Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Внеклассная работа >Сферы ответственности

 

Сферы ответственности классного руководителя в современной школе

  Б.В. Куприянов

 

Идет ночью после родительского собрания учительница домой. В подворотне вдруг слышит сзади голос:
- Деньги давай!
- Нету.
- Тогда часы отдай.
- Часы не отдам, классное руководство забирайте!
(старый, престарый анекдот)

 

ЭТА ВЕЧНАЯ ТЕМА…

Низкий статус воспитательной работы в конце двадцатого и начале двадцать первого века в массовой школьной практике содействовал падению эффективности деятельности классных руководителей. Фактически складывалась ситуация, когда ограниченность возможностей для стимулирования работы классных руководителей в значительном числе общеобразовательных школ сформировала у администрации минимальные требования, состоящие в решении, прежде всего, формальных задач (ведение документации, проведение классных часов, родительских собраний). В тоже время, для меньшего числа школ стали характерны практики высокой сложности воспитательной работы с первичным коллективом (классные воспитатели, тьюторы, классные кураторы).

Общий официальный фон и тон упоминаний о воспитательной работе в начале нового тысячелетия в нашей стране изменился. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года высказывается пожелание о возвращении воспитанию положения «первостепенного приоритета», в этом и ряде других документах определяются конкретные ценностные ориентиры для воспитательной работы.

Определенной точкой отсчета может служить введенное с 1 января 2006 года вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ. Данное обстоятельство породило достаточно противоречивую ситуацию: с одной стороны повышение оплаты труда вызвало необходимость определить эффективность расходования бюджетных денег, а с другой размер повышения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объемом работы, который уже фактически выполняет совестливый классный руководитель. Именно поэтому повышение оплаты труда было неоднозначно воспринято учительской общественностью. Особенно неадекватными выглядели ожидания органов управления образования кардинального повышения уровня воспитательной работы в школе, благодаря доплатам, введенным для классных руководителей.

Все эти явления актуализировали проблему понимания сферы ответственности классного руководителя. Предлагаемая статья рассказывает о региональном опыте нормирования ответственности классного руководителя в общеобразовательной школе. Как это нередко бывает, перед лошадью поставили телегу, но в нашей стране так ездить удается едва ли не лучше, чем в обратном порядке.

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Администрация Костромской области после введения по сути дела прямого государственного финансирования работы классных руководителей поручила Департаменту образования и науки внедрить в школах региона мониторинг эффективности деятельности классных руководителей. Именно поэтому в июле 2006 был создан временный научно-исследовательский коллектив в своем составе: преподавателей госуниверситета, методистов института повышения квалификации, заместителей директоров по воспитательной работе школ города, специалистов Департамента образования и науки Костромской области. Скептики предсказывали, что артель «Напрасный труд» не сможет решить задачу, которая по плечу академическому НИИ. Думается, что участники ВНИКа, когда соглашались, не очень понимали масштабы проекта. В качестве дебютной идеи была принята схема деятельности педагога в загородном детском центре, так называемый «Пирожок вожатого». После разработки программы мониторинга плана классного руководителя возник вопрос о том, как осуществлять запуск, были горячие головы, предложившие немедленно запустить программу во всех школах Костромской области. Но сдержанность возобладала – для испытания было избрано пять школ - пилотных площадок (четыре городских – в Костроме и одна – сельская в близлежащем районе). С сентября по декабрь 2006 г . в ходе работы оказалось, что в целом идеи о содержании деятельности и ответственности классного руководителя не противоречат тем практикам, которые сложились в школах не чуждых воспитательной работе. Определенную черту первого этапа работы подвел приказ Департамента образования и науки Костромской области № 1782 от 16 11.2006 «О проведении мониторинга». Изменяя некоторые наиболее неудачные моменты созданной программы, в ноябре – декабре 2006 г . была разработана вторая версия мониторинга. Именно в это время на волне интереса материалы регионального проекта были широко опубликованы .

Новый год начался с проведения семинара «Организация мониторинга деятельности классного руководителя». В семинаре приняли участие специалисты института повышения квалификации, представители органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Костромской области. Мероприятие дало старт пробному проведению мониторинга (изучение планов работы классного руководителя) в тех школах, которых определили муниципальные отделы образования. Вся затеянная работа показала необходимость аккуратности при проведении. Дело в том, что подавляющее число классных руководителей не были в сентябре ознакомлены с требованиями мониторинга, поэтому сделали планы как обычно, ориентируясь на сложившую годами практику. Исходя из этого обстоятельства, серьезным образом полагаться на количественные результаты, полученные зимой – весной 2007 года было нельзя. Главное, что удалось тогда – сформировать опыт заместителей директоров школ по воспитательной работе по проведению основных процедур мониторинга, заложить в школах региона схему нормативных представлений о сферах ответственности классного руководителя. В этой части осуществления проекта приняло участие девятнадцать из тридцати муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов). Всего, отчеты предоставили семьдесят четыре общеобразовательных учреждения, где в мониторинге приняло участие более 900 классных руководителей. Причем в городе Костроме решили не полагаться на областную программу и разработали собственную. В июне 2007 в институте повышения квалификации был проведен второй семинар «Практика мониторинга деятельности классного руководителя», где эту практику и проанализировали, представили и четвертую версию программы мониторинга. Заканчивался учебный год подготовкой силами ВНИКа итогового отчета о мониторинге деятельности классного руководителя в Костромской области. Вот некоторые соображения из названного документа.

… Осмысление материалов, предоставленных по анализу планов воспитательной работы классных руководителей (весна 2007 г .) дает право утверждать, что качество планирование в воспитательной работе классных руководителей в регионе может быть признанно удовлетворительным, на хорошем уровне заместители директоров школ по воспитательной работе осуществляют повседневный контроль. Обобщение показало существенные различия в положении дел в муниципальных образованиях, как по отдельным направлениям воспитательной работы, так и в плане организационно-методического обеспечения воспитания в школе.

Реализация программы мониторинга не позволила получить исчерпывающую информацию о деятельности классных руководителей в регионе, а лишь обозначила тенденции, позволила сформулировать актуальные вопросы. Судя по анализу полученных материалов, наибольшее внимание классные руководители в регионе уделяют обеспечению реализации образовательных программ и также традиционным направлениям воспитания: воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданского поведения, развитию социальной и правовой компетентности. Наиболее общими проблемными зонами в планировании работы классного руководителя видится целеполагание, понимание авторского компонента (авторской программы) воспитательной работы с классом, планирование профилактической работы. Ряд отчетов по мониторингу органов управления образования указывают, что в планах классных руководителей слабо просматривается: комплекс классных часов, мероприятий, направленных на стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся, гражданско-правовое и патриотическое воспитание .

Общим недостатком полученной тогда информации было слабость качественной характеристики результатов мониторинга, акцент при оценивании был сделан не на проблемы работы, а на качество работы каждого классного руководителя (эти данные важные для школы, но не позволяющие получить статические данные по региону). Как показывает осмысление результатов работы программа мониторинга деятельности классного руководителя это: средство совершенствования воспитательной работы в школе, инструмент изучения деятельности классных руководителей, инновационный проект для тех образовательных учреждений, которые согласились дальше в этом участвовать. В качестве недостатков на тот период можно было зафиксировать:

- проведенный мониторинг касался только плана работы, еще предстоит внедрить изучение итогового отчета,

- в самой программе мониторинга существуют содержательные недостатки,

- не зафиксирован официальный статус общеобразовательных учреждений включившихся в реализации программы мониторинга.

Осенью 2007 г . было решено перевести проект в формат областной опытно-экспериментальной площадки, дать возможность школам и муниципальным образованиям принять ответственное решение об участие в работе над совершенствованием программы мониторинга. В ноябре 2007 г . опытно-экспериментальная работа – начата в общеобразовательных школах городов Буя, Волгореченска, Галича, Костромы, Неи, Нерехты, Галичского, Кологривского, Красносельского, Парфеньевского, Судиславского, Чухломского муниципальных районов. ВНИИК разработал пятую версию методических материалов , которые были призваны содействовать в повышении эффективности работы классных руководителей в регионе путем нормирования деятельности и формирования общественно-государственного механизма оценивания. Вот основные положения региональной концепции ответственности классного руководителя.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенного класса. Поэтому не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами как успехи в воспитании учащихся, так и серьезные упущения лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя.

Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах. Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает четыре сферы ответственности.

Первая сфера ответственности предполагает обеспечение жизни и здоровья учащихся. Для этого классный руководитель осуществляет контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности).

Вторая сфера ответственности - обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями включает информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений учащимися класса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогическую службу.

Третья сфера ответственности классного руководителя - содействие освоению школьниками образовательных программ и предусматривает информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с с одаренными, с неуспевающими учащимися.

Четвертая сфера ответственности - воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся. Нормативным основанием может служить следующее: «Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда (Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 года). Реализация данного направления классным руководителем предполагает разработку годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся.

Вариативный компонент деятельности классного руководителя скромнее – две сферы.

Пятая сфера ответственности - программирование воспитательной работы с классом на уровне авторской программы воспитания. Здесь предполагается, что классный руководитель осуществит комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса. Профильная – системообразующая деятельность и есть ключевое отличие авторской программы – это может быть увлечение учащихся и педагога театром, газетой, походами, экскурсиями, краеведением. Пытаясь не участвовать в спорах о воспитательной системе класса, думается, было бы точнее говорить об авторской программе.

Шестая сфера ответственности - профилактическая работа (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработан, согласован с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом и реализуется комплекс профилактических мер, к профилактическим мероприятиям привлечен широкий круг участников, используются возможности различных организаций). Хотелось бы уточнить, что фронтальные беседы, включение учащихся в коллективную деятельность может иметь побочный профилактический эффект, но собственно профилактика предусматривает выявление «зон риска» и адресная работа по снижению рисков различного неблагополучия.

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:

- деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,

- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.

 

Матрица для составления плана работы классного руководителя

Направления ответственности С коллективом класса Индивидуально с учащимися С родителями С учителями предметниками С окружением
Возможные формы - Кл. часы - мероприятия Беседы, Инд. контроль Родительские собрания инд. встречи орг. работа, родительский комитет Обобщающий контроль Педсоветы, Инд встречи Участие в мероприятиях м-р-на
Жизнь и здоровье учащихся          
Межличностные отношения          
Реализация образовательной программы          
Патриотическое, гражданское воспитание          
Дополнительное содержание воспитательной работы          
Профилактика          

 

ПОВЕРИТЬ АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ

Мониторинг понимается как комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния, а программа мониторинга - как инструмент. Подход, заложенный в разработанной программе мониторинга, может быть выражен через совокупность принципов.

Принцип оценивания процесса, а не результатов деятельности. Особенности воспитания как явления (дополнительность, отсроченность результатов и т.п.) обуславливают крайнюю сложность при проведении мониторинга по результатам воспитательной работы. Поэтому изучение и оценивание эффективности деятельности классного руководителя может опираться в первую очередь на процессуальные характеристики его работы. Оценивая деятельность классного руководителя, следует уделить особое внимание:

- информированности субъекта об особенностях условий, в которых он осуществляет свою деятельность,

- обоснованности сформулированных задач,

- полноте и адекватности задачам разработанных планов,

- наличие в планах работы с учащимися, учителями школы, родителями, привлечение ресурсов для своей деятельности,

- объем выполненных планов,

- качества анализа собственной деятельности.

Наиболее важными становятся осознанность постановки и решения задач в профессиональной деятельности, привлечение всех возможных ресурсов. Кроме того, авторы программы отстаивают позицию вызывающую жесткую критику коллег – предложение отказаться о формулировки цели воспитательной работы на год, в случае отсутствия авторской программы работы с классом. Существующая практика формулировки целей в планах воспитательной работы может быть интерпретирована так: пишутся либо формальные обобщенные цели, по сути дело подходящие практически к любому классу, либо цели перепутываются с задачами и становятся настолько локальными, что целями называться могут с большой натяжкой. Поэтому в ситуации, когда формулировка целей для классных руководителей, да и для других школьных работников сфера существенных трудностей, может быть целесообразно, действительно отказаться от атрибута, потерявшего свое реальное назначение.

Сложность сравнения результатов воспитательной работы. Каждый ученический класс по-своему уникален, деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально-психологическом развитии группы. Отсюда сравнивать успехи классного руководителя лицейского класса элитной школы и класса социально неблагополучного микрорайона достаточно проблематично, так и цели и темп реализации воспитательных задач будет существенно отличаться. Объектом сравнения могут быть только адекватность целей воспитательной работы ситуации, сложившейся в классе, соответствие планов целям, и т.п. Сложность оценивания деятельности классного руководителя обуславливают отказ от требования от каждого классного руководителя авторской программы. Авторских программ может три – пять на всю большую школу и здесь целесообразно признание авторской программы воспитательной работы с классом.

Принцип экономичности деятельности. Мониторинг должен предлагать чрезвычайно простые, формальные процедуры оценки деятельности классного руководителя, которые могут быть проведены за короткое время, и в тоже время дадут исчерпывающую информацию о качестве работы педагога. Мониторинг не может включать в себя неформализируемые параметры воспитательной работы, скорее всего не имеет смысла включать виды деятельности которые контролируются в рамках управления учебным процессом и т.п.

Для экономии затрачиваемых усилий на данном этапе разработчики программы предлагают два среза за год - изучение двух документов годового плана и годового отчета- анализа.

Принцип общественно-административной экспертизы. Мониторинг эффективности работы классного руководителя может стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, социального педагога и т.п.).

Принцип непосредственного оценивания. Мониторинг осуществляет администрация школы (заместитель директора), заполняя на каждого классного руководителя «Индивидуальную карту мониторинга деятельности классного руководителя» (Приложение № 1).

Мониторинг как педагогическая инновация

Несмотря на увеличение оплаты труда за классное руководство, разработчики ориентировались на то, чтобы предлагаемый мониторинг не прибавил работы, не привнес дополнительные сложности, отчетность, не ухудшил ситуацию в повседневной практике классного руководителя. Предлагаемый комплекс мер по мониторингу деятельности классного руководителя ориентирован в первую очередь не на контроль за деятельностью классного руководителя, а на содействие классному руководителю в решении возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности. Исходя из сложности и затратности получения достоверной информации о качестве работы классного руководителя целесообразно рекомендовать осуществление предлагаемого мониторинга администрации школ (заместителю по воспитательной работе).

Предлагаемый мониторинг нацелен на нормирование деятельности классного руководителя в регионе путем выработки конкретных критериев и ориентиров в воспитании учащихся.

Внедрение мониторинга в практику деятельности образовательных учреждений предусматривает постепенное совершенствование методики мониторинга. Данное положение исходит из убеждения в невозможности создать сразу достаточно качественный инструмент организационно-диагностический инструментарий, поэтому предполагается поэтапное внедрение данного средства в практику деятельности общеобразовательных учреждений.

Индивидуальная карта мониторинга

деятельности классного руководителя

 

(ФИО) классного руководителя _________________________________

класс____________

 

Основные направления деятельности классного руководителя Анализ плана работы Анализ годового отчета
 1 четверть 4 четверть
    Факт. Макс. % Факт. Макс. %
1 Обеспечение жизни и здоровья учащихся   10     10  
2 Обеспечение позитивных межличностных отношений   10     10  
3 Содействие освоению школьниками образовательных программ   10     10  
4 Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания   10     10  
5 Программа воспитания учащихся   10     10  
6 Профилактическая работа   5     5  
      55     55  

Примечание: проценты вычисляются делением фактического значения на максимальное. Фактическое значение представляет собой сумму баллов содержательного анализа по критериям.

Выводы:

1. Изучение деятельности классного руководителя позволяет отметить _______ (высокий, средний, низкий) уровень качества выполнения обязанностей, отметить ____________(положительную, отрицательную) динамику.

2. Наиболее успешно классный руководитель решает задачи

___________________________________________________,

__________________________________________________,

_____________________________________________________,

3. Выявлены сферы проблем в работе классного руководителя

___________________________________________________,

__________________________________________________,

_____________________________________________________.

Заместитель директора школы  
по воспитательной работе  

 

Содержательный анализ по критериям.

1. Обеспечение жизни и здоровья учащихся.

10

1.1. Характеристика состояния здоровья и вовлеченности учащихся класса в физкультурно-оздоровительную деятельность
1.1.1 Наличие информации о состоянии здоровья учащихся класса (заболевания, ограничения по здоровью), посещении спортивных секций, регулярности занятий физической культурой.

1

1.2. Формулировки задач и принципов воспитательной работы
1.2.1 Сформулированы конкретные и измеримые, исходящие из анализа ситуации в классе

2

1.2.2 Сформулированы правила работы по решению выявленных проблем, основанные на понимании особенностей класса

2

1.3 Наличие классных часов и мероприятий
1.3.1 Наличие в план-сетках 4 классных часов по данной тематике

1

1.3.2 Наличие в план-сетках 3 классных мероприятий, тематика, форма и содержание которых адекватны поставленным задачам.

1

1.3.3 Комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечению учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью согласован с врачом и родителями.

1

1.3.4 План предполагает дифференциацию работы исходя из состояния здоровья учащихся.

1

1.3.5 План предполагает привлечение родителей в качестве организаторов мероприятий.

1

2. Обеспечение позитивных межличностных отношений

10

2.1 Социально-психологическая характеристика класса
2.1.1 Сформулированы общие возрастные проблемы межличностных отношений школьников

1

2.1.2 Сформулированы особенные для учащихся данной школы, жителей микрорайона проблемы межличностных отношений

1

2.1.3 Сформулированы специфические проблемы межличностных отношений школьников обусловленные особенностями класса (история формирования коллектива, стили классного руководства, состав учащихся и т.д.)

3

2.1.4 Описана структура межличностных отношений (лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые, микро-группы, основа объединения в микро-группы)

1

2.1.5 Описаны межличностные проблемы в коллективе класса (столкновения между группами, причины, противоборство между лидерами, давление на аутсайдеров, уровень дисциплины)

1

2.2 Формулировки задач и принципов воспитательной работы
2.1.1 Сформулированы конкретные и измеримые, исходящие из анализа ситуации в классе

1

2.1.2 Сформулированы правила работы по решению выявленных проблем, основанные на понимании особенностей класса

1

2.3 Наличие классных часов и мероприятий
2.3.1 Наличие в план-сетках 4 классных часов по данной тематике

1

2.3.2 Наличие в план-сетках 3 классных мероприятий, тематика, форма и содержание которых адекватны поставленным задачам.

1

3. Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования

10

3.1 Характеристика особенностей образовательной программы
3.1.1 Информированность классного руководителя об особенностях содержания образования во вверенном классе, перечисление конкретных особенностей: распределение нагрузки по предметам, роль образовательных областей, сложность содержания по предметам.

1

3.2 Формулировки задач и принципов воспитательной работы
3.2.1 Сформулированы конкретные и измеримые задачи воспитательной работы классного руководителя по обеспечению хорошей успеваемости учащихся, основанные на анализе ситуации в классе.

2

3.2.2 Сформулированы правила работы по решению выявленных проблем, основанные на понимании особенностей класса.

2

3.3 Наличие классных часов и мероприятий
3.3.1 Наличие в плане мер по решению следующих задач: - обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности учащихся и класса в целом, - организация работы с неуспевающими по предметам, - организация контроля за регулярностью выполнения домашних заданий, - своевременное информирование родителей об успеваемости детей, - стимулирование качества учебной деятельности школьников, отслеживание проблем успеваемости учащихся.

5

4. Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся

10

4.1 Характеристика особенностей воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся
4.1.1 Определены предпосылки и проблемы воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности у учащихся данного класса

2

4.1.2 Определен уровень общественной самоорганизации класса.

1

4.2. Формулировки задач и принципов воспитательной работы
4.2.1 Определены задачи воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданского и нравственного поведения, развития социальной и правовой компетентности учащихся адекватно возрасту и особенностям класса.

2

4.2.2 При формулировке задач учтены возрастные особенности, традиции образовательного учреждения, специфика класса.

1

4.3. Наличие классных часов и мероприятий
4.3.1 Разработан годовой цикл мероприятий, содействующих воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданского поведения, развития социальной и правовой компетентности учащихся с учетом памятных дат, государственных и региональных мероприятий.

2

4. 3.2 В годовом цикле мероприятий предусмотрено по 4 классных часа и по 1 мероприятию в год по каждому из направлений.

1

4.3.3 Разработан и реализуется поэтапный план развития самоуправления в классе.

1

5. Вариативный компонент воспитания учащихся (по усмотрению классного руководителя)

10

5.1 Характеристика особенностей учащихся и педагогического замысла педагога
5.1.1 Имеется характеристика класса, позволяющая определить целесообразность реализации авторской программы в данном классе, основные проблемы в становлении школьников.

1

5.1.2 Существует обоснование вариативного компонента воспитания учащихся (идеи, перспективы, принципы, системообразующая деятельность, этапы), обусловленный профессионально-личностной позицией классного руководителя.

2

5.2. Формулировки задач и принципов воспитательной работы
5.2.1 Цели воспитания учащихся класса поставлены четко и диагностично, адекватны социальной специфике контингента, согласованы с планом воспитательной работы школы.

2

5.2.2 При формулировке задач учтены возрастные особенности, традиции образовательного учреждения, специфика класса.

1

5.3. Наличие классных часов и мероприятий
5.3.1 Разработан годовой цикл работы с классом (направления, этапы, мероприятия), согласован с родительским комитетом, администрацией школы.

2

5. 3.2 В годовом цикле мероприятий предусмотрено по 4 классных часа и по 1 мероприятию в год по каждому из направлений.

1

5.3.3 В соответствии с системообразующей деятельностью класса спланировано участие учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня.

1

6. Профилактическая деятельность

5

6.1 Характеристика направлений профилактической работы
6.1.1 Определен список учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины.

1

6.2. Формулировки задач и принципов профилактической работы
6.2.1 Задачи профилактики поставлены четко и диагностично, адекватно социальной специфике контингента, согласованы с планом профилактической работы школы.

1

6.2.2 Сформулированы правила работы по решению выявленных проблем, основанные на понимании особенностей учащихся.

1

6.3. План профилактических мероприятий
6.3.1 Комплекс профилактических мер согласован с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом.

1

6.3.2 К профилактическим мероприятиям планируется привлечь широкий круг участников, использовать возможности различных организаций.

1

Куприянов Б.В. Будь готов! // Народное образование.– 2007.– № 3.– С. 120-127; Куприянов Б.В. Советы отрядному вожатому детского загородного центра // Воспитание школьников.– 2007.– № 5.– С. 49 -58; Куприянов Б.В. Поговорим об обязанностях отрядного вожатого…// Дополнительное образование и воспитание.– 2007.– № 5.– С. 16 -22; Куприянов Б.В. «Пирожок вожатого»: обязанности отрядного вожатого в детском загородном лагере // Вожатый века: общественно-педагогический журнал –. 2006. –№ 4 –. С. 32-37; Куприянов Б. Восемь правил отрядной педагогики// Первое сентября – №12 (1446), 24.6.2006 , суббота

http://www.ucheba.com ; Куприянов Б.В. Мониторинг деятельности классных руководителей: региональный вариант // Воспитание школьников.– 2007.– № 2.– С. 40 -45; Куприянов Б.В. Мониторинг деятельности классного руководителя // Директор школы – 2007.- №7 (122). - С.25 -33; Куприянов Б.В. Мониторинг деятельности классных руководителей: региональный вариант // Образование и общество – 2007.– № 1 (42) – С. 37-42; Куприянов Б.В. Программа мониторинга деятельности классного руководителя // Классный руководитель – 2007.- №8. - С. 56-65.

Куприянов Б.В. Мониторинг деятельности классного руководителя // Справочник классного руководителя – 2007.– № 12.– С. 50-59; Куприянов Б.В. Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области//Практика административной работы в школе.- 2008 .-№1 – 68-77

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение