Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Управление образованием > Руководителю образовательного учреждения >

А.Н. Нестругин ,
начальник отдела Департамента надзорной деятельности МЧС России

Для обеспечения комплексной безопасности школ Минобрнауки России разработаны Единые требования к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года. При подготовке к проверке руководителю особое внимание следует уделить обеспечению противопожарной безопасности.

В целях ежегодной подготовки образовательных учреждений (далее – ОУ) к новому учебному году и обеспечения их комплексной безопасности разработаны и доведены (в совместном письме от 12.03.2008 Роспотребнадзора № 05/2050­8­23, МЧС России № 43­828­19 и Минобрнауки России № АФ-102/09 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году" (далее – совместное письмо)) до руководителей органов управления образованием: порядок организации работы в сфере обеспечения комплексной безопасности ОУ, формы сбора сведений о ее состоянии, а также типовой перечень мероприятий по подготовке ОУ к новому учебному году.

В развитие положений совместного письма издан приказ Минобрнауки России от 23.07.2008 № 213 "Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году". Также Минобрнауки России разработаны и согласованы с МЧС России, МВД России, ФСБ России, Минрегионом России, Минфином России и Ростехнадзором Единые требования к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года (далее – Единые требования) (приложение).

Единые требования включают в себя план мероприятий по созданию системы постоянного межведомственного контроля за безопасностью школ и других детских учреждений. Требованиями предусматривается проверка ОУ и их филиалов к началу учебного года комиссиями, в которые входят представители: ОУ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, МЧС России, МВД России, ФСБ России, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Рособразования.

К проверке ОУ могут также привлекаться представители:

  • коммунальных служб по: энерго-, тепло-, водоснабжению и водоотведению;
  • профессиональных союзов и их объединений;
  • комиссий по делам несовершеннолетних;
  • органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих функции в области охраны здоровья граждан (контроль: соответствия оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, лицензирования медицинской деятельности организаций здравоохранения);
  • государственной инспекции труда.

Перечень привлекаемых к проверке организаций может быть расширен, исходя из особенностей субъекта РФ. Он определяется непосредственно при создании комиссии.

В рамках подготовки ОУ к началу учебного года, 29 мая 2009 г. состоялось совместное селекторное совещание представителей МЧС России, Минобрнауки России, МВД России, ФСБ России, Минрегиона России, Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзора и Ростехнадзора, на котором были обсуждены вопросы противопожарного состояния ОУ.

Меры, предпринимаемые совместными усилиями МЧС России, Минобрнауки России, Рособразованием, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, позволили в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) уменьшить: на 25% – количество пожаров в ОУ (с 577 до 432 случаев); в 2,4 раза – число погибших на пожарах (с 12 до 5 чел.); в 3 раза – число травмированных (с 64 до 20 чел.) и не допустить гибели детей.

За период с 1 сентября 2008 г. по 30 апреля 2009 г. (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего учебного года) количество пожаров в ОУ сократилось на 24% (с 348 до 263 случаев), число погибших на пожарах людей снизилось в 6 раз (с 12 до 2 чел.), число травмированных уменьшилось более чем в 12 раз (с 74 до 6 чел.). Гибели детей также не было допущено.

Следует отметить, что устойчивая тенденция по снижению количества пожаров и погибших людей на данных объектах прослеживается на протяжении последних 5 лет.

В 2008 г. по результатам проверок ОУ органами государственного пожарного надзора было:

  • выдано более 53 тыс. предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • привлечено к административной ответственности более 32 тыс. должностных и 7 тыс. юридических лиц;
  • направлено в суды 2377 материалов для принятия решения о приостановке работы объектов в целом и 1364 материала – о приостановке функционирования отдельных помещений, на основании которых судами принято 1794 решения об административном приостановлении деятельности объектов и отдельных помещений.

Огромный общественный резонанс вызвало размещение на сайте МЧС России и в федеральных СМИ "черных списков" объектов, на которых государственные инспекторы по пожарному надзору выявили грубейшие нарушения требований пожарной безопасности, создающие непосредственную угрозу жизни людей, и по которым судами приняты решения о приостановлении их эксплуатации.

Несмотря на принимаемые меры по повышению пожарной безопасности ОУ , 1 сентября 2008 г. 2420 школ или 4,3% от общего их количества органами государственного пожарного надзора приняты не были. Наибольшее их количество располагалось в Центральном (743), Сибирском (511) и Южном (248) федеральных округах. Для сравнения, в 2007 г. и 2006 г. по этим причинам не были приняты соответственно 8% и около 20% школ.

Значительная часть указанных объектов до настоящего времени не оборудована системами противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения и дымоудаления). В достаточной мере не финансируются мероприятия режимного характера: периодическая обработка строительных конструкций огнезащитными составами, перезарядка огнетушителей и т. д. В ряде школ опрошенные директора и персонал учебных заведений, а также учащиеся не знают требований правил пожарной безопасности. Не во всех ОУ проводятся систематические тренировки по эвакуации детей.

Вышеназванные и другие нарушения выявляются нередко в период работы комиссий, фактически перед самым началом нового учебного года, и на их устранение не остается времени.

Не смотря на общую тенденцию снижения количества пожаров, за текущий учебный год зафиксировано увеличение их количества в ОУ: Тюменской (с 1 до 6) и Астраханской (с 0 до 4) областей, в Удмуртской Республике (с 2 до 8) и в Ханты-Мансийском автономном округе (с 1 до 4).

Основными причинами пожаров были: неосторожное обращение с огнем – 39%, нарушение правил эксплуатации электрооборудования – 30%, поджоги – 14%.

В 14 субъектах РФ отмечено увеличение числа пожаров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за детской шалости с огнем. Так, например, в Чеченской Республике отмечено увеличение числа таких пожаров на 240%, в Томской области – на 75%, в Республике Дагестан – на 57,1%, в Нижегородской и Свердловской областях – на 16,7%, в Новгородской области – на 12,5%, в Брянской области – на 7,7%.

Это свидетельствует, прежде всего, о том, что в этих субъектах не уделяется должного внимания вопросам обучения мерам пожарной безопасности и, особенно, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

С наилучшей стороны в этом отношении можно отметить регионы, где число пожаров уменьшилось: Орловскую (-100%), Ярославскую (-81,8%), Курскую (-78,6%), Белгородскую (-72,2%), Кемеровскую (-70,0%), Вологодскую (-66,7%), Ивановскую (-66,7%) и Омскую (-63,3%) области, Республику Хакасия (-75,0%) и Красноярский край (-64,7%).

В качестве положительного примера можно привести ликвидацию пожара, произошедшего 28 мая текущего года в 12 ч 16 мин в здании школы № 422 Департамента образования г. Москвы. Вследствие поджога произошло загорание кресел и паркета в коридоре 3-го этажа здания. Благодаря тому, что сигнал о срабатывании пожарной сигнализации был выведен на пульт "01", а также слаженным действиям пожарных подразделений, сотрудников внутренних дел и персонала школы, удалось потушить возгорание на его ранней стадии и избежать жертв. Были спасены четверо детей, эвакуировано 85 чел., из них 65 детей.

По результатам селекторного совещания был подготовлен протокол, в котором отражены основные направления деятельности, включающие в т. ч. следующие:

  1. Продолжить работу по выполнению Плана первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений, добиться устранения в полном объеме выявленных в ходе проверок недостатков, а также организовать деятельность по проведению проверок ОУ к началу учебного года в соответствии с Едиными требованиями.
  2. Инициировать рассмотрение на заседаниях комиссий по ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъектов РФ вопросы обеспечения пожарной безопасности ОУ с заслушиванием руководителей, в чьем ведении имеются объекты, находящиеся в неудовлетворительном противопожарном состоянии.
  3. Обеспечить проверку работоспособности систем противопожарной защиты, внутреннего и наружного противопожарного водопровода с составлением соответствующих актов.
  4. Обеспечить строгое соблюдение противопожарного режима в ОУ при проведении торжественных мероприятий, связанных в т. ч. с выпускными вечерами, а также в школах, на базе которых организован летний оздоровительный отдых детей. Взять на особый контроль обеспечение пожарной безопасности в специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся с отклонениями в развитии и в школах-интернатах.
  5. В каждом субъекте РФ с руководителями учебных заведений на базе одной из школ организовать проведение показательных занятий по обучению правилам и нормам пожарной безопасности. В сентябре и далее ежеквартально организовать проведение в ОУ практических тренировок по эвакуации учащихся.
  6. Используя опыт Центрального федерального округа, провести во всех федеральных округах РФ учебно-методические сборы с ректорами высших учебных заведений по вопросам обеспечения пожарной безопасности ОУ.
  7. Организовать работу Комиссий по приемке ОУ к новому учебному году с 1 июля до 31 августа.
  8. Обеспечить до начала нового учебного года разработку деклараций пожарной безопасности ОУ и их представление в территориальные органы МЧС России.
  9. Исключить случаи подписания актов готовности ОУ при наличии нарушений требований пожарной безопасности, непосредственно влияющих на безопасность людей при пожаре. При выявлении нарушений использовать в полной мере права, предоставленные государственному пожарному надзору.

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к организации проведения проверок образовательных учреждений
к началу учебного года

Единые требования к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года подготовлены в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17.10.2008 № АЖ-П44-6246 и в развитие совместного письма Минобрнауки России, МЧС России, Роспотребнадзора от 12.03.2008 № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23.

1. В целях обеспечения безопасности обучающихся в образовательных учреждениях рекомендуется проводить проверки образовательных учреждений к началу учебного года в следующем порядке.

1.1. Проверка образовательных учреждений, их филиалов к началу учебного года осуществляется комиссиями, в которые входят представители: органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования; органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; образовательных учреждений; МЧС России; МВД России; ФСБ России; Роспотребнадзора; Ростехнадзора и Рособразования (далее – межведомственная комиссия).

1.2. К проверке образовательных учреждений к началу учебного года могут также привлекаться представители:

  • коммунальных служб по направлениям: энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение;
  • профессиональных союзов и их объединений;
  • комиссий по делам несовершеннолетних;
  • органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих функции в области охраны здоровья граждан, осуществляющих контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, лицензирования медицинской деятельности организаций здравоохранения;
  • государственной инспекции труда.

Перечень привлекаемых к проверке организаций может быть расширен, исходя из особенностей субъекта РФ, и определяться непосредственно при создании комиссии.

2. В целях организации проведения проверок руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования:

2.1. Осуществляют мероприятия по:

  • разработке, утверждению и, при необходимости, согласованию с территориальными подразделениями МЧС России, МВД России планов своевременной качественной подготовки образовательных учреждений к началу учебного года;
  • организации подготовки образовательных учреждений к началу учебного года сразу после завершения учебного процесса.

2.2. Организуют и обеспечивают оценку готовности образовательных учреждений к началу учебного года.

Оценка проводится в соответствии с планом мероприятий конкретного образовательного учреждения и включает в себя проверку выполнения мероприятий типового перечня (плана) по подготовке образовательных учреждений к началу учебного года, приведенного в письме Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12.03.2008 № АФ-102/09/ 43-828-19/01/2050-8-23 (далее – мероприятия типового перечня (плана)), исходя из реального состояния дел с учетом перспективного планирования исполнения мероприятий типового перечня (плана), включая вопросы финансового, материально-технического и иных видов обеспечения в рамках бюджетного финансирования, реализации федеральных и региональных целевых программ и иных способов практической организации выполнения мероприятий типового перечня (плана).

2.3. Докладывают о результатах проверок главам субъектов РФ.

2.4. Ежегодно до 26 августа представляют в Рособразование и (копии) в учебно-методические центры по оценке степени защищенности сферы деятельности Минобрнауки России от чрезвычайных (кризисных) ситуаций и повышению квалификации руководителей, специалистов мобилизационных органов, гражданской обороны направления подготовки (специальности) "Безопасность жизнедеятельности", доклады о готовности образовательных учреждений к началу учебного года в соответствии с типовой формой доклада, приведенной в письме Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12.03.2008 № АФ-102/09/ 43-828-19/ 01/2050-8-23.

3. Минобрнауки России совместно с Рособразованием:

3.1. Обеспечивают сбор и обобщение сведений об оценке готовности образовательных учреж­дений к началу учебного года на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности в соответствии с типовой формой доклада о готовности образовательных учреждений к началу учебного года (далее – единая система информации).

3.2. Осуществляют взаимный обмен данными для ведения единой системы информации по состоянию образовательных учреждений по итогам проверок к началу учебного года.

3.3. Организуют и обеспечивают взаимодействие с МЧС России, МВД России, ФСБ России, Роспотребнадзором, Ростехнадзором, иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам информирования и обмена сведениями о состоянии готовности образовательных учреждений к началу учебного года, выработке согласованных мероприятий, направленных на совершенствование комплексной безопасности образовательных учреждений.

4. Проведение мероприятий по организации проверок образовательных учреждений к началу учебного года осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

При необходимости федеральный орган исполнительной власти осуществляет методическую и консультационную поддержку по применению настоящих Единых требований к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года.

Нормативные документы

  • Приказ Минобрнауки России от 23.07.2008 № 213 "Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году"
  • Письмо от 12.03.2008 Роспотребнадзора № 05/2050-8-23, МЧС России № 43-828-19 и Минобрнауки России № АФ-102/09 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году"

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение