А.Г.
Лидерс
доцент кафедры возрастной
психологии ф-та психологии МГУ
Программа обучающего семинара
"Методика проведения тренинга личностного
роста для подростков и старшеклассников"
Общая концепция тренинга
личностного роста с подростками / старшеклассниками
Авторская методика "Группы
личностного роста с подростками"
родилась несколько лет назад. Ее разработка
была связана с несколькими
обстоятельствами.
Во-первых, разработка
групповой формы работы практического
психолога с подростками стало задачей,
вытекающей из опыта работы возрастно-психологической
консультации при кафедре возрастной
психологии факультета психологии МГУ.
Такая консультация начала свою работу в
1983-84 годах. Первый же опыт консультирования
родителей подростков показал, что сами
подростки относятся к процедуре
консультирования совсем не так, как более
младшие дети. Если детей до 6 класса
включительно родители совершенно спокойно
приводили в консультацию, и дети полно и
содержательно отвечали на вопросы
психолога, чувствуя себя скорее испытуемым,
нежели равноправным субъектом, то
подростки в условиях консультирования,
инициатива которого исходила от их
родителей, чувствовали себя "не у дел".
Разговорить такого подростка было, как
правило, весьма трудно, достоверность
выполнения ими психодиагностических
процедур оставляла желать лучшего. В общем,
кратковременное психологическое
консультирование (два-четыре сеанса)
родителей детей подросткового возраста не
давало психологам-консультантам
возможности надежно взглянуть на
заявленные проблемы глазами самих
подростков, а это было и остается одной из
ценностей именно возрастно-психологического
консультирования родителей и их детей.
Встала задача поиска других подходов к
подросткам, поиска других методов работы
методов работы с подростками,
обеспечивающими доверительный контакт
психолога с ними, а в дальнейшем -
формирование у подростков позиции клиента
по отношению к психологу-консультанту. Оказалось,
что наиболее адекватно для таких целей -
психологическая группа! В своей
консультативной работе мы стали
пользоваться приемом: консультируем
родителей, а подростков включаем в
психологическую группу, которая
формировалась на добро вольной основе из
детей старших классов, а дети наших
клиентов только дополняли ее участников.
Во-вторых,
методика проведения психологического
тренинга с подростками в форме групп
личностного роста имела свои основания в
опыте преподавания уроков психологии в
школе. В свое время это было не такое
обычное дело, как сейчас, когда есть уже
несколько конкурирующих друг с другом
программ уроков психологии в старших
классах. Наш собственный опыт и опыт наших
коллег и дипломников очень быстро показал,
что уроки психологии в старших классах
школы можно вести только в активной форме -
психологического практикума или
психологического тренинга. Лекционный
материал можно лишь включать в виде вставок
в такие активные формы обучения. В ходе
уроков психологии в школе были
апробированы многие приемы тренинговой
работы, которые дальнейшем вошли в методику
групп личностного роста.
В-третьих, методика
групп личностного роста с подростками
родилась из опыта групп социально-психологического
тренинга группы встреч, группы тренинга
общения, тренинга сензитивности и пр.), и из
опыта такой необычной формы групповой
психологической работы как методика "Арена"
Добровича. Несколько лет назад, еще до
известных опытов психотерапевта
Кашпировского над телезрителями, известный
психотерапевт А. Добрович проводил в Москве
психологические "действа" над большими
массами народа. Добрович собирал полный зал
кинотеатра и работал с ним в трех режимах:
со всем залом сразу, с теми, кто добровольно
подымется на сцену (20 - 40 человек) и с
одиночными клиентами-добровольцами перед
всем залом. Весь психологический бомонд
Москвы посетил хотя бы раз "Арену".
Студенты и психологи с удовольствием
работали как в зале, так и на сцене. Методика
групп личностного роста с подростками
многое взяла у "Арен" Добровича. Это и
сама возможность психолога работать сразу
с большими группами "клиентов", и
элемент театральности, когда работа с теми,
кто находится на арене нуждается в
эмоциональной поддержке зала (вообще,
более точно говорить, что Добрович в эти
моменты работал одновременно и с залом, и со
сценой, но по-разному), и принцип
последовательной замены добровольцев на
сцене следующими из зала, и многое другое.
Эти "три кита" подтолкнули нас к
разработке методики.
Вперед
|