Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Внеклассная работа

Ручко Лариса Сергеевна

Ток-шоу «Снимаем маски!»

Какие маски можно снимать в конце лагерной смены?

Общеизвестно, что смена в загородном детском лагере для ребенка (а может быть и для взрослого) это – в определённом смысле «маленькая жизнь». Лагерная смена позволяет показать себя с неизвестной стороны, проявить скрытые черты, прожить «жизнь», непохожую на привычный способ существования. Кроме того, собственная культура отдельного значительное время существующего лагеря, уникальный мир складывающихся отношений, легендарная основа тематической программы усиливают ощущение сказки, в которой каждый участник исполняет определённые роли, как бы надевая различные маски. Но смена заканчивается и подростка – участника смены ждет та реальность с массой иных не-лагерных атрибутов.

Особенностью лагеря ролевых игр «Кентавр» является использование в каждодневном и повседневном общении всех со всеми игровых имен. Конечно, срывы (переход на настоящие имена) происходят часто и никак или почти никак не преследуется. Однако в лагере существует неписанная договоренность придерживаться в деловом – официальном (читай игровом) общении игровых имен. Участники смены (взрослые и дети) выбирают игровые имена в первые дни. Избранное игровое имя это очень интересная проекция – желательный образ Я, шанс сознательно примерить на себя иную маску, прожить смену несколько по-другому, чем обычно. Игровое имя отображает желаемый образ личности, его принятие символизирует начало игровой «жизни» ребёнка. Важной задачей в итоговый период смены становится проведение своеобразной черты – между игрой и реальностью, символическое завершение игры.

Для решения задачи перехода от «лагерной жизни» к «жизни не-лагерной» (нормальной) в заключительный день смены проводится ток-шоу «Снимаем маски!» .

В ходе ток-шоу предполагается обеспечить живое и эмоциональное общение всех участников программы. Взрослые и подростки в ходе ток-шоу могут увидеть друг друга не только как участников смены (героев «игры-эпопеи»), но и как людей со своей историей, своими жизненными событиями, интересами и увлечениями.

Вместе с тем, ток-шоу «Снимаем маски» помимо своего основного назначения – обеспечения «выхода» участников из игры, позволяет создать особое ощущение эмоционального единства детей и взрослых, принадлежности к общей культуре лагеря ролевых игр «Кентавр».

Непосредственно форма ток-шоу (от англ . talk show, от talk - говорить, беседовать и show - показ, демонстрация) это - диспут, обсуждения какого-либо вопроса, в которых принимают участие приглашенные специалисты и случайные зрители. Можно сказать, что проведение любого ток-шоу требует:

•  наличие актуальной или актуально поданной проблемы, задающей содержание разговора (вопросы и ответы);

•  участников ток-шоу (ведущие, герои ток-шоу, зрители, эксперты);

•  оформления места проведения дела (художественного и музыкального);

•  регламента дискуссии (определение времени и приёмов организации общения, выраженных в существующем сценарии);

•  необходимого для реализации ток-шоу материально-технического обеспечения.

Содержанием ток-шоу «Снимаем маски» является обыденная (за пределами лагеря) жизнь героев смены, её разработчиков: имя и фамилия человека, место проживания, сфера деятельности, интересные факты биографии, планы на будущее. Особый интерес к имени проявляется по отношению к педагогам.

В игровой смене лагеря «Кентавр» главная интрига ток-шоу «Снимаем маски» заключается в разрешении споров и предположений, относительно настоящего имени педагога. Вместе с тем, информация о ребятах - главных героях игры является не менее актуальной. Конечно, в ходе программы во временных детских объединениях находится время для разговоров друг о друге. Но сама игра построена таким образом, что ребята много и интенсивно общаются. К моменту окончания программы большинство участников знакомы друг с другом, а главных героев игры знает практически каждый. И каждый участник хочет узнать подробности их настоящей жизни.

Ток-шоу «Снимаем маски!» это мероприятие, рассчитанное на всех участников смены. Ведущими шоу являются педагоги (как правило, один или два человека), основными героями мероприятия являются как взрослые, дети, так целые группы (временные детские объединения). Экспертами выступают сами герои ток-шоу, поскольку информацию про них лучше их самих никто не знает.

Как правило, мероприятие проходит днём. Место проведения мероприятия может быть как открытым (эстрада, площадка на улице), так и закрытым (актовый зал, клуб), но оно должно обязательно включать сцену и место для размещения зрителей.

Характер художественного и музыкального оформления может соответствовать одному из возможных контекстов, которые можно условно назвать так: «Интрига дня» и «От всей души». Контекст мероприятия «Интрига дня» предполагает авантюрность хода мероприятия, оглашение неожиданных вопросов, обсуждение острых тем. Здесь для оформления используются яркие краски, насыщенные тона, быстрый темп музыки, мажорность используемых композиций. Контекст мероприятия «От всей души» предполагает лирическое настроение, вызванное предстоящим прощанием, а так же создание ощущения тепла и уюта в общении. Для этого используется несколько иной характер оформления: лёгкость и простота в визуальном отношении, мелодичность и напевность - в музыкальном.

В целом, в оформлении зала возможно использование символики лагеря, смены, разделение пространства сцены на смысловые зоны. Обычно ток -шоу «Снимаем маски» проходит за час - полтора.

Как подготовить прощальное ток-шоу.

Рассматриваемая форма мероприятия требует особенной организации регуляции эмоционального состояния участников, поскольку основная задача ведущего ток-шоу – это вызов ответной реакции зрителя на обсуждение актуальных тем. Важно обратить внимание на создание эмоционального настроя в детских группах до начала непосредственного действия, на формирование ощущения важности и уникальности предстоящего события. Это может происходить с помощью подготовки группами участников различных заданий:

•  представить образ-ассоциацию на свою группу,

•  написать 10 вопросов, обращённых к педагогам программы;

•  дать устную характеристику одному из представителей своей группы, и .т.д..

Важную роль в успехе ток-шоу играет предварительный настрой участников, который целесообразно проводить в составе временного объединения. Лучше всего педагогу самому рассказать о предстоящем событии или попросить сделать это старшеклассников, приезжающих в лагерь не в первый раз.

Для создания эмоционального настроя непосредственно перед началом ток-шоу целесообразно использовать такие приёмы, как игры со сцены, «танец с залом», «песенный марафон». Большим потенциалом для поднятия настроения обладает игра с залом «Буря эмоций». Для этой игры заранее готовятся таблички с надписями: «смех», « WOW !», «у-у-у-у-у», «аплодисменты», «овации». Игра «Буря эмоций» состоит в разыгрывании со зрительным залом реакций, в соответствии той или иной таблички.

Проведение ток-шоу.

В монологе ведущего ток-шоу «Снимаем маски» должно быть обозначен смысл мероприятия, ход предстоящего действия, представление главных лиц, правил разговора(уважение к личности, корректность в высказываниях, краткость изложения). В случае, когда ведущий строит диалог со зрителями, он задаёт вопросы в первую очередь тем участникам, которые уже неоднократно были на программе.

Началом ток-шоу может быть творческое представление педагогического коллектива. В этом случае педагогами используются стихи, песни, театральные миниатюры, отвечающие теме «окончания игры».

Или вот такие строки:

«Игра закончена – спрячь ножны в свой клинок,

Окончен бой – гасите свет, тушите свечи,

Над костерком последний теплится дымок.

Игра игрой – тень опускается на плечи.

Ворота заперты, и тихо на постах.

И щит не в ножнах, а валяется в палатке,

Мы все ножами расписались на местах,

Где утром полегли в последней схватке.

Воспоминаний будет много, ярких снов,

Часы, года и сотни лиц нам в продолженье,

Здесь больше нет зеленых пацанов –

Они остались в прошлых отраженьях».

Представление героев ток-шоу «Снимаем маски» - это особый момент в ходе мероприятия. Необходимо учитывать, что большинство участников смены воспринимают исполнителей главных ролей игры и педагогов достаточно обыденно. Поэтому презентация героев шоу должна быть яркой, необычной (можно использовать интересную информацию, творческую форму подачи этой информации). Так, ощущение «шоу» создаётся с помощью интерактивного взаимодействия со зрителями, когда звучат рифмованные загадки о педагогах. Стихотворный текст читает ведущий мероприятия, а заключительное слово – имя героя ток-шоу – произносят зрители.

Необходимо отметить, что для обеспечения динамичности хода мероприятия и содержательности организованного диалога, на сцену лучше одновременно приглашать не более 10-12 человек. Большой педагогический коллектив желательно разделить на группы (по принадлежности к центру или по исполняемым функциям), а затем осуществлять беседу отдельно с каждой группой. При этом желательно использование разнообразных приёмов организации беседы. Такими приёмами могут быть проведение игры «Верю-не верю», «Свободный микрофон», блиц-опрос участников.

•  Игра «Верю - не верю». Организаторами заранее готовятся вопросы о каждом из героев ток-шоу, отражающие их достижения в реальной жизни и вымышленные события. Каждый вопрос начинается со слов «верите ли вы, что». Вопросы адресуются временным детским объединениям (по 3-4 вопроса каждому объединению). За правильный ответ начисляются баллы. А герои более подробно рассказывают об информации, содержащейся в вопросе. Временному детскому объединению, получившему больше всех баллов, дарятся памятные сувениры. Примеры вопросов:

•  Верите ли вы что С. 27 раз прыгал с парашютом?

•  Верите ли вы, что Р. стала победителем Всероссийского фестиваля студенческого творчества, проходившего в Москве?

•  Верите ли вы, что этот человек в мае этого года записал альбом собственных музыкальных композиций в стиле «рэп»?

•  «Свободный микрофон». Вопросы готовятся заранее в группах и адресуются тем людям, которые им интересны или которые определяются по жребию. Вопросы должны быть краткими, интересными, обращёнными к реальной жизни героев ток-шоу. Задают эти вопросы сами участники временных детских объединений. В целом достаточно ответов на 7-10 вопросов. В случае, если ответы звучат кратко и по существу, количество заданных вопросов может вырасти до 15.

•  Блиц-опрос. Материалом для блиц-опроса так же являются заранее приготовленные вопросы героям ток-шоу от временных детских объединениях. Организаторы собирают вопросы от детей и составляют топ-лист самых ярких и интересных 15-ти вопросов. Задаёт эти вопросы ведущий мероприятия, обозначая авторов вопроса и адресата.

Отсюда возникает ограничение на количество предполагаемых вопросов для отдельного человека как от лица ведущего, так и от лица зрителя. Для повышения интенсивности беседы желательно озвучивать не более двух вопросов каждому герою. Этот регламент строго поддерживается ведущим ток-шоу, и именно от него зависит общая продолжительность мероприятия.

Подведение итогов смены, награждение.

Еще один важный аспект окончания смены состоит в том, чтобы участники программы смогли соотнести свои представления о тех днях и событиях, представления друг о друге.

Для решения этой задачи можно использовать игру в ассоциации. Ведущий ток-шоу предлагает вожатому написать, а ребятам из этого детского коллектива посовещаться и выбрать любое слово, с которым ассоциируется их отряд. Затем ведущий забирает у вожатого листок с заветным словом и просит отряд произнести вслух свой вариант, после этого ведущий зачитывает версию вожатого. Ведущему здесь следует прокомментировать степень совпадения слов. Как показывает опыт, совпадение называемых слов-ассоциаций вызывает неподдельный восторг у взрослых и ребят.

Результат смены может быть оформлен участниками с помощью рисунков, индивидуальных надписей на специально отведённых для этого листах («Стена гласности»), в открытом письме лагерю, в создании «памятника приобретённому качеству». Представление творческих работ групп может быть включено в ход ток-шоу, а может быть вынесено за рамки имеющегося сценария.

Особым моментом ток-шоу является выражение благодарности. Педагоги могут адресовать слова благодарности к детским объединениям, а так же к отдельным ребятам и взрослым. Краткие речи участников смены могут также содержать в себе оценку наиболее значимых достижений смены, пожелания на будущее. Выступление детских объединений могут носить творческий характер. Можно предложить отрядам сделать «подарок» для значимых людей (рисунок, стихотворение, песня, поделка, легенда). Поскольку выражение отношения – это процесс достаточно открытый, искренний и не всегда соответствующий имеющемуся состоянию человека, организаторы мероприятия могут не включать решение этой задачи в общий процесс ток-шоу.

Одним из знаковых моментов ток-шоу «Снимаем маски» является обмен активными участникам программы игровых регалий на значки с эмблемой смены. Это символическое действие позволяет представить главных героев игры и совершить своего рода «выход» из контекста игровых отношений, поскольку передача символов позволяет ребёнку ощутить окончание исполнения игровой роли, а названное вслух настоящее имя обозначает окончание игры.

Те же самые действия производят педагоги лагеря. Ведущий ток-шоу называет реальные имена и фамилии педагогов. Те, в свою очередь выходят на поклон, совершив ритуальное действо: снимают элемент игрового костюма (плащ, бандана и т.п.) , символизирующего «маску».

Итогом ток-шоу служит заключительное выступление руководителя программы (заместителя директора лагеря, старшего вожатого). В этом выступлении подводится краткий итог прошедшей смене, звучат персональные приглашения лучшим участникам программы.

Исполнение гимна обозначает окончание программы. Гимн (гимны) по традиции исполняются всеми участниками стоя, что придает торжественность финала мероприятия. Можно порекомендовать после такой точки – стильную организацию выхода участников мероприятия из зала, где только что все происходило. В «Кентавре» сложилась такая система, когда после последних аккордов гимна, ведущий называет какое либо временное детское объединение и приглашает их на выход, затем второе, третье. Например: «Зал Королевского дворца покидает племя песчаных камней» или «Наш зал покидает замечательная команда, которая называлась в игре «Звездный экипаж». Организация выхода таким образом поможет предотвратить разрушение настроения из-за давки, ненарочных толков ребятами друг друга. 

___________________________________________________________________

Исследование и издание его результатов осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного Фонда (РГНФ), проект №04-06-00222а.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение