О.И. Мотков
кандидат психологических наук
Методика "Психологическая
культура личности"
Уважаемые друзья!
Надеемся, что данный материал будет полезен Вам в работе или в личном развитии.
Пожалуйста, расскажите о своем отношении к гармонизации жизни. Какие Вами найдены пути наполнения жизни гармонией и смысла.
Для более плодотворной работы с методиками присылайте свои
вопросы и результаты (заполненный
бланк методики) по адресу 1710oleg@mtu-net.ru
Автор ответит на Ваши вопросы и даст необходимую
консультацию.
В начало статьи
Рекомендуемая литература
Абаев Н.В.
Чань-буддизм и культурно-психологические
традиции в средневековом Китае.
Новосибирск: Наука, 1989
(понятие “культура психической
деятельности”… С. 6-7 – определенная
степень психического развития личности в
направлении, определяемом общими
тенденциями развития всей культуры, тот
уровень психического совершенствования
человека…, который достигнут в процессе
освоения определенных ценностей,
выработанных в данной культуре… С. 155-156 - …разработан
огромный арсенал… методов психотренинга и
психофизиологической саморегуляции. (Они)
…давали человеку возможность активно
противодействовать влиянию
неблагоприятных и агрессивных факторов …
социально-природной среды, поддерживать
оптимальный режим жизнедеятельности и
повышать свою работоспособность не только
в обычных, но и в сложных или экстремальных
условиях”)
Аргайл М.
Психология счастья. М.: Прогресс, 1990 ; 336 с. (См.
главы 1 – Что такое счастье?, гл. 4 – Досуг (С.
125 - потребности. удовлетворяемые досугом),
гл. 6 – Личность, гл. 7 – радость, гл. 8 –
Удовлетворенность жизнью, гл. 10 – Здоровье,
гл. 11 – Улучшение восприятия жизни
Битянова Н.Р. Психология
личностного роста.
М.: Межд. Пед. академия, 1995
Битянова Н.Р. Проблема
саморазвития личности в психологии:
Аналитич. обзор. М.:
МПСИ,
Флинта, 1998, 48 с.
Брэй Р. Как жить в ладу с собой и
миром ? М., 1992
Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н.,
Кислинская Н.В. Основы
самосовершенствования: Тренинг
самосознания. Екатеринбург: Деловая книга,
1998
Гинзбург М.Р.
Психологическое содержание личностного
самоопределения.//Вопросы психологии, 1994
Головаха Е.И., Кроник А.А.
Себе и другим/ “Психология с человеческим
лицом: гуманистическая перспектива в
постсоветской психологии”. Ред. Д.А.
Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997, 336 с., с. 92-110 (Психология
самосовершенствования, На пути к
конструктивной психологии)
Диагностика школьной
дезадаптации.
М.: Социал. здоровье России, 1995 (С. 58-59 - Э.М.
Александровская - гармоничный тип
формирования личности - его признаки)
Егидес А.П. Психотехника
общения. М., 1995
Колмогорова Л.С., Каширский Д.В. Сравнит.
изучение элементов психол. культуры
студентов педвуза и старшеклассников/Педагог,
№ 6. Барнаул, 1998, с. 100-108
Колмогорова Л.С. Генезис и
диагностика психол. культуры младших
школьников. Барнаул, 1999; 256 с.
Колмогорова Л.С. Становление психол.
культуры личности как ориентир
современного образования/ Ж. “Педагог”, № 3
– 1998 (О понятии “культура” и “психол.
культура”, библ. ссылка)
Кузнецова Л.А. Система
работы по повышению психологической
культуры подростков/ Тезисы Всерос.науч.-практ.
конф. “Становление гуманитарной культуры
личности в системе развивающего
вариативного образования”. Барнаул, 2000 (школа
№ 53 г. Барнаула)
Лужбина Н.А. Социальный интеллект как
системообразующий фактор психологической
культуры личности//Автореф. канд. дисс.
Барнаул, 2002
LIFE LINE и
другие новые методы психологии жизненного
пути. Сост., ред. Кроник А.А. М.: Прогресс-Культура,
1993 (См. статью Паниной Н.В. Индекс жизненной
удовлетворенности. С. 107 - 114 с одноименным
тестом, и др. статьи)
Маррей Ф. Ты
можешь все, что ты хочешь. England,
1997 (Клуб позитивного мышления)
Маслоу А.
Дальние пределы человеческой психики. СПб:
Евразия, 1997 ("Метапотребности" -с. 24 - гл.
23 - высшие ценности, потребность в
совершенстве, гармонии, справедливости,
красоте, правде. Присущи
самоактуализирующимся людям, у которых
удовлетворены " базовые потребности".
Психологически здоровая, полноценно
функционирующая личность).
Мотков О.И. Психология
самопознания личности: Практ. пос. М.:
Треугольник, 1993
Мотков О.И.
Психология самопознания и гармонизации
личности: Программа курса. М.: Изд-во РОУ, 1994
Мотков О.И. Методика
"Личностная биография"/Газ.
“Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9; см. также в
Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle7.htm
Мотков О.И. "Психологическая
культура личности"/Газ.
“Школ. психолог”, 1999, -
№ 15, с. 8-9 (теорет. введение, методика). См. в
Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle9.htm
Мотков О.И. Методика
“Культурологические тенденции”,
1998 (не опубл., файл в папке “+Мотков/Методики
– студентам”, каф. психологии личности ИП
РГГУ; см. также в Интернете:
http://psyhology.rsuh.ru/motarticle91.htm
)
Мотков О.И. Психологическая
гармония.
Рукопись теорет. статьи. М., 2000 (не опубл.,
большой список литературы; файл в папке “+Мотков/Материалы
к практ. и курсовым работам”, каф.
психологии личности ИП РГГУ; см. также в Интернете:
http://psyhology.rsuh.ru/motarticle1.htm)
Мотков О.И. Основные понятия
теории природной и гармоничной личности.
(не опубл. См. в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle4.htm)
Мотков О.И. Влияние
туристско-краеведческой деятельности (ТКД)
на развитие личностной гармонии
старшеклассников/
Ж. “Дополнит. образование”, 2002, № 7 и № 8 (Использовались
авторские методики “Психол. культура
личности”, “Личностная биография”, “Экспертная
оценка гармоничности личности”, “Психол.
портрет учащихся”, ИЖУ – Индекс жизненной
удовлетворенности Неугартена, ДМО –
Диагностика межличностных отношений Л.Н.
Собчик) (в Интернете - http://psyhology.rsuh.ru/motarticle4.htm
Мотков О.И. – страница в
Интернете – http://psyhology.rsuh.ru/motkov.htm
Орлов Ю.М., Гройсман А.Л. Целительное
рисование.
Психотерапия для себя. М.: Импринт-Гольфстрим,
1997; 32 с. (С. 4-5 - Метод медитативной графики МГ
помогает осознать эмоции, которые вызывают
патогенную реакцию. И ослабить эмоц. стресс,
лучше понять себя)
Панкратов В.Н. Психотехнология
управления собой. М.:
Сфера, 1998
Передельский А.А. Поиски
духовного и физического совершенства в
культурологических учениях древнего и
средневекового Китая.
М.,1992, 138 с. (С. 9 - Главное… в приближении к
идеалу всегда контролирующего себя и
стремящегося к уравновешенности и гармонии,
к золотой середине (чжун-юн) мудреца. При
этом себе не отказывали во вкусной пище и
прочих удовольствиях.
С. 92 - Гаутама… обе крайности - и
жизнь, полная удовольствия и страстей, и
жизнь добровольных страданий - одинаково
далеки от правильного пути. Правильный путь
лежит посередине. Это путь
самоуглубленного познания истины, путь,
ведущий к покою и к просветлению духа.
С. 124 - Дхъяна - это такое состояние
сознания, когда все духовные силы находятся
в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна
склонность не может доминировать над
другими. …в чаньской медитации человек
оставлял свою психику в покое,… позволяя ей
самой находить наиболее оптимальный режим
функционирования. С. 125 - …управляет
психосоматическая целостность, в кот. “сознательные”
и “подсознательные” уровни нах-ся в
непротиворечивом единстве и гармоничном
взаимодействии. При этом ВОЛЯ, идущая от
сознат. уровня психики… индивидуального “Я”
…, должна уступить место безличной
совершенно объективированной “воле”,
исходящей от “истинной природы” человека.
Так чань-буддисты выработали в своей
практике психотренинга удивительно
сбалансированный подход, в кот. напряжение
воли сочеталось с релаксацией, дисциплина
чувств и эмоций
- с естественностью психических проявлений.
Прихожан А.М. Психология
неудачника: тренинг уверенности в себе.
М.: Сфера, 1997
Психологические программы
развития личности в подростковом и
старшем школьном возрасте /Ред. Дубровина И.В.
М.: Академия, 1995
Роджерс К.
Взгляд на психотерапию. Становление
человека. М.:
Прогресс, 1994 (С. 13-14 - идеал СА человека, “полноценно
функционирующий человек”, “хорошая жизнь”;
Гл. 8 - “Быть тем, кто ты действительно есть”.Точка
зрения на цели человека. Гл. 9 - Взгляд
психотераписта на хорошую жизнь.
Полноценно функционирующий человек.)
Роджерс К. Творчество как усиление
себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1 (С. 165 – Очень рано
наша творческость заглушается… беспощадной критикой того,
что мы делаем. С. 166- Личностно-ориентир. подход (К. Роджерс)
делает акцент на роли фасилитатора, кот. обладает эмпатией,
конгруэнтностью, кот. открыт новому опыту и искренен, когда
он слушает на глубинном личностном уровне человека или группу
и этим способствует их росту. …если создать безопасный, доверительный
климат, в кот. личность почувствует себя свободно настолько,
что начнет исследовать свой внутренний психический мир, то
в этом случае сам чел. и выберет
Свядощ А.М. О
применении психической саморегуляции для
повышения эффективности работы оператора/Сб
“Психическая саморегуляция”. Вып.2. Ред. А.С.
Ромен. Алма-Ата, 1974 (методы АТ,
самовнушение и самовоспитание позволяют
повысить скорость реакции, устойчивость
внимания, точность оценки времени, эмоцион.
устойчивость и работоспособность в
экстремальных условиях, психологическую
совместимость операторов в группе)
Статирова Н.М. Коррекция
и развитие некоторых характеристик базовой
личности старшеклассниц. Дипломная работа.
Лесосибирск, Лесосиб. пед. ин-т, 2001 (8 чел., 15 –
17 лет, худож. школа № 1. Использовала
преобразующий эксперимент, тренинг
личностного роста, с диагностикой
гармоничности личности уч-ся до и после
трехмесячного тренинга личностного роста
– по методикам О.И. Моткова “Образ жизни”,
“Базовые стремления”, “Жизненное
предназначение”, “Психол. культура
личности”, “Личностная биография”. По
ряду показателей получены позитивные
сдвиги – особенно по гармоничности образа
жизни, жизненным ориентациям на творчество,
руководство и поддержку себя,
гармоничности выраженности внутренних
факторов психол. гармонии (оптимал.
функционирования), действенности
ориентаций, уровню психической
саморегуляции и самопознания. Гармонизация
самооценки у некоторых - в сторону большей
адекватности и снижения ур-ня с выс. на
средний по отдельным показателям).
Стресс и тревога в спорте:
Междунар. сб. науч. статей. Сост. Ханин Ю.Л. М.:
ФиС, 1983, 288 с. (Сб. статей российских и
зарубежных авторов: Спилбергер, Моску и др.
Показана роль специальной тренировки
психической саморегуляции в повышении
готовности к соревнованиям – Алексеев А.В.
и др.)
Тойч Д.М., Тойч Ч.К. Второе
рождение или искусство познать и изменить
себя. М.: САНРЭЙ, 1995, 192 с. (IDEAL-метод -
индивидуализир. директивное объясняющее
вербальное воздействие)
Ханин Ю.Л., Буланова Г.В.
Управление
эмоцион. состоянием студентов средствами
физического воспитания/ “Стресс и тревога
в спорте: Междунар. сб. науч. статей”. Сост.
Ханин Ю.Л. М.: ФиС, 1983, 288 с.(С. 261-267. С. 264- …занятия
по физ. воспитанию в общем снижают уровень
тревоги студентов в группе, особенно
студентов с повышенной личностной
тревожностью. С. 265 - …предложенная нами
организация деят-сти студентов на занятиях
значительно уменьшила состояние тревоги …(р
< 0,01)…
учитывалось желание занимающихся, их
симпатии друг к другу, включение в одну
подгруппу из 3 чел. “лидеров”, “изолированных”
или “отвергнутых”, высоко- и
низкотревожных студентов, т.е. группы
составлялись с учетом эмоц. состояния
студентов, их межличностных отношений,
статуса и личностных особенностей)
Ханин Ю.Л. Психология
общения в спорте.
М.: ФиС, 1980 (По А. Прихожан, 2000 -теория “зоны
оптимального функционирования”.
Согласуется с законом оптимума мотивации
Йеркса-Додсона, но - этот оптимум
имеет индивидуал. характер: некоторые
достигают наилучших рез-тов при минимал.
уровне возбуждения, другие - при высоком или
среднем)
Харрис Т. Я
- О`Кей, ты - О`
Кей. М.: Смысл, 1997
Харькин В., Гройсман А.
Тренинги
самооздоровления и самосозидания.
М.: Магистр, 1996
Хей Л. Через
медитации к лучшей жизни.
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998
Юренко Т.Н. Проблемы
становления психол. культуры личности
педагогов в условиях образовательного
комплекса/ Тезисы
Всерос. н.-пр. конф. “Становление
гуманитарной личности в системе
развивающего вариативного образования”.
Барнаул: БГПУ, май 2000 (рук-ль психол. службы
гимназии № 1 г. Ангарска Иркутской обл. –
использовала методику “Психол. культура
личности” - данные о педагогах гимназии,
работниках психол. службы и педагогах доп.
образования (художественно-эстетического
отделения) : 28 + 10 + 14 чел.
Рез-ты до и после тренингов личностного
роста– 11 чел. После тренинга - рост уровня
психол. культуры на 23%, рост самооценки у
всех членов группы)
|