Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Причастие как особая форма глагола

 

Акимова Инна Ивановна,
учитель русского языка,
Журавлева Юлия Валерьевна
учитель информатики
Первого Темиртауского Классического Лицея (ПТКЛ),
город Темиртау, Карагандинская область, Казахстан.  

 

Цель : познакомить с грамматическими признаками причастия.

Задачи :

  • 1.повторить грамматические признаки глагола и прилагательного;
  • 2. формировать умение различать причастия и прилагательные;
  • 3. способствовать обогащению синтаксического строя учащихся путём использования причастий;
  • 4. воспитывать уважительное отношение к языку.

Оборудование : мультимедийный проектор, персональный компьютер, цветные кружочки для самодиагностики настроения учащихся, .

Ход урока.

1. Игра «Найти четвёртое лишнее».

  • - Определите грамматические признаки данных слов
  • •  Какое вы слово бы выделили ?
  • •  Признаки каких частей речи имеет это слово?

2. Объявление темы урока

3. Сформулируйте цель урока (учащиеся сами определяют цель урока, затем демонстрируется .

4. Определение признаков дерева

•  По каким признакам можно узнать именно это дерево?

•  Эти признаки постоянные или временные?

5. Определение признаков, которые приобретает дерево, когда над ним совершают действие

•  А если дерево постричь, то оно уже какое будет? (постриженное).

Учитель : дерево становится постриженным только после того, как совершили действие. И эту особую форму глагола в русском языке называют причастием.

•  От какой части речи образовалось причастие?

•  Как можно заменить причастие? (сочетанием «мест. который+ глагол»)

•  А этот признак постоянный или временной?

•  Какие признаки глагола имеет причастие? (вид, время)

Учитель: итак, причастие тоже имеет признаки, но по действию предмета.

6. Работа по стихотворению

•  Что наблюдается в этом стихотворении?

•  Так что такое причастие? (учащиеся обобщают полученные знания, затем знакомятся с правилом в учебнике)

7. Подбор причастий

•  Так на какие вопросы отвечает причастие?

•  Какая часть речи отвечает на такие же вопросы?(прилагательное)

8. Склонение прилагательного и причастия

  • •  Понаблюдайте, как изменяются прилагательное и причастие, в каких формах они согласуются с существительным ?
  • - Составьте с данным прилагательным и причастием предложение, определите их синтаксическую роль.

Учащимся предлагается выделить сходства причастия и прилагательного, затем демонстрируется

9. По заданию учащимся предлагается указать различия между причастием и прилагательным.

10. Учащиеся делают вывод об отличиях причастия и прилагательного

11. Учащимся предлагается самостоятельного указать суффиксы причастия

12. Демонстрация суффиксов причастия

13. Определение словосочетаний «прич.+сущ.» учащиеся выполняют с комментированием.

14. Практическая работа по определению суффикса у причастий (приложение №1, )

Обобщение полученных знаний.

•  Что вы узнали о причастии?

15. Индивидуально-дифференцированные задания

16. Определение роли причастия в предложении.

Учащимся предлагается сравнить пары предложений

Учащиеся делают вывод, что причастие позволяет избегать повтора слов, делают речь более яркой, выразительной.

17. Контрольная проверка полученных знаний по теме ( приложение №1, ) Выставление оценок учащимся.

18. Подведение итогов урока . Сначала проговаривают ученики, затем показ слайда

19. Самодиагностика настроения . На столе перед учениками кружочки желтого, красного, синего цветов. Учащиеся выбирают тот цвет, который отражает их настроение: жёлтое – хорошее, красное – удовлетворительное, синее- хмурое.

к началу статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение