Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Тема:
«Грамматика. Повторение.» Урок русского языка в 10 классе.

 

ГУМЕРОВА Майсара Айсовна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории

МОУ «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района РТ 

 

 

 

 

 

Тема: Грамматика. Морфология.

Лексическая тема: «Моя Казань».

 

Цель:

1. закрепление у учащихся представления о морфологии русского языка как о строго организованной системе, в которую входят морфологические классы слов и их формы, функционирующие не сами по себе, а в структуре словосочетаний, предложений и текстов.

2. закрепление знаний о правильном употреблении форм словоизменения для построения словосочетаний, предложений и текстов.

3. выработка навыков грамотного письма частей речи в любой форме.

4. воспитание любви к своему городу, республике, родной земле.

Оборудование: высказывания о грамматике, морфологии, портрет В.В.Виноградова, таблица «Части речи», иллюстрации «Моя Казань», тексты с заданиями, тесты.

Тип урока:

Ход урока.

I . Разыгрывание сценки из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Итак, ребята, мы узнали из этой сцены, какой представлял себе грамматику в 18 веке герой комедии Фонвизина Митрофан.

Так что же собой представляет грамматика с точки зрения языкознания? (В ывешивается плакат со словами В.В.Виноградова)

« Грамматика как наука о строе слова и строе предложения в их развитии имеет дело с грамматическими категориями, которые обнаруживаются и в законах изменений слов, и в законах сочетания слов в предложениях».

Учитель: Откуда же пришло в русский язык это слово? (С греческого- грамматика означает «искусство письма». «Грамма»- письменный знак, линия, черта.

Учитель: Значит, грамматика- наука об образовании слов, их изменении, их соединении в словосочетания, предложения, тексты. Кто из ученых- филологов написал «Грамматическое учение о слове?»

II . (Выступление учащегося о В.В.Виноградове)

Виктор Владимирович Виноградов –один из крупнейших ученых- языковедов двадцатого века. Его перу принадлежат многочисленные труды по грамматике, стилистике, истории русского языка.

Одной из центральных тем, проходящих через все полустолетие его напряженного творчества, было исследование русских слов, их историй, значения и употребления.

Академик В.В.Виноградов является основателем учения о стилях речи, об основных фразеологических единицах, об образовании слов, о строении текста. Широко известен его капитальный труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове.» (1947), где находят детальное освещение все части речи русского языка. Это единственный полный курс морфологии современного русского языка.

Вызывают большой интерес работы В.В.Виноградова по языку русских писателей, прежде всего А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.

В.В.Виноградов – талантливый филолог-русист. На его труды опирается преподавание русского языка в современных школах и вузах.

Учитель. Ребята, давайте вспомним, из каких разделов состоит грамматика

(Чтение высказывания В.В.Виноградова о морфологии: «Морфология должна исследовать законы изменений слов и тот круг грамматических категорий, который связан с этими изменениями»)

Морфология- морфе-«форма»

логос-«учение»,-

раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. По типу лексических значений, словоизменительным формам и по синтаксической роли в предложении слова делятся на разряды, которые называются? (…частями речи.)

Учитель. Какие части речи мы различаем? ( Самостоятельные. Служебные. Междометия.)

III. Работа над таблицей.

 

Учитель. Сравните самостоятельные и служебные части речи. Сделайте вывод. ( Самостоятельные части речи называют предметы, их качества, количества, действия и состояния. Служебные части речи лишены номинативной функции. Междометия не относятся ни к служебным, ни к самостоятельным частям речи.)

А сейчас мы перейдем ко 2 части нашего урока, лексической темой которого будет « Моя Казань».

I . Рассказ учителя. Скоро настанут юбилейные дни нашего города. 1000 лет – это очень ощутимый возраст. Казань наша растет, ширится, молодеет с каждым часом. Казань – прекрасный, красивый старинный город. О нем сложено много легенд, песен, стихов. ( Читаются высказывания о Казани).

1. Работа на доске. Ребята, напишите предложение в тетради, сделайте грамматический разбор, укажите части речи, разберите по членам предложения.

Давным – давно, ещё во времена Великих Булгар, задумал булгарский правитель основать новый город.

II . Работа в группах. Раздаются тексты.

1 . Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 1000 - летия города Казани».

 

Москва.Кремль. 1 сентября 1999г.

Учитывая историческое и культурное значение Казани – крупнейшего политического научно- производственного и культурного центра России, внесшего большой вклад в сокровищницу мировой цивилизации ,и в связи с исполняющимся в 2005 году 1000 - летием города постановляю :

•  Принять предложение органов государственной власти Республики Татарстан о праздновании 1000 - летия основания Казани в августе 2005г.

•  Образовать государственную комиссию по подготовке к празднованию 1000 - летия основания города Казани.

Правительству Российской Федерации утвердить по представлению Кабинета Министров Республики Татарстан положение об указанной Государственной комиссии и ее состав.

•  Государственной комиссии по подготовке к празднованию 1000 – летия Казани разработать и представить в августе 2000 года в Правительстве Российской Федерации проект программы подготовки празднованию, определив объекты, подлежащие строительству и реконструкции, объемы и источники финансирования.

•  Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке к празднованию 1000 – летия основания г. Казани и в его проведении.

•  Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.

Борис Ельцин.
Президент Российской Федерации.

 

 

Учитель. Определить стиль речи, основные функции, жанровые, языковые, морфологические, синтаксические особенности текста.

2. « О Казань, ты грусть и бодрость! Святозарная Казань!

Это восклицание Тукая хочется повторять и повторять. Моя любимая Казань – один из любимейших и красивейших городов России. Еше давным – давно русская императрица Екатерина ,посещая наш город, заметила, что Казань, без сомнения,- один из красивейших городов вместе с Москвой и Санкт-Петербургом достойна считаться столицей.

Несмотря на такую высокую оценку, мой город имеет в своей истории много грустных страниц. Это и пролитая кровь в 1552году, и безжалостная эксплуатация простых людей, унижение их и нищенские окраины моего города. Попробуйте забыть об этом! Нет, мои земляки не забудут эти грустные страницы Кремля, улицы, правда, теперь уже покрыты толстым слоем асфальта, руки и лица стариков, которые смотрят на нас с пожелтевших фотографий в Государственном музее, нехитрые предметы их быта, народные песни, предания.

Наряду с восхищением Казанью, можно прочесть о ней такие строки: «Въезжая улица – это два ряда одноэтажных лачужек ,тесно прижавших друг к другу, ветхих с кривыми стенами и перекошенными окнами, дырявые крыши изувеченных временем человеческих жилищ испещрены заплатами из любков, поросли мхом. В дожди город опускает на въезжую улицу свою грязь; в сухое время все эти уродливые домики кажутся сброшенными оттуда, сверху, как мусор, чьей – то могучей рукой».

Но к счастью, Казань- не только «грусть»,но и «бодрость».Другие уголки восхищали приезжающих. И прежде всего- Кремль, живописные берега Казанки, Волги, красивейшие улицы, где жили дворяне.

Но мой город может гордиться не только внешней красотой. «Здесь науки. Здесь искусства, просвещения очаг…» В Казани жили, учились, работали ученые, которые известны во всем мире. Мой город привлекал и привлекает внимание самых известных писателей разных народов.

О Москве говорят «Золотоглавая». А моя Казань –«лучезарная, святозарная». Издали Казань кажется как сказочный город. Как жить без озера Кабан, без Волги, без Кремля!?

Найти все самостоятельные части речи, указать их грамматические формы в первом абзаце.

3. «Минарет Сююмбике»

Казанский Кремль выглядит не старым.

Вот минарет игла в его руке.

Тот минарет, конечно же, недаром

С древнейших пор зовут Сююмбике.

С него царица, помолившись слезно

Смотрела в эту сторону и в ту.

Когда ж Казань сломил осадой Грозный,

Красавица шагнула в пустоту,

С тех пор десятки бурь промчались мимо,

Прошли над миром сотни долгих лет.

Под натиском ветров неутомимых

Стоит, чуть покосившись, минарет.

Найти все служебные части речи.

4. « Течет река Волга».

Россию невозможно представить без Волги. С ней связана вся ее история, вся многовековая культура.

В болотах и трясинах родится Волга. С маленького родничка начинает она свой длинный путь по России, путь протяженностью3530 километров. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру.

Волга – красавица. Хороша она во время весеннего разлива, когда ее воды сливаются во многих местах с далеким горизонтом. Бескрайняя, как море, затопив окрестные луга, стремительно и быстро катит она свои вешние воды.

Прекрасна Волга и летом под яркими лучами знойного июльского солнца. Ее зеленеющие берега и красноватые осыпи правобережных холмов отражаются в нежной синеве самой реки.

Хороша Волга и осенью. Изумительно ярки краски прибрежных лесов. Леса стоят багровые, как бы окутанные золотистой паутиной. По утрам туман окутывает белой дымкой реку, берег, плывущие по Волге суда. От реки веет свежим, бодрящим холодком.

Зимой Волга спит.

Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

Издалека долго

Течет река Волга,

Течет река Волга – конца и края нет.

Среди хлебов спелых,

Среди снегов белых

Течет моя Волга…

Определить тему текста, основную идею. Найти сложные предложения, определить вид связи в них и составить схемы.К какому типу речи относится текст?Как это связано с его языковыми средствами?Найдите в тексте однокоренные слова.Подберите синонимы к словам бескрайняя (река), вешние (воды), изумительно (ярки).Расскажите, откуда Волга начинается, Куда впадает, какие города стоят на ее берегах; какое значение имеет Волга в жизни народов, живущих по ее берегам.

III . Выступления учащихся от каждой группы.

IV .Словарная работа.1-2 ученика объясняют лексическое значение слов «минарет», «реконструкция», «сокровищница мировой цивилизации», «достопримечательность». (Эти и другие слова вывешиваются на доске с последующим объяснением).

V . Тест «Моя Казань».

VI . Закрепление полученных знаний.

Итак, ребята, сегодня мы с вами проделали большую работу, привели в систему знания, полученные в предыдущих классах. Узнали много интересного о столице Татарстана Казани.

Овладение языком как средством общения предполагает знание грамматики. Изучение ее следует понимать не как механическое заучивание правил, имеющихся в учебнике, а как закрепляемые в вашем сознании обобщение тех или иных грамматических явлений, без которых немыслимо правильное построение предложений и текстов на русском языке.

Домашнее задание. 1.Написать сочинение на тему «Одно из самых достопримечательных мест в Казани-…» в любом жанре (письмо другу, заметка в газету, репортаж).

2. Подготовить сообщение «Символика Татарстана».

 

В заключении послушайте стихотворение Е.Евтушенко.

 

Казань, Казань, татарская столица,

Предположить ты даже не могла,

Как накрепко Россия настоится

Под крышею бурлящего котла.

И в пахнущий казарменными щами,

Европою приправленный настой

Войдут Державин, Лобачевский, Щапов,

Войдут и Каракозов, и Толстой.

Шаляпина ты голосом подаришь,

И пекаря чудного одного

Так пончиками с сахаром придавишь,

Что после Горьким сделаешь его.

 

   

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение