Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Урок по литературе на тему "Природа в произведениях русских поэтов" *)
Край ты мой, родимый край!..

С.Герасимова,
учитель русского языка и литературы
Тасеевской средней школы № 1, Красноярский край


Начинаю урок чтением слов К.Г.Паустовского, которые использую в качестве эпиграфа: “Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”. Объявляю цели урока и предлагаю ребятам вспомнить, как называется описание природы в художественном произведении и в каких изученных ранее произведениях мы с ним встречались. Дети без труда справляются и с ответом на вопрос, какую роль выполняет пейзаж в литературе.
– Природа, – говорю дальше, – живет и развивается по своим законам. Они открываются человеку в очаровании пейзажей, величии восходов и закатов, загадочности звездного неба и удивительном разнообразии времен года. В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означали нечто большее, чем обычные времена года, потому что они связаны с пробуждением, расцветом и угасанием жизненных сил, с настроением грусти или веселья. Русская природа привлекала и привлекает поэтов и писателей своей скромной простотой. В ней нет показной пышности, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта означало веру в народ и его возможности.
Предлагаю шестиклассникам познакомиться со стихами русских поэтов, которые напечатаны в учебнике. Ученики выразительно читают стихи В.А.Жуковского, А.К.Толстого (о стихотворении “Благовест” говорим чуть позже), И.А.Бунина, затем задаю вопросы:
– С описанием каких времен года вы встретились?
– Какие краски используют поэты для описания природы?
– Какие использованы художественно-выразительные средства? (ребята находят эпитеты, метафоры, олицетворения).
– Какие чувства хотели выразить поэты?
Далее обращаемся к стихотворению А.К.Толстого “Благовест”.
– Как вы понимаете смысл слова “благовест”?
– Какую роль в жизни русского народа играли колокола? (Используя знания по истории, ребята говорят, что колокола оповещали о бедах и радостных событиях – победах, созывали народное вече, возвещали наступление христианских праздников и т.д.).
– Храмы и церкви воспринимались всеми, – говорю ребятам, – как неотъемлемая часть русского пейзажа. Вот что писал, например, великий русский композитор П.И.Чайковский: “Прогулка летом по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная церквушка – словом, все, что составляет русский родимый пейзаж”. И часто именно колокольный звон – иначе благовест – был символом родной стороны. Включаю грамзапись “Колокольные звоны” и, убавляя звук, читаю ученикам 6-го класса стихотворение “Благовест”.
По окончании чтения предлагаю ребятам прослушать народную песню на стихи Ивана Козлова “Вечерний звон” в исполнении Ж.Бичевской и ответить на вопрос, какая мысль объединяет поэтическое и музыкальное произведения. Дети отвечают, что колокольный звон наводит на размышления о родном крае, о жизни и т.д.
Композиторы, в отличие от художников и поэтов, не только видят красоту природы, но и слышат ее. Не всем дано услышать язык природы и понять его. Вот как услышал природу П.И.Чайковский (включается фрагмент из цикла “Времена года” – “Жаворонок”).
Дети определяют, что только с помощью музыки композитор изобразил весну, что в мелодии слышны птичья трель, журчание ручья, капель.
Затем знакомлю учеников с высказыванием музыковеда И.Шишкина: “Когда я слушаю музыку, мне всегда кажется, что сердце мое медленно поднимается в голубой неохватный простор и где-то там соприкасается с бесконечностью. Мне всегда почему-то хочется плакать – от счастья ли и сознания того, что живу на этой трудной земле, от гордости за Россию, оттого ли, что мне бесконечно дороги крутояры, холмы и долины ее, в которых колышется по утрам холодно-белый туман, ее тревожные моря и нетерпеливые реки, прозрачные до синевы, в зеленых ресничках камыша, стеклянные озера. Когда я слушаю музыку, мне хочется в неудержимом и страстном порыве жадной кистью покрывать нетронутые полотна солнечными красками. Когда я слушаю музыку, мне хочется всего себя отдать людям. Я сознаю себя человеком”.
Шестиклассники высказывают свое отношение к данному утверждению и делают вывод о том, что музыка помогает глубже понять и почувствовать поэтическое произведение. Заранее подготовленная ученица читает наизусть классу стихотворение В.Соколова:

Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь.
Себя не прячешь ни за что.

Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.

Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.

Обращаюсь к ребятам: Мы с вами теперь знаем, как можно с помощью поэтического слова и музыки выразить свои впечатления от встречи с природой. А теперь давайте выясним, как это можно сделать с помощью кисти и красок. На форзацах ваших учебников помещены репродукции картин знаменитых русских художников И.Шишкина, В.Поленова, И.Левитана, подготовьте в течение 7-8 минут небольшой устный рассказ по любой понравившейся вам картине, отметив, что более всего правится в ней, какие краски использовал художник и что хотел сказать своей картиной. Класс довольно легко справляется с заданием, причем в своих рассказах дети сами используют и эпитеты, и сравнения, и олицетворения.
В конце урока мы обращаемся к произведениям нашего сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева. Дома ребята искали в его произведениях описания сибирской природы и теперь их зачитывают, говорят о своих впечатлениях от прочитанного и о бережном отношении к природе.
Затем говорю ученикам о том, что природа родного края кажется человеку самой красивой, будь то степь, горы, тундра или тайга, и зачитываю слова В.Белова из книги очерков “Лад”: “Родная природа, как и родная мать, существует лишь в единственном числе. Все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба”.
Завершаю урок творческим заданием – в оставшееся время ребята сочиняют четверостишия о природе и зачитывают их.
…Как педагог считаю, что в общении с детьми всегда должны перекрещиваться, если можно так сказать, два начала: духовно-творческие, идущее от культуры, и экологическое, идущее от природы. Ребенок является частью природы, поэтому и воспитание его должно быть предельно приближенно к природе, воздуху, траве, движениям.

*) По материалам журнала "Учитель", №5, 2003

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение