Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Педагогика Экология

Формирование экологического мировоззрения как средство реализации
проектной деятельности

 

Ребро Ирина Викторовна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры «Математика»
Волжского политехнического института (филиал)
Волгоградского государственного технического университета

Современное положение экологического состояния нашей планеты заставляет ученых, политиков пересматривать воспитательные аспекты в системе образования. Так выходом из сложившегося экологического кризиса, по мнению большинства ученых, может быть только радикальная перестройка деятельности человека, основанная на соответствии с законами природы. Таким образом, осознание важности в изменении жизнедеятельности общества все больше обращает взоры на то, что надо начинать экологическое воспитание с самого рождения.

Обращаясь к концепции общего среднего экологического образования можно выделить, что основною целью экологического образования в школе является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.

А наиболее эффективно, по нашему наблюдению, это будет происходить при организации специально направленной проектной деятельности.

На базе МОУ СОШ № 14 г . Волжского Волгоградской области нами был поставлен эксперимент, в котором участвовали учащиеся 11-го и 3-го классов.

Цель эксперимента состояла в формировании экологического мировоззрения у младших школьников и старшеклассников в результате взаимодеятельности при реализации проекта старшеклассниками.

Старшеклассникам, по желанию, предлагалось принять участие в проекте. Цель проекта заключалась в следующем: выявить и откорректировать уровень сформированности экологического мировоззрения у младших школьников по средствам воображения.

Исходя, из поставленной перед ними цели, старшеклассники выделили тему проекта: «Воображение как средство формирования экологического мировоззрения у младших школьников (3-го класса)». А также поставили следующие задачи:

  • Выявить уровень сформированности экологического мировоззрения у младших школьников.
  • Изучить возрастные особенности младших школьников с целью выявления эффективного средства воображения для формирования экологического мировоззрения.
  • Провести формирующий эксперимент с целью формирования экологического мировоззрения.
  • Проанализировать результат осуществленной деятельности.

Для реализации поставленных задач старшеклассники использовали следующие методы исследования:

теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по направлениям: возрастная психология, воображение, экологическое воспитание;

эмпирические – опрос, тестирование, формирующий эксперимент.

Проектная деятельность старшеклассниками осуществлялась в три этапа:

1 этап – Устанавливающий.

Этот этап заключался в установлении уровня сформированности экологического мировоззрения у младших школьников. Старшеклассниками были проведены беседы с младшими школьниками на темы: «Мир вокруг меня. Мое отношение и отношение других людей к окружающему миру» и «Значение природы в жизни человека». Затем был проведен срез по методике «Рисунок» на тему «Источники загрязнения окружающей среды». В результате, старшеклассниками были выделены уровни сформированности экологического мировоззрения у младших школьников.

2 этап – Формирующий.

Старшеклассниками проводились формирующие мероприятия:

  • лекция на тему «Современная практика охраны окружающей природной среды и воздушного бассейна»;
  • викторина «Что хорошо, а что плохо в окружающей действительности»;
  • спектакль «Приключения Зайчика в городе Волжском».

3 этап – Контролирующий.

На этом этапе подводился итог проведенной деятельности. Для этого старшеклассниками был проведен срез по методике «Рисунок» на тему «Источники загрязнения в моем городе, требующие незамедлительного вмешательства, и возможные последствия бездействия».

По окончанию работы над проектом старшеклассниками были представлены следующие результаты исследования:

  • Проведенный срез на первом этапе исследования позволил определить, что значительное количество младших школьников (68%) имеют недостаточное представление об источниках загрязнения окружающей среды и последствиях экологической катастрофы.
  • Наиболее эффективным средством воображения явился спектакль, на котором был создан экологический отряд, действующий в настоящее время.
  • Проведенная деятельность позволила сформировать у младших школьников правильное экологическое мировоззрение. По результатам анализа итогового среза 97% младших школьников достигли высокого уровня сформированности экологического мировоззрения.

Важный вывод, сделанный старшеклассниками, заключается в следующем: «В ходе осуществления проектной деятельности помимо изучения и подготовки материала по экологии к лекциям у младших школьников необходимо было изучить возрастные особенности младших школьников. Изучение и работа с младшими школьниками натолкнула нас на мысль, что мы, еще не взрослые, но уже не дети, оказываем наиболее эффективное воздействие в формировании личности младшего школьника, с помощью своего примера».

Таким образом, основываясь на анализе результатов эксперимента и на выводе сделанном старшеклассниками можно, с полной ответственностью, утверждать, что организованная проектная деятельность воздействовала: на формирование экологического мировоззрения младшего школьника и старшеклассника; на формирование интереса и позитивную мотивацию по отношению к самообразованию; на формирование самоопределения и самореализации.

Эксперимент также показал, что организация проектной деятельности способствует становления нового отношения: между учащимися старших и младших классов, а также внутри класса; между учащимися и учителем. Вникая в экологические проблемы человечества, старшеклассники осознают ответственность и определяют доступные методы для оказания помощи. Так, в ходе нашей проектной деятельности, старшеклассниками были выделены основные положения правильного поведения, с экологической точки зрения, и предложены младшим школьникам.

В заключение отметим, что для достижения успеха в формировании экологического мировоззрения необходимо при организации проектной деятельности акцентировать внимание на осознание цели и смысла учащимися в предстоящей деятельности, который образуется не на кратковременный промежуток, а воздействует на становление личности как субъекта общественной жизнедеятельности. Это возможно при наличии внутреннего и внешнего мотива направленного на самореализацию учащегося.

СПЕКТАКЛЬ

Приключения Зайчика в городе Волжском

Ведущая : «Ребята, сегодня мы с вами окунемся в мир сказок. К нам в гости приедет Зайчик и попадет в очень плохую историю. И жизнь Зайчика и его друзей будет зависть от вас… Итак, сказка начинается. Из далекого леса, в гости, в город Волжский приезжает Зайчик, а друзья его встречают».

Появляется радостный Зайчик и осторожно на цыпочках, оглядываясь, встречают его друзья (лисенок, белочка).

Звери : «Зайчик приехал. УРА-А-А!».

Зайчик : «Я вам много интересного привез. А хотите, я сейчас, здесь, фокусы покажу?».

Звери : «Да! Да! Хотим».

Заяц показывает фокусы.

Звери : «Как здорово! Зайка покажи еще!!!».

Голос Эгвыза из далека : «Кто там шумит, мне спать не дает?».

Эгвыз – Экологические грязные выбросы заводов.

Звери : «Тихо, тихо! Сейчас Эгвыз прейдет, что будет?».

Зайчик : «Эгвыз!? А кто это?».

Звери : «Тише, тише, лучше с ним не встречаться».

Зайчик (капризно) : « Да что вы все тихо да тихо. Давайте играть, веселиться. Смотрите, какое солнышко!!!»

Приближающийся голос Эгвыза : «Играть. Веселиться. Ух, я сейчас покажу им, как развлекаться надо!»

Появляется Эгвыз. Зайчик и друзья стоят в оцепенении. Кто-то из друзей тихо повторяет: «бежим, бежим». Но никто не может из них двинуться с места.

Эгвыз ходит вокруг радостный, размахивая руками говорит : «Ага! Играть, смеяться они хотели … Не выйдет! Я на вас напущу болезни, недуги разные».

Зайчик : «Что со мной, я не могу пошевелиться. Руки и ноги словно деревянные. Нет никаких сил».

Эгвыз смеется и уходит в трубу. Зайчик оглядывает друзей и кидается к ним.

Зайчик : «Что с вами лисенок, белочка?»

Звери : «Это плохой Эгвыз, он не любит когда кому-то весело и хорошо. Он всегда приходит и напускает на нас болезни».

Зайчик : «Ах, вот оно что, так я сейчас пойду и прогоню его оттуда».

Звери (испугано) : «Что ты, он тебя убьет».

Заяц (разворачивается к залу и обводит рукой) : «А я не один, со мной ребята они мне помогут, правда?»

Зайчик : «А вам друзья, я дам лекарства, которые я сам собрал в лесу».

Достает гостинцы, показывает и спрашивая у ребят: «кому это?» Отдает друзьям. И тут появляется Эгвыз.

Эгвыз : «Что такое, только на минутку отвернулся, а тут такое происходит. А-а, кошмар, я чую экологически чистые продукты! Откуда они? Ах, это ты, Зайчишка - серый трусишка? Сейчас я тебя …»

Зайчик : «Стой, стой. Во-первых, я не трусишка и серым бываю в теплое время года, а зимой я белый. А во-вторых, уж если ты хочешь драться так давай по-честному. Будем задавать задания и кто быстрее, и правильней выполнит тот и победит! Договорились?!»

Эгвыз : «А что, зайчик вон какой маленький, а я большой, значит выиграю. Договорились! Давай на пальцах выкинем».

Зайчик: « Давай! 1, 2, 3».

Выкидывают: Эгвыз 2; Зайчик 3.

Эгвыз(обижено) : «Ладно, ты первый начинаешь, (хитро и тихонько) а я сейчас зверюшек заколдую, что бы они за меня играли».

Кидает в них грязью и попадает в Волка и Мишку.

Заяц : «Так не честно!!! Ну, ничего мы справимся и тогда они расколдуются. Вот первое задание: перед вами материки нашей планеты и на полу разбросаны карточки с животными, необходимо правильно и быстро распределить животных по материкам. . . Ребята, а кто мне поможет?»

Выбираются не более 5 ребят в команды Зайца, в команде Эгвыза играют Волк и Мишка. После того как ребята выигрывают конкурс Эгвыз обижено говорит : «Ну хорошо, первый раз не считается, давай второе задание».

Зайчик : «Белочка помоги».

Белочка : «В следующем задании нужно собрать съедобные грибы в лукошко Зайки. Есть в этом зале лучшие знатоки грибов ? ».

На полу разбрасываются макеты съедобных и несъедобных грибов. Выбираются трое желающих ребят, которые должны съедобные грибы собрать у Зайца в лукошке, а звери Эгвыза мешают и собирают несъедобные грибы в своё лукошко (несъедобные грибы должны собрать первыми). В это время Эгвыз ходит и подкупает детей конфетами.

Эгвыз радостный : «Мы первые ура !!!»

Заяц : «Какие вы первые? Посмотрите, какие грибы вы собрали! Это не съедобные!»

Эгвыз растерянно : «Да? А я такие ем. Вот».

Переходят к следующему конкурсу и Заяц предлагает : «А теперь, давайте отгадывать загадки. Лисичка, Белочка - выходите».

Лисичка и Белочка загадываются загадки, вопросы. Ребята отвечают и получают призы.

После конкурса с загадками Лисичка предлагает : «А теперь кто быстрее из букв соберет фразу из букв, нужны трое желающих».

Трое ребят выбегают и помогают собрать фразу из предложенных букв. В это же время Эгвыз со своей командой собирает такую же фразу. Эгвыз не может собрать фразу и злиться : «Ну, хватит! Теперь моя очередь! Я точно знаю, что никто не сможет меня нарисовать!»

Зайчик предлагает : «Ребята давайте дружно нарисуем его. Но сделаем это так: каждый, кто выходит рисовать, изображает на листе одну деталь Эгвыза и рисуйте побыстрее, пока он не передумал. И так начали».

В это время Эгвыз стоит, красуется, позирует ребятам. А Волк и Мишка следят, чтобы ребята делали по одному штриху. Заяц вызывают ребят к рисунку.

Когда рисунок нарисовали Эгвыз подходит и говорит : «Да разве это я? Это какое- то страшилище! Ну да ладно, вот вам следующее задание - Заяц собирай команду! Волк, неси мячи и стулья!»

Зайчик собирает команду 5-6 ребят. В команде Эгвыза по-прежнему Волк и Мишка.

Эгвыз продолжает : « Итак, мяч нужно зажать между коленками и допрыгать до стула, а обратно мяч нужно нести в руках. На старт, внимание, марш…»

После, того как в конкурсе определили победителя, Эгвыз предлагает следующее задание : «Теперь, допрыгать на скакалке до стула, а обратно на одной ноге. На старт, внимание, марш…»

После этого конкурса Эгвыз предлагает : «Ну, теперь вы точно не справитесь. Сейчас мы силой померяемся. Мишка, где канат?»

Играют в перетягивание каната. Ребята выигрывают.

Эгвыз разозлился, хватает мешок с грязью (заранее подготовленный мешок с ватными шариками, они должны создавать впечатление грязи и при этом быть легкими) и раскидывает по залу, целясь в ребят, при этом кричит : «Я вас всех грязью испачкаю, и заставлю на меня работать».

Заяц, пытаясь отобрать мешок, предлагает ребятам : «Ребята, а давайте его обратно в трубу загоним!»

Эгвыз сопротивляется и говорит : «Не надо. . . Хорошо вы победили! Я больше не буду плохо вести себя!»

Заяц с недоверием спрашивает : «Ребят поверим ему? . . . А давайте ему мыло подарим!»

Эгвыз жалостным голосом спрашивает : «А если я буду чистым, то вы будите со мной дружить?»

Ребята отвечают : «Да!»

Зайчик обращает внимание ребят : «Ребята смотрите! У вас у всех есть эмблемы с символом экологического отряда! А это значит что вы целая команда!»

Эмблемы выдавались после последнего конкурса, при этом необходимо, чтобы участвовали все ребята и всем достались эмблемы.

Эгваз просит : «А вы меня к себе в команду примете?»

Лиса, обращаясь к ребятам, говорит Эгвызу : «С условием, что ты будешь вести себя правильно».

Эгвыз : «Это как?»

Лиса продолжает, при этом желательно, чтобы ребята помогали : «Не мусорить, сажать цветы и деревья, следить за ними, поливать. Не обижать окружающих тебя зверей и быть со всеми вежливым и добрым».

Эгвыз говорит твердо : «Обещаю и вот сейчас выполню доброе дело. Я расколдую Волка и Мишку и всех ребят угощу конфетками».

Ведущая : «На этом сказка заканчивается. Благодарим за внимание!»

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение