Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Купить шкатулки сейфы сейфы киев купить.

Учебное оборудование и учебные пособия

Управление образованием > Нормативные документы > Национальная доктрина...

 

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Введение

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

    • преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
    • восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
    • создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Основные цели и задачи образования

Система образования призвана обеспечить:

    • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
    • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
    • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
    • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
    • систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
    • непрерывность образования в течение всей жизни человека;
    • многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
    • преемственность уровней и ступеней образования;
    • развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
    • академическую мобильность обучающихся;
    • развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
    • подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
    • экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Основные задачи государства в сфере образования

Государство в сфере образования обязано обеспечить:

    • реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
    • сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
    • формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
    • условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    • всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов;
    • ликвидацию детской беспризорности, предотвращение и искоренение преступности среди молодежи;
    • воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
    • создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;
    • нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечивающее развитие материально-технической базы образования, повышение социального статуса обучающихся и работников;
    • стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
    • привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
    • эффективные пути и средства расходования бюджетных средств в области образования;
    • доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе;
    • предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования; доступность учебной и научной литературы для студентов среднего и высшего профессионального образования;
    • высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
    • правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
    • законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работников образования и обучающихся;
    • гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
    • сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
    • сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации;
    • качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
    • государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;
    • реализацию условий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами;
    • развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
    • интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
    • поддержку различных форм самоорганизации обучающихся, как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
    • активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;
    • доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;
    • интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить:

    • бесплатным дошкольным образованием - всех желающих;
    • обязательным и бесплатным основным общим образованием - все население;
    • общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием - все население;
    • общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием - все население;
    • общедоступным и бесплатным начальным профессиональным образованием - всех желающих;
    • общедоступным и бесплатным средним профессиональным образованием - всех желающих;
    • бесплатным высшим профессиональным образованием -каждого второго выпускника со средним (полным) общим образованием (на конкурсной основе), включая выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
    • бесплатным послевузовским образованием (аспирантура, докторантура) - всех поступивших по конкурсу;
    • дополнительным образованием - всех желающих, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе;
    • общедоступным и бесплатным специальным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья - всех нуждающихся.

Вводится государственное финансовое именное обязательство, обеспечивающее реализацию права на образование детьми-сиротами, детьми- инвалидами, детьми из семей с низкими доходами, а также система социального кредитования для студентов.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения.

Педагогические кадры

Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство обеспечивает:

    • дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;
    • условия для творческого роста, повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет) и своевременной переподготовки для педагогов всех уровней образования, выделение для этих целей бюджетного финансирования в размере не менее 4% от фонда заработной платы государственных и муниципальных образовательных учреждений:
    • привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;
    • ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;
    • условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;
    • условия неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.

Оплата труда педагогических работников и их пенсионное обеспечение

Для обеспечения достойного уровня жизни и творческой деятельности педагогических работников установить следующие размеры оплаты труда:

    • минимальная ставка (должностной оклад) педагогических работников - не ниже начисленной средней заработной платы в Российской Федерации;
    • средняя ставка (должностной оклад) педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования - в размере, превышающем начисленную среднюю заработную плату в Российской Федерации не менее чем в 1,5 раза;
    • средняя ставка (должностной оклад) профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений - в размере 3 -х начисленных средних заработных плат в Российской Федерации.

Предоставить всем педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25-ти лет, право на получение государственной пенсии (за выслугу лет), в том числе при продолжении ими педагогической деятельности.

Установить для профессорско-преподавательского и научного персонала вузов пенсии по возрасту в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда по основному месту работы.

Стипендии учащихся и студентов

В Российской Федерации стипендии обучающихся устанавливаются в следующих размерах:

    • учащимся учреждений начального профессионального образования, не находящимся на государственном обеспечении, -не менее 35% прожиточного минимума в Российской Федерации;
    • учащимся учреждений начального профессионального образования, находящимся на полном государственном обеспечении,- не менее 25% прожиточного минимума в Российской Федерации;
    • студентам учреждений среднего профессионального образования - не менее 40 % прожиточного минимума в Российской Федерации;
    • студентам высших учебных заведений - не менее половины прожиточного минимума в Российской Федерации.

Финансирование системы образования

Для реализации целей, определяемых доктриной, устанавливается поэтапное увеличение объемов финансирования системы образования.

Первый - антикризисный этап (2000 - 2003 годы):

Объем финансирования системы образования - не ниже 7% от ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 6% от ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1 % ВВП (не менее 6% от расходной части федерального бюджета).

Второй этап (2004 - 2010 годы):

Объем финансирования системы образования - не ниже 8% ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 6,5% ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1,2% ВВП (не менее 7% от расходной части федерального бюджета).

Третий этап (2011 - 2025 гг.)

Объем финансирования системы образования - не ниже 10% от ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 8% от ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1,5 % ВВП (не менее 9% от расходной части федерального бюджета).

XXX

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке, как определяющих факторах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение