к разделу "Русский язык и литература"
Детство А.С. Пушкина
Зубенко О.В.
Личностно-ориентированный урок литературы по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе, с использованием элементов технологии критического мышления
Цели и задачи урока:
- обучающие — расширение представлений учащихся о личности А.С.Пушкина;
- развивающие — развитие творческого воображения, умения делового общения в парах, в группах; развитие памяти, внимания; развитие речи учащихся; отработка навыка самостоятельного осознанного чтения;
- воспитательные — привитие учащимся читательского, литературного вкуса; приобщение к национальным истокам русской литературы.
Оборудование:
1) На доске — портрет А.С.Пушкина;
2) На партах учащихся - учебники литературы для 5 класса, рабочие тетради, отпечатанный дополнительный материал о детстве А.С.Пушкина.
3)Бумага, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей
4) Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
5) Аудиозапись лёгкой инструментальной музыки.
Ход урока
1 этап.
Урок начинается с литературной разминки.
Учащимся предлагается назвать произведение, из которого читаются строчки Следом –иллюстрации Мультимедийная презентация
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордочку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь…
(“ О попе и работнике его Балде”).
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт…
(“О царе Салтане”).
*** Иллюстрация к сказке “О золотом петушке”
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля…
(“О мёртвой царевне”).
*** Иллюстрация к сказке “О царе Салтане”.
Ох,дети,дети!
Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокол а !
Горе! Смерть моя пришла!.
(“О золотом петушке”).
*** Иллюстрация к сказке “О рыбаке и рыбке”.
2 этап
Вопросы: Кто автор этих строк?
Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить с
вами на уроке?
Имя А.С.Пушкина хорошо известно каждому русскому человеку, причём с самого раннего детства. Творчество его знают и любят все — и взрослые, и дети. А что вы знаете о Пушкине?
1.Заполните левую колонку таблицы. Правая колонка пока не имеет названия.
Что я знаю о Пушкине |
Что я узнал на уроке нового о Пушкине |
|
|
|
|
Далее работа идет по группам. У каждой группы свой раздел из биографии Пушкина.
- 1 группа - предки Пушкина.
- 2 группа- родители Пушкина.
- 3 группа – няня ,Арина Родионовна.
- 4 группа—Пушкин в детстве.
Задание
1. Разделитесь в группе на две подгруппы
2. 1-я часть группы знакомится с материалом об А.С.Пушкине в учебнике, вторая частьг руппы— с дополнительно отпечатанным материалом (чтение про себя).
3. Обсудите в группе, что вы узнали нового об А.С. Пушкине и его творчестве. Подготовьте одно выступление от группы.
3 этап .
Составить по своему материалу странички для книги о детстве А.С. Пушкина . ( на столах лежат инструкции по составлению странички)
Инструкция : страничка должна быть только одна ,художественно оформлена, поля с обеих сторон 1.5 см ,расстояние между строк-1см.Материал должен быть интересным и малоизвестным.
4 этап. Выступление групп. Презентация своей странички
5 этап. Заполнение левой стороны колонки.
Рефлексия
- Что на уроке понравилось? Показалось интересным?
- Что бы вы изменили?
- Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, предложите свои варианты. “Встреча с Пушкиным”,Детство Пушкина.» « Каким он был в детстве.» « Начало всех начал».
Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока (понравившуюся из предложенных), а также домашнее задание к следующему уроку.
Домашнее задание.
На выбор :
- 1. Создать обложку к книге о детстве А.С. Пушкина. Дать ей название. Составить аннотацию к книге .
- 2.Письменно, страничка из читательского дневника. Отзыв о сегодняшнем уроке.(Понравился ли мне сегодняшний урок, хочется ли мне узнать дальнейшую биографию Пушкина) .
к началу статьи
|