Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Методика активизации самовоспитания...

 

СКАЧАТЬ

О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Методика активизации самовоспитания подростков

Уважаемые друзья!
Надеемся, что данный материал будет полезен Вам в работе или в личном развитии. Пожалуйста, расскажите о своем отношении к гармонизации жизни. Какие Вами найдены пути наполнения жизни гармонией и смысла.
Для более плодотворной работы с методиками присылайте свои вопросы и результаты (с указанием всех требуемых данных) по адресу 1710oleg@mtu-net.ru
Автор ответит на Ваши вопросы и даст необходимую консультацию.

Педагогическая организация самовоспитания является одним из сильнейших воспитательных средств разностороннего развития личности подростков и юношей в силу естественной опоры на их стремления и интересы.. Учащийся, ставящий себя в конкретном деле ( или в ситуации общения ) самозадачи по развитию определенных сторон личности, становится более заинтересованным в эффективном выполнении этого дела.
Работа по активизации самовоспитания - область педагогического творчества, углубленного познания и развития стремлений и навыков каждого подростка.Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, и, в первую очередь, стремлений культурных, развивает вкус к созданию собственной личности. Такая педагогическая работа требует от руководителя деликатности, высокого уважения к ребятам, завоевания их доверия. Например, нельзя разглашать содержание дневников самовоспитания детей. В дневниках ребята дают искреннюю самооценку своим качествам, о которой они не хотели бы оповещать других. Здесь " педагогическая тайна "- закон для педагога, иначе он быстро лишится доверия и вся работа пойдет насмарку.

Самовоспитание по сути своей - добровольное дело. Нельзя требовать от школьников обязательного участия в нем. Педагог лишь предлагает какую -то область, в которой ребята могут ставить себе самозадачи. Например, в программе " Практическая психология для педагогов внешкольных учреждений " по описываемой методике проводятся 1 - 2 дневные и неделые циклы самовоспитания с ориентацией учащихся на постановку самозадач в следующих общих областях:

а) развитие волевых качеств (выдержка, целеустремленность,решительность);

б) гармонизация стремлений (умеренность, широта, гибкость в смене стремлений и в способах их реализации);

в) освоение специальных навыков (необходимых для основной деятельности в кружке, в секции);

г) совершенствование стиля общения в группе (чистая, спокойная речь, терпимость, эмоциональная выразительность и др.);

д) развитие навыков планирования своих дел (планирование дня, дел недели, реалистичность задач, планирование усилий).

Активизация самовоспитания волевых качеств, стиля общения, эмоциональной выразительности входит как составная часть в работу педагога по психиатрии и коррекции отрицательных состояний и стремлений. В ходе организации самовоспитания педагог с помощью методик изучения личности , наблюдений, определяет индивидуальные психологические особенности своих подопечных, входит в курс жизненной ситуации подростка, сложившейся дома и в школе.

Один из наиболее трудных моментов в активизации самовоспитания - обеспечение его систематичности.

Подростки склонны заниматься многими делами наскоками, нерегулярно. Им трудна систематическая фиксация результатов работы над собой. В этом педагогу может помочь использование различных форм фиксации результатов. Иногда полезно ввести игровой ритуал, например, поднятие карточек определенного цвета, обозначающих ту или иную самооценку, во проведения опроса или обсуждения. Педагог фиксирует у себя цвет ответа каждого подростка. Этот прием " работает " в малых группах - не более 10 - 12 человек.

Предлагаемая методика испытывалась в школе памяти В.И.Ленина в Горках Ленинских Московской области, в процессе занятий туризмом и краеведением учащихся 8 класса. Были сформулированы педагогические условия и действия педагога по активизации самовоспитания:

- установление отношений доверия и сотрудничества между педагогом и учащимся, - через совместную творческую деятельность;

- проведение беседы на тему " Зачем необходимо самовоспитание " с яркими примерами из жизни великих людей (материалы есть в соответствующей литературе, список в конце брошюры);

- предварительное изучение особенности личности детей, их стихийных задач по самовоспитанию (сочинение на дом " Мои достоинства и недостатки " Задачи по самореализации личности (методики)

- определение на начальном этапе свободной области постановки ребятам рядовых самозадач на определенное домашнее или кружковое дело, или на ситуацию общения, или на физическое совершенствование;

- ориентация учащихся на выдвижение одной - двух конкретных и посильных самозадач;

- на следующем этапе - педагог предлагает для самовоспитания каждому школьнику ту область поведения, в которой у него обнаружились наиболее " слабые места " проявления личности ( недостатки волевой саморегуляции, стиля общения, регуляции силы и гибкости стремлений, в освоении специальных навыков, навыков планирования и т.п.);

- соблюдение этапности в активизации самовоспитания: от организации рядовых кратковременных самозаданий в свободных областях - к более длительной корректировке " слабых мест " в личности, к самозадачам на неделю с ведением дневника;

- никаких оценок за результаты самовоспитания !;

- всегда педагог может определять лишь достаточно общую сферу самовоспитания - конкретные задания себе подросток формулирует сам;

- педагог регулярно, но ненавязчиво, побуждает ребят к постановке самозадач ( без санкций в случае отказа ), обеспечивая систематичность самовоспитания;

- педагог увязывает самозадачи ребят с задачей успешного выполнения высокозначимой для их деятельности;

- интерес к самовоспитанию поддерживается варьированием области самозадания целей, успехами, поощрением за малейшее продвижение в перед, обсуждениями результатов выполнения самозадач, введением интересных форм ведения дневника, оказанием своевременной помощи в реализации самозадач;

- необходим контроль за регулярным ведением записей в дневнике.

Итак,на первом этапе педагог создает доверительные отношения с ребятами, атмосферу доброжелательности в кружке, проводит беседу о пользе самовоспитания и изучает особенности личности своих подопечных, определяет слабые места в личности каждого.

На втором этапе предлагает самостоятельно ставить самозадачи в свободных областях на один - два дня. На третьем этапе предлагает ставить самозадачи в областях наиболее слабого проявления личности на неделю с ведением дневника. У многих учащихся не развит самоанализ и работа над собой. Поэтому лучше начинать с разовых самозаданий на определенную ситуацию или дело. Педагог увязывает работу по самовоспитанию с интересной и важной для ребят деятельностью, например, с прохождением сложного похода или с подготовкой себя к будущей профессии.В ходе проводимой работы ведется обсуждение встретившихся трудностей, корректируются самозадачи в сторону большей самореалистичности и значимости.

На третьем этапе педагог предлагает завести дневник, в котором в течении недели дети будут вести записи о самозадачах дома, в школе, в кружке, на улице, трудностях их выполнения.

  Формы ведения дневника саморазвития

1 Дата и день недели ФИО

Самозадачи на неделю

Самооценка их выполнения за день ( 5 - высшая, 1 - низшая ):

а) - ....................... б) - ...........................

Трудности....................................................

------------------------------------------------------------------

2 Дата и день недели.........................................

Самооценка выполнения самозадач за день

а) - ....................... б) - ...........................

Трудности....................................................

------------------------------------------------------------------

6 Дата и день недели ( последний )...........................

Самооценка выполнения самозадач за неделю....................

а) - ....................... б) - ...........................

Анализ трудностей за неделю ................................

............................................................

 Предупреждение педагогу !

Прежде, чем начинать активизацию самовоспитания учащихся, проверьте предложенную методику на себе. Может быть, вы внесете в нее свои коррективы.

Любое внешнее неделикатное вмешательство педагога, родителей или сверстников в глубоко интимный процесс самовоспитания может обернуться уходом подростка в себя и прекращением столь нужной работы над собой. Поэтому не навреди.

Одним из циклов недельного самовоспитания может стать цикл выдвижения творческих самозадач дома, в деятельности кружка, в школе. Например, педагог предлагает придумать и сделать интересное дело,которое ребята еще никогда не делали. Подростки с любопытством относятся к такому циклу, хотя, как обычно ленятся регулярно вести дневник.

Между циклами самовоспитания должны быть 2 - 3 недельные перерывы. Один из циклов нужно специально направить на выработку систематической работы. На период школьной практики и летних каникул предлагается вести дневник в свободной форме, но обязательным анализом поступков за неделю. В сплоченных группах возможно принятие коллективных самозадач. В таком случае личная ответственность перед самим собой дополняется ответственностью за выполнение самозадач перед всей группой.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение