Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Методика "Психологическая культура личности"

 

О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Методика "Психологическая культура личности"

Уважаемые друзья!
Надеемся, что данный материал будет полезен Вам в работе или в личном развитии. Пожалуйста, расскажите о своем отношении к гармонизации жизни. Какие Вами найдены пути наполнения жизни гармонией и смысла.
Для более плодотворной работы с методиками присылайте свои вопросы и результаты (заполненный бланк методики) по адресу 1710oleg@mtu-net.ru
Автор ответит на Ваши вопросы и даст необходимую консультацию.

В начало статьи

Рекомендуемая литература

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989 (понятие “культура психической деятельности”… С. 6-7 – определенная степень психического развития личности в направлении, определяемом общими тенденциями развития всей культуры, тот уровень психического совершенствования человека…, который достигнут в процессе освоения определенных ценностей, выработанных в данной культуре… С. 155-156 - …разработан огромный арсенал… методов психотренинга и психофизиологической саморегуляции. (Они) …давали человеку возможность активно противодействовать влиянию неблагоприятных и агрессивных факторов … социально-природной среды, поддерживать оптимальный режим жизнедеятельности и повышать свою работоспособность не только в обычных, но и в сложных или экстремальных условиях”)

Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990 ; 336 с. (См. главы 1 – Что такое счастье?, гл. 4 – Досуг (С. 125 - потребности. удовлетворяемые досугом), гл. 6 – Личность, гл. 7 – радость, гл. 8 – Удовлетворенность жизнью, гл. 10 – Здоровье, гл. 11 – Улучшение восприятия жизни

Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: Межд. Пед. академия, 1995

Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитич. обзор. М.: МПСИ, Флинта, 1998, 48 с.

Брэй Р. Как жить в ладу с собой и миром ? М., 1992

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга, 1998

Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.//Вопросы психологии, 1994

Головаха Е.И., Кроник А.А. Себе и другим/ “Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии”. Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997, 336 с., с. 92-110 (Психология самосовершенствования, На пути к конструктивной психологии)

Диагностика школьной дезадаптации. М.: Социал. здоровье России, 1995 (С. 58-59 - Э.М. Александровская - гармоничный тип формирования личности - его признаки)

Егидес А.П. Психотехника общения. М., 1995

Колмогорова Л.С., Каширский Д.В. Сравнит. изучение элементов психол. культуры студентов педвуза и старшеклассников/Педагог, № 6. Барнаул, 1998, с. 100-108

Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психол. культуры младших школьников. Барнаул, 1999; 256 с.

Колмогорова Л.С. Становление психол. культуры личности как ориентир современного образования/ Ж. “Педагог”, № 3 – 1998 (О понятии “культура” и “психол. культура”, библ. ссылка)

Кузнецова Л.А. Система работы по повышению психологической культуры подростков/ Тезисы Всерос.науч.-практ. конф. “Становление гуманитарной культуры личности в системе развивающего вариативного образования”. Барнаул, 2000 (школа № 53 г. Барнаула)

Лужбина Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности//Автореф. канд. дисс. Барнаул, 2002

LIFE LINE и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост., ред. Кроник А.А. М.: Прогресс-Культура, 1993 (См. статью Паниной Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности. С. 107 - 114 с одноименным тестом, и др. статьи)

Маррей Ф. Ты можешь все, что ты хочешь. England, 1997 (Клуб позитивного мышления)

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997 ("Метапотребности" -с. 24 - гл. 23 - высшие ценности, потребность в совершенстве, гармонии, справедливости, красоте, правде. Присущи самоактуализирующимся людям, у которых удовлетворены " базовые потребности". Психологически здоровая, полноценно функционирующая личность).

Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993

Мотков О.И. Психология самопознания и гармонизации личности: Программа курса. М.: Изд-во РОУ, 1994

Мотков О.И. Методика "Личностная биография"/Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9; см. также в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle7.htm

Мотков О.И. "Психологическая культура личности"/Газ. “Школ. психолог”, 1999, - № 15, с. 8-9 (теорет. введение, методика). См. в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle9.htm

Мотков О.И. Методика “Культурологические тенденции”, 1998 (не опубл., файл в папке “+Мотков/Методики – студентам”, каф. психологии личности ИП РГГУ; см. также в Интернете:

http://psyhology.rsuh.ru/motarticle91.htm )

Мотков О.И. Психологическая гармония. Рукопись теорет. статьи. М., 2000 (не опубл., большой список литературы; файл в папке “+Мотков/Материалы к практ. и курсовым работам”, каф. психологии личности ИП РГГУ; см. также в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle1.htm)

Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности. (не опубл. См. в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle4.htm)

Мотков О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ Ж. “Дополнит. образование”, 2002, № 7 и № 8 (Использовались авторские методики “Психол. культура личности”, “Личностная биография”, “Экспертная оценка гармоничности личности”, “Психол. портрет учащихся”, ИЖУ – Индекс жизненной удовлетворенности Неугартена, ДМО – Диагностика межличностных отношений Л.Н. Собчик) (в Интернете - http://psyhology.rsuh.ru/motarticle4.htm

Мотков О.И. – страница в Интернете – http://psyhology.rsuh.ru/motkov.htm

Орлов Ю.М., Гройсман А.Л. Целительное рисование. Психотерапия для себя. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997; 32 с. (С. 4-5 - Метод медитативной графики МГ помогает осознать эмоции, которые вызывают патогенную реакцию. И ослабить эмоц. стресс, лучше понять себя)

Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой. М.: Сфера, 1998

Передельский А.А. Поиски духовного и физического совершенства в культурологических учениях древнего и средневекового Китая. М.,1992, 138 с. (С. 9 - Главное… в приближении к идеалу всегда контролирующего себя и стремящегося к уравновешенности и гармонии, к золотой середине (чжун-юн) мудреца. При этом себе не отказывали во вкусной пище и прочих удовольствиях.
С. 92 - Гаутама… обе крайности - и жизнь, полная удовольствия и страстей, и жизнь добровольных страданий - одинаково далеки от правильного пути. Правильный путь лежит посередине. Это путь самоуглубленного познания истины, путь, ведущий к покою и к просветлению духа.
С. 124 - Дхъяна - это такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не может доминировать над другими. …в чаньской медитации человек оставлял свою психику в покое,… позволяя ей самой находить наиболее оптимальный режим функционирования. С. 125 - …управляет психосоматическая целостность, в кот. “сознательные” и “подсознательные” уровни нах-ся в непротиворечивом единстве и гармоничном взаимодействии. При этом ВОЛЯ, идущая от сознат. уровня психики… индивидуального “Я” …, должна уступить место безличной совершенно объективированной “воле”, исходящей от “истинной природы” человека. Так чань-буддисты выработали в своей практике психотренинга удивительно сбалансированный подход, в кот. напряжение воли сочеталось с релаксацией, дисциплина чувств и эмоций - с естественностью психических проявлений.

Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М.: Сфера, 1997

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Ред. Дубровина И.В. М.: Академия, 1995

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994 (С. 13-14 - идеал СА человека, “полноценно функционирующий человек”, “хорошая жизнь”; Гл. 8 - “Быть тем, кто ты действительно есть”.Точка зрения на цели человека. Гл. 9 - Взгляд психотераписта на хорошую жизнь. Полноценно функционирующий человек.)

Роджерс К. Творчество как усиление себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1 (С. 165 – Очень рано наша творческость заглушается… беспощадной критикой того, что мы делаем. С. 166- Личностно-ориентир. подход (К. Роджерс) делает акцент на роли фасилитатора, кот. обладает эмпатией, конгруэнтностью, кот. открыт новому опыту и искренен, когда он слушает на глубинном личностном уровне человека или группу и этим способствует их росту. …если создать безопасный, доверительный климат, в кот. личность почувствует себя свободно настолько, что начнет исследовать свой внутренний психический мир, то в этом случае сам чел. и выберет

Свядощ А.М. О применении психической саморегуляции для повышения эффективности работы оператора/Сб “Психическая саморегуляция”. Вып.2. Ред. А.С. Ромен. Алма-Ата, 1974 (методы АТ, самовнушение и самовоспитание позволяют повысить скорость реакции, устойчивость внимания, точность оценки времени, эмоцион. устойчивость и работоспособность в экстремальных условиях, психологическую совместимость операторов в группе)

Статирова Н.М. Коррекция и развитие некоторых характеристик базовой личности старшеклассниц. Дипломная работа. Лесосибирск, Лесосиб. пед. ин-т, 2001 (8 чел., 15 – 17 лет, худож. школа № 1. Использовала преобразующий эксперимент, тренинг личностного роста, с диагностикой гармоничности личности уч-ся до и после трехмесячного тренинга личностного роста – по методикам О.И. Моткова “Образ жизни”, “Базовые стремления”, “Жизненное предназначение”, “Психол. культура личности”, “Личностная биография”. По ряду показателей получены позитивные сдвиги – особенно по гармоничности образа жизни, жизненным ориентациям на творчество, руководство и поддержку себя, гармоничности выраженности внутренних факторов психол. гармонии (оптимал. функционирования), действенности ориентаций, уровню психической саморегуляции и самопознания. Гармонизация самооценки у некоторых - в сторону большей адекватности и снижения ур-ня с выс. на средний по отдельным показателям).

Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. статей. Сост. Ханин Ю.Л. М.: ФиС, 1983, 288 с. (Сб. статей российских и зарубежных авторов: Спилбергер, Моску и др. Показана роль специальной тренировки психической саморегуляции в повышении готовности к соревнованиям – Алексеев А.В. и др.)

Тойч Д.М., Тойч Ч.К. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. М.: САНРЭЙ, 1995, 192 с. (IDEAL-метод - индивидуализир. директивное объясняющее вербальное воздействие)

Ханин Ю.Л., Буланова Г.В. Управление эмоцион. состоянием студентов средствами физического воспитания/ “Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. статей”. Сост. Ханин Ю.Л. М.: ФиС, 1983, 288 с.(С. 261-267. С. 264- …занятия по физ. воспитанию в общем снижают уровень тревоги студентов в группе, особенно студентов с повышенной личностной тревожностью. С. 265 - …предложенная нами организация деят-сти студентов на занятиях значительно уменьшила состояние тревоги …(р < 0,01)… учитывалось желание занимающихся, их симпатии друг к другу, включение в одну подгруппу из 3 чел. “лидеров”, “изолированных” или “отвергнутых”, высоко- и низкотревожных студентов, т.е. группы составлялись с учетом эмоц. состояния студентов, их межличностных отношений, статуса и личностных особенностей)

Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: ФиС, 1980 (По А. Прихожан, 2000 -теория “зоны оптимального функционирования”. Согласуется с законом оптимума мотивации Йеркса-Додсона, но - этот оптимум имеет индивидуал. характер: некоторые достигают наилучших рез-тов при минимал. уровне возбуждения, другие - при высоком или среднем)

Харрис Т. Я - О`Кей, ты - О` Кей. М.: Смысл, 1997

Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1996

Хей Л. Через медитации к лучшей жизни. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998

Юренко Т.Н. Проблемы становления психол. культуры личности педагогов в условиях образовательного комплекса/ Тезисы Всерос. н.-пр. конф. “Становление гуманитарной личности в системе развивающего вариативного образования”. Барнаул: БГПУ, май 2000 (рук-ль психол. службы гимназии № 1 г. Ангарска Иркутской обл. – использовала методику “Психол. культура личности” - данные о педагогах гимназии, работниках психол. службы и педагогах доп. образования (художественно-эстетического отделения) : 28 + 10 + 14 чел. Рез-ты до и после тренингов личностного роста– 11 чел. После тренинга - рост уровня психол. культуры на 23%, рост самооценки у всех членов группы)

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение