Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения

Ролдугина О.Н.,
МОУ гимназия №1 г. Липецка

 

•  Предмет: русский язык (1 час)

•  Класс: 11, любого профиля

•  Учитель: Ролдугина Ольга Николаевна, МОУ гимназия №1

•  Программно – методическое обеспечение:

  • - программа под ред. А.И. Власенкова;
  • - учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Грамматика. Текст. Стили речи».

5. Тема урока: «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» (урок-практикум с применением информационно – коммуникационных технологий).

6. Цели:

а) подготовить учащихся к написанию сочинения (часть С);

б) рассмотреть основные способы моделирования вступления;

в) развивать навыки работы с текстом;

г) воспитывать чувство любви к Родине, к ее истории.

7. Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры, тексты

8. Ход урока

•  Организационный момент

 

•  Повторение пройденного

Трое учащихся класса выполняют индивидуальные задания по предложенным текстам на компьютере.

 

Текст №1

 

Прочитайте текст.

 

(1) Это было на оккупированной немцами территории в Орловской области. (2) В дере­веньке произошла стычка немцев с партизанами. (3) После перестрелки партизаны отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый пункт. (4) Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тя­ жело раненный немецкий солдат. (5) Без сознания, стонет. (6) И вот задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? (7) Добить? (8) Но разве они способны на такое? (9) Оста­вить так, пусть сам «доходит»? (10) Но ведь человек всё-таки. (11) Каково слушать его пред­ смертные стоны? (12) В конце концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (13) Он - таки через несколько дней пришёл в себя. (14) Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то, что он враг, оккупант. (15) Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать. (16) Каждое существо, которому помогаешь, не­ вольно и неизбежно привязывает к себе. (17) И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали привязываться к раненому. (18) Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. (19) И когда при новой перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти как родного. (20) Нароч­ но не придумаешь такого сюжета — настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода.

(По В. Солоухину)

 

Задания

 

•  Укажите стиль текста.

•  Определите тип текста.

•  Определите тип речи.

•  Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

•  Определите позицию автора.

 

Текст № 2

 

Прочитайте текст.

 

(1) Пётр был великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. (2) Христосуясь на Пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине.

(3) От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускульную силу и сноровку. (4) Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.

(5) Пётр был гостем у себя дома. (6) Он вырос и возмужал на дороге и на работе под от­ крытым небом. (7) Многолетнее безустанное движение развило в нём подвижность, потреб­ ность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. (8) Торопливость стала его привычкой. (9) Он вечно и во всём спешил. (10) Его обычная походка, особенно при по­ нятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. (11) Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться.

(12) Если Пётр не спал, не ел, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. (13) Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли.

(По В. Ключевскому)

 

Задания

 

•  Укажите стиль текста.

•  Определите тип текста.

•  Определите тип речи.

•  Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

•  Определите позицию автора.

 

Текст №3 

Прочитайте текст.

(1) Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!». (2) Значит, на такого человека можно положиться — он выполнит своё обещание без напоминания. (3) Вы обещали по­ звонить по телефону товарищу и не позвонили — забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.

(6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большо­го значения, не замечая их и прощая друг другу. (7) Эта небрежность в человеческих отноше­ ниях вошла у многих в привычку. (8) «В конце концов не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. (9) И ошибаются.

(10) Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязатель­ ным. (11) Как же стать таким человеком? (12) Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания. (13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не толь­ ко то, что хочется, но и то, что надо. (14) Не откладывать на завтра то, что можно сделать се­ годня, сейчас.

(По С. Михалкову) 

Задания

•  Укажите стиль текста.

•  Определите тип текста.

•  Определите тип речи.

•  Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

•  Определите позицию автора.

Остальные учащиеся в этот момент должны определить изобразительно-выразительные средства в текстах, представленных на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

М.Цветаева

(анафора)

Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было и так будет после,

Как кладбище, усеян сад

В берез изглоданные кости.

С.Есенин

(сравнение)

 

Ваш шпиц, прелестный шпиц,

Не более наперстка.

А.Грибоедов

(литота)

 

Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души.

В.Маяковский

(метафора)

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

А.С.Пушкин

(перифраза)

 

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

А.С.Пушкин

(многосоюзие)

 

Легкомыслие!- Милый грех,

Милый спутник и враг мой милый!

М.Цветаева

(оксюморон)

 

III . Работа с текстом, выведенном на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).

 

Прочитайте текст.

(1) Зима. (2) Из канализационного колодца валит пар. (3) Вокруг оттаявшая земля. (4) Подхожу ближе: земля шевелится. (5) Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их — горе и страх.

(6) Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла боль­ ше приносить потомства, а значит — дохода. (7) Что же получается: деньги вместо души?

(8) Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9) Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? (10) Не покинет ли нас доброта навсегда? (11) Ведь уже сегодня её недо­ стаёт нам всем!

(12) Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. (13) Ребёнок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.

(14) Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! (15) Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (16) Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, гео­ логия — сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (17) Где же наша чело­ веческая благодарность, милосердие?

(По Е. Лайковой)

 

Задания к тексту

1. Укажите стиль текста.

•  Определите тип текста.

•  Определите тип речи.

•  Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

•  Определите позицию автора.

•  Укажите изобразительно-выразительные средства.

 

Прочитайте следующий текст.

(1) Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат. (2) Лицо его отлича­ лось чрезвычайной выразительностью. (3) Лоб — высокий, глаза — большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. (4) Вся фигура, взгляд, слова, движения — всё отличалось жи­ востью и проворством; не было той солидности и важности, которые его современники при­выкли считать обязательным признаком крупного деятеля.

(5) Во всех своих привычках Суворов был необыкновенно скромен. (6) Не говоря уже о предметах роскоши: картинах, дорогих сервизах, нарядах, он лишал себя даже элементар­ного комфорта, (7) Спал на покрытой простынёй охапке сена, укрываясь вместо одеяла пла­ щом. (8) Вставал в 4 часа утра, причём слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. (9) Шубы, перчаток никогда не носил. (10) Ездил всегда в простой таратайке, пользовался самой простой мебелью.

(11) Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени. (12) Он изучил математику, историю, географию; владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким и финским языками; был основательно знаком с древней и новой лите­ратурой. (13) Военная эрудиция его была изумительна. (14) Он проштудировал все важней­шие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. (15) Ум Су­ворова не знал отдыха.

(16) Военное дарование — та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. (17) Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русско­ го человека.

(По А. Осипову)

 

Задания

 

•  Укажите стиль текста.

•  Определите тип текста.

•  Определите тип речи.

•  Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

•  Определите позицию автора.

•  Определите изобразительно-выразительные средства.

 

IV . Изучение нового материала

Педагог знакомит учащихся со способами моделирования вступления, представленными на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).

•  Именительный темы

Схема приема:

•  Запишите ключевое слово.

•  Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.

•  Сделайте переход к теме исходного текста.

Примеры выполнения:

1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому.

а) упрощенный вариант :

Достоевский … Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений.

Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью…

б) усложненный вариант:

Ф.М.Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу.

2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.

Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…

•  Вопросы-стимулы

Схема приема:

1). Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.

2). Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.

Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.

 

•  Картина

 

Схема приема:

 

1). Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.

2). Сделайте переход к исходному тексту.

 

Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие…

Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит…

IV . Название

Схема приема:

1). Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.

2). Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

«Ключи от счастья» - так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы, если у нас отняли необходимость трудиться!

V .Отработка навыков написания вступления сочинения-рассуждения

Учащимся предлагается выполнить эту работу по вариантам по уже знакомым текстам.

Учащиеся читают свои образцы вступлений, отмечают достоинства и недостатки, редактируют их.

 

VI . Итог урока

 

Домашнее задание: написать вступление сочинения к заранее предложенным текстам.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001

2. Александров В.Н., Александрова О.И. Русский язык. Сочинение-рассуждение.Челябинск: Взгляд,2004

3. Антонова С.В.,Склискова Т.И. Русский язык. Задания типа В единого государственного экзамена. Рабочая тетрадь №2. М.: Вентана-Граф,2006

4. Антонова С.В.,Склискова Т.И. Русский язык. Задания типа С единого государственного экзамена. Рабочая тетрадь №3. М.: Вентана-Граф,2006

 

к началу статьи

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение