклы-петрушки (Петрушка, мужике и лошадь), ткань для занавеса мини-сцены.

Возраст, на который рассчитано занятие: 7-8 лет.

Ход занятия:

 
1.Организационный момент 

а) Проверка готовности учащихся к занятию;

б) Объявление темы, целей и задач занятия.

2. Объяснение нового материала  

2.1. Вводная беседа:

Кукольный театр имеет многовековую традицию. Бродячие кукольники давали представления на ярмарках, площадях, перебираясь из города в город, из страны в страну. Эти представления не редко носили сатирический характер, в них высмеивались людские пороки.

- Ребята, вы, наверное, уже были в театре? Там, как только поднимается занавес, начинается особая жизнь, и мы переживаем радости и печали, наблюдая ее.

- А как называются люди, играющие в спектаклях? (Актеры.)

- А кто ещё может играть в спектаклях? (Животные, куклы.)

- Как называется театр, где артисты – куклы? (Кукольный театр.)

- Вам, ребята, наверное, интересно узнать, когда и в какой стране возник кукольный театр? Но этого никто не знает, потому что куклы появились в незапамятные времена у всех народов мира. Кукол делали из глины, дерева, соломы, ниток и хлопчатобумажных тканей. Все дети играют с куклами, а ведь это тоже своего рода кукольный театр.

Взрослые в древние времена делали фигурки, изображающие богов – Солнца, воды, войны, охоты и даже петушиного пения, и поклонялись им.

Но постепенно с куклами стали разыгрывать сказки, басни, разные смешные истории.

- Ребята, а кто был главным героем сатирических сценок в кукольном театре? (Петрушка.) Верно, а в Германии этого героя звали Ганс Вурст, а в Англии – Панч, во Франции – Полишинель, В Италии – Пульчинелла, в Чехии – Кашпарек. Вот видите, кукольный театр существовал давно и во всех странах. Но и сейчас кукольный театр не потерял своего значения. В кукольных театрах теперь работают настоящие актеры, играет оркестр. Кукол же делают в специальных мастерских. И мы с вами сегодня будем мастерами кукол.

В России народ издавна любил веселые представления бродячих актеров – скоморохов и кукольный театр Петрушки.

Путешествие в кукольный театр.

- Представьте себе, что мы с вами на ярмарке. Звучит веселая музыка, кругом улыбчивые лица, шутки, смех, кружится карусель. Слышите? Нас зовут куда-то! Это кукольный театр Петрушки зовет нас на представление! Скорее туда!


Появляются дети с игрушками – дергунчиками: Петрушка (П), мужик (М) и лошадь.

- Начинается представление! Почтеннейшая публика, вам всем на удивление! Как Петрушка лошадь купил!

П.: Эй! Продается животное?

М.: Смотря какое!

П.: Да вот эта кляча!

М.: Какая тебе кляча? Отличный конь! Чего стоишь тут, коня закрываешь от покупателей? Иди-иди!

П.: Я бы постыдился такую тощую клячу, как эта, людям предлагать! Ай-яй-яй! Да её даром не возьмут. Сколько просишь-то?

М.: Двести!

П.: да ты что?! Я ее и за сто не возьму! Ее, бедную, ноги еле держат, кожа да кости!

М.: Ты, рыжий, уйди отсюда лучше, не зли меня…

П.: Да, ладно, ладно, так уж и быть – возьму твоего коня-старичка, за сто.

М.: Нет, 180!

П.: 110!

М.: 170!

П.: Нет, 120!

М.: 160! Не меньше!

П.: Только за 150!

М.: Я сказал 160!

П.: Ой-ой-ой! Ну ладно! Бери свои 155 тысяч!

М.: (Погрозив Петрушке, уходит.)

(Петрушка остался с лошадью, садится верхом да подпрыгивает: «Иго-го-го!». Лошадь бьет копытами, Петрушка падает на сцену. Все артисты выходят на сцену, выводят своих кукол и кланяются.)

- Ну-ка, покажите, что умеют ваши куклы? (По очереди артисты показывают, какие движения умеют делать куклы.)

- Спасибо вам за представление.

А нам пора на занятие.

 

2.2. Знакомство с новой темой занятия.

- Итак, ребята, мы сегодня с вами изготовим игрушку-дергунчика – лошадь.

Игрушка-дергунчик состоит из нескольких деталей: основа – туловище; подвижные детали - руки, ноги, они крепятся к туловищу. Чтобы руки ноги могли двигаться, нужно соединить ниткой или проволокой – в этом секрет движения и механизм игрушки. После соединения наша игрушка оживет.

Ребята, а что вы знаете о лошади?

Лошадь, это очень доброе подвижное, крепкое и выносливое животное. Лошадь по природе травоядное животное.

Лошадь – помощник человека. Лошадь кормила, лошадь пахала, лошадь поила, лошадь воевала, лошадь участвовала в спортивных соревнованиях и формировала в человеке представления о прекрасном. Всё это - лошади продолжают делать и сейчас.

А скоро наступит новый 2014 год - символом которого является синяя лошадь. И лошадку которую вы сегодня сделаете, можете подарить своим друзьям, родственникам.

 

2.3.Повторение инструктажа по ТБ с материалами и инструментами на занятии.

- Ребята, для того, чтобы сделать игрушку, нужно знать какие инструменты во время работы нам пригодятся (ребята отвечают – ножницы, шило, игла)

- Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:

Передавать только кольцами вперёд. Не держать ножницы остриём вверх. Резать материал только за столом.

- ТБ с иглой:

Храни иглу в определённом месте. Не вкалывай иглу в одежду, не бери в рот. Сломалась игла, сдай педагогу.

- ТБ с шилом:

Храни инструмент в безопасном месте. Работай только на подкладной доске. Делай прокол, вращая ручку вправо, влево.

- И ещё нужно соблюдать общие правила.

1. Хорошо устроенное рабочее место сделает твой труд более приятным.

2. Постоянно поддерживай порядок на рабочем столе.

3. Не мешай товарищу.

4 . После работы убери рабочее место.

 

2.4. Физкультминутка.  

Ты скачи, скачи, лошадка

Ты скачи, скачи, лошадка, («Ходьба» сидя, высоко поднимая колени с рывковыми движениями руками назад («вожжи»).)

Скок, скок, скок, скок. (Четыре раза поднять и опустить согнутые ноги вперед, руки согнуты вперед.)

По дорожке ровной, гладкой, (Повторить ходьбу.)

Скок, скок, скок, скок. (Повторить поднимание ног.)

Ты скачи все прямо, прямо, (Повторить ходьбу.)

Скок, скок, скок, скок. (Повторить поднимание ног.)

Мимо дома, стой — тут яма, (Повторить ходьбу, на слове «стой» - прогнуться и соединить лопатки, руки согнуты в стороны.)

Цок, цок, цок, тпру. (Откинуться назад на парту, руки в стороны, расслабиться.)

 

2.5. Работа с технологической картой изготовления игрушки дергунчика – лошади (Приложение №1) .

  • а) Копируем чертеж на картон.
  • б) Раскрашиваем переведенный чертеж.
  • в) Вырезаем готовые раскрашенные детали.
  • г) Соединяем детали при помощи проволоки.
  • д) Вдеть нитку в иголку и закрепить детали по схеме. Все детали должны свободно двигаться.

Практическая работа обучающихся

1. Работаем по технологической карте: переводим, раскрашиваем, вырезаем, проводим оформление и сборку. 

2. При выполнении работы обратить внимание на экономное и рациональное использование материала, аккуратность, эстетическое оформление работы. 

3. Подведение итогов занятия.

- Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими получились наши работы? (Ребята отвечают – красивые, аккуратные, интересные, смешные и т.д.)

- Какие качества вам потребовались при работе? (Ребята отвечают: трудолюбие, аккуратность, внимательность, дисциплина, организованность, ответственность, творчество и т.д.)

- Молодцы ребята!

Вот закончился урок,

Всё убрать нам нужно в срок

Мусор быстро собери,

И порядок наведи.

- Вот и подошло наше занятие к концу, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Изучали? Что интересного вы узнали? (ответы детей).

- Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу.

Список используемой литературы

•  И. Сапунков, мастер-игрушечник, фото В. Пирожкова. Журнал "Наука и жизнь" №3, 2005.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение