Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Управление образованием > Руководителю образовательного учреждения > Финан-совая поддержка...

Г.В. Башкина,
зам. начальника Управления экономики
Минобразования России

Финансовая поддержка муниципальных общеобразовательных учреждений

В результате передачи учреждений общего образования в собственность органов местного самоуправления финансовое обеспечение этих учреждений должно осуществляться из бюджетов муниципальных образований. Действующим законодательством установлено, что органы местного самоуправления ответственны только за реализацию права граждан на получение основного общего образования (девятилетнего). Но на практике органы местного самоуправления являются также собственниками и учредителями учебных заведений начального общего и среднего (полного) общего образования (одиннадцатилетнего). Кто же несет ответственность за их финансовое обеспечение?
Надеемся, что материалы о структуре финансирования образовательных учреждений, которые публикует “Справочник руководителя ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО учреждения”, будут Вам полезны.

Сложилось такое положение, при котором школа оказалась вне государственной системы управления, а органы государственной власти субъектов федерации фактически устранены от ответственности за финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими основных общеобразовательных программ.

Бюджетный кодекс РФ закрепил процесс муниципализации учреждений общего образования, установил прямую зависимость финансирования расходов на организацию, содержание и развитие образовательных учреждений от собственника и соответствующего бюджета. Так, ст. 87 Бюджетного кодекса определяет, что финансирование учреждений, находящихся в собственности или ведении органов местного самоуправления, осуществляется исключительно из местных бюджетов. При этом подавляющее большинство муниципалитетов не обладают достаточной налоговой базой. Доходная часть их бюджетов на 50–80% формируется за счет трансфертов, поступающих из бюджета субъекта РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления расходования средств трансфертов и далеко не всегда приоритетом финансирования являются общеобразовательные учреждения.

Недостаточное финансирование общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении органов местного самоуправления, привело к возникновению долга перед работниками этих учреждений по выплате заработной платы.

Так, по состоянию на 17 октября 2002 г. задолженность по заработной плате (с начислениями) составила 5664 млн руб., в т. ч. только по статье "оплата труда" – 803 млн рублей. Из 89 регионов РФ отсутствует задолженность перед работниками образования только в 44 регионах.

В документах Государственного совета и Правительства РФ, одобривших Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г., предусматривается необходимость повышения статуса общеобразовательных учреждений, обеспечения выплаты заработной платы работникам этих учреждений из бюджетов субъектов РФ.

На решение этой проблемы направлен Указ Президента РФ от 28.12.2001 № 1501 "О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования".

Указом предусматривается, что в случае недостаточности средств в муниципальных бюджетах на финансирование общеобразовательных учреждений органы государственной власти субъектов РФ должны принять меры, направленные на выделение муниципальным образованиям субвенций на их финансирование соответствующих образовательных учреждений, в первую очередь, на выплату заработной платы учителям и иным работникам этих учреждений.

Министерство образования РФ, органы управления образованием субъектов РФ, ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ неоднократно поднимали вопрос о необходимости выделения субвенций на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений. Субвенция предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основах на определенные целевые расходы. Таким образом, средства, предназначенные для системы образования, не могут быть использованы ни на какие другие цели.

В соответствии с Указом разработан и в настоящее время находится на рассмотрении в Администрации Президента проект Федерального закона "О внесении изменении и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части финансирования общеобразовательных учреждений". Предлагается внести изменения и дополнения в Закон РФ "Об образовании", Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетный кодекс РФ.

Законопроект предусматривает разграничение компетенции РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении государственных гарантий гражданам на общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.

На РФ возлагается обеспечение государственных гарантий прав граждан РФ в области образования в целом. В т. ч. получение гражданами общего образования предусматривается осуществлять с помощью государственных образовательных стандартов, разработки на их основе образовательных программ, установления нормативов финансирования, финансовой поддержки субъектов РФ из федерального бюджета через соответствующие фонды (Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд софинансирования социальных расходов) и др.

В компетенцию субъектов РФ включается обеспечение государственных гарантий гражданам на общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. А также финансирование бесплатного общего образования путем установления в бюджетах субъектов РФ субвенций муниципальным образованиям на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими основных общеобразовательных программ.

Предусматривается, что в субвенцию включаются расходы на заработную плату работников муниципальных общеобразовательных учреждений (с начислениями), приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов) для обеспечения учебного процесса. При этом законом субъекта РФ утверждаются нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, на базе которых проводится расчет субвенций.

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению государственных гарантий гражданам на получение бесплатного общего образования в подведомственных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам, реализуемым в т. ч. за счет средств субвенций, переданных из бюджета субъекта РФ. Кроме того, за органами местного самоуправления сохраняется ответственность за финансирование расходов на поддержание и развитие материально-технической базы подведомственных общеобразовательных учреждений (капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, коммунальные расходы), расходов социального характера, a также право установления доплат, надбавок, увеличения нормативов финансирования при наличии собственных бюджетных средств в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.

Реализация такой схемы финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений будет осуществляться в пределах средств консолидированного бюджета субъектов РФ.

В 2000 г. расходы из консолидированных бюджетов субъектов РФ на финансирование общеобразовательных учреждений составили 77,0 млрд руб. Ожидается, что в 2002 г. эти расходы составят 140,2 млрд руб., а 2003 г. – 168,2 млрд руб.

Размер субвенций будет определяться на основе "Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими основных общеобразовательных программ".

Так, например, для расчета субвенций на 2003 г. можно рекомендовать следующие минимальные значения нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося:
• проживающего в городском населенном пункте – 4900 руб. в год;
• проживающего в крупном сельском населенном пункте – 5800 руб. в год;
• проживающего в ином сельском населенном пункте – 8800 руб. в год.

Окончательное решение о размере норматива принимает субъект федерации.

Предполагается, что проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части финансирования общеобразовательных учреждений" будет внесен в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента РФ.

Полный текст этой статьи читайте в журнале “Справочник руководителя образовательного учреждения” №1, январь 2003 г.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение