Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Интегральная модель ...

3. Интегральная модель личности

Сущность личности как Управляющей психики

Начнем с рабочего определения личности. Личность - это часть психики, выполняющая управляющую функцию устойчивой, кросс-ситуативной и оперативно-ситуативной организации целостного поведения по удовлетворению потребностей, мотивов и цел ей организма. Под организацией целостного поведения понимаются процессы его побуждения, направления, оценивания и выражения состояния мотивации в эмоциях, программирования и регуляции осуществления (путем контроля и коррекции). К этим управляющим процессам относятся и процессы гармонизации, самоорганизации своей личности и психики для построения более оптимального поведения. Все эти процессы и функции я коротко называю Управляющей психикой. За них в психике отвечают устойчивая мотивационно-эмоциональная сфера и аппарат оперативно-ситуативной организации поведения.

Биосоциальная и субъектная детерминация личности и ее развития признается большинством зарубежных и рядом отечественных психологов (А. Маслоу, Г. Айзенк, К. Купер, Э.Л. Диси, Р.М. Руаян, Л.Н. Собчик, В.М. Русалов, П.В. Симонов, А.А. Волочков и др.). Она была очевидна для В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и И.П. Павлова. Последний писал: " Л ичность человека определяется как биологической наследственностью , так и средой " [34, с.618]. Импонирует целостное и логичное представление А.Ф. Лазурского об эндопсихической и экзопсихической составляющих психики и личности и их соотношениях: "В нутренний механизм человеческой личности… "темперамент", "характер" и "умственная одаренность". … Эндопсихика составляет… ядро человеческой личности , главную ее основу , отражаясь в значительной степени… и на экзопсихических ее проявлениях. …экзопсихические проявления… отражают на себе в большей или меньшей степени внешние, окружающие человека условия…" [16, с. 17- 19 ] .

Биосоциальная детерминация управляющих функций личности и ее развития подтверждается результатами психогенетических исследований: по крайней мере на 30% – 60% основные черты личности определяются генотипом [3, 9, 12, 15, 39, 44, 49, 65, 68]. Эти данные позволяют уверенно утверждать, что личностью и рождаются, и становятся. Биокультурную ее сущность точно выразил М. Шелер: "Всякий "подлинно человеческий акт" изначально "двойственен": одновременно духовен и инстинктивен… Каждый феномен человеческой жизни …единство инстинктивно-витальных и духовных начал…" [63, c . 397].

 

Структура личности

 

В структуре личности взрослого сосуществуют и находятся в определенной иерархии наследственно заданные и прижизненно образующиеся блоки. Последние возникают на базе как первичных личностных образований, так и с учетом особенностей внешней среды. Тщательный анализ личностных образований и их нейропсихологических коррелятов позволяет определить два больших отдела личности, отличных друг от друга по характеру и содержанию их образований: Мотивационно-эмоциональный отдел и блок Субъекта .

 

Мотивационно-эмоциональный отдел

Содержит у взрослого человека два первых уровня личностных образований, определяемых по степени устойчивости, наследственной, субъектной и средовой обусловленности их составляющих. 1. Б азовый уровень – это постоянные, преимущественно генетически детерминируемые образования блоков Базовой личности и Первичных эмоций. 2. О тносительно устойчивый уровень составляют прижизненные образования блоков Я-личности, Значимого опыта (Инструментальной личности) и Вторичных эмоций, детерминируемые как генетическими и субъектными, так и средовыми факторами. 3. Оперативно - ситуативный уровень - прижизненные кратковременные и легко изменяемые цели и подцели, формирующиеся здесь и теперь в аппарате Субъекта. Определяются влиянием всех трех факторов, но в большей мере – активностью Субъекта и средой.

Сначала отдельно остановимся на естественной структуре любого мотивационного образования личности. В пищевой потребности, например, можно выделить четыре основных компонента:

- наличное состояние и его смутный образ, имеющий функцию обобщенной значимой метанаправленности последующего поведения (например, чувство голода);

- значимое желаемое состояние и его обобщенный образ (например, сытость);

- значимое переживание и интуитивный образ несоответствия между ними ;

- значимое переживание стремления устранить это различие (достичь состояния сытости).

Объединяющим все эти состояния, переживания и образы потребности моментом является стремление (побуждающий и направляющий "импульс"). В строгом смысле под мотивацией следует понимать именно стремление человека (или животного) устранить несоответствие между состоянием и образом наличного себя в данной ситуации и состоянием и образом желаемого, будущего себя в желаемой ситуации.

Эта структура мотивационного образования является универсальной, т.е. принципиально одной и той же на любом из уровней личности. Именно эта "мотивационность" и позволяет считать все образования блоков Мотивационно-эмоционального отдела и блока Субъекта личностными .

Человек (как и любое живое существо) всегда актуально или потенциально мотивирован - он мотивированно воспринимает и относится к жизненным ситуациям. Этот факт является его существеннейшей, и, может быть, главной жизненной характеристикой.

Существует еще одна фундаментальная особенность всех образований личности. Они изначально имеют полярную, двойственную природу. Каждому из них противостоит противоположный по направленности вид стремления или противоположная по оценке эмоция (например, стремлению жить противостоит тенденция к смерти, стремлению к автономности – тенденция к зависимости, положительным эмоциям – отрицательные). Полярные мотивации и эмоции обеспечиваются различными нейрофизиологическими структурами и биохимическими процессами [6, 17]. Полярность свойств имеется и в Исполнительной психике: осознаваемое – неосознаваемое, образное и вербальное мышление. Любая мотивация, помимо импульса стремления, одновременно является отношением к себе и к внешней ситуации. Она всегда обладает определенной значимостью и поэтому является, по А. Маслоу, и ценностью : " То, что я называю основными потребностями, скорее всего присуще всему человечеству, стало быть, у человечества есть и общие ценности. … Свойства конституции индивида определяют его выборы, что касается отношения к самому себе, к цивилизации, к миру, то есть с оздают ценности " [26 , с . 189] .

Базовая личность (биологическая основа личности)

 

Этот блок является фундаментальной, преимущественно генетически детерминируемой, природной основой личности, побуждающей и направляющей любое поведение движущей силой, ядром личности . Это система устойчивой главной метанаправленности жизни, на основе которой, как ветви вокруг ствола дерева, в процессе жизнедеятельности создаются с помощью процессов мотивирования (конкретизации общей метанаправленности, целеполагания) иерархии различных мотивационных образований.

К составляющим этого блока относятся следующие общие компоненты: Базовые физиологические и психологические потребности (или стремления), Характерологические и Культурологические тенденции , Жизненные предназначения (или склонности), Первичное Я (интегральное целостное чувство и метаобраз себя).

Потребности рассматривались широким кругом психологов, антропологов и нейрофизиологов - З. Фрейдом и его учениками, У. Мак-Дауголлом, Г. Мюрреем, К. Левином, А. Маслоу, Б. Малиновским, А. Пьероном, Ж. Нюттеном, Р. Кеттелом, Э. Диси и Р. Руаяном, М. Линчем, У. Телли, Н.Ф. Добрыниным, А.Н. Леонтьевым, П.В. Симоновым, Л.Н. Собчик и др. Все они, за исключением А.Н. Леонтьева, ставили потребности в центр личности, ее ядро. Характерным является высказывание П.В. Симонова: "Поскольку именно потребности и производные от них трансформации – мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т.п. – представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель, эти потребности следует рассматривать как ядро личности , как самую существенную ее характеристику. … Характеристика личности начинается с уяснения и анализа ее потребностей" [50, с. 21].

Наиболее известны перечни и структуры потребностей Маслоу, Мак-Дауголла, Мюррея и Кеттела, у нас - П.В. Симонова. Я выделяю четыре основных пары полярных базовых стремлений (потребностей), составляющих природное ядро Базовой личности, всего внутреннего мира человека. К ним относятся: 1 - желание жить и продолжать жизнь - стремление умереть (к саморазрушению); 2 - стремление к силе личности , т.е. к высокой самооценке и уверенности в себе, к самоуважению - тенденция к слабости личности , т.е. к занижению самооценки и к неуверенности; 3 - стремление к свободе (опоре преимущественно на себя, к самостоятельности) - тенденция к зависимости , преимущественной опоре на других; 4 - стремление к развитию, к творческой самореализации - тенденция к стереотипному функционированию (стремление избегать каких-либо изменений в своих желаниях, отношениях, ценностях, целях и т.п.). Одной из разновидностей метапотребности в развитии является базовая психологическая потребность в гармоничном функционировании, в оптимальной организации личности и жизни.

Каждое из этих стремлений представляет целый комплекс различных побуждений, объединенных некоей общей метанаправленностью. Первый полюс каждой пары этих стремлений - жизнеутверждающие мотивационные тенденции, потенциально продуктивные с точки зрения обеспечения психического, физического и духовного здоровья, более полной и гармоничной жизни человека. Это изначальные положительные побуждения личности. Второй полюс - это потенциально дезадаптирующие , жизнеподавляющие тенденции, блокирующие при своей сильной выраженности процесс развития и самореализации человека. Такие стремления квалифицируются как отрицательные .

Актуальность различных базовых стремлений может меняться в различные периоды жизни и при различных психических состояниях. Как показывают экспериментальные данные, у большинства людей наблюдается некоторое преобладание силы и степени осуществления положительных базовых побуждений над отрицательными. Особенно это характерно для детей и людей, нашедших свое дело, идущих по пути саморазвития. Природа позаботилась о том, чтобы у новорожденных доминировали позитивные побуждения, которые помогают раскрытию в дальнейшей жизни созревающего физического и психического потенциала. У каждого человека существует свой индивидуальный узор положительных и отрицательных базовых стремлений. Личность одновременно универсальна и уникальна . Если набор природных побуждений остается всю жизнь неизменным и одинаковым у всех людей (универсальность личности), то их изначальная выраженность и дальнейшее созревание и изменение могут быть различными у разных индивидуумов (уникальность личности).

Общим в современной психологии личности можно считать и деление наследственно обусловленных потребностей на физиологические (витальные, первичные) и психологические (в самоактуализации, и др.). Иногда в критических ситуациях они вступают в конфликт друг с другом. Примером может служить пятиуровневая модель структуры потребностей А. Маслоу [26, 27], а также интенсивно развивающаяся теория самодетерминации Э. Диси и Р. Руаяна [20, 58, 59]. В ней авторы выделяют три базовые психологические потребности: в автономии, в компетентности и в близких связях с людьми. Эти потребности существуют изначально и развиваются в процессе жизни. На их развитие оказывает влияние, помимо других факторов, и стиль поведения родителей и педагогов.

Важной характеристикой потребностей является и то, что они имеют преимущественный выход на механизмы оперативной организации и осуществления поведения по их удовлетворению: на личностный блок ориентировки, программирования и регуляции (блок Субъекта), на исполнительные блоки Сознания, Познавательных процессов, Психомоторики, и др. Актуализация потребностей ведет к автоматическому подключению этих блоков для построения поведения (в первую очередь Субъекта и Сознания).

Характерологические тенденции представляют собой мотивационные компоненты свойств темперамента и характера, базовые стремления к определенному стилю поведения. Они в значительной мере обусловлены генотипом (на 30-60%). О.Н. Манолова доказала, что "темперамент является ядром характера, его наиболее устойчивым компонентом. …нет ни одной черты характера, которая не была бы обусловлена темпераментально" [25, с. 25-26]. Т.е. между свойствами темперамента и характера нет существенных различий. Поэтому их можно объединить в одну категорию характерологических проявлений.

Обследование более 25 000 пар близнецов разного возраста подтвердило теорию ЭАО Басса, Пломина и Г. Айзенка: такие суперчерты личности как эмоциональность (Э), уровень активности (А) и общительность (О) являются наиболее наследуемыми чертами. Экстраверсия и нейротизм (негативная эмоциональность) на 50% определяются генотипом. Исследование Т.Е. Бушара 350 пар разлученных в раннем детстве однояйцевых близнецов позволило прийти к общему выводу: наследственность оказывает более сильное влияние на формирование характера ребенка, чем воспитание . Оказалось, что стремление к лидерству на 61% определяется наследственностью, традиционализм–радикализм – на 60%, уязвимость стрессам, самоуглубленность и отчужденность (обидчивость) – все на 55%, оптимизм – на 54%, тенденция избегать риска – на 51%, агрессивность – на 48%, стремление к успеху – на 46%, самоконтроль – на 43%, потребность в общении – на 33% [3, с. 2; 9; 39]. Исследование Литтона выявило, что показатель наследуемости качества " операциональная независимость ", в виде стремления самому одеваться, шнуровать ботинки и т.п., у маленьких детей составляет 58 % [68]. Т.е. сила психологической потребности ребенка в автономии, самостоятельности во многом также определяется наследственностью.

Следовательно, характерологические тенденции могут считаться фундаментальными – т.е. природными, обобщенными и устойчивыми - особенностями личности. Они изначально ориентируют организацию поведения в направлении определенного стиля осуществления базовых потребностей и любых прижизненных стремлений и целей в широких классах жизненных ситуаций, дополняя метанаправленность актуальной потребности. По пятифакторной модели личности, с тиль такого метаориентирования вызревает лишь к 30 годам [37, с. 294-295], и затем сохраняется устойчивым в течение всей жизни, обеспечивая "кросс-ситуативное постоянство поведения" [15, с.132]. Все характерологические свойства (или черты) инстинктоподобны . В их структуре изначально имеются как мотивирующая, так и эмоциональная и поведенческая части (Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Р. Мейли, В.Р. Дольник и др.). Поведенческая, инструментальная часть - это природный, безусловно значимый опыт, банк образов-ориентиров и действий. Многие суперчерты обнаружены и у высокоорганизованных животных: "…семь черт встречаются и у человека, и у обезьяны: уровень активности, уровень страха, импульсивность, общительность, заботливость, агрессивность и доминантность" [37, 67]. Непредвзятая логика заставляет нас считать сложноорганизованных животных, как и человека, личностями.

В теориях черт не проанализирована сущностная структура личности в целом. Нет ответов на вопросы о том, каково их отношение к базовым потребностям и прижизненным мотивациям, их место в личности в целом? Г. Олпорт особо подчеркивал, что исходные черты являются движущей силой поведения личности, т.е. они имеют и мотивационную составляющую. Представляется, что можно говорить о суперчертах как о стилевых базовых потребностях личности. Структурно они изначально присоединены к основным базовым физиологическим и психологическим потребностям. Функционально черты выражают мотивационные тенденции к определенному эмоциональному и поведенческому стилю осуществления базовых потребностей. Но, помимо мотивации, они несут в себе и эмоциональные и моторные схемы поведения. Т.е. суперчерты личности структурно являются смешанными личностно-исполнительными образованиями, как и свойства темперамента и характера. Поэтому их можно отнести к характерологическим тенденциям.

Культурологические тенденции. Обратимся к мысли антрополога Макса Шелера: " …Всякий "подлинно человеческий акт" изначально "двойственен": одновременно духовен и инстинктивен. Каждый феномен человеческой жизни… единство инстинктивно-витальных и культурно-духовных начал …" [63, c .397]. Он считает, что культурно-духовное начало в человеке так же изначально, как инстинктивное, и находится с ним в неразрывном единстве. Близкую точку зрения мы находим у других антропологов: " Б. Малиновский … полагает, что основные элементы культуры… имеют биологическое основание, а нередко также и биологическое происхождение . … выполняют по-разному одну и ту же жизненно важную функцию, удовлетворяют основные, биологически предопределенные жизненные потребности " [24; 33, с. 55; 62]. Свидетельства в пользу существования наследственно определяемых культурологических тенденций мы находим в биологических и генетических исследованиях [11, 47, 65] . " Многие морально-этические нормы поведения человека …имеют свои аналоги во врожденных запретах разных видов животных" [11, с. 119]. Есть данные о сильной выраженности альтруистических тенденций и эстетической чувствительности у представителей различных видов животных и человека [47,65].

Эти исследования дают основание рассматривать Культурологические тенденции в качестве компонента Базовой личности человека. Вместе с остальными компонентами, они составляют универсальный природный каркас личности любого человека. Как и другие личностные образования, эти тенденции имеют полярный характер. С одной стороны, это культурные тенденции - ориентации на ценности добра, поиска истины, красоты, владения собой, здоровья и внутренней гармонии, положительные с точки зрения обеспечения успешного протекания природно-социальной адаптации человека. С другой – это акультурные склонности к эгоизму, грубости и безобразию, психической инерции и стереотипности, бесконтрольности желаний и поведения, беззаботности в отношении к своему здоровью и образу жизни, ведущие в конечном итоге к дезадаптации личности.

Как и характерологические черты, Культурологические тенденции содержательны, конкретизируют метанаправленность базовых потребностей, и задают дополнительную направленность и стиль процессу их реализации. Например, у человека сильно выражено базовое стремление поддерживать уверенность в себе (т.е. стремление к силе личности). Он может делать это более или менее культурным образом в зависимости от силы его культурных и акультурных тенденций. При сильной нравственной ориентации он не станет грубить, срываться на других, сохранит уважение к людям и к самому себе. Культурные тенденции в своем развитом и упроченном виде составляют общую культуру жизнедеятельности личности. Она позволяет учитывать требования внутреннего и внешнего мира, находить оптимальные способы действия в различных ситуациях. Культурные способы выражения своих эмоций более приемлемы и для самого выражающего их человека, иначе культурные тенденции не закреплялись бы в генотипе. Воспитание и самовоспитание представляют собой в идеале процесс гармонизации и интеграции различных компонентов личности. Это процесс развития общей культуры человека, "хорошей" гармоничной жизни.

Исследования показали, что у большинства людей сила культурных тенденций выше, чем сила акультурных. Преобладание культурных склонностей над акультурными не является абсолютным. Ведь следование большому числу культурных установок требует постоянного самоконтроля, осознания каждого своего шага, так как нравственные и иные культурные императивы с трудом превращаются в привычку. Это приводит к перенапряжению психики и болезням, что не соответствует природной гармонизирующей стратегии установления оптимальных соотношений между различными тенденциями в личности, которые обеспечивали бы ее гармоничное развитие - устойчивое, длительное, разнообразное и продуктивное.

Культурологические тенденции часто функционируют в слабо выраженном, скрытом виде. В процессе саморазвивающей активности ребенка и целенаправленного воспитания его личности происходит актуализация заданных природой скрытых тенденций, их развертывание и закрепление в структуре личности, конкретизация в реалиях жизненных ситуаций. Слабая т енденция, вероятно, может в своем развитии превратиться в устойчивое сильное образование по типу черты характера, но это потребует от человека дополнительной мотивации и длительных, целенаправленных усилий, закрепляющих ее в поведении.

Жизненные предназначения внутренне связаны с базовой потребностью в развитии, самоактуализации и с характерологическими тенденциями. Они представляют собой подчас неосознаваемые индивидуальные предпочтения, ориентации на развитие и совершение определенных видов деятельности, задают изначальную более конкретную направленность процессу саморазвития и самореализации личности. Часто эти предназначения, существующие у любого человека, находятся первоначально в скрытом неосознаваемом состоянии. Здесь также требуются специальные усилия субъекта по их осознанию и дальнейшему определению как существенных ориентаций своей личности. Более ярко жизненные предназначения (их может быть несколько) проявляются у акцентуированных личностей. Им сама природа помогает быстрее осознавать свои изначально заостренные тенденции и склонности к специфической самореализации в определенных видах поведения. Каждый человек имеет свой уникальный набор доминирующих склонностей, который мало меняется с возрастом.

ПЕРВИЧНОЕ Я – это существующее, вероятно, уже у плода обобщенное постоянное метачувство себя, объединяющее в едином переживании и значимом метаобразе все потребности, эмоциональные проявления, ощущения, движения тела. По данным Е.А. Сергиенко, у младенца изначально имеются "Экологическое Я" и "Я интерперсональное", [49 , с . 191, 198-200]. Добавим, изначально существует и целостная прасистема Я личности в виде метачувства интегрального Я , в котором сливаются в единый значимый управляющий Я-образ и единое интуитивное Я-переживание состояния и требования всех образований Базовой личности и соответствующих им эмоций. Эта содержательная метаобобщенная интегральная характеристика себя, вместе с другими образованиями Базовой личности, является системообразующим центром личности. . В ходе жизни метачувство Я постепенно дополняется конкретными значимыми образами Я, а также непрерывно соотносящимися с ним образами других людей, природы и Мира в целом.

Наряду с первичным метачувством Я в личности существует, по выражению У. Джемса, "мыслящий субъект", "чистое" "я", "комбинирующее начало" – субстанция, функцией которой является интеграция всей психической и физической активности организма, организация и регуляция поведения. Это то, что в нашей модели личности называется аппаратом Субъекта. Он более подробно будет рассмотрен ниже.

Все образования Базовой личности – базовые потребности, стилевые тенденции, предназначения и первичное Я – в силу их безусловной высокой значимости являются природными ценностями личности. Они имеют полярный по направленности характер, как положительный, так и отрицательный с точки зрения адаптации организма к внутренней и внешней среде. В ходе жизни значимость отдельных потребностей, тенденций и склонностей может изменяться, соответственно будет меняться и их иерархия. Сам же набор базовых метанаправленностей личности остается всю жизнь одним и тем же. К нему лишь присоединяются, дополняя их, другие, конкретизирующие прижизненные мотивации.

 

Эмоции - базовые и прижизненно образующиеся эмоциональные состояния

Известно много подходов к пониманию сущности эмоций [6, 14, 17, 18, 42, 51 и др.]. Большинство авторов соглашаются с тем, что ЭМОЦИИ – это изначальный механизм непосредственного выражения состояния актуальных и скрытых мотиваций, как уже активно действующих с момента рождения, так и образующихся при жизни. "Выступая в качестве проявления потребности, в качестве конкретной психической формы ее существования , эмоция выражает активную сторону потребности. …Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие – в потребностях…Одно явно неотрывно от другого. …две формы проявления единого…" – писал С.Л Рубинштейн [42, с. 154]. Их выражение проявляется на трех основных уровнях: нейрофизиологическом, "двигательно-выразительном" и уровне субъективных переживаний. К.Е. Изард считает, что эмоции являются "эволюционно-биогенетическим явлением; у человека выражение и переживание эмоции врожденно, общекультурально и универсально " [14, с. 70].

Любая эмоция имеет единую первичную структуру . Во-первых, она всегда опирается на когнитивную схему и импульс первичной потребности или производной мотивации. В ней отражается текущее состояние степени реализации этой актуальной мотивации. Во-вторых, она всегда выражает оценку, как минимум позитивную или негативную, одного или сразу нескольких факторов текущей внутренней и внешней ситуации. Эмоция всегда является активным выражением их адаптивной значимости с точки зрения удовлетворения или неудовлетворения актуальных желаний и целей (точнее - приближения состояния индивида к желаемому или, наоборот, реального или возможного удаления от него). И, в третьих, любая эмоция имеет как обязательный компонент свое внутренне и внешнее выражение в определенном переживании, в мимических движениях и в физиологических реакциях. Эмоции иногда обобщенно выражают состояние сразу нескольких желаний, подчас противоречивых. Тогда можно говорить об амбивалентных эмоциях или противоречивых чувствах, одновременно притяжении и отталкивании в переживаниях и поведении.

Иногда мотивация, состояние которой выражают эмоции, четко не осознается, оставаясь как бы за кулисами. И кажется, что эмоции существуют самостоятельно, сами по себе, и что именно они управляют поведением. Но это не так. За эмоциями всегда незримо стоят определенные потребности и цели. В контексте рассмотрения сущности и структуры личности для нас важно, что эмоции непосредственно спаяны с потребностями и производными от них мотивациями, составляют, как верно отметил С.Л. Рубинштейн, "две формы проявления единого". Не существует мотивации без ее эмоционального выражения, ее переживания, и наоборот, эмоции - без стоящей за ней потребности, или мотива, или цели. Поэтому я включаю эмоции как совершенно необходимый блок в структуру личности .

Почему же они рассматриваются в интегральной модели личности в качестве отдельного блока, а не включаются в мотивационные области? Нейрофизиологические исследования показали, что в мозгу существует специальная подкорковая система ядер, отвечающая за первичные эмоциональные реакции – лимбическая система [17, 50, 51]. Оказалось также, что за положительные и отрицательные эмоции отвечают разные биохимические процессы. И хотя лимбическая система очень тесно связана с гипоталамусом и другими центрами первичной мотивации поведения, тем не менее, это разные нервные структуры. Поэтому эмоции рассматриваются здесь как отдельный блок Базовой личности.

Помимо первичных , генетически заданных эмоциональных реакций , возникающих на основе автоматической оценки полезности или опасности внутренней и внешней ситуации по готовым когнитивным схемам базовых потребностей, в течение жизни образуются более сложные вторичные эмоциональные состояния. Они образуются на основе структуры первичных базовых эмоций уже с участием коры полушарий головного мозга, и в первую очередь, зон правого полушария. Когнитивные оценочные схемы этих "высших" эмоций более опосредствованы и дифференцированы, но их биологическая приспособительная сущность остается принципиально такой же, как у эмоций первичных. В ходе развития личности в структуру регуляции первичных эмоциональных реакций между потребностью и эмоцией все более встраиваются такие промежуточные личностные звенья как Субъект, Я-образования и Значимый инструментальный опыт. Выражение эмоции становится более произвольным и более адекватным по интенсивности. Однако эти личностные звенья остаются лишь промежуточными управляющими звеньями первичной структуры "потребность – эмоция" и работают на ее более оптимальное функционирование. Они подчиняются первичной метазадаче более эффективного удовлетворения потребностей.

Эмоции выполняют в организации поведения как минимум две главные функции . Во-первых, они осуществляют внутреннюю самооценку состояния потребностей и других мотиваций в данной ситуации , сообщают ее в виде переживания самому себе. Это происходит в процессе оценки субъектом пробного поведения с точки зрения удовлетворения с его помощью актуальной потребности. Т.е. выполняют функцию прямой связи от потребности к поведению в данной ситуации и обратной связи от поведения к потребности. Любое изменение рассогласования между желаемой и наличной когнитивными схемами потребности в сторону его уменьшения или увеличения фиксируется как сдвиг в состоянии напряжения между ними в эмоциональных структурах мозга и активирует выражение определенной эмоциональной реакции. Эта реакция "воспринимается" структурами потребности (часто через посредство других личностных блоков и поля Сознания), и вызывает с их стороны импульс к организации новой поведенческой активности или приказ о прекращении попыток осуществления данной цели. Если строится новая попытка поведения, то оценка ее результатов опять включает цикл «потребность – оценка ситуации – эмоция – потребность». Итоги этой мотивационно-эмоциональной коммуникации частично транслируются личностным блокам Я и Субъекта. Т.е. эмоции являются звеном внутренней саморегуляции для построения оптимального поведения по осуществлению цели. Мы "переживаем" себя - степень удовлетворенности наших актуальных стремлений и связанные с нею внутренние и внешние события.

Во-вторых, эмоции выполняют также функцию внешней направленной коммуникации. В этом случае человек с их помощью передает сигнал о своем состоянии не только самому себе, но и окружающим людям (животным, растениям, предметам). Эта трансляция может быть как непроизвольной, так и намеренной, произвольной, со специальной целью сообщить что-то другому, например: "Мне хорошо!". Посредством эмоций человек привлекает к осуществлению своих потребностей не только собственные личностные аппараты и исполнительные ресурсы, но и поведение других людей.

По сравнению с речью – вторичным психологическим средством внутренней и внешней коммуникации – эмоции являются более древним наследственным механизмом, языком первичной внутренней саморегуляции и внешнего общения. Эмоции существуют у всех животных и, возможно, даже у растений, чего нельзя сказать о речи.

 

Субъект – природный блок оперативной организации поведения

 

Рассмотрим сущность, особенности функционирования и нейропсихологические корреляты второго большого отдела личности, блока Субъекта.

Сущность Субъекта как "диспетчера" личности

"Под С. психология разумеет активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. …наша сознательная жизнь определяется в своем течении не внешними факторами, которые ее возбуждают, а нашими внутренними потребностями, запросами и целями. И значит, реальная основа или СУБЪЕКТ душевной жизни есть начало самопроизвольное, развивающее деятельность для удовлетворения своих потребностей ", писал В. Соловьев [54].

Близкие рассмотренным Соловьевым функции З. Фрейд придавал инстанции Я, в которой соотносятся побуждения и импульсы Оно с моральными требованиями Сверх-Я. С помощью структуры Я человек ищет приемлемые с точки зрения совести способы удовлетворения нужд Оно, действуя частично по "принципу реальности". В результате выстраивается некое компромиссное поведение [55, c . 334-349].

В субъектно-деятельностном подходе С.Л. Рубинштейна и его последователей " C убъект – это человек на высшем уровне своей активности, целостности (системности), автономности. …Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности. …Субъект – качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции личности, способ согласования внешних и внутренних условий осуществления деятельности во времени, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, а также способностей, возможностей и ограничений личности по отношению к …целям, притязаниям и задачам деятельности. …Именно субъект рассматривается как ядро человеческой организации" [49, c . 184-188].

Интересен современный подход Р.П. Ловелле: "Личность в качестве саморегулирующейся системы… состоит из определенных подсистем, самой важной из которых является наивысшая инстанция принятия решений , (это будет одновременно и "Я" познающий" и "Я" действующий"). … На основании … информации о мире и о себе самой, а также используя весь предыдущий опыт, данная инстанция принимает необходимые решения" [21, с. 5].

С точки зрения большинства авторов, субъект – это система самодетерминирующих и самоорганизующих функций человека, внутреннее начало, "развивающее деятельность для удовлетворения своих потребностей" [54]. Это его способность к самостоятельному принятию решений, самостоятельному построению и регуляции своей жизни. В то же время Субъект – особая инстанция личности, ее координирующий центр, соотносящий внутренние требования и особенности с внешними условиями протекания организуемого поведения и принимающий на основе оценки важности признаков этих условий решения.

Приведенные данные позволяют считать, что Субъект – не просто отдельный блок личности. Он обладает функциями оперативной и ситуативной организации поведения здесь и теперь. В этом его главное существенное отличие от постоянных или относительно устойчивых блоков Мотивационно-эмоционального отдела личности. Поэтому я выделяю его в специальный аппарат, выполняющий роль внутреннего диспетчера , функции оперативного управления. Постоянная прасистема Я личности проецируется в оперативное поле Субъекта в виде ярлыка, образуя "точку Я". Первичное Я делегирует ей свои организующие, управляющие функции. Т.о., "точка Я" несет функцию оперативной интегральной метапроизвольной организации поведения, целеполагающей активности, всегда предшествуя и способствуя изнутри развитию более конкретных видов произвольных функций в ситуациях, когда цель уже поставлена и требуется лишь нахождение оптимальной организации процессов ее реализации. Постоянная прасистема Я превращается в функциональную оперативную Я-прасистему , "точку Я", которая организует, включает и контролирует поведение по удовлетворению актуальных потребностей и целей личности. Современные данные говорят о наличии биологической основы субъектных функций. Е.А. Сергиенко рассматривает результаты психогенетических исследований младенцев, из которых следует, что "на самых ранних этапах развития человека он действует избирательно, планируя и контролируя взаимодействия с внешним миром" [49, c . 191]. Она приходит к заключению о существовании врожденного уровня базовой, "первичной субъектности" [49, с. 200-201]. Выводы Е.А. Сергиенко противоречат представлениям адептов субъектно-деятельностного подхода о том, что субъект – это только человек на высшем уровне своих личностных самоорганизующих проявлений и что субъектом становятся, а не рождаются. Приведем пример субъектной активности ребенка в области речи : " Уже с двух лет …"ребенок начинает высказывать свое отношение к речи окружающих, замечая ее особенности, и даже критиковат ь речь своих товарищей". Только игнорируя …множество фактов можно утверждать,… будто ребенок механически, слепо, без раздумья и критики принимает от нас наше языковое наследие " [60, с. 147-149] . Кто учил ребенка самостоятельной оценке речи, критике несоответствий и контролю? Никто, это спонтанные проявления активной работы его аппарата Субъекта. Так же никто не учит детей задавать вопросы о тайнах мироздания. Они спонтанно задумываются над устройством предметов и явлений природы, стараясь их лучше понять для удовлетворения исследовательского инстинкта и лучшей адаптации.

Нейропсихологический аппарат Субъекта

Функции субъекта, о которых говорилось выше, очень сходны с функциями третьего функционального блока нейропсихологической модели мозга А.Р. Лурия. Он называет его блоком "программирования, регуляции и контроля психической деятельности" . " Человек … формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение , приводя его в соответствие с этими планами и программами; … контролирует свою сознательную деятельность , сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные им ошибки " [22, с. 88, 111]. Образования этого блока находятся в первую очередь в префронтальных отделах лобных долей головного мозга. Эти отделы, в меньшем объеме, есть и у животных. " Нормальное животное обычно стремится к некоторой цели, тормозя реакции на несущественные, побочные раздражители; …собака с разрушенными лобными долями реагирует на любой побочный раздражитель …отвлекается… что нарушает планы и программы ее поведения, делает ее поведение фрагментарным и неуправляемым. …лобные доли не только осуществляют функцию синтеза внешних раздражителей, подготовки к действию и формирования программ, но и функцию учета эффекта произведенного действия и контроля за его протеканием" [22, с. 119-122].

"Больные (ОМ – с наследственной болезнью хореей Хантингтона) становятся неспособными организовывать и планировать даже самые простые ежедневные занятия. Проявляют отсутствие способности к самоорганизации для того, чтобы заниматься чем-нибудь самим. …Они вялы и апатичны…отсутствие инициативы …вызвано нарушениями в стриарной области мозга , отвечающей за способность к организации …деятельности и за мотивацию поведения" [17, с. 61].

Эти данные свидетельствуют о наследственной детерминации функций субъекта. Более того, они определяются и работой рептильного мозга, частью которого и является стриарная область. Т.е. простейшие функции субъекта имеются уже у ящериц. С эволюционным развитием лобных долей они еще более усилились в сторону увеличения мощности когнитивной обработки информации, возможностей постановки и переустановки целей и их длительного удержания [40]. В относительно новой для человека ситуации в большей степени активируются лобные отделы правого полушария головного мозга. По мере стандартизации поведения становится более активным и контролирующим лобный отдел левого полушария [7].

Возможности целенаправленной осознанной, т.е. произвольной , организации поведения увеличиваются с возрастом по мере созревания лобных мозговых структур. "Темп роста площади лобных областей мозга резко повышается к 3,5 – 4 годам… второй скачок приходится на возраст 7 – 8 лет" [22, с. 117]. Т.М. Марютина уточняет, что "появились данные, которые заставляют пересмотреть (ОМ – эти) представления. …существенное увеличение когнитивной компетентности в поведении 8-11-месячного младенца …является результатом созревания фронтальных долей мозга ребенка и, как следствие, появления способности к торможению рефлекторного поведения" [41 , с. 133]. То есть способность к произвольной регуляции поведения в виде осознанной задержки, оттормаживания и контроля импульсивных актов, постановки цели и планирования ее осуществления – одна из главных функций Субъекта – постепенно созревает и начинает действовать уже у младенца.

Наше представление о сущности и месте Субъекта в психике создавалась с учетом в первую очередь этих нейропсихологических фактов. Субъект представляет собой отдельный блок личности , ее часть, не сводимую к другим блокам. Его нейропсихологическим коррелятом являются префронтальные отделы лобных долей мозга и стриарная подкорковая область (возможно и другие образования лобной коры и подкорки). Для понимания сущности функций Субъекта и его места в личности очень важно осознать, что в нем не содержатся какие-либо постоянные мотивации, эмоции или значимые представления и схемы действий , стационарно присутствующее значимое "содержание", как в других блоках личности. Субъект – это именно оперативный системообразующий центр в личности. В нем главным оперативным интегрирующим звеном, в свою очередь, является "точка Я" . Субъект создает вр е менные функциональные нейропсихологические системы, отвечает за ситуативную оперативную организацию и регуляцию произвольного поведения, за увязывание личностных и исполнительных (психических и телесных) процессов друг с другом в единый процесс осуществления актуальной цели и стоящих за нею мотивов и потребностей . Аппарат Субъекта обеспечивает гибкое, целевое и осознанное управление любой психической функцией и поведением в целом, т.е. их произвольность, хотя и функционирует в некоторых зонах своего оперативного рабочего поля неосознанно . В норме он работает на благо постоянных, метанаправляющих системообразующих факторов Базовой личности и относительно устойчивых факторов Я-личности.

 

 

Особенности функционирования Субъекта

Итак, Субъект работает в своем оперативном поле с ярлыками актуальных потребностей и мотивов, образований Я и Значимого опыта, организуя план действий и процесс их реализации. Интегральным организатором работы Субъекта является "точка Я" – Оперативное Я личности. При этом он вовлекает в организуемую вр е менную функциональную систему различные участки коры и подкорки головного мозга, а также косвенно - телесные органы. Подчеркнем, что оперативные функциональные системы всегда образуются на основе и для осуществления требований генетически заданных функциональных прасистем. После реализации актуальной потребности оперативное поле Субъекта очищается от ее ярлыка и связанных с ним ситуативных общих целей и подцелей, освобождая место для работы с новыми актуальными потребностями и мотивами.

В отличие от относительно устойчивых образований Я-личности ситуативные цели и намерения, самооценки и притязания конкретны, возникают и действуют в блоке Субъекта при взаимодействии с наличной ситуацией здесь и теперь. Они образуют в нем временную Ситуативную личность [28, 29]. Ситуативная цель – это конкретное стремление человека разрешить данную ситуацию, решить определенную задачу. В намерении уже имеется предварительный план осуществления цели, в котором определены как гипотетически значимые признаки и отношения ситуации, становящиеся ситуативными личностными ориентирами выстраиваемой схемы действий для достижения цели. Они могут неоднократно меняться в зависимости от степени успешности организуемого Субъектом с их помощью поведения. Ситуативно-личностные образования возникают в процессе целеполагания как конкретизации более общих актуальных базовых потребностей и мотивов поведения. Они модулируются составляющими Базовой личности и Я-личности и, в силу их мотивационной природы, относятся к структурам личности.

Если ситуативные цели полностью исчезают после их осуществления, то ситуативные самооценки, оцененные как успешные ориентиры и схемы действий , запоминаются и откладываются в Значимом опыте . В сходных ситуациях они могут актуализироваться Субъектом и использоваться для реализации близких по содержанию целей. Это может приводить к их обобщению и закреплению как относительно устойчивых личностных характеристик. Тем самым они могут переходить в блок Я-личности.

Уровень функционирования Субъекта определяется способностями удерживать цель , т.е. сохранять ситуативную целенаправленность, и гибко корректировать ее, а также формировать комплексные по содержанию намерения. Комплексность намерений может зависеть и от уровня общего интеллекта. В стрессогенных ситуациях, при решении трудных задач, качество работы Субъекта больше зависит от характерологических особенностей, уровня развития эмоционально-волевых черт личности, чем от интеллекта [28].

Анализ действий Субъекта позволяет выделить следующие основные этапы его функционирования (микроанализ этапов субъектной организации поведения см. в [31]).

  1. Ярлыки актуальных потребностей и мотивов А и Б соотносятся с "точкой Я". Оперативное Я как бы присваивает их себе – "сейчас это мои самые важные желания". Образуется мотивационная организующая оперативная полинаправленная система № 1 – "Я хочу А и Б" по схеме "Точка Я + актуальные стремления А и Б".
  2. Оперативное Я производит оперативный анализ актуальных стремлений, признаков ситуации, своего состояния, и выбирает наиболее приемлемое здесь и теперь стремление (потребность, мотив) для его последующей реализации. Образуется оперативная однонаправленная система № 2 – "Я хочу А и могу осуществить это желание". Его схема такова: "Оперативное Я + актуальное стремление А + информация о возможностях его реализации".
  3. Под руководством оперативной системы № 2 организуется целеполагание, т.е. ставится общая ситуативная цель, конкретизирующая актуальное стремление А – навешиваются "метки предпочтения" на оцененные как значимые признаки и отношения внешней и внутренней ситуации. Эти признаки становятся смотивированной когнитивной схемой ситуативной цели, которая присоединяется к системе № 2. Образуется целевая оперативная система № 3 со схемой "Оперативное Я + актуальное стремление А + информация о возможностях его реализации + общая ситуативная цель". Оперативное Я периодически направляет образуемые оперативные системы в "комнату" Сознания для их лучшего осознания и уяснения. Актуализация цели в Сознании способствует лучшему удержанию внимания на ней - сохранению ситуативной целенаправленности процесса осуществления актуального стремления.
  4. Затем наше Оперативное Я строит план осуществления общей ситуативной цели, выстроенную в определенную последовательность гипотетически оптимальную схему ориентиров и действий, на основе соотнесений когнитивных схем желаемого результата с признаками и отношениями наличной ситуации, релевантными следами опыта и своими возможностями. Образуется плановая оперативная система № 4 со схемой "… + общая ситуативная цель + план А реализации общей цели".
  5. Субъект дает команду на реализацию пробного плана , запускает соответствующие исполнительные процессы, осуществляет оперативный контроль, оценивая промежуточные результаты действий с точки зрения приближения или неприближения к общей цели. Если цель достигается, то организация поведения по ее осуществлению прекращается, Оперативное Я освобождает рабочее поле Субъекта от оперативных систем № 1 – 4.
  6. Если цель не достигается, то Субъект переходит на руководство с помощью более обобщенной целевой оперативной системы № 3, активирует новый анализ ситуации и строит новый план будущего поведения, образуя скорректированную плановую оперативную систему № 5 со схемой "…+ общая ситуативная цель + план Б реализации общей цели".
  7. Далее действия Субъекта аналогичны его работе на этапе 5 – он организует новую попытку осуществления стремления А, руководствуясь новым планом Б . И так - до достижения успеха или вплоть до отказа от избранного для реализации стремления А.

Итак, Субъект – посредник между базовыми стремлениями и тенденциями личности и окружающей средой. Он действует в одной упряжке с устойчивыми личностными образованиями и с исполнительными блоками Сознания, Познания, Моторики и Речи. В отличие от функции активирования и высвечивания информации «комнаты» Сознания, Субъект изначально имеет функции оперативной организации и управления поведением .

 

Прижизненно образующиеся блоки личности

 

Мы рассмотрели изначально существующие в биологической структуре личности базовые блоки Базовой личности, Первичных эмоций и аппарата Субъекта. В ходе прижизненного развития человека на их фундаменте и на схемах инстинктивного опыта возникают относительно-устойчивые образования Я-личности, Значимого опыта и Вторичных эмоций. Основной объем содержаний этих вторичных блоков появляется уже в процессе жизнедеятельности, взаимодействия ребенка с внешней и внутренней средой, в связи с чем эти блоки были отнесены к прижизненно образующимся структурам личности.

Я-личность

Инстанция Я как особая область в структуре личности по-разному рассматривалась психологами различных направлений (У. Джемс, З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Р. Бернс, К. Роджерс, Э. Эриксон, Т. Шибутани, И.С. Кон, А.Б. Орлов, Е.А. Сергиенко, и др.). Понимание З. Фрейдом координирующих функций инстанции Я близко к нашему представлению о диспетчерских функциях Субъекта. У младенца изначально существует Первичное Я в виде "Экологического Я" и "Я-интерперсонального" [49, с . 191, 198-200]. Видимо, в нем же присутствует и чувство интегрального Я , объединяющее все требования Базовой личности, первичные эмоциональные состояния и ощущения, в едином чувстве и метаобразе Я.

В интегральной модели термин " Я- личность" обозначает, во-первых, относительно устойчивые , обобщенные значимые представления о себе, людях и природе, обобщенную самооценку, имеющие больше оценочный характер. Во-вторых, это обобщенные, длительно действующие мотивы и тенденции, обобщенный уровень притязаний, имеющие характер актуальных стремлений. Являясь по своей сущности такими же мотивационно- эмоциональными образованиями, как и компоненты Базовой личности, они автоматически содержат в себе характеристики активного отношения и ценности. Значимые содержания Я-личности возникают после рождения на основе базовых образований личности и собственного опыта. Они конкретизируют метаориентации процесса осуществления базовых физиологических и психологических потребностей, присоединяя к этим сверхобобщенным метаориентациям значимые Я-образы (ценности, отношения) себя, людей и природного мира. Процесс удовлетворения первичных потребностей становится более точно и тонко ориентирован, с учетом представлений о внутренних обобщенных физических и психологических особенностях, а также представлений о внешних обобщенных значимых признаках природной и социальной среды. Это повышает эффективность осуществления актуальных потребностей и адаптированность индивида. Т.е. иерархия первичных и вторичных образований Я призвана обеспечивать живому существу полезный приспособительный эффект. Образования Я-личности выражают "волю" потребностей с учетом внутренних особенностей и внешней жизненной ситуации.

В значимых образах Я-личности не только отражаются и оцениваются характеристики себя и окружающего мира. С помощью метачувства Я они объединяются в единое целое, организуются в прижизненное обогащенное целостное чувство Интегрального Я . Интегральное Я, будучи продолжением изначального метачувства Я, определяет саму возможность организации более избирательной ориентировки, оценки признаков ситуации и т.п. в отношении к целостному себе. Чувство Интегрального Я облегчает процессы самоопределения. С течением времени могут изменяться внутренние и внешние характеристики, ассоциируемые с Интегральным Я, но само оно всегда остается в блоке Я-личности. В оперативном поле Субъекта его проекцией является ярлык – "точка Я", часто функционирующий на подсознательном мерцающем уровне. Она стягивает на себя все внутренние и внешние нити текущей ситуации, актуальные потребности и цели поведения. Таким образом, структуры Я имеются на всех трех уровнях структуры личности: базовом, относительно-устойчивом и оперативно-ситуативном.

Возможно, что прижизненное Интегральное Я и Оперативное Я локализуются в правом полушарии и медиальных отделах лобной коры головного мозга. По А.Р. Лурия, " к функциям правого полушария относится, по-видимому, и общее восприятие своей личности ; поэтому частым симптомом поражения правого полушария является … отсутствие восприятия своих собственных дефектов анозогнозия . …особенно часто наблюдаются явления дезориентации в окружающем, спутанность непосредственного сознания… Сохранность вербально-логических процессов у этих больных при грубом нарушении непосредственного самоощущения и самооценки иногда приводит к многословию, которое принимает характер пустого резонерства… Синдромы поражения правого полушария еще далеко не достаточно изучены" [22 , 2002, с. 229-230].

К скрытым, как бы находящимся в тени, но подспудно действующим образованиям Я-личности относятся Я-концепция, Я-Вы-концепция и Я-Мир-концепция.

Я-концепция – это относительно устойчивая, обобщенная система метачувства Я и сцепленных с ним ценностных представлений о себе, своих физических, физиологических и психологических особенностях. Она включает и обобщенную самооценку, и ценностные представления о своем прошлом, настоящем и будущем. Представления Я-концепции одновременно являются отношениями к себе и ценностями для личности. Некоторые авторы разделяют Я-концепцию на несколько подструктур: например, на Я-реальное и Я-идеальное, или еще и Я-ожидаемое, и др.

Я-Вы-концепция представляет собой относительно устойчивую, обобщенную систему, состоящую из метачувства Я и сцепленных с ним ценностных образов других людей и отношений к ним. Эти образы и отношения можно разделить на отношения к очень близким, высоко значимым людям (составляют Я-Ты-концепцию), отношения к коллегам по работе, по спорту, по хобби и т.п. (составляют Я-Вы-концепцию), а также отношения к большим группам людей – своему народу, стране, всему человечеству (составляют Я-Мы-концепцию и Я-Человечество-концепцию).

Я-Мир-концепция – это относительно устойчивая, обобщенная и ценностная система метачувства Я и сцепленных с ним представлений и отношений к живой и неживой природе, Миру в целом. Ее можно разделить на две составляющие: Я-Живая природа-концепция и Я-Неживая природа-концепция. Обобщаясь, они приводят к созданию уже более общей Я-Мир-концепции.

К актуальным образованиям Я-личности относятся актуально действующие обобщенные, относительно устойчивые мотивы и притязания . Они обладают напряженным импульсом стремления. Их осуществление происходит не только здесь и теперь, но и в более длительный промежуток времени, иногда – во всю оставшуюся жизнь. Скрытые и актуальные компоненты Я-личности объединяются в целостном чувстве ее Интегрального Я.

Значимый опыт (Инструментальная личность)

Блок Инструментальной личности составляют оцененные как важные для удовлетворения потребностей, мотивов и целей личности значимые конкретные представления, слова и словосочетания, схемы действий, определенные привычные эмоции, мнемосхемы и т.п. Т.е. это значимый опыт организации и осуществления поведения в узких, конкретных ситуациях, являющийся результатом работы базовых и прижизненных механизмов личности и Исполнительной психики. "Продукты" опыта не обладают самостоятельным импульсом стремления к чему-либо, но привлекаются для осуществления более мощных и активных мотиваций Базовой и Я-личности, а также ситуативных мотиваций Субъекта. Т.е. они являются значимыми внутриличностными "техническими" средствами , личностными инструментами, используемыми при организации поведения. Они образуются в процессе оценки субъектом их полезности для осуществления актуальной цели путем навешивания метки значимости ("метки предпочтения"). Возможно, что нейрофизиологически прижизненно образующиеся образования Значимого опыта размещаются в изначально неспециализированных нейронах запаса, открытых В.Б. Швырковым [61].

У человека имеются и наследственно заданные, безусловно значимые схемы действий, праобразы и прапредставления, эмоции [11, 49, 65]. Однако львиная доля элементов Значимого опыта образуется при жизни человека в ходе обучения и саморазвития, собственной активности Субъекта. Поэтому данный блок отнесен к преимущественно прижизненным образованиям личности. Процесс накопления и модификации, коррекции опыта продолжается всю жизнь. Чем шире и разнообразнее опыт построения эффективного поведения по осуществлению желаний и целей, тем более компетентным и свободным чувствует себя человек, тем оптимальнее строится его поведение и образ жизни, в большей степени удовлетворяются его базовая психологическая потребность в компетентности и тяга к " хорошей жизни" [20, 45, 57, 58, 59].

При неоднократном использовании такие инструменты значимого опыта превращаются в значимые привычки и навыки , которые автоматически, неосознаваемо включаются в жизненных ситуациях, близких по содержанию к первоначальным условиям их выработки и использования, и при активации соответствующих первоначальным желаний и целей [21]. Автоматизируясь, они остаются значимыми смотивированными "продуктами". И поэтому продолжают относиться к личностным образованиям психики.

 

Иерархия и взаимодействие блоков личности

 

Мотивационные блоки построены по иерархическому принципу. Стержневым блоком является Базовая личность . Его составляют следующие компоненты: физиологические и психологические потребности (базовые стремления), характерологические и культурологические тенденции , жизненные предназначения и первичное Я . Она является преимущественно генетически детерминируемой, природной основой личности, побуждающей и направляющей любое поведение движущей силой, ядром личности . Это система главной метанаправленности жизни живого существа, на основе которой, как вокруг ствола дерева, в процессе жизнедеятельности создаются различные, конкретизирующие общую направленность, мотивации и значимые средства.

На основе природных образований Базовой личности в онтогенезе постепенно образуются относительно устойчивые компоненты подчиненных ей блоков Я-личности и оеративно-ситуативные цели аппарата Субъекта. Прижизненные образования получают частичные руководящие полномочия, функцию организации и регуляции поведения от базовых составляющих личности, но в большинстве жизненных ситуаций подчиняются в конечном итоге базовым потребностям и тенденциям. Все они могут проецироваться в оперативном поле Субъекта. Здесь они частично действуют уже по его законам оперативного управления поведением, внося свою направляющую и активирующую лепту в его процессы и в тоже время подчиняясь координирующим усилиям его Оперативного Я.

Эмоции автоматически сопровождают любую актуальную в данный момент мотивацию любого блока личности, обобщенно выражая с помощью тех или иных переживаний ее текущее состояние.

Субъект является самостоятельным отдельным блоком личности, не сводимым к другим блокам. Он выполняет функцию оперативного программирования и управления поведением, является оперативным центром личности. Он взаимодействует с внешней ситуацией посредством использования всех механизмов и процессов Исполнительной психики, а также органов тела. Для осуществления актуальных целей Субъект организует поведение и по использованию предметов природной и социальной среды, предварительно производя их отображение, оценку и мысленное опробование в своем оперативном поле.

Т.о., большинство блоков личности и психики являются изначальными или прижизненно образующимися психологическими средствами осуществления потребностей и тенденций Базовой личности. Образования Базовой личности и являются главным , "системообразующим" фактором, стержнем любой, вр е менной или постоянной функциональной нейропсихологической системы, ее запускающим механизмом и движителем. На их основе идет развитие личности, а также образуются оперативные функциональные системы управления и осуществления поведения. В плане оперативной организации, регуляции и контроля поведения по реализации базовых побуждений ведущая роль принадлежит уже работе Субъекта и блоку Значимого опыта. Значимость воспринимаемой информации определяется детьми и взрослыми в конечном счете изнутри, со стороны потребностей, мотивов, отношений и целей личности.

Параметры аппарата Субъекта вместе с характеристиками других блоков личности во многом определяют и эффективность оптимизации, гармонизации жизни человека. Здесь особую роль играют психологические потребности в автономии, компетентности, саморазвитии и гармоничном функционировании.

 

Принципиальные моменты развития структуры личности в онтогенезе

 

Естественными биологическими процессами, ведущими к прижизненной дифференцировке и обогащению изначальных структур личности, являются, во-первых, процессы созревания потребностных и характерологических структур Базовой личности, а также управляющих функций механизма Субъекта.

Во-вторых, на развитие структуры личности влияют субъектные процессы целеполагания - конкретизации потребности в мотиве, постановки цели и подцелей. Они являются естественным этапом организации поведения по удовлетворению первичного побуждения и представляют собой попытку конкретного его ориентирования в наличной ситуации. Созидаемые в этом процессе относительно устойчивые мотивы и ситуативные цели, хотя и являются новыми более конкретными мотивационными структурами, не заменяют собой потребности. Они лишь присоединяются к ней, опосредствуя ее действие получающей от нее же мотивационную, управляющую силу информацией о значимых свойствах среды.

И, в-третьих, на расширение Значимого позитивного или негативного опыта оказывают влияние процессы осуществления желаний и целей . В ходе них в личности постепенно оседают значимые ориентиры - признаки и отношения конкретной ситуации, значимые слова и образы, схемы движений и т.п. В эти процессы и должны, в идеале, встраиваться внешние влияния, такие как обучение и воспитание , способствуя окультуриванию способов реализации базовых и прижизненно образующихся стремлений.

Иногда ситуативная поначалу цель приобретает при ее успешной (или неуспешной) реализации и интенсивной эмоциональной оценке характер относительно устойчивой мотивации, превращается в "мотив" поведения, переходя из оперативного поля Субъекта в блок Я-личности. Такой переход ситуативных образований в блок Я-личности может происходить и с прижизненно формируемыми значимыми образами себя, других людей, природы. Это происходит после повторяющейся их эмоциональной оценки (т.е. повторяющегося навешивания на них "меток предпочтения" или "меток отвержения") в процессе неоднократного соотнесения с оперативными системами актуальной потребности и ситуативной общей цели в поле Субъекта. Так постепенно, на основе соотносящей и эмоционально оценивающей работы оперативного Я, ассоциированного с актуальной мотивацией и уже знакомыми переживаниями и представлениями Значимого опыта, организуются Я-концепция, Я-Вы-концепция и Я-Мир-концепция, а также система долговременных мотивов поведения. Они опосредствую т побуждения и тенденции Базовой личности, придавая им более конкретную и в то же время обобщенную направленность.

По мере созревания лобных долей головного мозга, области стриатума др. (нейрофизиологического механизма Субъекта), структур ретикулярной формации ствола мозга (нейрофизиологического механизма Сознания), а также созревания исполнительных познавательных, моторных и речевых механизмов увеличиваются потенциальные личностные и исполнительные возможности построения произвольного поведения. Повышается собственная активность Субъекта. Она во все большей степени становится целенаправленной и осознанной – произвольной активностью. По мере увеличения значимого опыта успешной ориентации и выполнения поведения в конкретных жизненных ситуациях, освоения в процессах подражания, обучения и самообучения полезных когнитивных схем и моторных программ (в том числе и речевых) повышаются возможности более прицельного опосредствования процесса организации поведения. Это в конечном итоге увеличивает адаптивные возможности живого существа по осуществлению его желаний и целей.

Перефразируя слова Л.С. Выготского, можно сказать, что базовая мотивация, созревание, а также целеполагающая и управляющая самостоятельная активность субъекта ведут за собой его психическое развитие. Эту общую закономерность всего психического развития, и, в частности, развития структуры личности, доказывают как факты опережающего развития у детей потребностей и мотивов по сравнению с возможностями их когнитивного и моторного осуществления (ребенок хочет быть взрослым, но еще не может ), так и многочисленные факты низкой эффективности обучения в школе при слабой или отсутствующей мотивации учения, или при психосоматической незрелости у школьников. Обучение и воспитание встраиваются в эти процессы организации поведения и самопостроения, являются промежуточным средовым звеном между базовыми стремлениями и тенденциями ребенка, активностью его Субъекта - и требованиями социальной и природной среды. Обучение может успешно встраиваться в жизнь детей только при достаточной выраженности у них трех, одновременно необходимых внутренних факторов: а) созревших психических и физических возможностей; б) высокого интереса, мотивации к процессу обучения, его стилю и содержанию; в) собственной субъектной активности по оперативной организации поведения. Позитивная мотивация обусловливает осмысленное принятие предлагаемого взрослым или сверстником процесса обучения, стимулирует и направляет встречную субъектную активность , которая сама по себе все более становится важнейшим внутренним фактором психического и физического развития растущего ребенка [4]. Т.е. полноценное обучение также играет важную роль в развитии личности, если оно идет вслед за высокой мотивацией и субъектной активностью ребенка, с учетом степени созревания различных сегментов его психики, а не стоит впереди них.

Нейрофизиологическими предпосылками процессов обучения и самостоятельного учения, помимо созревания мозговых структур, являются" нейроны запаса" - поначалу молчащие неспециализированные клетки коры головного мозга, которых особенно много в третичных зонах лобных долей [61]. Они образуют свободное мотивационное и исполнительное психическое пространство , не занятое какими-либо мотивациями и элементами опыта. В процессах обучения и самообучения нейроны запаса заполняются когнитивной и психомоторной информацией, т.е. становятся специализированными. Система заполненных значимой информацией нейронов и их связей, видимо, и образует элементы Значимого опыта .

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение