Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Видеочат и видео знакомства онлайн здесь

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Глагол. Повторение

  Бажанова Надежда Анатольевна
учитель русского языка и литературы
Нурлатской средней общеобразовательной школы 2
г.Нурлат Республики Татарстан

Цели урока : обобщить и систематизировать изученные теоретические сведения о глаголе, полученные знание о глаголе, о различных категориях глагола, способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

Тип урока : урок-путешествие.

Оборудование : Карта города Глаголенска, Перфокарты «ромашка для гадания», преграды (морфемы, глаголы, это написано на карточках), костюмы для театрализованного представления.

Ход урока.

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в далекую и загадочную страну Морфологию. А побываем мы в городе Глаголенске. а впереди нас ожидают удивительные открытия.

Мы должны быть дружными, находчивыми. Вперед. К удаче и успеху!

-Ой, смотрите, цветок распускается у нас на пути. Да это же ромашка. Давайте погадаем, доберемся или не доберемся до г. Глаголенска.

(обрываем лепестки ромашки, где написаны вопросы и отвечаем на них)

Вопросы:

  • 1) Какими тремя основными признаками характеризуется часть речи глагол?
  • 2) Как пишется НЕ с глаголами?
  • 3) Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
  • 4) Какие глаголы называются безличными?
  • 5) Третий лишний: смотреть, зеленеть, видеть.
  • 6) Придумай глагол по схеме:

Учитель: С заданием справились. А вот и город. Но, что это? Ворота в город закрыты. На воротах морфемы. Мы должны разгадать, что они означают.

(Морфемы: -ет, -ишь, -ат, -ть, -а, -о)

-Можно ли по этим морфемам определить форму глагола?

(2 ученика работают у доски, остальные в тетрадях)

-ет – ? спр. 3 л. ед. ч. – обедает.

Учитель: Ворота открылись. Можно и в город войти. Кто же живет здесь?

-(глаголы)

-Посмотрите, какой беспорядок на улицах города, невозможно пройти.

Мы должны навести порядок.

Задание: Выборочный диктант. Нужно записать глаголы в 2 столбика, в первый записать глаголы совершенного вида, во второй -несовершенного вида.

Учитель: А как определить вид глагола?

Ученики: Нужно к глаголу задать вопрос, если глагол отвечает на вопрос «что делать?», то он несовершенного вида, а если отвечает на вопрос «что сделать», то он совершенного вида.

Глаголы (прочитать, решать, рассказать, отвечаешь, сочинить, проверять, говорить, учишься, стараешься, разрежь, соберешь, написать, добывать, отдать)

(ученик комментирует у доски)

Учитель: Порядок на улицах наведен. Посмотрите, какой интересный и необычный дом. Кругом -ся. Кто живет в этом доме?

Ученик: Здесь живут возвратные глаголы. Это такие глаголы, которые имеют суффиксы –ся , -сь.

Учитель: Верно. И сейчас нам предстоит выселить жильцов из этого дома, потому что его заняли фразеологизмы. А должны жить здесь возвратные глаголы.

Задание: Данные фразеологизмы замените возвратными глаголами в инфинитиве. Не ошибитесь при написании орфограммы.

(работают самостоятельно)

  • совать нос - вмешива тьс я,
  • надуть губы – обидеться,
  • бежать со всех ног – мчаться,
  • не ударить лицом в грудь – не_осрами тьс я,
  • распускать руки – драться,
  • повесить голову – опечалиться,
  • сложить оружие – сдаться,
  • не сваришь каши – не договориться.
  • (проверка)

Учитель: Молодцы! С заданием справились. Отправляемся дальше. Это что за красивое здание? Это театр. Вы любите представления? Так давайте посмотрим.

Театрализованное представление. (1группа готовит заранее)

1)Хотелось бы вам узнать, откуда взялось такое странное слово глагол, без которого не построить никакого предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. Глагол означал по-старославянски «слово». В произведениях наших поэтов встречается слово глагол у А.С. Пушкина:

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

(тут глаголом значит словом)

Судьба слова «глаголь» (то есть говори) в русском языке интересна.

Оно стало в старославянской азбуке названием буквы Г (глаголь).

2)Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Всё в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

3)Глагол - настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид, спряжение – ни у кого нет столько форм. Глагол всегда при деле, всегда с кем-то связан. Глагол-это самая живая часть речи.

4)Чтение стихотворений.

«Я учу глаголы».
Я пришел из школы,
Я учу глаголы.
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод.
Применяется он так.
Новый метод этот:
«кричать» - кричу,
«вертеть» - верчу,
«двигать» - двигаю,
«прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал.
Я двигал!
Я и топал.
Я и пел.
Пел, пока у нас в прихожей,
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю: наш сосед… (он живет под нами)
Не причесан, не одет-
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что-землятрясенье?
Или может быть слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед.
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы.
(В.Воскобойников)

5)Инсценирование грамматической сказки «Откуда появились глаголы - исключения» (смотрите книгу «Я познаю мир» Русский язык).

Учитель: Поблагодарим наших артистов. Молодцы.

-А знаете ли вы глаголы - исключения.

(Читает весь класс хором стих о глаголах-исключениях).

Учитель: Молодцы! Чтобы выйти из театра, мы должны поработать. Приготовьте перфокарты.

(Работа с перфокартами).

  • Строит кормит рубим
  • Дышит красит знакомим
  • Видит слышим смотрим
  • Думает купает прячем
  • Едет стелем держим
  • Дремлет пишем знаем

(проверка)

Учитель: Отправляемся дальше. Говорят, в этом городе есть большой замок. И там есть одна волшебная комната, где можно помечтать.

Вот он этот замок! (рисунок вывешивается на доску)

В этом замке живут разные глаголы: одни очень требовательные, другие спокойные, третьи уступчивые, мягкие.

-О каких глаголах идет речь?

Ученик: - Речь идет о глаголах повелительного, условного и изъявительного наклонения

Учитель: - Как образуются эти глаголы?

(ответы учащихся)

Учитель: - Кто в этом замке занял волшебную комнату?

Ученик: Глаголы условного наклонения.

Учитель: А сейчас помечтаем. Напишем мини-сочинение:

«Если бы у меня была волшебная палочка»

(ученики пишут сочинение, затем зачитывают написанное (5-8человек)).

Учитель: Мне понравились ваши желания. А если бы вот у меня была волшебная палочка, то я бы попросила, чтобы все люди на земле были добрыми, внимательными, не совершали плохих поступков. И жизнь тогда стала бы лучше.

-Наше путешествие подходит к концу, но город Глаголенск окружен каменной стеной, и чтобы нам выйти из города, нужно ответить на вопросы.

  • -Имеет ли инфинитив окончание?
  • -Входит ли суффикс –ть в основу?
  • -Как можно, не изменяя данной формы перевести следующие глаголы в другое наклонение

(ходите, любите, ловите, гоните, дружите).

-Что получится, если у существительных лейка, мойка, шейка, настройка, слог-ка отделить дефисом?

Учитель: На этом наше путешествие заканчилось, но замечательная страна Морфология позовет нас ещё пройти по её дорогам.

Подведение итогов, оценки.

Домашнее задание: 1 группа: составить словарный диктант(15-20) по теме Глагол.

2 группа: индивидуальные задания по книге «Я познаю мир» русский язык.

к началу статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение