Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Интегральная модель ...

1. Актуальность создания новой концепции психики и личности

 

Для многих психологов до сих пор остается неясным понимание сущности психики и личности , их главных функций в живом организме. Т.е. сохраняется задача их более четкого и содержательного определения.

Требует более реалистичного определения и общая сфера функционирования и взаимодействия личности . Нужно уйти от нецелостного, одностороннего представления о том, что личность живет и действует только в социальной среде.

В нашей психологии давно назрела необходимость объединить в единой модели биологические основы личности (биопсихологический аспект) с прижизненно образующимися ее сторонами (социокультурным и природокультурным аспектами). В доминировавшей до недавнего времени советской модели они были под давлением жесткой философской доктрины искусственно разъединены на "индивида" (туда были, в частности, прописаны система изначальных базовых потребностей, свойства темперамента и характера) и "личность" [18].

Настала пора четче определить и содержательно развести основополагающие понятия : "психика" и "личность", "личность" и "субъект", "личность" и "сознание". У многих авторов неясно их содержание и соотношение, нет четких критериальных признаков их различения, непонятно их место в общей структуре организма и психики. Возможно, что установлению более четких различий между ними будет способствовать рассмотрение особенностей материального субстрата , функциями которого они гипотетически являются.

При создании теоретической картины психики и личности важно учитывать современные нейропсихологические, нейрофизиологические и психогенетические данные о мозговой организации психических функций, особенностей личности и поведения, их связи с функционированием организма в целом. Неразумно пренебрегать получаемыми в крупномасштабных лонгитюдных исследованиях результатами психогенетики о наследовании личностных черт и интеллекта, достижениями нейропсихологии и нейрофизиологии в области изучения потребностей, эмоций, программирующих и управляющих функций [3, 7, 9, 11, 12, 15, 22, 37, 39, 41, 47, 48, 50, 51, 66, 67, 68]. В подтверждение актуальности такого учета уместно привести слова Л. Хьелла и Д. Зиглера: " …чтобы не потерять своей научной значимости, теории личности должны корректироваться по мере сбора новых эмпирических данных" [57, с. 603] .

Остается актуальным и целостный анализ логики развития психики и личности, в котором одновременно исследуется влияние на их развитие как внутренних факторов - наследственности и активности субъекта, так и влияние факторов внешних - природной и социальной среды [см. прорывную статью А.А. Волочкова: 4, с. 22-31]. Важен учет естественного соподчинения в ходе развития генетически обусловленных и прижизненно образующихся структур и функций психики и личности. Наконец, необходимо интегративное, предметное рассмотрение развития одновременно различных отделов материального субстрата психики и соответствующих им функций в онтогенезе [41]. В советской психологии преобладал односторонний подход, бездоказательно утверждавший примат за внешними социальными факторами развития психики и личности. В плане соподчинения их изначальных и последующих структур и функций декларировалась главенствующая роль "социально обусловленных" прижизненных образований личности. Этот взгляд на внутреннюю иерархию различных личностных аспектов противоречит результатам психогенетических и нейрофизиологических исследований [3, 39, 49, 51, 65, 67, 68]. Возникают естественные вопросы, на которые в рамках данной доктрины нет вразумительных ответов. Если личность обусловлена целиком социальными влияниями извне, то откуда берется собственная активность ребенка? Как может быть, что ребенок не был какой-то период личностью и активным субъектом (т.е. был якобы лишь пассивным "индивидом") и вдруг стал ими? Разве из ничего может возникнуть что-то?

О необходимости построения интегральной, объединяющей психологии еще в 1925 году пророчески писал Л.С. Выготский: " Новая психология исходит из инстинктов и влечений, как основного ядра психики … Она придет как широкий биосоциальный синтез учения о поведении животного и общественного человека . Эта новая психология будет ветвью общей биологии и вместе основой всех социологических наук. Она составит тот узел, в котором свяжутся науки о природе и науки о человеке" [5 , с. 22–23]. Это стратегическое направление построения целостной модели психики и личности актуально как никогда и сегодня.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение