Сравнительное изучение
личностных особенностей учащихся,
занимающихся и не занимающихся
туристско-краеведческой
деятельностью (ТКД)
Вперед
В начало статьи
Цели исследования
1. Теоретические –
определить, какие
аспекты личности в целом подвергаются в
большей
степени позитивным изменениям
под влиянием ТКД, а какие – в меньшей
степени.
В предыдущих моих исследованиях
было показано, что в ходе развития и
саморазвития личности развиваются не сразу
все аспекты личности и психики человека, и,
в частности, аспекты его психологической
гармонии, а лишь некоторые из них. Об этом
свидетельствуют и исследования В.А.
Иванникова. (Иванников
В.А., 1991, с.43 – “… иссл-ия обнаруживают
неравномерность развития различных
волевых качеств на каждом возрастном этапе
и различия в волевой регуляции отдельных
видов деятельности у одного и того же
человека… Одно и то же качество
проявляется по-разному в разных видах
деятельности. Например, целеустремленность
школьники 3 класса в большей мере проявляют
в игре (68%), а в учебных делах это качество
демонстрирует только 47% детей…)
Сохраняется неравномерность
в уровнях развития различных особенностей
личности и составляющих личностной
гармонии - в силу изначально различного
потенциала развития, имеющегося у
качественно разных черт личности, и в силу
неодинаковой нагрузки в ходе деятельности
на различные аспекты личности.
Кроме того, развитие некоторых
характеристик личности, например, такой,
как “удовлетворенность жизнью”, может
зависеть от влияния целого комплекса
внутренних и внешних факторов. Поэтому
интересно проследить у старшеклассников,
занимающихся и не занимающихся ТКД, не
только различия в общем уровне
гармоничности их личности, но и определить,
какие частные характеристики
личности и аспекты психологической
гармонии
учащихся - которые у большинства обычных
людей находятся на среднем уровне
выраженности - в первую очередь изменяются
в положительнуюсторону
в результате систематических занятий
школьников интересной для них
деятельностью.
2. Практические
- Определить
специфику влияния ТКД на личность
старшеклассников, имеющих опыт
нескольких многодневных походов, в
сравнении с ребятами той же школы и того же
возраста, не занимающихся ТКД, а также с
только начинающими заниматься ТКД.
По нашей гипотезе туристско-краеведческая
деятельность (ТКД) , при ее грамотной
психолого-педагогической организации,
становится жизненной активностью, которая
постепенно оптимизирует личность
участвующих в ней учащихся, повышает как общий
уровень ее гармоничности,
так и гармоничность некоторых отдельных
аспектов личности.
Предполагается также, что в
конфигурации качеств личности учащихся,
имеющих большой опыт занятий ТКД, будут
более выражены, по сравнению с не
занимающимися ТКД, такие особенности как
самооценка гармоничности своей жизни и
сотрудничающий и ответственный стили
межличностного общения.
База исследования, группы испытуемых,
организация эксперимента, использованные
методики и показатели
База исследования:
школа № 689 - Москва, Южное Измайлово, ул.
Чечулина, 28 (зам. директора Озерская О.В.). В
школе дети нескольких классов по желанию
систематически занимаются туризмом и
краеведением под эгидой Московского
экспериментального центра детско-юношеского
туризма “Родина” (директор – доктор пед.
наук, профессор А.А. Остапец).
Исследование проведено в 1999 – 2000 годах.
Изучаемые группы: Всего
обследовано 53
учащихся двух 10-х классов (1983 - 1984 г.р.).
Выделены три группы учащихся по
величине их опыта в туристско-краеведческой
деятельности (ТКД):
Опытные(несколько многодневных походов) - всего 21 чел.
Не занимающиеся ТКД
- всего 25
чел. Учатся на 5 и 4.
Начинающие(экскурсии, слеты) - 7 чел. Учатся на 4 и 3.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПЫТУЕМЫХ С РАЗЛИЧНЫМ
ТУРИСТСКИМ ОПЫТОМ ПО ИЗУЧЕННЫМ КЛАССАМ:
10"Г" класс - всего 26 чел: Не занимающиеся - 18 чел., Начинающие - 7 чел., Опытные - 1 чел.
Класс с гуманитарным профилем (повышенный статус по сравнению с обычными классами обычных школ).
10"В" класс - всего 27 чел.: Не занимаются ТКД - 7 чел., Начинающие - 0 чел, Опытные - 20 чел.
Класс с гуманитарным профилем (повышенный статус по сравнению с обычными классами обычных школ).
Многие учащиеся обоих классов дополнительно занимались в период обследования на курсах подготовки в вузы.
Организация
исследования: Опытные
в туризме учащиеся, участвовавшие в
нескольких многодневных походах, составили
экспериментальную группу испытуемых –
21 человек, Не занимающиеся туризмом
– контрольную
группу – 25
человек. Начинающие
заниматься туризмом – особую группу для
сравнения – 7 человек. Возрастной диапазон:
16 – 17 лет.
Учащиеся экспериментальной и
контрольной групп весьма однородны по ряду
характеристик: по своему общему развитию и
статусу - они из одной и той же московской
школы, из одних и тех же гуманитарных
классов; одного возраста; большинство хотят
после школы поступать в вузы Москвы. Такой
состав изучаемых групп испытуемых
существенно повышает достоверность получаемых
результатов, позволяет с большей
уверенностью делать выводы о влиянии
именно туристско-краеведческой
деятельности на личностные особенности
учащихся, так как обследуемые группы
различаются между собой в первую очередь по
фактору долговременного участия или
неучастия в ТКД.
Применявшиеся методики:
Все использованные в эксперименте методики направлены на изучение различных сторон
личности учащихся. В соответствии с теоретической гипотезой
о неравномерном изменении личностных характеристик человека
под влиянием любой систематической деятельности - в силу изначально
различного потенциала развития, имеющегося у качественно разных
черт личности, и в силу неодинаковой нагрузки в ходе деятельности
на различные аспекты личности – были применены многофакторные
методики изучения особенностей личности старшеклассников.
По нашей экспериментальной
гипотезе, в конфигурации качеств личности
учащихся, имеющих большой опыт занятий ТКД,
будут более выражены, по сравнению с не
занимающимися ТКД, такие особенности как
гармоничность различных аспектов личности,
а также сотрудничающий и ответственный
стили межличностного общения. В то же время
ряд аспектов личности не претерпит
существенных изменений в
экспериментальной группе по сравнению с
контрольной.
В соответствии с этой гипотезой
подбирался набор методик для нашего
исследования. Применялись как авторские
многофакторные опросники, прошедшие
проверку на валидность и надежность, так и
известные стандартизированные тесты.
К основным методикам,
измеряющим гармоничность личности,
относятся авторские методики “Психологическая
культура личности” и “Личностная
биография” (Мотков О.И., 1998, 1999). Стиль
межличностных отношений определялся с
помощью теста “Диагностика межличностных
отношений” ДМО Лири - Л.Н. Собчик (Собчик Л.Н.,
1998) .
Использовались также дополнительные
методики: “Индекс жизненной
удовлетворенности” ИЖУ Неугартена (Панина
Н.В., 1993) , “Психологический портрет
учащихся” (Мотков О.И., 1994) и “Экспертная
оценка гармоничности личности учащихся” (Мотков
О.И.,1999) .
Вперед
В начало статьи
|