Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Интегральная модель ...

Выводы

Что нового вносит интегральная модель психики и личности в нашу психологию?

1. Новое понимание сущности психики , ее главной функции в живом организме, которая заключается не в "отражении", а в организации и осуществлении оптимального поведения по реализации изначальных физиологических и психологических потребностей и их прижизненных производных. Описана структура психики , включающая два основных раздела: Управляющую психику (Личность) и обслуживающую ее стремления Исполнительную психику (Сознание, Познавательные и психомоторные процессы, Речь).

2. Представление о личности как об Управляющей психике - центральном побудителе, организаторе и регуляторе целостного поведения. На основе данных психогенетики и нейропсихологии обосновывается интегральная биокультурная и самодеятельная (субъектная) природа личности . Личностью и рождаются, и становятся. Исходя из критериев генетической обусловленности и устойчивости, постоянства в структуре личности выделены три уровня: 1) базовые природные образования – постоянные, преимущественно определяемые генотипом (компоненты Базовой личности, Первичные эмоции, аппарат Субъекта); 2) относительно устойчивые прижизненные образования – определяемые как влиянием структур Базовой личности и первичных Эмоций, так и взаимодействием со средой (Я-личность, Вторичные эмоциональные образования, Значимый опыт); 3) оперативно-ситуативные прижизненные образования – кратковр е менные ситуативные цели, и др. (Ситуативная личность в Субъекте). Базовые образования личности имеются, пусть и в менее развитом виде, у сложноорганизованных животных.

3. Взгляд на субъект как на оперативно-ситуативный управляющий центр личности, организующий здесь и теперь с подачи Базовой личности и Я-личности целостное поведение по реализации актуальных потребностей и мотивов. Определены специфические особенности и этапы функционирования Субъекта - это работа с ярлыками устойчивых личностных образований и с наличными впечатлениями от внешней и внутренней ситуации; координирующая, целеполагающая и управляющая функция "точки Я"; оперативно-ситуативная постановка целей и организация их осуществления.

4. Определение сущности биопсихологических компонентов природной Базовой личности.

5. Объединение в единой модели постоянных, генетически заданных, и прижизненно образующихся относительно устойчивых и ситуативных компонентов личности; в соответствии с принципом предметности – увязывание психологических, функциональных блоков личности с их нейроанатомическими коррелятами.

6. Содержательно (функционально) и на уровне материального субстрата определена специфика фундаментальных понятий психологии "психика", "личность", "субъект" и "сознание". Проведено их качественное различение и соотнесение, определены место и роль трех последних в психике.

7. Показана естественная логика основных процессов развития психики и личности : на базе первичных биологических функциональных прасистем прижизненно образуются вторичные "культурные" функциональные системы, которые, в сущности, лишь конкретизируют пути и способы удовлетворения требований первичных структур. Главную роль в организации поведения в течение жизни продолжают играть импульсы и метанаправленность первичных образований личности, а также качество активности ее субъекта.

Хотелось бы закончить работу яркими и мудрыми словами И.П. Павлова: " После главных побед науки над мертвым миром пришел черед разработки и живого мира, а в нем и венца живой природы – деятельности мозга. Задача на этом последнем пункте так невыразимо велика и сложна, что требуются все ресурсы мысли , абсолютная свобода, полная отрешенность от шаблона, какое только возможно разнообразие точек зрения и способов действия и т.д., чтобы обеспечить успех" [35].

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение