Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Возрастная психология > Сравнительное изучение...

 

Сравнительное изучение личностных особенностей учащихся, занимающихся и не занимающихся туристско-краеведческой деятельностью (ТКД)

Вперед

В начало статьи

Цели исследования

1. Теоретические – определить, какие аспекты личности в целом подвергаются в большей степени позитивным изменениям под влиянием ТКД, а какие – в меньшей степени. В предыдущих моих исследованиях было показано, что в ходе развития и саморазвития личности развиваются не сразу все аспекты личности и психики человека, и, в частности, аспекты его психологической гармонии, а лишь некоторые из них. Об этом свидетельствуют и исследования В.А. Иванникова. (Иванников В.А., 1991, с.43 – “… иссл-ия обнаруживают неравномерность развития различных волевых качеств на каждом возрастном этапе и различия в волевой регуляции отдельных видов деятельности у одного и того же человека… Одно и то же качество проявляется по-разному в разных видах деятельности. Например, целеустремленность школьники 3 класса в большей мере проявляют в игре (68%), а в учебных делах это качество демонстрирует только 47% детей…) Сохраняется неравномерность в уровнях развития различных особенностей личности и составляющих личностной гармонии - в силу изначально различного потенциала развития, имеющегося у качественно разных черт личности, и в силу неодинаковой нагрузки в ходе деятельности на различные аспекты личности. Кроме того, развитие некоторых характеристик личности, например, такой, как “удовлетворенность жизнью”, может зависеть от влияния целого комплекса внутренних и внешних факторов. Поэтому интересно проследить у старшеклассников, занимающихся и не занимающихся ТКД, не только различия в общем уровне гармоничности их личности, но и определить, какие частные характеристики личности и аспекты психологической гармонии учащихся - которые у большинства обычных людей находятся на среднем уровне выраженности - в первую очередь изменяются в положительнуюсторону в результате систематических занятий школьников интересной для них деятельностью.

2. Практические - Определить специфику влияния ТКД на личность старшеклассников, имеющих опыт нескольких многодневных походов, в сравнении с ребятами той же школы и того же возраста, не занимающихся ТКД, а также с только начинающими заниматься ТКД. По нашей гипотезе туристско-краеведческая деятельность (ТКД) , при ее грамотной психолого-педагогической организации, становится жизненной активностью, которая постепенно оптимизирует личность участвующих в ней учащихся, повышает как общий уровень ее гармоничности, так и гармоничность некоторых отдельных аспектов личности.
Предполагается также, что в конфигурации качеств личности учащихся, имеющих большой опыт занятий ТКД, будут более выражены, по сравнению с не занимающимися ТКД, такие особенности как самооценка гармоничности своей жизни и сотрудничающий и ответственный стили межличностного общения.

База исследования, группы испытуемых, организация эксперимента,
использованные методики и показатели

База исследования: школа № 689 - Москва, Южное Измайлово, ул. Чечулина, 28 (зам. директора Озерская О.В.). В школе дети нескольких классов по желанию систематически занимаются туризмом и краеведением под эгидой Московского экспериментального центра детско-юношеского туризма “Родина” (директор – доктор пед. наук, профессор А.А. Остапец).

Исследование проведено в 1999 – 2000 годах.

Изучаемые группы: Всего обследовано 53 учащихся двух 10-х классов (1983 - 1984 г.р.). Выделены три группы учащихся по величине их опыта в туристско-краеведческой деятельности (ТКД):
Опытные(несколько многодневных походов) - всего 21 чел.
Не занимающиеся ТКД - всего 25 чел. Учатся на 5 и 4.
Начинающие(экскурсии, слеты) - 7 чел. Учатся на 4 и 3.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПЫТУЕМЫХ С РАЗЛИЧНЫМ ТУРИСТСКИМ ОПЫТОМ ПО ИЗУЧЕННЫМ КЛАССАМ:

10"Г" класс - всего 26 чел: Не занимающиеся - 18 чел., Начинающие - 7 чел., Опытные - 1 чел. Класс с гуманитарным профилем (повышенный статус по сравнению с обычными классами обычных школ).
10"В" класс - всего 27 чел.: Не занимаются ТКД - 7 чел., Начинающие - 0 чел, Опытные - 20 чел. Класс с гуманитарным профилем (повышенный статус по сравнению с обычными классами обычных школ).
Многие учащиеся обоих классов дополнительно занимались в период обследования на курсах подготовки в вузы.

Организация исследования: Опытные в туризме учащиеся, участвовавшие в нескольких многодневных походах, составили экспериментальную группу испытуемых – 21 человек, Не занимающиеся туризмом – контрольную группу – 25 человек. Начинающие заниматься туризмом – особую группу для сравнения – 7 человек. Возрастной диапазон: 16 – 17 лет.

Учащиеся экспериментальной и контрольной групп весьма однородны по ряду характеристик: по своему общему развитию и статусу - они из одной и той же московской школы, из одних и тех же гуманитарных классов; одного возраста; большинство хотят после школы поступать в вузы Москвы. Такой состав изучаемых групп испытуемых существенно повышает достоверность получаемых результатов, позволяет с большей уверенностью делать выводы о влиянии именно туристско-краеведческой деятельности на личностные особенности учащихся, так как обследуемые группы различаются между собой в первую очередь по фактору долговременного участия или неучастия в ТКД.

Применявшиеся методики: Все использованные в эксперименте методики направлены на изучение различных сторон личности учащихся. В соответствии с теоретической гипотезой о неравномерном изменении личностных характеристик человека под влиянием любой систематической деятельности - в силу изначально различного потенциала развития, имеющегося у качественно разных черт личности, и в силу неодинаковой нагрузки в ходе деятельности на различные аспекты личности – были применены многофакторные методики изучения особенностей личности старшеклассников.
По нашей экспериментальной гипотезе, в конфигурации качеств личности учащихся, имеющих большой опыт занятий ТКД, будут более выражены, по сравнению с не занимающимися ТКД, такие особенности как гармоничность различных аспектов личности, а также сотрудничающий и ответственный стили межличностного общения. В то же время ряд аспектов личности не претерпит существенных изменений в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

В соответствии с этой гипотезой подбирался набор методик для нашего исследования. Применялись как авторские многофакторные опросники, прошедшие проверку на валидность и надежность, так и известные стандартизированные тесты.

К основным методикам, измеряющим гармоничность личности, относятся авторские методики “Психологическая культура личности” и “Личностная биография” (Мотков О.И., 1998, 1999). Стиль межличностных отношений определялся с помощью теста “Диагностика межличностных отношений” ДМО Лири - Л.Н. Собчик (Собчик Л.Н., 1998) .

Использовались также дополнительные методики: “Индекс жизненной удовлетворенности” ИЖУ Неугартена (Панина Н.В., 1993) , “Психологический портрет учащихся” (Мотков О.И., 1994) и “Экспертная оценка гармоничности личности учащихся” (Мотков О.И.,1999) .

Вперед

В начало статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение