Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
RightPrint - все более необходимы магнитные карты.

Учебное оборудование и учебные пособия

Пашканова Наталья Александровна
воспитатель Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса, аспирант кафедры социальной педагогики Костромского госуниверситета

 

Методическая разработка встречи

«Живая память», посвященной 15 февраля –
Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках».

Пояснительная записка.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В.И.Далю слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник». В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. Патриотическое воспитание, на наш взгляд, должно осуществляться в процессе включения учащихся в активную деятельность и может быть реализована с помощью многообразных форм и методов.

В Костромском Государя и Великого Князя Михаила Федоровича кадетском корпусе существует система ключевых дел, содержание которых, так или иначе, способствует воспитанию патриотических чувств учащихся: Торжественная клятва кадет, День открытия кадетского корпуса, День выпуска из кадетского корпуса, военно-полевой выход, участие кадет в праздновании 9 Мая и др. В их числе и цикл классных часов «Есть такая профессия – защищать Родину».

Традиционная встреча «Живая память», посвященная Дню памяти 15 февраля, проводится в Костромском кадетском корпусе в течение трех лет в различных формах. По предлагаемому сценарию впервые она была запланирована после проведения классного часа, посвященного Дню Победы 9 Мая. Классный час являлся составной частью цикла по истории российского воинства и истории кадетских корпусов России, проводился у Вечного Огня в форме музыкально-поэтической композиции. Мероприятие прошло на эмоциональном подъеме, пробудило чувство сопричастности к событиям прошлого и желание приобщиться к событиям настоящего времени. Воспитанники выступили с инициативой проведения встречи с ветеранами войны в Афганистане, участниками боевых действий в Чечне и Югославии, выразив желание познакомиться с героями и ветеранами военных событий недавнего времени, которые живут рядом. В процессе подготовки к встрече «Живая память» в кадетских классах были проведены классные часы, в содержание которых положены факты и события войны в Афганистане. В ходе обсуждения учащиеся сами сформулировали проблему, которая легла в основу встречи «Живая память»: было ли необходимым участие советских и российских войск в войнах и вооруженных конфликтах; каково соотношение между воинским долгом и необходимостью применения военной силы для решения политических проблем.

Цель: воспитывать патриотические чувства учащихся кадетского корпуса.

Задачи: 1. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности.

2. Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям.

3. Развитие у учащихся умений аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Участники: воспитанники Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса, ветераны войны в Афганистане, военных действий в Чечне, Югославии.

Место проведения: военно-исторический центр Костромского филиала военного университета радиационной, химической, бактериологической защиты.

Ход встречи:

Чтец : Всякому хочется жить. Но бывает, поверь, -
Жизнь отдают, изумиться, забыв дешевизне.
В безднах души просыпается зверь.
Темный убийца. И помысла нету о жизни.
Гибель стояла в бою у тебя за плечом…
Ты не боялся ее. И судьбу не просил ни о чем.
Что нам до жизни, коль служит расплатою Честь,
Та, что рубиться заставит и мертвые руки.
Что нам до смерти и мук, если есть
Ради кого принимать даже смертные муки?
Тех, кто в жестоком бою не гадал, что почем,
Боги, бывает, хранят и своим ограждают мечом.
Кончится бой, и тогда только время найдешь
Каждому голосу жизни как чуду дивиться.
Тихо баюкает дерево дождь.
Звонко поет, окликая подругу, синица.
Вешнее солнце капель пробудило лучом…
Павших друзей помяни.
И живи. И не плач ни о чем…

1 ведущий: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.

2 ведущий: Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

Песня «Рассказ ветерана» (исп. кадет В.Смирнов).

1 ведущий: 15 февраля – особый день для тех, кто сегодня присутствует на нашей встрече. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана.

2 ведущий: Прошло уже более 10 лет с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары войн, где необходимо присутствие российского солдата. И для участников вооруженных конфликтов в Чечне этот день стал днем памяти.

1 ведущий: На нашей встрече присутствуют: участник военных действий в Афганистане, председатель общественной организации ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и локальных конфликтах полковник запаса Иванов Д.И. ; участник военных действий в Афганистане, подполковник Астафьев Р.Р.; участник военных действий в Афганистане, учитель школы № 35 г. Костромы подполковник запаса Карпов Г.А; участник военных действий в Афганистане, подполковник запаса Белавин Ю.Р.; участник военных действий в Чечне, командир роты курсантов капитан Барченко А.Б.; участник военных действий в Чечне, командир роты кадет капитан Смирнов С.Н.; участник военных действий в Чечне и Таджикистане, командир взвода курсантов ст. лейтенант Корегин А.С.; ст. прапорщик запаса ВДВ, исполнитель военных песен Пухов Ю. В.

Чтец: Наши судьбы текут, как ручьи,
Как прибрежный песок.
Что – песчинка, что – капля?..
И все-таки в жизни не раз
Каждый делает выбор.
И выбор порою жесток.
Даже если судьба королевств
Не зависит от нас.
Если Зло и Добро
В откровенной схватились борьбе
И последним пророчествам
Сбыться мгновенье пришло,
Загляни в свою душу:
Что вправду милее тебе,
Что влечет тебя с большею силой –
Добро или Зло?
А потом присмотрись, кто силен и наденет венец,
А кого проклянут и навеки забудут, как звать.
И опять загляни к себе в душу: хорош ли конец?
И спроси себя снова: неужто охота встревать?
Что за радость – безвестно погибнуть в неравном бою?
Может, спрятать глаза, ведь уже никого не спасти?..
Мало толку в геройстве, которого не воспоют…
Время лечит,– однажды и сам себя сможешь простить.
А еще, ты поверь, так бывает, нет хуже врагов,
Забывающих в битве жестокой про всякую честь,
Чем стоящие, тот и другой, за Добро и Любовь…
Где меж ними различье? С кем правда? Кого предпочесть?
…А потом победитель устало опустит свой меч:
Враг стоит на коленях, и мир не постигла беда…
И раздастся приказ: «Всем ослушникам головы с плеч».
С кем пребудет твой выбор, мой доблестный друг?
С кем тогда?…

1 ведущий: Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?

2 ведущий: Именно поэтому сегодня мы приглашаем к разговору два поколения: ветеранов – участников войн в Афганистане, Чечне, и нас, кадет Костромского кадетского корпуса, будущих защитников Отечества. Разрешите объявить минуту молчания в память о погибших воинах.

Объявляется минута молчания в память о погибших.

Ведущий делит зал на 4 сектора и дает разъяснения позициям, по которым будет предложено вести обсуждение:

•  «Нет, в этом не было смысла».

•  «Я не знаю, зачем и кому это нужно».

•  «Да, это было необходимо».

•  «Это воинский долг и это не обсуждаемо».

Задача участников разговора: попытаться доказать именно ту точку зрения, которая определена данному сектору. В конце дискуссии желающим будет предоставлено слово для высказывания своего мнения независимо от того, в каком секторе он находится. Гостям предлагается высказывать свои суждения по ходу диспута.

Звучит песня в исп. Ж.Бичевской «Я не знаю, зачем и кому это нужно…»

1 ведущий: на этот вопрос, зачем и кому это нужно, наверное, не может быть однозначного ответа. Прошу высказаться тех, кто представляет данную точку зрения… (после выступлений ведущий подводит итог сказанному).

Звучит песня в исп. кадет «За того парня» (муз. М.Фрадкина, сл. Р.Рождественского).

2 ведущий: в обсуждении прозвучала мысль о том, что жертвы этих войн напрасны. Как нельзя лучше, позицию этого сектора выражают следующие строки:

Что теперь с нами стало, как Россия устала.

И какая еще ждет Россию война?
Мне не хочется крови и не надо нам славы,
Нас так мало осталось, а Россия одна…
(обсуждение точки зрения «Нет, в этом не было смысла….»).

2 ведущий : Стихотворение «70 выше 0», прочитанное в офицерском дневнике своего отца-участника войны в Афганистане подполковника запаса Пономарева А.Н. читает кадет Пономарев М..

1 ведущий: Итак, предлагаем к обсуждению следующую точку зрения: «Да, это было необходимо».

В исп. кадет звучит песня А.Розенбаума «Черный тюльпан».

1 ведущий: война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

2 ведущий: в русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга.

Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг, и это не обсуждаемо. Слово сектору «Это воинский долг и это не обсуждаемо».

После обсуждения звучит баллада «О двадцатилетних».

В исп.. Пухова Ю.В .звучит песня «Память».

1 ведущий: несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Они нравственно безупречны. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги.

2 ведущий: пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах», и попреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве солдат.

1 ведущий: жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути, тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.

2 ведущий: шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо столько и пройдет.

Ведущие благодарят гостей и участников встречи.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение