Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Познавательные процессы и творчество > Коммуникативно-ориентированный подход...

Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе обучения (начальная школа 1-4 классы)

Ольга Букичева
учитель английского языка ср школы № 3
города Воскресенска

Реализация основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы нашла отражение в усовершенствованной программе по иностранным языкам. В нее были внесены изменения и уточнения. В программе указывается на то, что преподавание иностранных языков должно обеспечить “единство обучения и воспитанию учащихся, прочное овладение ими основами иностранного языка, умение применять его на практике”. Тем самым была еще раз подчеркнута практическая (коммуникативная ) направленность учебного процесса по иностранному языку.

Основной целью становится развитие коммуникативной компетенции: развитие слуха (интонация, различие звуков), развитие личности ребенка, его мышление, воображение, создание коммуникативно-психологической адаптации для употребления иностранной лексики в речи.

Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки зрения напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи.

Как происходит овладение иностранными языками на начальном этапе обучения? Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, что, чем раньше начинает ребенок обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение. Однако одновременное усвоение ребенком родного и иностранного языков иногда вредно сказывается как на речевом, так и на умственном его развитии. Поэтому многие ученые полагают, что обучение детей иностранному языку следует начинать после того, как они укрепились в родном языке, т.е. примерно в возрасте 5-6 лет [1]. Но осознанное восприятие иностранного языка происходит только, когда ребенок имеет элементарные грамматические навыки в области родного языка, т.е. когда ребенок умеет писать и читать.( Леонтьев).

Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, не менее двух лет, потому что учащимся с первых шагов нужно ознакомиться с изучаемым языком как средством общения, Это значит, что они должны учиться понимать иностранную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение) понимать иностранный текст и уметь прочесть его и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли.

Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г.Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так он писал : ‘' Take care of the first two stages and the rest call take of itself''.

На начальном этапе начинает реализовываться методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку,, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями. Наблюдения за школьной практикой обучения диалогической речи показывает, что в ней имеется ряд недостатков, которые являются следствием не разработанности этого вопроса в методике.

Одной из причин создавшегося положения является смешение понятий лежащих в основе создания системы обучения иностранной речи. Кроме того, налицо опасность смешения диалога и монолога. Причиной этого является их тесная взаимосвязь и взаимоотношение в речевой деятельности. Такая связь явствует уже из самих определений диалога и монолога, закономерно подчеркивается методистами: ''Диалог – представляет собой цепь реплик или серию высказываний, которые обычно порождаются одно другим в условиях непосредственного общения двух или более лиц (собеседников). Монолог – речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерение, оценку событий и т.д.''(‘'Общая методика обучения ИЯ в СШ'' под ред.А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С.Цетлин, М.,1987 с.115) .

Диалог связан с рядом умений обеспечивающих ход беседы. Первым является стимулирование собеседника на высказывание.

Стимулированием может быть:

  • вопрос (Can you play chess?);
  • утверждение ( Let ' s play );
  • просьба (Help me, please).

Второе умение – это реагирование на речевой стимул. Реплика – стимул и реплика – реакция составляют диалогическое единство. Наиболее распространенным являются четыре типа диалогических единств: Вопрос – утверждение:

Использование игр в процессе обучения.

Игра – особое организованное занятие требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мысленную деятельность играющих.

Для детей прежде всего игра – это увлекательное занятие. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова иностранного языка, благотворно сказываются на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности.

Игры способствуют выполнению трех важных задач: созданию психологической готовности детей к речевому общению; обеспечению естественной необходимости многократного повторения или языкового материала;

•  тренировка учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Так же диалогическую речь можно стимулировать печатным текстом, который легко драматизируется (учебники Верещагиной, Богородецкой, Биболетовой для начальной школы). Диалогическую речь можно стимулировать просмотром диафильмов (учебных фильмов к учебникам для начальных классов М.З.Биболетовой) и организацией беседы T - Cl , P - P : о ком (чем) они узнали из диафильмов (фильмов), понравился ли фильм, что понравилось или нет.

Литература:

  1. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения ИЯ// Иностранные языки в школе – 1985 - №5 ст 29
  2. «Общая методика обучения ИЯ в СШ» под редакцией А.А. Миролюбова, И.В. Рохманова, В.С. Цетлин, М 1987, ст 115
  3. Темина С.Ю. « Воспитание развивающей личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции» - М, 2001
  4. Palmer H. The Scientific Study and Teaching of Languages, London 1992

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение