Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Возрастная психология > Сравнительное изучение...

 

Сравнительное изучение личностных особенностей учащихся, занимающихся и не занимающихся туристско-краеведческой деятельностью (ТКД)

Вперед

В начало статьи

Методологический подход к теории психологической гармонии

  1. Гармония жизни должна определяться как реально достижимое состояние в ближайший период жизни. Это первоначально удачный опыт оптимальной жизнедеятельности, который нужно постепенно делать долговременным, устойчивым стилем жизни.
  2. Критерии гармоничности личности всегда будут только рабочими, неабсолютными критериями. Они могут изменяться по мере накопления экспериментальных данных.
  3. Высокая гармоничность личности и жизни конкретного человека – это всегда не абсолютное, а лишь относительное совершенство, оптимальная пропорция для данного типа его различных стремлений и качеств в наличной жизненной ситуации с определенными внутренними и внешними характеристиками его жизни, существенными для настоящего периода. Т.е. это динамическая характеристика личности. Гармония для своего удержания в личности требует умеренных, но систематических усилий человека.
  4. Идеал гармоничной жизни - долгая, творческая, в целом здоровая физически, психически, духовно и социально жизнь, с оптимальным уровнем согласия с самим собой, с людьми и с природой. Это оптимально протекающая жизнь, хорошо сбалансированная здесь и теперь с внутренними и внешними требованиями. При этом могут и должны быть отдельные негативные эмоции и поступки, “грехи”, всплески сильных эмоций. Они в целом у гармоничного человека управляемы и не приносят большого вреда себе и окружающему миру.

Психологическая гармония – оптимальная сбалансированность разнонаправленных и полярных мотиваций, положительных и отрицательных эмоций и состояний, желаемого и реально осуществимого друг с другом и с психическими и физическими возможностями построения поведения, личности с окружающими ее средами - психической, телесной, социальной и природной. Это комплексная характеристика, проявляющаяся и в личности (мотивации и эмоциональной сфере, в блоке программирования), и в познавательных процессах, и в поведении. Включает три группы признаков:

  1. внутренняя гармония - согласие с собой - оптимальный баланс различных мотиваций друг с другом, с психическими и физическими возможностями, желаний и поведения (внутренняя гармония);
  2. внешняя гармония - согласие с людьми, с живой и неживой природой - оптимальные, преимущественно положительные отношения с ними;
  3. наличие здоровья - психического, личностного, духовно-личностного, социального, физического;

Собственно психологическая гармония связана с психическим, личностным и духовно-личностным аспектами жизни человека.

Высокий уровень психологической гармоничности выражается следующим примерным диапазоном пропорций, балансов разнонаправленных и полярных характеристик личности и психики в целом: (1,8 : 5,0) : 1 или, усредненно, примерно 3 : 1. В отдельных ситуациях преобладающей может быть другая пропорция, например, 2 : 1, или даже 1 : 1 (см. Собчик Л.Н., 1998).

Критериями гармоничности состояния, направленности личности и ее жизнедеятельности являются:

- наличие у человека преимущественно положительного, умеренного эмоционального тонуса;

- наличие и поддержание физического, психического, социального и духовного здоровья;

- наличие оптимально направляемого и организуемого процесса жизнедеятельности (преобладания внутреннего локуса контроля над внешним, достаточной осознанности, гибкости и широты жизненных ориентаций, действенности жизненных целей, и др.);

- наличие устойчивого продуктивного развития (процесса вовлечения себя в новые виды деятельности, в новый круг людей, в новые творческие темы и задачи, и т.п.);

- удовлетворенность процессом своей жизни в целом ;

- умеренность стремлений, выражающаяся народной формулой "лучшее - враг хорошего", а также оптимальное преобладание позитивных стремлений над негативными;

- здоровый образ жизни, выражающийся в наличии оптимального числа регулярно совершаемых , адаптивно необходимых видов деятельности;

- хороший , оптимальный уровень самореализации, понимаемой и как процесс, и как результат;

- в большинстве ситуаций согласие с самим собой (оптимально положительная Я-концепция и оптимальные балансы между своими желаниями и поведением, между различными внутренними мотивациями), согласие с людьми (оптимально позитивная Я-Ты-Вы-Мы-концепция), взаимопонимание с живой и неживой Природой (достаточно хорошая адаптация в различных природных средах, чувство чуда Природы, уважение к ней и ее созданиям).

Гармоничная личность в целом - это оптимально сбалансированная по большинству важнейших своих характеристик личность. У такого счастливого человека преобладают чувства меры, полноты жизни, спокойствия, ощущение интересности жизни. Он ставит себе сложные и подчас трудные задачи, но не сверхтрудные, памятуя о том, что "лучшее - враг хорошего".

Гармоничный человек не ставит себе цели обязательно достигнуть в чем-то максимума. Он больше ориентируется на достижение и сохранение оптимального процесса жизнедеятельности, то есть в большей степени на параметры процесса жизни, а не на некие конкретные предметные результаты. Хотя и достижения имеют для него достаточно важное значение (но не самое главное !). Он мудр и понимает, что находиться в творческом и разнообразном жизненном процессе в течение всего, по возможности более длительного, отпущенного Природой срока, ощущать себя при этом целостным и здоровым важнее, чем достигать каких-то очень высоких престижных успехов (в виде, например, высокого социального положения, богатства, большой власти, покорения сверхсложной вершины и т.п.).

Гармоничность личности - определяется степенью оптимальности соотношения силы разнонаправленных и полярных мотиваций друг с другом, с психологическими исполнительными возможностями и с поведенческими проявлениями (“согласием с самим собой”), уровнем конструктивности отношений с людьми и с окружающей природой, характером преобладающего эмоционального тона и др.

Гармоничное состояние личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер. Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с Миром, неполной ее самоудовлетворенности, процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни. Важно отметить, что это противоречия и проблем ы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной (под проблему) самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и саоиспытание, и эксперимент с самим собой и с миром.

Вперед

В начало статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение