Национальная доктрина
образования в Российской Федерации
Введение
Национальная доктрина
образования в Российской Федерации (далее -
доктрина) - основополагающий
государственный документ, утверждаемый
федеральным законом и устанавливающий
приоритет образования в государственной
политике, стратегию и основные направления
его развития.
Доктрина определяет цели
воспитания и обучения, пути их достижения
посредством государственной политики в
области образования, ожидаемые результаты
развития системы образования на период до
2025 года.
Стратегические цели образования
тесно увязаны с проблемами развития
российского общества, включая:
- преодоление социально-экономического
и духовного кризиса, обеспечение
высокого качества жизни народа и
национальной безопасности;
- восстановление статуса России в
мировом сообществе как великой державы
в сфере образования, культуры, науки,
высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого
социально-экономического и духовного
развития России.
Доктрина отражает интересы
граждан России и призвана создать в
стране условия для всеобщего образования
населения, обеспечить реальное равенство
прав граждан и возможность каждому
повышать образовательный уровень в
течение всей жизни.
Доктрина признает образование
сферой накопления знаний и умений,
создания максимально благоприятных
условий для выявления и развития
творческих способностей каждого
гражданина России, воспитания в нем
трудолюбия и высоких нравственных
принципов, а также признает образование
сферой трудовой занятости населения,
прибыльных долгосрочных инвестиций и
наиболее эффективного вложения капитала.
Доктрина определяет основные
направления совершенствования
законодательства в области образования и
является основой для разработки программ
развития образования.
Принятие нормативных правовых
актов, противоречащих доктрине, в том
числе снижающих уровень гарантий прав
граждан в области образования и уровень
его финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость и
волю государства принять на себя
ответственность за настоящее и будущее
отечественного образования, являющегося
основой социально-экономического и
духовного развития России.
Основные цели и задачи
образования
Система образования призвана
обеспечить:
- историческую преемственность
поколений, сохранение, распространение
и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан
правового, демократического,
социального государства, уважающих
права и свободы личности и обладающих
высокой нравственностью;
- разностороннее и своевременное
развитие детей и молодежи, формирование
навыков самообразования и
самореализации личности;
- формирование у детей и молодежи
целостного миропонимания и
современного научного мировоззрения,
развитие культуры межэтнических
отношений;
- систематическое обновление всех
аспектов образования, отражающего
изменения в сфере культуры, экономики,
науки, техники и технологий;
- непрерывность образования в течение
всей жизни человека;
- многообразие типов и видов
образовательных учреждений и
вариативность образовательных программ,
обеспечивающих индивидуализацию
образования;
- преемственность уровней и ступеней
образования;
- развитие дистанционного обучения,
создание программ, реализующих
информационные технологии в
образовании;
- академическую мобильность обучающихся;
- развитие отечественных традиций в
работе с одаренными детьми и молодежью,
участие педагогических работников в
научной деятельности;
- подготовку высокообразованных людей и
высококвалифицированных специалистов,
способных к профессиональному росту и
профессиональной мобильности в
условиях информатизации общества и
развития новых наукоемких технологий;
- экологическое воспитание, формирующее
бережное отношение населения к природе.
Основные задачи государства в
сфере образования
Государство в сфере
образования обязано обеспечить:
- реализацию конституционного права и
равные изначальные возможности на
получение бесплатного образования
высокого качества;
- сохранение и развитие единого
образовательного пространства России;
- формирование в общественном сознании
отношения к образованию как высшей
ценности гражданина, общества и
государства;
- условия для полноценного и
ответственного обучения и воспитания
детей в семье, в государственных и
муниципальных образовательных
учреждениях;
- всестороннюю заботу о здоровье и
физическом воспитании и развитии
учащихся и студентов;
- ликвидацию детской беспризорности,
предотвращение и искоренение
преступности среди молодежи;
- воспитание молодого поколения в духе
высокой нравственности и уважения к
закону;
- создание социально-экономических
условий для приоритетного развития
системы образования, качественное
изменение ее финансирования;
- нормативное финансирование
образовательных учреждений,
обеспечивающее развитие материально-технической
базы образования, повышение социального
статуса обучающихся и работников;
- стимулирование негосударственных
инвестиций в систему образования, в том
числе путем предоставления налоговых и
таможенных льгот для юридических и
физических лиц, участвующих в развитии
образовательных учреждений;
- привлечение работодателей и других
заказчиков специалистов к социальному
партнерству и организации
профессионального образования с целью
удовлетворения потребностей рынка
труда;
- эффективные пути и средства
расходования бюджетных средств в
области образования;
- доступ обучающихся и преподавателей
каждого образовательного учреждения к
информационно-дидактическим программам,
технологиям, сетям и базам данных,
учебной и научной литературе;
- предоставление бесплатных учебников
для учащихся общеобразовательных школ и
учреждений начального
профессионального образования;
доступность учебной и научной
литературы для студентов среднего и
высшего профессионального образования;
- высокую занятость трудоспособного
населения, прежде всего молодежи;
- правовые условия функционирования и
развития образовательных учреждений
различных форм собственности;
- законодательное закрепление
материальной, административной и
имущественной ответственности
учредителей образовательных учреждений
и повышение ответственности
работодателей за обеспечение
стабильного финансирования учреждений
сферы образования, соблюдение трудового
законодательства, в первую очередь в
части полной и своевременной оплаты
труда, реализацию социальных гарантий и
льгот работников образования и
обучающихся;
- гармонизацию национальных и
этнокультурных отношений;
- сохранение и поддержку этнической
самобытности народов России,
гуманистических традиций их культур;
- сохранение языков и культур малых
народов Российской Федерации;
- качественное образование в сельской
школе на основе развития ее
материальной базы, современных
технологий обучения, сохранения
дополнительных социальных гарантий для
учащихся и педагогов в сельской
местности;
- государственную поддержку
образовательных учреждений всех форм
собственности, обеспечивающих
реализацию государственной политики в
области образования;
- реализацию условий для получения
качественного образования детьми-сиротами,
детьми-инвалидами и детьми из семей с
низкими доходами;
- развитие высших учебных заведений как
центров образования, культуры, науки и
новых технологий;
- интеграцию образования, науки и
производства, включая интеграцию
научных исследований с образовательным
процессом, научных организаций с
образовательными учреждениями, науки и
образования с производством;
- поддержку различных форм
самоорганизации обучающихся, как
неотъемлемую часть всей системы
образования и формирования гражданской
правовой культуры молодежи;
- активное включение средств массовой
информации в пропаганду и реализацию
основных целей и задач образования,
установленных настоящей доктриной;
- доведение доли образовательных
программ в сетке вещания
государственных и муниципальных
средств массовой информации не менее
чем до 15%;
- интеграцию российской системы
образования и мировой образовательной
системы с учетом отечественного опыта и
традиций.
Ожидаемые результаты
реализации доктрины
В результате реализации
доктрины российская система образования
должна обеспечить:
- бесплатным дошкольным образованием -
всех желающих;
- обязательным и бесплатным основным
общим образованием - все население;
- общедоступным и бесплатным средним (полным)
общим образованием - все население;
- общедоступным и бесплатным средним (полным)
общим образованием - все население;
- общедоступным и бесплатным начальным
профессиональным образованием - всех
желающих;
- общедоступным и бесплатным средним
профессиональным образованием - всех
желающих;
- бесплатным высшим профессиональным
образованием -каждого второго
выпускника со средним (полным) общим
образованием (на конкурсной основе),
включая выпускников учреждений
начального и среднего
профессионального образования;
- бесплатным послевузовским
образованием (аспирантура, докторантура)
- всех поступивших по конкурсу;
- дополнительным образованием - всех
желающих, при этом детям оно
предоставляется на бесплатной основе;
- общедоступным и бесплатным
специальным образованием лиц с
ограниченными возможностями здоровья -
всех нуждающихся.
Вводится государственное
финансовое именное обязательство,
обеспечивающее реализацию права на
образование детьми-сиротами, детьми-
инвалидами, детьми из семей с низкими
доходами, а также система социального
кредитования для студентов.
Гражданам Российской
Федерации гарантируется возможность
получения образования независимо от пола,
расы, национальности, языка,
происхождения, места жительства,
отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным
объединениям, возраста, состояния
здоровья, социального, имущественного и
должностного положения.
Педагогические кадры
Признавая ведущую роль педагога
в достижении целей образования,
государство обеспечивает:
- дошкольные и общеобразовательные
учреждения учителями и воспитателями,
как правило, с высшим образованием;
- условия для творческого роста,
повышения квалификации (не реже одного
раза в 5 лет) и своевременной
переподготовки для педагогов всех
уровней образования, выделение для этих
целей бюджетного финансирования в
размере не менее 4% от фонда заработной
платы государственных и муниципальных
образовательных учреждений:
- привлечение в систему образования
талантливых специалистов, способных на
высоком уровне осуществлять учебный
процесс, вести научные исследования,
осваивать новые технологии,
информационные системы, воспитывать у
обучающихся духовность и
нравственность, готовить специалистов
высокой квалификации;
- ответственность педагогических и
научных работников за качество обучения
и воспитания детей и молодежи;
- условия для подготовки и закрепления в
высших учебных заведениях докторов и
кандидатов наук с целью расширения
фундаментальных и прикладных научных
исследований и повышения научного
уровня обучения студентов и аспирантов;
- условия неуклонного повышения
престижа и социального статуса
преподавателей и работников сферы
образования.
Оплата труда педагогических
работников и их пенсионное обеспечение
Для обеспечения достойного
уровня жизни и творческой деятельности
педагогических работников установить
следующие размеры оплаты труда:
- минимальная ставка (должностной оклад)
педагогических работников - не ниже
начисленной средней заработной платы в
Российской Федерации;
- средняя ставка (должностной оклад)
педагогических работников учреждений
дошкольного, общего среднего,
начального профессионального и
среднего профессионального образования
- в размере, превышающем начисленную
среднюю заработную плату в Российской
Федерации не менее чем в 1,5 раза;
- средняя ставка (должностной оклад)
профессорско-преподавательского состава
высших учебных заведений - в размере 3 -х
начисленных средних заработных плат в
Российской Федерации.
Предоставить всем
педагогическим работникам, имеющим
педагогический стаж свыше 25-ти лет, право
на получение государственной пенсии (за
выслугу лет), в том числе при продолжении
ими педагогической деятельности.
Установить для профессорско-преподавательского
и научного персонала вузов пенсии по
возрасту в размере не ниже 80% среднего
размера оплаты труда по основному месту
работы.
Стипендии учащихся и студентов
В Российской Федерации
стипендии обучающихся устанавливаются в
следующих размерах:
- учащимся учреждений начального
профессионального образования, не
находящимся на государственном
обеспечении, -не менее 35% прожиточного
минимума в Российской Федерации;
- учащимся учреждений начального
профессионального образования,
находящимся на полном государственном
обеспечении,- не менее 25% прожиточного
минимума в Российской Федерации;
- студентам учреждений среднего
профессионального образования - не
менее 40 % прожиточного минимума в
Российской Федерации;
- студентам высших учебных заведений - не
менее половины прожиточного минимума в
Российской Федерации.
Финансирование системы
образования
Для реализации целей,
определяемых доктриной, устанавливается
поэтапное увеличение объемов
финансирования системы образования.
Первый - антикризисный этап (2000 -
2003 годы):
Объем финансирования системы
образования - не ниже 7% от ВВП, в том числе
за счет бюджетов всех уровней не менее 6% от
ВВП, из них за счет средств федерального
бюджета не менее 1 % ВВП (не менее 6% от
расходной части федерального бюджета).
Второй этап (2004 - 2010 годы):
Объем финансирования системы
образования - не ниже 8% ВВП, в том числе за
счет бюджетов всех уровней не менее 6,5% ВВП,
из них за счет средств федерального
бюджета не менее 1,2% ВВП (не менее 7% от
расходной части федерального бюджета).
Третий этап (2011 - 2025 гг.)
Объем финансирования системы
образования - не ниже 10% от ВВП, в том числе
за счет бюджетов всех уровней не менее 8% от
ВВП, из них за счет средств федерального
бюджета не менее 1,5 % ВВП (не менее 9% от
расходной части федерального бюджета).
XXX
Образование определяет
положение государства в современном мире
и человека в обществе. Отечественное
образование имеет глубокие исторические
традиции, признанные достижения: в XX веке
Россия стала страной всеобщей грамотности,
первой вышла в космос, достигла передовых
позиций во всех областях фундаментальной
науки, существенно обогатила мировую
культуру.
В последнее десятилетие многие
завоевания отечественного образования
оказались утраченными, поэтому доктрина
призвана способствовать изменению
направленности государственной политики
в области образования, укреплению в
общественном сознании представления об
образовании и науке, как определяющих
факторах развития современного
российского общества.
Опережающее развитие
образования на основе настоящей доктрины
призвано вывести Россию из кризиса,
обеспечить будущее нации, достойную жизнь
каждой семье, каждому гражданину России.
|