Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Интегральная модель ...
2. Сущность и структура психики

Методологические принципы

 

Наш подход к рассмотрению психики и личности основывается на следующих основных принципах.

Предметность ( структурно-функциональный принцип ) – Мир состоит из целостных предметов. В предмете , например, психике, мы, благодаря особенностям нашего мышления, интуитивно выделяем как ее материальный субстрат, так и специфические функции. Выпячивание одной стороны предмета и игнорирование другой его сущностной составляющей ведет к нарушению целостного понимания его функционирования. Т.е. при изучении психики необходимо одновременно рассматривать и ее функции, и ее материальную структуру, учитывать и психологические, функциональные проявления, и их нейропсихологические корреляты (по выражению И.П. Павлова, всегда существует "приуроченность функции структуре"). В психологии, с развитием нейрофизиологических и нейропсихологических методов и знаний, психологические феномены будут "поверяться" структурой нервных и мозговых образований, а также организма в целом.

Детерминизм – Из ничего не может появиться что-то. Любые прижизненные психологические образования в психике взрослого, будь то высшие психические функции, ценности, или интересы, не могут в принципе появиться в "пустой", ничего не содержащей, психике. Очевидно, существуют задаваемые генотипом психические метаструктуры и метафункции (и их нейрофизиологические корреляты), трансформация которых в процессах созревания, обучения и саморазвития и приводит к их взрослым модификациям. Важно, что первоначальные сущность и структура этих психических метахарактеристик или остаются одними и теми же в течение всей жизни, или меняются в соответствии с генетической программой. Иначе отдельный представитель нашего биологического вида превращался бы в течение жизни в представителя какого-то другого биологического вида, что противоречит биологическим принципам стабилизации результатов отбора, устойчивости вида.

Принцип развития – Психика и личность изменяются в течение жизни, причем одновременно происходят как прогрессивные, так и регрессивные изменения. Ц елостное изучение предполагает одновременное рассмотрение: 1 - набора составляющих их основных блоков, различных по функции или степени обобщенности, и структуры взаимодействия этих блоков между собой; т.е. исходного определения того, что развивается; 2 - изменений в первичных базовых структурах и в ассоциируемых с ними прижизненных подструктурах психики и личности, происходящих в течение жизни в процессах созревания, обучения и саморазвития, с учетом влияния на это развитие факторов генотипа, среды и собственной активности субъекта.

Принцип реализма – подразумевает опору на реальные, научно проверяемые факты, получаемые в тщательно спланированных и проведенных наблюдениях и экспериментах. Принцип интегральности – 1 - исследование как наследственно заданных, так и прижизненно образующихся структурных и функциональных особенностей психики и личности в единой архитектуре, специфики их внутренних и внешних связей; 2 - объединение в анализе психических функций и их нейропсихологических коррелятов; 3 -рассмотрение непрерывного взаимодействия личностных (мотивационно-эмоциональных, субъектных) и исполнительных процессов.

Принцип двойственности – рассмотрение любых психических образований как полярных сущностей. Всегда имеется как прямая, так и противоположная мотивационная тенденция, или противоположная эмоция, или черта характера, или противоположный образ и представление, или противоположная схема действий (принцип устройства мира "инь-ян"). Принцип адаптивной ценности – сущность личности хотя и двойственна, но в своих актуальных проявлениях чаще стремится выражать себя адаптивно, т.е. в соответствии с базовыми физиологическими и психологическими потребностями и тенденциями. Ценностная сущность природы личности изначальна и естественна [26,27].

Принцип оптимальности (гармоничности) - в психике и личности существует изначальная тенденция к самооптимизации своей структуры и своего функционирования. Об этом свидетельствуют феномены автоматизации успешных схем действий, экономии сил, увеличения с возрастом значения умеренности желаний и достижений, а также тенденций к большей реалистичности самооценки и к большей внутренней согласованности, интегрированности, к построению более полной и интересной жизни, и т.п. [8, 64, 69].

 

Главная функция психики - организация и осуществление

оптимального поведения по удовлетворению потребностей

 

Что же такое психика? Какую главную задачу она выполняет в живом организме? Психика – это функция нервной системы, обеспечивающая побуждение, организацию, регуляцию и осуществление оптимального поведения по удовлетворению базовых физиологических и психологических потребностей и прижизненно образующихся на их основе мотиваций (мотивов, целей, намерений, ценностей, отношений и т.п.). По аналогии - зрение является функцией зрительного анализатора. Психика есть у всех животных, а по данным Д.Ч. Босса, профессора И.И. Гунара и др. она существует в элементарном виде даже у растений. В.Н. Пушкин достаточно четко определяет функцию органа психики: "…мозг, обеспечивающий регуляцию поведения человека и животных в окружающей среде, подчиняется единым законам информационно-энергетического обеспечения организма» [43, с. 169]. Часто встречаются и размытые представления: "В разных отношениях психическое открывается и как отражение действительности, и как отношение к ней, и как функция мозга, и как регулятор поведения, деятельности и общения, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное" [2, с.4].

В традиционном для советской психологии определении психики упор делался на функции "отражения объективной реальности". Возникает вопрос: "Д ля чего необходимо это "отражение"? Зачем оно нужно живому организму?". В этом конечная суть проблемы.

Психическое "отражение", выражающееся в процессах ощущения, восприятия, представливания и осознавания, дает возможность индивиду в дальнейшем проанализировать, понять внешние и внутренние особенности текущей жизненной ситуации и на основе результатов этого анализа организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной субъектом актуальной потребности (желания, мотива, цели и т.п.). Т.е. мы видим, что само по себе "отражение", как и психомоторные процессы, и речь, и сознание – это психические функции, подчиненные мотивации, т.е. запускающим и управляющим процессам. "Отражение" (в психологии – это первичные познавательные процессы) всегда "работает" на удовлетворение каких-то желаний и интересов. Активность "отражательных" процессов всегда поддерживается или прекращается мотивацией.

Итак, главная функция психики заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.

В определении сущности психики основной акцент следует делать именно на управляющей ее функции , а не на подчиненном ей "отражении". Потребности изначально встроены в психику и, по мнению многих западных и наших психологов, составляют ее ядро (З. Фрейд, К. Левин, У. Мак-Дауголл, Г. Мюррей, "ранний" Л.С. Выготский, А. Маслоу, Э. Диси и Р. Руаян, М. Линч, П.В. Симонов, Л.Н. Собчик, В.И. Чирков и др.). Они активируют процессы организации поведения и задают их метанаправленность. Конечно, без познавательных и психомоторных процессов, без их проекции на "экране" сознания, осуществление потребностей у животных и человека невозможно.

Структура психики

 

Психика является саморегулирующейся системой, имеющей в своем составе две

основные взаимодействующие части: Управляющую психику и Исполнительную психику.

Управляющая психика - личность . Система потребностей и конкретизирующих их мотиваций (мотивационно-эмоциональная сфера), вместе с аппаратом оперативного программирования, регуляции и контроля, является центральным, управляющим блоком психики, активизирующим и использующим другие, исполнительные процессы. За побуждающую и управляющую функцию в головном мозгу животных и человека в первую очередь отвечают, по современным данным, как специализированные мотивационно-эмоциональные структуры подкорки (гипоталамус, лимбическая система, миндалина, стриарная область и др.), так и лобные доли коры. В последних эти функции определяются работой как медиобазальных, так и префронтальных отделов [7, 22, 40, 51].

С учетом этих нейропсихологических и нейрофизиологических данных, а также представлений о решающей роли потребностей и эмоций на первых стадиях запуска и управления поведением, можно допустить, что Управляющая психика и является тем фундаментальным психическим механизмом, который мы называем личностью . К такому пониманию места и функции личности в психике приближается подход А. В. Либина: "… личность можно рассматривать скорее как центральную подсистему (тогда как в качестве "периферических" индивидуальных подсистем выступают сенсорно-перцептивные процессы), как главный регулятор взаимодействия субъективного мира психической реальности с объективной социальной и предметной средой" [19, с.231].

Исполнительная психика человека осуществляет функции поддержания состояния бодрствования, процессов ориентировки, познания («отражения», сохранения и переработки информации), выполнения задаваемых Управляющей психикой инстинктивных или прижизненно образующихся программ движений, речи. Сюда можно отнести следующие психические механизмы и функции.

С ознание - в нашей модели структуры психики рассматривается как "поле" ясного в и дения, создающее возможность более отчетливого и глубокого понимания поступающей здесь и теперь, извне и изнутри, информации. Важно, что это не сама информация, а объемный "экран", на котором она проецируется. Сознание позволяет не только четче видеть и понимать происходящее внутри и снаружи, но и соотносить в одном психическом поле актуальную целевую (мотивационную) и внешнюю ситуационную информацию, а также эти образования с моторными характеристиками выстраиваемого поведения. Такой подход к пониманию сознания отличается от традиционного, смешивающего сознание то со всем "знанием", "содержанием" в психике, то с личностными отношениями и качествами. Он опирается на нейрофизиологическую гипотезу У. Пенфилда о сознании как функции аппарата регуляции сна и бодрствования, представленного ретикулярной формацией ствола головного мозга и, возможно, некоторыми отделами коры его правого полушария [22, 36].

Познавательные процессы это традиционно обозначаемые как "психические" процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, памяти, мышления и воображения.

Психомоторные процессы – процессы осуществления движений тела, конечностей, головы, органов чувств и т.п.

Речь механизмы и процессы восприятия и артикуляции языковых знаков, "вторичных кодов", которые могут обозначать любые процессы и явления, протекающие в психике и за ее пределами. Эта языковая способность универсальна и в другом отношении – она позволяет выражать с помощью одного кода процессы любой психической модальности.

Исполнительные психические процессы изначально прописаны в психике. В ходе онтогенеза они проходят закономерные этапы своего развития в процессах созревания, обучения и спонтанного саморазвития [41].

 

Взаимодействие Управляющей и Исполнительной психики

 

Все механизмы Исполнительной психики являются психологическими средствами для организации оптимального поведения по осуществлению потребностей и целей личности. Т.е. они обслуживают Управляющую психику, выполняя ее побуждающие, направляющие и организующие указания. Такое естественное деление психических функций на "цели и средства" мы обнаруживаем как в психике в целом, так и отдельно в личности.

Под инициирующим руководством актуальных потребностей и целей, выражающих их эмоций, а также аппарата субъекта, в процессе прижизненного развития механизмами Исполнительной психики нарабатываются значимые психоинформационные средства-ориентиры – когнитивные образы и представления, слова и предложения, схемы действий. Они расширяют диапазон заданных генотипом значимых ориентиров и способов осуществления первичных потребностей и производных стремлений [11, 48]. При этом сама природа первичных потребностей принципиально остается одной и той же [56]. Они действительно многократно "опредмечиваются", т.е. их изначальная метанаправленность конкретизируется в соответствии с особенностями текущей внешней и внутренней ситуаций. Однако потребность не превращается в результате этого процесса в какую-то другую, как утверждал А.Н. Леонтьев [18]. Потребность человека в пище сущностно остается той же самой и при еде с помощью тарелки и вилки, и при еде руками. Скорее прав П.В. Симонов, писавший, что потребность в течение жизни все более "вооружается" разнообразными средствами своего осуществления, но, по сути, остается той же [50, 51].

 

Связи психики с ее окружением – телом, природой и социумом

Психика является лишь одной из функций живого организма. Ее органом является нервная система и, возможно, еще и волновая биополевая структура [43]. Нервная система выполняет в организме управляющую, организующую его поведение функцию. Очевидно, что живое существо с помощью психики активно взаимодействует как с различными факторами природного и социального окружения, так и со своим телом , в котором психика находится. К этим трем одинаково важным сферам функционирования личности человека необходимо добавляются еще две – возможности самой психики и особенности личности . Связи психики и личности с внешним окружением, и это принципиально, не сводятся лишь к общению в социуме. Не меньшую роль играют активные отношения со своим организмом, с природной средой и с характеристиками собственным психики и личности.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение