Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Управление образованием > Руководителю образовательного учреждения > Бухучет и налогообложение

Т.Н. Фильчагина,
советник начальника управления
по экономике образования
Южного окружного управления
образования ДО г. Москвы

Бухучет и налогообложение

Как избежать ошибок при составлении и исполнении сметы доходов и расходов? Каким образом должны строиться взаимоотношения учреждения с централизованной бухгалтерией и территориальными органами федерального казначейства? Есть ли преимущества самостоятельного ведения школой бухгалтерского учета? О том, как решаются эти вопросы в образовательных учреждениях Южного округа г. Москвы, пойдет речь ниже.

Самостоятельное ведение бухгалтерского учета: преимущества и проблемы

В последнее время в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами РФ и инструктивными документами Минобразования России органами управления образованием РФ и руководителями образовательных учреждений проводится активная работа по приведению образовательных учреждений в статус юридического лица.

Наличие статуса юридического лица у образовательного учреждения позволяет ему осуществлять финансово-хозяйственную деятельность на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий его самостоятельности, но при этом, естественно, возникают и проблемы. Руководитель образовательного учреждения, например, должен решить, что для школы лучше – ввести в штат должность бухгалтера или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии органов управления образованием; как организовать в образовательном учреждении документооборот, чтобы у территориальных органов федерального казначейства при ведении лицевых счетов для учета операций, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального бюджета, не возникало претензий.

Организация учетной работы

Согласно положениям Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” ( с. изм. и доп.; далее – Закон о бухгалтерском учете) руководитель образовательного учреждения несет ответственность за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (в т. ч. за их документальное оформление), своевременность представления первичных документов и бухгалтерской отчетности.

Кроме того, руководитель несет также ответственность и за организацию бухгалтерского учета в учреждении (вне зависимости от того, кто его осуществляет). В зависимости от объема учетной работы руководитель может, например, вести бухучет лично.

Однако у руководителя учреждения в огромной череде дел, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса, вряд ли найдется время заниматься учетной работой, поэтому в соответствии с Законом о бухгалтерском учете он может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемую главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии.

Если принято решение о заключении договора на ведение бухгалтерского учета с централизованной бухгалтерией (далее – ЦБ), то в дальнейшем учетной работой учреждения будут заниматься работники ЦБ.

В Москве при передаче на договорных началах в ЦБ ведения учета операций, осуществляемых в процессе исполнения расходов бюджета, в соответствующем территориальном органе федерального казначейства открывается один лицевой счет Централизованной бухгалтерии для всех учреждений, обслуживаемых ЦБ на основании заключенных договоров. В ЦБ учет операций ведется в разрезе каждого учреждения.

Необходимо учитывать, что ведение бухгалтерского учета через ЦБ имеет некоторые особенности, которые могут при определенных обстоятельствах оказать отрицательное влияние на организацию учетной работы в условиях приведения образовательных учреждений к статусу юридического лица.

Как правило, ЦБ территориально удалена от учреждения и, несмотря на наличие квалифицированных кадров в ЦБ, получить оперативную консультацию о законности планируемых финансово-хозяйственных операций невозможно.

Нередко учреждения представляют в ЦБ документы, подтверждающие проведение хозяйственных операций, но противоречащие по каким-либо причинам действующему законодательству в части оформления. Такие первичные документы не могут быть приняты ЦБ к исполнению, они возвращаются учреждению, к сожалению, иногда без объяснения причин возврата.

Это и является основной проблемой, существующей во взаимоотношениях между ЦБ и руководителями учреждений. В связи с этим перед главным бухгалтером ЦБ стоит задача организации и проведения инструктажа соответствующих категорий работников образовательных учреждений по оформлению документов.

Распределение служебных обязанностей в ЦБ производится по функциональному признаку. Например, бухгалтер отдела расчетов по оплате труда рассчитывает заработную плату, а специфику организации бухгалтерского учета на других участках ЦБ не знает. Поэтому для получения консультации по различным вопросам руководитель образовательного учреждения вынужден обращаться к нескольким специалистам ЦБ.

Еще одним существенным недостатком при централизации бухгалтерского учета является отсутствие у руководителя информации о платежах, проводимых в централизованном порядке: оплата по договорам, заключенным учреждениями за оказанные услуги тепло-, водо- и энергоснабжения, за вывоз мусора, дезобработку. При такой оплате руководитель, как правило, не организует необходимый контроль за показаниями счетчиков, количеством вывезенных контейнеров мусора, объемом площади при дезобработке и др., а просто формально подписывает акты выполненных работ. И только в период проверки КРУ выясняется, что объемы завышены.

Введение в штат учреждения должности главного бухгалтера

При введении в штат учреждения квалифицированного главного бухгалтера у руководителя и работников учреждения появляется возможность получения своевременной консультации по разным вопросам финансово-хозяйственной деятельности и обеспечения наиболее эффективного расходования бюджетных средств, выделенных государством. Вот почему в последние годы деятельность Южного окружного управления образования была направлена на то, чтобы способствовать переводу учреждений на самостоятельное ведение бухгалтерского учета и, соответственно, помочь стать учреждению полноценным юридическим лицом. При организации ведения бухгалтерского учета в учреждении существует немало сложностей: основные из них – недостаточные знания у руководителей в области экономики и подбор квалифицированного работника на должность главного бухгалтера.

В соответствии с постановлением Минтруда России от 17.08.95 № 46 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации”* главный бухгалтер должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Согласно ст. 7 Закона о бухгалтерском учете главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству РФ. Таким образом, главный бухгалтер должен владеть основами юридических знаний и хорошо знать помимо бухгалтерского и налогового учета бюджетной сферы основы экономической деятельности образовательного учреждения. Однако таких высококвалифицированных специалистов немного, и в связи с этим необходим обоснованный подбор кандидатур на должность главного бухгалтера.

В Южном округе руководитель образовательного учреждения перед заключением трудового договора с главным бухгалтером приглашает претендента на собеседование в управление образования. Собеседование проводится либо главным бухгалтером управления образования, либо его заместителями обязательно в присутствии руководителя образовательного учреждения. Директор должен знать, кого он берет на работу, ведь решение о приеме на работу бухгалтера он принимает самостоятельно. В управлении образования Южного округа на каждую школу есть пакет учредительных документов юридического лица, в котором содержится и копия личного дела главного бухгалтера, и его заявление о приеме на работу с визой главного бухгалтера управления. Такой порядок заключения трудового договора с главным бухгалтером рекомендован всем директорам образовательных учреждений.

Директор школы в соответствии с межотраслевыми тарифно-квалификационными требованиями, требованиями Закона о бухгалтерском учете, учитывая специфику деятельности учреждения, должен разработать и утвердить должностную инструкцию главного бухгалтера школы. Следует учесть, что все должностные обязанности главного
бухгалтера указаны в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. приказом Минфина России от 30.12.99 № 107н (с изм. и доп.).

Обычно в школе работают два бухгалтера, один из которых является в соответствии с договором главным, а другой помимо бухгалтерской работы исполняет обязанности кассира. При этом бухгалтеру, по совместительству являющемуся и кассиром, не рекомендуется заниматься начислением заработной платы. Но в случае, если заработная плата выплачивается безналичным путем (перечисляется на сберкнижку или на спецкартсчета), не принципиально, какой из разделов бухгалтерского учета ведет кассир. Директор школы, по предложению главного бухгалтера, распределяет между бухгалтерами обязанности и утверждает их должностные инструкции.

Иногда руководители образовательных учреждений обращаются с вопросом: “Чем будет заниматься ЦБ, если все учреждения будут самостоятельно вести бухгалтерский учет? ЦБ ликвидируют?” Нет, не ликвидируют.

Сейчас в Южном округе из 180 школ лишь 14 обслуживаются ЦБ, все остальные организовали ведение бухгалтерского учета непосредственно в учреждении.

А в целом в системе образования округа из 500 учреждений 300 ведут бухгалтерский учет самостоятельно. У бухгалтеров различный уровень профессиональной подготовки, у каждого учреждения своя специфика, и, соответственно, всем им нужна помощь и поддержка.

В современных условиях основными направлениями деятельности ЦБ являются следующие:

• составление и представление бюджетной заявки на очередной финансовый год на основе расчетов к сметам, составленным каждым образовательным учреждением; составление для утверждения руководителем учреждения сметы доходов и расходов и расчетов к ним;

• контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений;

• контроль за исполнением смет доходов и расходов;

• контроль за правильной постановкой бухгалтерского учета в школах.

Необходимо учитывать, что контроль за финансово-хозяйственной деятельностью сам по себе не даст никаких результатов, если не анализировать ошибки по итогам проверок и знакомить с таким анализом руководителей и главных бухгалтеров образовательных учреждений на совещаниях.

В настоящее время одной из основных задач ЦБ должно стать оказание учебно-методической помощи руководителям и главным бухгалтерам учреждений в правовых и финансово-экономических вопросах.

Более 3-х лет в округе функционируют 3 учебных класса для обучения главных бухгалтеров учреждений работе с программными продуктами. На базе ЦБ № 5 при управлении образования Южного округа готовятся к открытию 2 учебных класса, в которых будет проводиться учеба по разным разделам бухгалтерского учета.

В 2000 г. в целях совершенствования бухгалтерского учета, оказания методической помощи бухгалтерам учреждений, в которых организовано самостоятельное ведение бухучета, повышения их квалификации, обмена передовым опытом был создан Методический совет главных бухгалтеров, который ежемесячно проводит свои заседания. Методический совет призван содействовать оказанию методической помощи руководителям, главным бухгалтерам и бухгалтерам образовательных учреждений Южного округа в их профессиональной деятельности; способствовать формированию позиции ЦБ по важнейшим вопросам, касающимся методологии и практики ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

Расходование бюджетных средств

Согласно ст. 163 Бюджетного кодекса РФ (с изм. и доп.) образовательные учреждения как получатели бюджетных средств обязаны эффективно их использовать в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Все бюджетные ассигнования, выделенные управлению образования как распорядителю кредитов, являются средствами образовательных учреждений. Задача управления состоит в эффективном распределении указанных средств. Поскольку зачастую руководитель образовательного учреждения не владеет в полном объеме информацией
о расходовании бюджетных средств, то не хочет за них нести ответственность. Поэтому управление образования заключает наиболее целесообразные, по мнению управления, централизованные договоры на оказание услуг всем подведомственным учреждениям. При этом не всегда мнение управления совпадает с потребностью учреждения.

Так, например, управлением образования приобретается оконное стекло для всех учреждений округа и распределяется пропорционально количеству квадратных метров окон. Однако в силу разных обстоятельств одному учреждению недостаточно выделенного объема стекла, а другое – не нуждается в стекле вообще, но средства уже затрачены, расходы по учреждениям отражены в отчете и исправить положение не представляется возможным.

Именно поэтому в последние годы в Южном округе вводится норматив распределения бюджетного финансирования (не путать с нормативом минимальной бюджетной обеспеченности, который должен быть утвержден Правительством и учитываться при формировании бюджета).

В условиях финансово-хозяйственной самостоятельности учреждению необходимо научиться расходовать средства не только в соответствии с их целевым назначением, но и добиваться максимальной эффективности вложения ассигнований, выделенных учреждению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В этой связи особые требования предъявляются к заместителю директора по АХЧ, от которого часто требуются инженерные знания.

Образовательное учреждение, переведенное в статус юридического лица, получает все полномочия, предусмотренные законодательством, по отношению к средствам, находящимся в его распоряжении, а перед работниками органов управления образованием ставится задача передать руководителям образовательных учреждений знания
в области организации эффективного управления финансами.

В сфере образования Южного округа в 2003 г. в режиме нормативного распределения бюджетного финансирования работало 69 образовательных учреждений, и еще 51 руководитель образовательного учреждения решил в 2004 г. работать в режиме полной финансово-хозяйственной самостоятельности.

При переходе в режим полной финансово-хозяйственной самостоятельности все средства, находящиеся в управлении образования и полагающиеся образовательному учреждению, передаются в ведение последнего. При этом образовательное учреждение самостоятельно готовит смету доходов и расходов в разрезе экономических статей расходов бюджетов.

Тем не менее не все расходы все-таки распределяются по нормативам на 1 ребенка, поскольку, например, установление норматива зарплаты – это прерогатива учредителя либо собственника (в нашем случае собственник – Правительство Москвы, а учредитель – Департамент образования), поэтому норматив на формирование фонда
оплаты труда устанавливается Департаментом образования г. Москвы.

На оплату коммунальных расходов предусмотрены лимиты, согласованные с тепло-, водо- и энергоснабжающими организациями.

Ассигнования по коду 130300 “Трансферты населению” выделяются по нормативам, установленным либо Правительством Москвы, либо Правительством РФ. Так, расходы на питание планируются по нормативам, установленным Правительством Москвы, а расходы на выплату компенсации педагогическим работникам на книгоиздательскую продукцию и периодические издания – по нормативам Правительства РФ.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные по разделу “Образование” по прочим
статьям расходов 110000 “Закупки товаров и оплата услуг”, делятся на количество учащихся, тем самым выводится норматив на каждого ребенка. Подчеркну, этот норматив не устанавливается Правительством Москвы, а выводится из общего объема ассигнований, предусмотренных в бюджете Южного окружного управления образования на очередной финансовый год.

Школы получают объем ассигнований, соответствующий количеству учащихся, и в дальнейшем самостоятельно распределяют его по статьям расходов самостоятельно. Здесь очень важно не допустить ошибок при проведении расчетов различных затрат, определить приоритетные направления расходования бюджетных средств и первоочередные затраты.

Поскольку заранее известно, на какие статьи расходов плановые ассигнования предусмотрены с дефицитом, задача образовательного учреждения заключается в том, чтобы изыскать возможность погашения этого дефицита. Скорее всего, это можно сделать за счет экономии по статьям расходов, финансирование которых устанавливается по лимитам и, конечно, только при условии постоянного контроля и участия всего педагогического и ученического коллектива в режиме экономии.

Введение норматива при распределении бюджетного финансирования лучше всего обеспечивает прозрачность бюджета и ставит учреждение в равные условия получателями бюджета.

Перед тем как осуществить переход на финансово-хозяйственную самостоятельность, директор должен разобраться в бюджетной смете, почувствовать ответственность за распределение выделенных средств и хорошо уяснить, какие затраты первоочередные, а какие, в случае необходимости, могут быть произведены за счет внебюджетных источников финансирования.

При переходе на финансово-хозяйственную самостоятельность в управлении проводится обучение четырех категорий работников: директора, заместителя по экономике, главного бухгалтера и заместителя по АХЧ*. В управлении образования Южного округа регулярно проводятся совещания с заместителями директоров по экономике
и главными бухгалтерами образовательных учреждений. На совещаниях рассматриваются вопросы организации деятельности образовательного учреждения как единой команды, взаимодействия заместителя директора по экономике и главного бухгалтера.

Если в школе нет такой команды единомышленников, то работать в условиях полной финансово-хозяйственной самостоятельности будет очень сложно.

В управлении образования Южного округа учреждения самостоятельно составляют бюджетную смету уже три года. Начинается формирование сметы в феврале года, предшествующего планируемому периоду, в марте сметы анализируются, и в апреле, когда Департамент образования города Москвы доводит контрольные цифры бюджета следующего года, можно говорить о том, по каким статьям средств не хватает. Анализ расходов предыдущих лет показывает, что по одним статьям расходов можно согласиться с небольшим процентом дефицита бюджетных ассигнований, но есть статьи расходов, без которых осуществление деятельности образовательного учреждения становится невозможным. Так, в прошлом году выяснилось, что на 2004 г., по предварительным расчетам, на текущие расходы по разделу “Образование” не хватало значительного объема бюджетных ассигнований. Подготовив необходимые расчеты и обоснования, управление обратилось с письмами к нескольким депутатам Государственной Думы, в результате, пусть и не в полном объеме, но дополнительные средства были получены.

Тщательный расчет сметы доходов и расходов на основании действующих норм расходов на содержание учреждения значительно облегчит формирование бюджетной сметы в последующие периоды, потребуется только внесение определенных изменений и подготовки к ним необходимых расчетов. В течение года смета может корректироваться, поскольку после первого сентября составляется тарификация, идет уточнение производственных показателей, контингента. В октябре смета на следующий финансовый год уточняется, вносятся необходимые изменения.

Составление сметы на основании потребностей образовательного учреждения – процесс длительный, но абсолютно необходимый для наиболее рационального распределения утвержденных ассигнований между учреждениями.

Со сметой, составленной на основании потребностей образовательного учреждения, целесообразно ознакомить родительский комитет школы, что позволит раскрыть перед родителями направления хозяйственной деятельности школы и привлечь их к оказанию посильной помощи.

К сожалению, в образовательных учреждениях нередко встречаются случаи неполного использования ассигнований (лимитов бюджетных обязательств).

Такая ситуация может сложиться в результате отсутствия должного контроля за исполнением утвержденной сметы доходов и расходов или ввиду допущенных просчетов при планировании бюджетной заявки, когда при отсутствии необходимых бюджетных ассигнований по одной экономической статье расходов бюджета выявляется наличие неиспользованных средств по другой статье.

В этом случае необходимо продумать возможность изменения лимитов бюджетных обязательств, осуществлять постоянный контроль за исполнением сметы доходов и расходов, проводить необходимые расчеты ожидаемых расходов в сравнении с утвержденной сметой в разрезе каждой статьи расходов, что позволит с достаточной степенью точности прогнозировать остатки.

Если остающиеся бюджетные ассигнования вызваны ошибкой в расчетах при составлении сметы доходов и расходов, то необходимо написать докладную записку в органы
управления образованием соответствующего образовательного округа (распорядителю бюджетных средств) с просьбой об изъятии оставшихся средств в доход бюджета. Если остатки бюджетных ассигнований обусловлены экономией, то учреждению необходимо обратиться к распорядителю бюджетных средств с заявлением о перераспределении лимитов бюджетных ассигнований в пользу соответствующей статьи расходов, по которой будут произведены необходимые расходы.

Не секрет, что многие боятся открытия лицевых счетов в территориальных органах федерального казначейства. А зря. Ведь, прежде чем провести платеж за счет средств бюджета, территориальные органы федерального казначейства проверяют представленные учреждением (получателем средств) документы на предмет оформления расчетно-денежных документов в надлежащем порядке.

Платежи осуществляются территориальными органами казначейства только в пределах доведенной сметы с учетом ранее осуществленных платежей в текущем финансовом году по соответствующим статьям расходов.

Порядок организации работы территориальных органов федерального казначейства оказывает существенную помощь учреждениям, поскольку осуществляет предварительный контроль за расходами учреждений в соответствии с целевыми назначениями, что позволяет избежать бюджетным учреждениям многих ошибок, обусловленных недостаточно глубокими знаниями отдельных законодательных и нормативных актов.

Например, территориальные органы казначейства не примут к исполнению платежное поручение на осуществление платежа, если нарушены требования к оформлению платежных документов, или содержание производимой операции не соответствует остатку финансирования, или договор составлен в нарушение действующего законодательства.

Задача органов казначейства проверить, найти ошибки, если они допущены учреждением, и только казначейское обслуживание помогает своевременно их исправить.

Казначейское обслуживание требует строгой дисциплины в расходовании бюджетных средств.

В Южном округе образовательные учреждения еще задолго до перехода на казначейское обслуживание (переход начал осуществляться поэтапно с 1 апреля 2003 г. и завершился 1 июля 2003 г.) при утверждении сметы доходов и расходов представляли обоснованные расчеты потребности в бюджетных ассигнованиях, а финансирование учреждений в течение года производилось в строгом соответствии с утвержденной сметой. Поэтому для них переход на казначейское исполнение не был сложным.

Одновременно и со стороны финансово-казначейского управления Южного округа была оказана необходимая помощь образовательным учреждениям округа и ЦБ в переходе на казначейский метод исполнения бюджета.

Нормативные документы

• Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (с изм. и доп.)

• Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (с изм. и доп.)

• Постановление Минтруда России от 17.08.95 № 46 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации”

Статья напечатана в журнале
Справочник руководителя образовательного учреждения


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение