Значение толерантности в работе с детьми детского дома
Плахтий А.И., педагог-психолог
МОУ "Детский дом № 1 "Берег"" г. Кандалакша
Задачи:
- - осознать необходимость применения принципов толерантности в педагогической
- практике;
- - осознать свою позицию в общении и проанализировать свои установки при восприятии
- различных людей;
- - расширение диапазона творческих способностей;
- - активизация процесса самопознания и самоактуализации;
Оборудование:
тестовые бланки; две одинаковые фотографии человека; ватман для творческой работы и цветная бумага; карточки с названиями негативных аспектов поведения.
Предварительная работа:
Проведение творческих мастерских с педагогами « Дороги, которые мы выбираем» и с детьми «Мир наших увлечений».
Ход проведения.
1. Информационное сообщение.
Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые мы относим к интолерантному поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа «Я», безответственность, незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем.
В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост все возможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
Кто поможет подростку преодолеть период интолерантности, приобрести устойчивость к неопределенности; устойчивость к поведенческим отклонениям.
Перед педагогами поставлена актуальная задача – воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, необходимость формирования у детей и подростков установок толерантного сознания. Однако бывает так, что на деле педагог напоминает придорожный столб: дорогу указывает, а сам по ней не ходит. Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность – не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в детях, конечно, начнет с себя: с самоанализа, с преодоления собственных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применение толерантных форм взаимодействия на практике.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм, приемов работы по воспитанию толерантности у детей. Игры и упражнения, предложенные мной, надеюсь, пополнят копилку воспитательных средств педагога и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в детском коллективе.
2. Основная часть.
Тест «Черты толерантной личности».
ЦЕЛЬ: дать возможность оценить степень своей толерантности.
ИНСТРУКЦИЯ: сначала в колонке «А» поставьте: «+» напротив тех 3-х черт, которые по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех, 3-х черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех 3-х черт, которые
на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
№ |
Черты толерантной личности |
«А» |
«В» |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. |
Расположенность к другим.
Терпимость к чужим мнениям, поведению.
Чувство юмора.
Доверие
Умение владеть собой
Доброжелательность
Умение не осуждать других
Умение слушать
Сотрудничество, дух партнерства
Умение прощать
Умение мириться с существованием чего-либо, кого-либо
Способность к сопереживанию |
|
|
Обработка: подсчитывается количество «+» в колонке «В» по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности с точки зрения данной группы. В результате участники получают возможность сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением; сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
« Позитивное мышление»: анализ притчи. Цель: научиться находить позитивные стороны в проблемных ситуациях.
Я хочу рассказать вам восточную притчу.
Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него одним за другим выпали зубы все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивились этому:
«Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?»
Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».
Рефлексия.
Упражнение «Описание негативных феноменов». Цель: научиться находить позитив-
ные стороны в негативных феноменах.
На карточках представлены эмоции, качества личности и аспекты поведения, традициионно воспринимаемые как негативные. Предлагается участникам найти позитивные стороны этих явлений. Это может выглядеть, например, так:
- Лень – дает возможность отказаться от явно завышенных потребностей.
- Упрямство – дает возможность сказать «нет», возразить авторитетам.
- Страх – дает возможность избегать угрожающих ситуаций и объектов.
- Агрессивность – способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо.
- Алкоголизм – дает возможность с помощью алкоголя сделать конфликтные ситуации временно терпимыми.
- Ревность – способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили.
- Клептомания – способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял.
Игра «Подкрепление» Цель: дать возможность участникам группы почувствовать, как эмоционально на действия человека оказывает влияние положительное и отрицательное стимулирование.
Один из участников выходит за дверь, группа договаривается о том, что он должен сделать (например, стереть с доски).
Вошедшему участнику содержание задания не сообщается, он должен догадаться по реакции группы (аналогично играют в игру «Холодно-горячо»).
В первом случае группа реагирует критикой и замечаниями, причем чем дальше человек от замысла группы, тем больше критических высказываний, чем ближе, тем высказываний меньше или совсем отсутствуют.
Во втором случае человека награждают аплодисментами- чем ближе он к замыслу, тем интенсивнее аплодисменты.
Рефлексия.
Упражнение «Два портрета». Цель: осознать роль установки в аспекте проявления толерантности.
Двум группам даются одинаковые портреты и задание, в котором одной группе сообщается, что данный человек – преступник, а другой группе – что данный человек – известный ученый. Далее предлагается найти черты лица, которые доказывают, что перед нами такой тип человека.
Рефлексия.
Упражнение «Жемчужина в раковине».
Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Отыщите в себе то, что является вашим наивысшим достоинством.
Рефлексия.
Творческая работа «Дерево толерантности».
Возьмите каждый по листику и напишите на них, что, по вашему мнению, надо сделать, чтобы наш детский дом стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно толерантные. (Затем листочки приклеиваются на дерево.)
Рекомендации.
Заключительное слово ведущего.
Исторически сложившийся менталитет российских граждан, как, впрочем, и граждан других стран, предполагает бенарность отношения: «свой-чужой», «черное-белое», «хорошее-плохое».
На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинственен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать, как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.
|