Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Психология личности > Психологическая гармония

 

О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Психологическая гармония

1.1. Закон мировой гармонии и жизнь личности
Одним из важнейших принципов существования и динамики Мира*
является закон гармонии, который можно сформулировать следующим образом: любой предмет вечной и бесконечной Природы и сама она в целом стремятся к некоему оптимальному состоянию и функционированию. Гармония - это оптимальная статическая и динамическая согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром. Синонимами ей в какой-то степени служат понятия "равновесие", "упорядоченность", "сбалансированность", "пропорциональность", "соразмерность", "соотношение", "сочетание", "согласие" и др. Принцип мировой гармонии известен с древнейших времен: гармония как единство в многообразии у Аристотеля, принцип Инь-Ян в Древнем Китае, принцип срединного пути или “золотой середины” в Древней Индии.

В человеческой личности закон гармонии проявляется, с одной стороны, в виде интуитивного стремления к установлению оптимального внутреннего баланса разнонаправленных и противоположно направленных мотиваций, и, с другой стороны, в отыскании оптимальных соотношений своих желаний и установок с особенностями внешней окружающей среды. В конечном счете эти стремления призваны приводить нас к гармоничной жизнедеятельности в согласии с собой и с Миром.

Целостная гармония состояния и функционирования предмета может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Так, например, можно выделить внутреннюю и внешнюю гармонии личности.* *
Как готовое состояние и функционирование гармония является скорее космическим
идеалом, нежели полностью осуществленной реальностью. У каждого человека уже сегодня есть какие-то элементы гармоничной жизни и каждый может увеличить величину этой гармонии. Однако важно понимать, что это не постоянное, а динамичное состояние личности. Параметры внутренней и внешней среды непрерывно меняются и могут в любой момент нарушить установившееся оптимальное равновесие. Для его поддержания требуются ежедневные разнообразные усилия человека.
Космический смысл жизни человека состоит в гармонично протекающей творческой игре, в достижении таких параметров своей жизни и своей личности, которые достаточно устойчиво обеспечивают процесс образования новых форм жизнедеятельности, т.е. творческий игровой процесс. Игра - это наличие своего дела, это примат характеристик процесса над результатом , над всегда частичными достижениями, это преобладание открытости над закрытостью. Это игра жизненных сил, опробование ими самих себя и предметов окружающего мира.. Жить оптимально и творчески - в этом, если кратко, суть космического идеала жизни.

------------------------------------------------
*Понятия "Природа", "Мир", "Космос", "Универсум" рассматриваются как синонимы.

* *Под личностью понимается мотивационная сфера психики, центральный организатор и регулятор поведения, в отличие от психики исполнительной, обслуживающей (“психических процессов”, сознания, речи, моторных схем). Личность проявляется в заданных генотипом и в прижизненно образуемых мотивациях - потребностях, стремлениях, желаниях, мотивах, интересах, ориентациях, целях и т.п. Личностью и рождаются, и становятся.
Все мотивации личности имеют двойственную, полярную природу, т.е. она изначально противоречива и потенциально конфликтна. В процессе социализации жизни, одностороннего обучения в школе изначальные внутренняя целостность и чувство единства личности со всем Миром постепенно утрачиваются и требуется специальная внутренняя и поведенческая работа по их восстановлению и расширению, т.е. их гармонизации.
Личность человека спонтанно развивается по заданным природой законам до состояния взрослости. Далее, лет с 16 - 18, она может развиваться лишь путем самостоятельного саморазвития, постановки специальных развивающих самозадач и приложения осознанных усилий
Развитие и саморазвитие идут как минимум в пяти жизненных средах: внутри самой личности, внутри психики (развитие связей между мотивацией и своими психическими возможностями), в собственном теле (адаптация к телу через создание “схемы тела”, все большее овладение его возможностями, развитие этих возможностей, установление “дружбы” и взаимопонимания с телом), в социальных средах (микро-, мидл- и макро-), в живых и неживых природных средах (вплоть до Мира в целом). Все эти сферы жизнедеятельности одинаково важны и значимы для человека. Центрация лишь на социальной сфере жизни делает рассмотрение жизни человека изначально нецелостным и дисгармоничным (а сведением всего развития ребенка к социализации грешат многие психологи).

Догадываюсь, что у читателя уже не раз возникал естественный вопрос: "А в чем же состоит сущность гармоничности (оптимальности) личности и ее жизни?".

Психологическая гармония - это комплексная характеристика человека, проявляющаяся и в его личности (т.е. в мотивации и эмоциональной сфере), и в психических процессах и способностях, и в поведении.
Исследования и анализ литературы позволили выделить три группы общих критериев - признаков психологической гармоничности личности, ее состояния и жизнедеятельности:

1) согласие с собой и окружающим миром;

2) адаптивно полезное, устойчивое, длительное, творческое и экономичное функционирование и развитие индивидуума, других людей и окружающей природы в разнообразных жизненных средах;

3) психологическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Согласие с собой и миром - это проявляющаяся в большинстве ситуаций оптимальная сбалансированность разнонаправленных и полярных мотиваций друг с другом, положительных и отрицательных эмоций и состояний, желаемого и реально осуществляющегося в поведении, принимаемого и не принимаемого в себе и в мире, соразмерность своих стремлений и психических и физических возможностей, в целом положительная Я-концепция (внутренняя гармония). Это и преимущественно конструктивные, сотрудничающие отношения с людьми - в целом позитивные Я-Ты-Вы-Мы-концепции, и чувство единства с живой и неживой природой, хорошая адаптация в различных природных средах и готовность к самоиспытанию в них, и т.п. (“внешняя” гармония).

Сущность развития состоит в том, что живое существо приобретает новые или утрачивает уже имевшиеся важные для жизни функциональные органы или формы жизнедеятельности. Новыми могут быть личностные составляющие или поведенческие - ориентации, цели, умения, навыки, переживания, действия. Развитие может иметь как прогрессивный, так и регрессивный характер (см. об этом статью Г.Д. Шмидта в книге "Принцип развития в психологии" под ред. Анцыферовой Л.И. М., 1978). Творческое приспособление к внутренним и внешним условиям жизнедеятельности, их творческая трансформация, дающая определенный выигрыш для жизни данного индивидуума или вида в целом, являются признаками адаптивно полезного прогрессивного развития человека.

Под устойчивым развитием понимается постепенное расширение возможностей и сред уверенной адаптации человека, процесс успешной в целом реализации базовых стремлений и ориентаций - без резких и долгих провалов в состояния депрессии, растерянности или высокой тревожности, - гармоничный образ жизни.
Длительное развитие, долгая, творческая жизнь, безусловно, более приоритетны, чем рано заторможенное или вообще прекращенное развитие, ранняя смерть и стереотипная , насекомообразная жизнь. Хотя развитие и творчество требуют психической и личностной активности для своего возникновения и поддержания, тем не менее, любое живое существо ищет более экономные способы и пути развития, стараясь сохранять определенный запас психоэнергетических, физических и других ресурсов. Изучение характеристик оптимального баланса творческой активности и тенденции к "экономии мысли" еще ждет своих исследователей (у нас этот вопрос затрагивали Симонов П.В., 1984; Голицын Г.А. и Петров В.М., 1990).

Организм, душа человека стремятся творчески и радостно играть, а не нести долго и мучительно тяжелую ношу. Страдания могут лишь не очень долгое время сопутствовать творчеству. Излишне затягиваясь, они превращают его в каторгу и просто приостанавливают. Зачем творчество превращать в болезнь ?

По определению ВОЗ - Всемирной Организации Здравоохранения - "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов ( см. Устав ВОЗ, 1946; Лищук В.А., Мосткова Е.В., 1994; Ананьев В.А.,1995). Лищук В.А. и Мосткова Е.В. делают акцент на духовной составляющей здоровья, включающей в себя способность "к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, в частности..., способности к инновационному творчеству" (Лищук В.А., Мосткова Е.В., 1994, с.8).

Я под духовным здоровьем понимаю наличие у человека процесса выхода за рамки сиюминутных целей и предметов и регулярное обращение к вечным вопросам и предметам, поиск своего соотношения с человечеством, со все живым и Миром в целом. Духовность выражается в планетарном мышлении, в общечеловеческих ценностях, одной из которых является здоровье, в стремлении к единству и объединению людей и всех живых существ, к жизни по общим законам Космоса (реально духовной является деятельность ООН, других международных гуманистически ориентированных организаций, общества Н.Рериха, движений
Greenpeace, Нью-Эйдж, теософов, религиозных экуменических движений, бахаи, и др. - всех, кто сегодня стремится к объединению всего живого и неживого в некоем взаимно приемлемом, взаимно терпимом и щадящем, интересном и разнообразном функционировании). Религиозный аспект духовности принципиально не отличается , по нашему мнению, от изложенного. Это так же внутреннее движение к целостности, объединению с вечным, но организующееся в большей степени путем веры в готовую, предлагаемую той или иной религией, картину мира, а не с помощью самостоятельного экспериментального познания и творчества. В вере прекращается процесс творчества, идет лишь игра на сохранение какого-то уровня исполнения заповедей, приемлемого для данного человека.

Отметим, что с точки зрения принципа мировой гармонии психологическая гармония человека не может быть абсолютной. Какой-то малый процент не очень существенных изъянов, например, в здоровье, должен присутствовать у гармоничного человека. Это дает ему возможность накопления важного опыта самостоятельного поиска путей поддержания здоровья. Имея такой опыт, человек не будет застигнут врасплох неожиданными неприятными изменениями в своем здоровье.

Конечно, анализ содержания критериев гармоничной жизни требует написания целой статьи, что не входит в задачи данного текста. Укажем лишь некоторые другие работы, в которых можно встретить намеки на отдельные фрагменты выделенных критериев - Аргайл М., 1990; Бардиер Г. с соавт., 1996; Голицын Г.А. и Петров В.М., 1990; Дубровина И.В., ред., 1995а и 1995б; Казначеев В.П.,1983; Ламажанов Б., 1992; Моисеев Н.Н.,1990; Разумовский О.С.,1990.

Высокий уровень гармоничности жизни подразумевает высокую выраженность показателей по всем общим критериям, а также их определенное соотношение с дисгармонирующими особенностями личности. Гармония - это и оптимальный баланс между оптимальными, гармоничными, и неоптимальными, дисгармоничными, “греховными” проявлениями человека. Изначальная двойственная природа человека указывает нам на то, что в человеке всегда должно быть и то, и это, и праведное, и греховное, и гармоничное и дисгармоничное. Секрет заключается в характере их соотношения. Какой баланс оптимален и, в свою очередь, может считаться гармоничным ? (Рассмотрению этого вопроса посвящен следующий параграф).

Частными проявлениями гармоничной жизни человека являются следующие характеристики:

    • преимущественно положительный и спокойный эмоциональный тон жизни;
    • хорошее физическое самочувствие, отсутствие серьезных телесных и психических заболеваний;
    • в целом позитивная Я-концепция, достаточно высокое самопринятие, достаточно высокая уверенность в себе (но не очень высокая!);
    • оптимально организуемый процесс жизнедеятельности (преобладание внутреннего локуса контроля над внешним, достаточная осознанность, гибкость и широта жизненных ориентаций; осуществление любой деятельности преимущественно на своем ведущем психическом языке, но с привлечением по мере необходимости и средств других психических языков;
    • гармоничный образ жизни (проявляется в ежедневной жизнедеятельности в виде достаточного числа природно необходимых линий деятельности, достаточного их разнообразия и в регулярности осуществления);
    • умеренность страстей и противоречивых желаний, выражающаяся народной формулой “лучшее - враг хорошего” , оптимальная сбалансированность положительных и отрицательных базовых стремлений, характерологических и общекультурных тенденций личности; высокий уровень выраженности общекультурных ценностей и навыков и низкий - акультурных, противоположных тенденций ;
    • оптимальный процесс и уровень самореализации - гармоничное сочетание числа успехов и неудач, отсутствие ориентации на максимальные достижения;

    • соразмерность
      желаний и стремлений со своими психическими, физическими, материальными возможностями и с социальными и природными особенностями жизненной ситуации;
    • реальное устойчивое развитие, неспешное движение вперед - жизнь как последовательное осуществление ряда интересных и полезных в широком смысле творческих проектов, дел, своей игры, своей миссии;
    • удовлетворенность процессом и результатами своей жизни в целом;
    • конструктивные, позитивные отношения с большинством людей;
    • открытость, готовность откликнуться и помочь, участвовать в общем деле, ориентация на сотрудничество и диалог;
    • планетарное мышление, преобладание общечеловеческих ценностей над национальными, государственными и другими корпоративными ценностями;
    • чувство красоты и чуда Природы, единства с ней; уважение к ее созданиям, экологическая культура, хорошая адаптация в различных природных зонах, регулярное общение с природой, готовность к жизни в диких природных условиях.

Предложенные критерии и проявления гармоничности жизни человека являются по своему характеру рабочими основаниями, принимаемыми на определенный период времени. Они могут изменяться в ходе накопления и анализа новых экспериментальных данных о закономерностях устройства Мира, живых существ и человека.

Гармоничная личность в целом - это оптимально сбалансированная по большинству важнейших своих характеристик личность. У такого счастливого человека преобладают чувства меры, полноты жизни, спокойствия, ощущение интересности жизни. Он ставит себе сложные и подчас трудные задачи, но не сверхтрудные, памятуя о том, что "лучшее - враг хорошего".

Гармоничный человек не ставит себе цели обязательно достигнуть в чем-то максимума. Он больше ориентируется на достижение и сохранение оптимального процесса жизнедеятельности, то есть в большей степени на параметры процесса жизни, а не на некие конкретные предметные результаты. Хотя и достижения имеют для него достаточно важное значение (но не самое главное !). Он мудр и понимает, что находиться в творческом и разнообразном жизненном процессе в течение всего, по возможности более длительного, отпущенного Природой срока, ощущать себя при этом целостным и здоровым важнее и надежнее, чем достигать каких-то очень высоких престижных успехов (в виде, например, высокого социального положения, богатства, большой власти, покорения сверхсложной вершины и т.п.). Процесс жизни всегда с тобой, тогда как деньги, машина, социальный статус и престиж, власть и т.п. могут в любой момент неожиданно исчезнуть и тем самым больно ударить сильно ориентированного на них человека.

Максимальные достижения очень часто в конечном итоге оборачиваются "пирровой победой" - разрушают здоровье, нарушают хорошие отношения со значимыми и близкими людьми, фанатизируют личность, делают однобоким образ жизни человека и его личность в целом. Т.е. они дисгармонизируют жизнь и не дают длительного и спокойного чувства удовлетворенности ею.

Гармоничное состояние личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с Миром, неполной ее самоудовлетворенности, процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной (под проблему) самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого по возможности разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед. Итак, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности.

Общая конструктивность личности - фактор, выражающий одновременно общую продуктивность и гармоничность (оптимальность) организации и протекания жизненного процесса человека. В нем учитываются как общая результативность жизни, так и процессуальные ее проявления. Высокому уровню общей конструктивности соответствует наличие обоих главных составляющих: достаточно высокой результативности и высокой гармоничности организации личности и ее жизни.

Подводя итог, отметим, что собственно психологическая гармония связана с психическим, личностным и духовно-личностным аспектами жизни человека и проявляется как во внутренних балансах личности, так и во внешнем поведении в различных жизненных средах.

1.2. "Золотое сечение" и гармонические пропорции в личности и ее жизнедеятельности.
Последнее время некоторые авторы стали абсолютизировать рассчитанную Леонардо да Винчи пропорцию "золотого сечения" как единственно возможное и всеобъемлющее , общеприродное гармоническое соотношение частей в любых природных объектах. Оно выражается числовой пропорцией 1,618 : 1 или 0,618 : 1 (см. Иорданский В.Б., 1982; Клименко В.В., 1996; Разживин М., 1996; Снегирев Б.И., 1996; Эйзенштейн С.М., 1964). Однако биологические и психологические исследования показывают, что оптимальные соотношения в живом мире могут быть разными. Большинство из них колеблется в примерном диапазоне
(1 -:- 4) : 1.
Гораздо реже встречаются более контрастные пропорции: 0,5 : 1; 5 : 1; 6 : 1 и т.п. Так, "хорошими фигурами" в восприятии являются, помимо прочего, симметричные фигуры с соотношением частей 1 : 1 ; по второму закону Менделя генетические признаки расщепляются в отношении 3 : 1 ; по моим психологическим данным многие оптимальные соотношения личностных характеристик, например, положительных и отрицательных базовых стремлений, реализующихся и не реализующихся адаптивно необходимых линий образа жизни и др., колеблются в диапазоне
(2 -:- 4,5) : 1.

Гармоничные соотношения в живой природе имеют , таким образом, не абсолютный, а статистический характер. Даже у считающегося образцом и идеалом всей древнегреческой архитектуры афинского храма Парфенона соотношение сторон периметра составляет пропорцию
2 : 1, а не 1,62 : 1. Т.е. "золотое сечение" является не абсолютной космической постоянной, а, возможно, некоей усредненной пропорцией достаточно широкого диапазона оптимальных соотношений. Возможно, что гармонические пропорции в Мире распределяются по закону нормального распределения. Т.е. имеется центральная область таких оптимальных пропорций, которые встречаются достаточно часто в различных предметах и явлениях. И есть крайние, правый и левый относительно центрального, диапазоны более контрастных гармонических соотношений, которые встречаются в различных локусах Мира гораздо реже. Центральный диапазон выражается приблизительно соотношениями ~ (1 -:- 5) : 1. Другие пропорции, оптимальные в определенных условиях и для определенных предметов или процессов, встречаются гораздо реже. Например, организму требуются микроскопически малые дозы некоторых веществ по сравнению с ежедневно потребляемыми водой, белками и углеводами. Это же можно сказать и о гомеопатических препаратах. Более точное определение обсуждаемых диапазонов требует проведения обширных специальных исследований.

В психологии предпринимались попытки описать гармонический тип личности. В западной психологии важные характеристики гармоничной личности можно найти прежде всего в гуманистической психологии у К. Роджерса, А. Маслоу и др., психологии К.Юнга, телесно-ориентированной психологии В.Райха, онтопсихологии А. Менегетти , психосинтезе Р.Ассаджиоли, трансперсональной психологии С.Грофа и др. (Теории личности..., 1996; Фейдимен Д. и Фрейгер Р., 1994; Гроф С., 1995; Менегетти А., 1993; Ассаджиоли Р., 1997; Моаканин Р., 1993). В российской психологии личности описание гармонического типа личности или типа ее мотивационных отношений есть в работах Собчик Л.Н., Александровской Э.М., Орлова А.Б. (Собчик Л.Н., 1990; Диагностика школьной дезадаптации, 1995; Орлов А.Б., 1995).

Вот, например, как описываются характеристики гармоничного типа Л.Н. Собчик: "Нормальные личности обладают большей уравновешенностью различных тенденций (как эмоционально-динамических, так и интеллектуальных, мотивационных и поведенческих); даже в сложных ситуациях (курсив мой - О.М.)....личностные резервы, адаптационные ресурсы способствуют уменьшению эмоциональной напряженности, снижению дисбаланса, компенсируют элементы психической дезорганизации, в том числе касающиеся познавательной деятельности. ... регистр типов реагирования и всего арсенала психических функций ... у лиц гармоничных,
сбалансированных достаточно велик и разнообразен. ...в разных жизненных ситуациях их формы поведения и познания мира гибко меняются ...гармоничная личность легче других адаптируется в сложных житейских перипетиях и реже нуждается в помощи, рекомендациях, индивидуальном подходе".(Собчик Л.Н., 1990, с.56-57).

Специальные статьи на обсуждаемую тему есть у Л.И. Божович (1995) и Б.И. Додонова (1978). В них, помимо прочего, дана критика отождествления гармоничности и всесторонности в подходе к ориентации развития и воспитания детей, показана роль аффективных переживаний в результате внутреннего конфликта в формировании дисгармоничной личности. В работе Л.И. Божович дано содержательное описание гармоничности личности как высокой согласованности “между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами” (Божович Л.И., 1995, с. 145).

Во всех этих подходах даются интересные качественные характеристики гармонично функционирующей личности. Однако авторы не ставили себе задачу экспериментального изучения количественных соотношений между различными сторонами личности, а также между ее особенностями и образом жизни человека с точки зрения их гармоничности, задачу измерения гармонии личности и ее функционирования. Именно определение "уровня гармоничности личности" в целом и отдельных ее аспектов и является одной из главных моих исследовательских целей.

Уже полученные экспериментальные данные позволяют утверждать, что в психологии личности "психологическим золотым сечением" скорее следует считать усредненный диапазон пропорций (3 -:- 4) : 1.

Если оценивать личностные характеристики по пятибалльной системе, то наиболее гармонично выраженными будут выглядеть оценки или самооценки в районе 3,5 - 4,5 баллов, а не максимально возможные в 5 баллов. Анализ показывает, что люди с преимущественными, очень высокими, самооценками часто имеют высокие амбиции, явно завышенный уровень притязаний .В неожиданных трудных и конфликтных ситуациях они пасуют, и их декларируемая сверхоптимальность оборачивается депрессией и беспомощностью, так как они не научились преодолевать настоящие жизненные трудности.

Также было обнаружено, что человек часто оказывается гармоничным по одним локусам личности, психики, тела, и дисгармоничным по другим. В целом испытуемого можно считать гармонично живущей личностью, если по оптимальному большинству жизненно важных показателей - а это примерно три четверти, т.е. 75% показателей, или, точнее, в диапазоне
67% -:- 82% - он выходит на гармоничный уровень. И здесь гармоничная личность
- это не абсолютное совершенство, а относительное, оптимальное. Это оптимальная согласованность ее важнейших внутренних характеристик друг с другом и с внешними условиями, требованиями.

Гармоничность жизни человека во многом зависит от его способности достаточно быстро находить и строить оптимальные в данных условиях формы жизнедеятельности. Безусловно, это самосозидание может идти лишь в границах, заданных генетической программой, т.е. в рамках своего телесного, личностного и умственного типа. Эти природные пределы достаточно широки у большинства людей, что и дает возможность улучшения, гармонизации проявлений своего типа. Кроме того, данные В.Б. Швыркова показали, что в мозгу существуют первоначально не занятые никакими конкретными функциями “нейроны запаса”, определяющие, я бы сказал, свободное психическое пространство развития (Швырков В.Б.., 1988). В ходе жизни оно может заполняться новыми мотивациями, схемами действий и т.п. Т.е. это пространство, наряду с широтой границ способностей, личностных черт и алфавитным принципом организации информации в мозгу, также является фактором, определяющим самую возможность развития и саморазвития форм жизни человека. В зависимости от особенностей характера и от степени податливости внешней ситуации изменениям усилия личности по созданию оптимальной формы жизнедеятельности могут быть направлены в большей степени или на внутреннюю перестройку ценностей, притязаний и установок, поведенческих стереотипов, или на переделку окружающей среды, или на то и другое вместе.

На основе концепции природной и гармоничной личности автором разрабатывается пакет психологических методик “Гармония”, предназначенный для изучения уровней гармоничности личности и процесса ее жизни. В него входят методики “Базовые стремления”, “Образ жизни”, “Жизненное предназначение”, “Психологическая культура”, “Личностная биография”, “Культурологические тенденции” и “Экспертная оценка гармоничности личности”. Часть из них опубликована в газете “Школьный психолог” за 1998-1999 г.г. К настоящему времени проведена частичная стандартизация этих методик: получены средние данные разных групп испытуемых, определены валидность и внутренняя надежность, разработаны примерные уровни гармоничности выраженности показателей по методикам. Эта работа продолжается и по сей день.

1.3. Некоторые практические выводы о ценностных ориентациях общества, вытекающие из представлений о гармоничной жизни человека.
Отсюда следуют далеко идущие практические выводы для многих прикладных областей человеческой деятельности и для самоорганизации жизни личности в целом. Например, стремление к максимальным достижениям в любой области и к полной самоактуализации с точки зрения наших экспериментальных данных можно считать дисгармоничным. Такого рода стремления в большей степени присущи западной цивилизации. Ориентация на максимум прослеживается и у отца гуманистической психологии А. Маслоу (см. мою статью "О парадоксах процесса самоактуализации личности" /Ж. "Магистр", 1995, № 6). Однако на Западе все в большей степени начинают укрепляться ориентации на умеренный, конструктивный стиль жизни, растет осознание того, что характеристики самого процесса жизни, процесса творческой деятельности являются не меньшей, а, может быть, и большей ценностью, чем ее материальные и другие результаты (см. интересную статью Буякаса Т.М." О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения..."/ Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1995, № 2.).
Такая тенденция в большей степени присуща небольшим странам - Голландии, Швейцарии и др. На Востоке много философско-религиозных подходов связано с признанием ценности каких-либо сторон гармоничной жизни. К ним можно отнести даосизм, буддизм махаяны, учения йоги, чань-буддизм, дзэн, суфизм, бахаи, современные философии жизни Раджниша (Ошо), Кришнамурти, Шри Чин Моя и др. В православной традиции значение построения своей жизни по законам всеобщей божественной гармонии подчеркивал Иоанн Кронштадтский: ”Видишь ты эту чудную гармонию или согласие, порядок тварей великих и малых во всей вселенной, чудный строй всего творения, установленый законами Творца... И ты будь в гармонии, в согласии с вечными, премудрыми и праведными законами всеблагого Творца...” (Кронштадтский И., 1992, с. 3).

У отдельных представителей нашего народа было интуитивное понимание пагубности постоянного и сильного устремления к тому, чтобы быть во всем лучшим, чтобы все было по максимуму. Оно выражено в поговорке: "Лучшее - враг хорошего". К сожалению, между трезвым пониманием жизни мудрых одиночек типа солдата Сухова из кинофильма "Белое солнце пустыни" и довольно частыми крайними вариантами мышления и поведения российских людей лежит пропасть. Нам еще предстоит пройти долгий культуроразвивающий путь от подростковой импульсивности и грубости, от экологического свинства и эгоизма, от привычного принятия крайних волюнтаристских решений в быту, на работе, в государственном управлении к более умеренной и гармоничной жизни, к более конструктивным и компромиссным решениям, к общечеловеческому сотрудничеству, требующему уважения себя и других.

В свете изложенного гармонического подхода к самоорганизации жизни отдельного человека и общества в целом представляется утопичным идеал "всестороннего развития личности", до недавних пор господствовавший в советской педагогике и политической риторике коммунистических вождей. То же самое можно сказать и об идее Песталоцци и его последователей о необходимости гармоничного развития у детей всех сторон человеческого существа, всех его сил и способностей (Хрестоматия ...,1935; Зейдель Р. с соавт., 1919; Лихачев Б.Т.,1992, Ананьев В.А., 1995 и др). Здесь нереалистична не сама идея гармоничного развития и образования детей, а акцент на абсолютном охвате всех сторон, всех сил и способностей человека. Такого рода декларируемые идеалы в силу их принципиальной невыполнимости являются скрытыми конфликтогенами в обществе , стрессирующими население и ведущими в лучшем случае к внутренним отказам большинства людей от их принятия и реализации, а в худшем - к возникновению комплексов вины и неполноценности или к следованию за противоположными антиобщественными идеалами.

К идеалам, предъявляющим практически невыполнимые требования к человеку из-за их несоответствия законам Природы, можно отнести и жесткие религиозные предписания. Например, для многих людей требования выполнять все десять христианских заповедей оказались нереальными (соотношение ~10 : 1) и потому лишь формально принимаемыми, как показала двухтысячелетняя практика проповеди и попытки тотального осуществления христианства. Лишь немногочисленные лица с особым, фанатичным складом характера, или потерявшие способность и мужество самостоятельно строить свою жизнь и сохранять веру в себя, могут безоглядно поверить в какое-либо учение, некритично принимать все слова и деяния "Учителя" и его толкователей , жить в монастырях и стараться выполнять все требуемые данной религией предписания. Очень часто такие люди не замечают, что в своем рвении они превратились в религиозных функционеров, не желающих даже рассматривать другие подходы и точки зрения. Они становятся приверженцами корпоративной морали и яростно, с ненавистью отвергают другие религии, проявляя при этом не гуманизм, а бесчеловечность и неуважение. В итоге происходит не объединение, а разъединение человечества, что в современных “ядерных” условиях объективно лишь подливает масла в огонь и приближает его к гибели. На деле благие помыслы религиозных "учителей" из-за их собственных амбиций и фанатизма последователей оборачиваются прямо противоположными результатами.

Что же, жить без идеалов ? Нет, с идеалами, но в обществе имеет смысл выдвигать более реалистичные и выполнимые уже в этой жизни отдельных людей идеалы и образы поведения. Например, существенно точнее и природосообразнее думать о разностороннем развитии, о гармоничном развитии основных, адаптивно необходимых, сил ребенка. Пора понять, что гармоничность личности, человека в целом - это не абсолютное его совершенство, а относительное, оптимальное совершенство. Некоторый процент не очень страшных "греховных" поступков необходим гармонично живущей личности для поддержания мотивации к дальнейшему развитию, динамизации стремления к самосовершенствованию.

Из вышеизложенных особенностей гармоничной жизни человека можно сделать вывод и о том, что явно неоптимальной стратегией является и ориентация педагогов и родителей на получение детьми только "пятерок" в школе или в вузе. Не выдерживают критики "красные" аттестаты и дипломы, все материальные и иные льготы, которые получают их обладатели. Все сверхвысокие учебные, спортивные, технические и иные достижения, как правило, являются “пирровыми победами”, за которые приходится расплачиваться слишком высокой ценой - здоровьем, разрушением семейных и прочих уз, завистью и ненавистью других страждущих, сверхусталостью и опустошенностью. Ощущение счастья сопутствует чаще людям, ставящим себе средние и трудные задачи, но не легкие и сверхтрудные ! (Аргайл М., 1990).

Для большинства людей оптимальнее, с точки зрения обозначенных в статье критериев гармоничности , ориентироваться в большей степени на умеренное, без ускорений, собственное развитие, а не на достижение максимальных успехов. Теоретически оптимальным, гармоничным распределением достижений разного уровня и неудач в жизни человека можно считать примерно следующее: умеренные , т.е. средние и высокие, достижения занимают 70 - 80% от всего объема жизнедеятельности; случаи явно низких достижений (неудач) - 10-15%; а случаи очень высоких достижений - также не более 10-15% от общего объема оценок результатов его действий. То есть, в поведении любого живого существа могут и должны присутствовать в небольшом объеме и крайние проявления, иначе монотония умеренности и непрерывно длящейся гармонии могут снижать свежесть восприятия жизни, притуплять мироощущения, уменьшать разнообразие жизни, тормозить развитие и, в конечном итоге, дисгармонизировать жизнь человека.
Те же соотношения справедливы и для природно желательного гармонического распределения людей по преимущественному характеру их жизнедеятельности и по обобщенному уровню их общежизненных достижений. Конечно, расчеты реального положения дел на Земле в этом отношении еще никем не проводились и неясна сама технология их проведения. Но в будущем, при более высоком уровне глобализации различных параметров жизни всех людей (экологических, энергетических, информационных, правовых), при более высокой их общечеловеческой самоорганизации, что настоятельно требуется для выживания и устойчивого развития уже сегодня, такие расчеты станут обычным делом некоего Всемирного совета общечеловеческого развития.
Развиваемый здесь подход сохраняет преемственность с наработанными ранее в философии, биологии, психологии и педагогике идеями, но качественно трансформирует и оптимизирует их, делая более выполнимыми и реалистичными в повседневной жизни каждого нормального человека. Опираясь на принцип оптимальности и статистические данные различных групп испытуемых (более 400 человек), полученные по батарее как стандартизированных, так и оригинальных исследовательских методик изучения гармоничности разных аспектов личности и ее жизнедеятельности, он дает возможность теоретически и экспериментально исчислять степень общей гармоничности личности и ее жизни. Наша природа такова, что каждый в отпущенных ему пределах может научиться жить более гармонично.

Вперед

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение