Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Искусство

Знакомство с синтезатором: приглашаю в свой мир творчества.
Конспект учебного занятия. Возраст учащихся: 7-9 лет

Брызгалова Марина Олеговна,
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
e-mail: bryz-marina@mail.ru 

  1. План-конспект.
  2. Ход проведения занятия (описание).

Цель занятия: формирование музыкальных и творческих способностей детей средствами ансамблевого исполнения на синтезаторах.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • познакомить с правилами подготовки синтезатора к эксплуатации;
  • познакомить с выразительными возможностями синтезатора;
  • познакомить с правилами постановки рук на инструменте;
  • дать начальные знания по музыкальной грамоте;
  • научить исполнять «Волшебную песню» в ансамбле синтезаторов.

Развивающие:

  • развивать музыкально-творческие способности: музыкальную память, слух, чувство ритма;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Воспитывающие:

  • пробудить интерес к музыкальным занятиям и обучению игре на синтезаторе;

Ожидаемый результат:

  • будут знать правила и смогут подготовить синтезатор к эксплуатации;
  • будут знать правила постановки рук на инструменте;
  • будут знать выразительные возможности синтезатора;
  • получат начальные знания по музыкальной грамоте;
  • проявят интерес к ансамблевому исполнению, музыкальным занятиям;
  • смогут исполнить «Волшебную песню» в ансамбле синтезаторов.
  • почувствуют единство творческого коллектива;
  • получат первый опыт публичного выступления.

План-конспект

 

Этап занятия

Хроно- метраж времени

Содержание занятия ( деятельность педагога)

Содержание занятия (деятельность учащихся)

1

Органи- зационный

10 мин

Приветствие учащихся. Рассказ о студии «АккСи+»

Формулировка цели и задач занятия.

 

Настраиваются на занятие.

Просмотр презентации о коллективе.

 

2

Основной

 

 

 

30 мин

 

Познакомить с синтезатором: обращение с синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети и батареек, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей).

Путешествие в страну «Звукляндия» за волшебными настройками для синтезатора.

Сравнивают с фортепиано.

 

 

 

Поют песенку «Паровоз»

3

Практи-ческая деятель-ность

Город «Ноток»: познакомить с нотами, показать на клавиатуре «ДО», показать как держим ручку.

 

Город «Звуков»: познакомить с музыкальными, шумовыми, электронными звуками, показать как настроить « voice »

Город «Стилей»: познакомить со стилями Марш, Вальс, Полька, Рок.

Называют нотки, включают синтезаторы, находят «ДО» на клавиатуре. Повторяют движения педагога.

Играют в игру «Шумит, играет», настраивают « voice », исполняют на синтезаторе «Волшебную песню».

Исполняют на синтезаторе «Волшебную песню» в стиле Марш или Рок.

4

Заключи-тельный

5 мин

Позитивная оценка работы каждого учащегося на занятии. Итоги. Рефлексия «Нотки».

Обмениваются впечатлениями о занятии.

 

Ход проведения занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Ой, смотрите, вас встречают веселые нотки. Им очень хочется узнать, как ваше настроение? У кого отличное, хорошее настроение - поднимите высоко нотку; те, у кого не очень - пониже, ну а кого совсем нет никакого настроения, опустите ее вниз.

-Спасибо. Можете повесить нотку себе на шею, я надеюсь, что скоро ваше настроение улучшится.

-Разрешите представиться: меня зовут Марина Олеговна. Сегодня я пригласила вас в гости, чтобы рассказать про свой мир творчества. А творим мы вместе с моими учениками в Студии электроакустической музыки «АккСи+». Ребята, как вы думаете, почему у нас такое название: электроакустической музыки? Чем мы тут занимаемся? Электричеством?

-ответы детей…

- А чтобы узнать, правильно ли вы ответили, предлагаю посмотреть презентацию о нашем коллективе. Показ презентации.

- Правильно, мы учимся играть на музыкальных инструментах. Инструменты бывают электрические, которые работают от электричества, и их не возьмешь с собой в лес или поход, чтобы посидеть с песней у костра. А есть инструменты акустические, с «живым» звуком. И в нашей студии есть такие инструменты! Акустические - это аккордеоны и баяны, а электрические – это электропианино и синтезаторы.

- Ребята, мы с вами живем в 21-м веке, это век стремительного развития компьютерных технологий и технических возможностей. А в музыкальном мире появился удивительный и волшебный музыкальный инструмент - синтезатор. И сегодня мы познакомимся с этим инструментом, узнаем про его возможности, как подготовить синтезатор к работе, как на нем играть и даже попробуем себя в роли современных музыкантов.

 

2. Основная часть. Практическая деятельность.

- На какой инструмент больше всего похож синтезатор? - на пианино.

- Правильно, а чем? – клавишами.

- А скажите пожалуйста, можно просто подойти к синтезатору, как к пианино, открыть крышку и начать играть? (играю.. звука нет)

- Что же нужно сначала сделать? – включить инструмент с помощью специального адаптера в розетку (включаю – горит красный огонек). Наш синтезатор подключен к электричеству. Это может быть опасно, а чтобы ничего плохого не случилось, нужно соблюдать технику безопасности. Как вы думаете, с инструментом нужно бережно обращаться? А можно бить по клавишам? Нажимать подряд без разбора на кнопки? А пить чай за синтезатором? А играть мокрыми руками? А грязными? Можно ли его мыть? А сушить феном или у батареи?

- Молодцы! Теперь можно и сыграть что-нибудь (играю). Как звучит инструмент? Как пианино. Но это же волшебный инструмент, наверно он может что-то больше.

Музыка – лукавая работа.

Чтобы сердце взволновать,

Мало пьесу выучить по нотам,

Надо научиться колдовать.

- А вы хотели бы чуть-чуть поколдовать на синтезаторе? Но для этого нам нужны волшебные настройки! Чтобы их найти, я вас приглашаю в небольшое путешествие в музыкальную страну «Звукляндию»! Нас уже ждет веселый паровозик! Отправляемся в путь с песней:

Едет, едет паровоз,

Две трубы и сто колес,

Город ноток нас всех ждет

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ поет.

- Куда же привез нас сказочный паровозик? Ребята, здесь какая - то дверь. Что нужно иметь, чтобы открыть замок и войти в дверь?

Ответ детей.

 

- Правильно ключ. (На экране появляется скрипичный ключ) Ах, какой необычный ключ. Кто знает, как он называется?

Ответ детей.

- Правильно, это скрипичный ключ.

На экране появляется надпись "Город ноток"

- В стране "Звукляндия" вы сможете познакомиться с творчеством многих композиторов, которые сочиняют музыку для детей и взрослых. Чтобы сочинить и не забыть ее, композитору нужно сохранить музыку на бумаге. Для этого нужны специальные знаки. Они называются ноты.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты – точки

Разместились по местам.

- Их всего семь. Давайте вместе с вами назовем их и пропоем.

На экране появляются ноты и их названия. Хором произносим названия нот.

- Ребята, а вы запомнили какая самая первая нотка? – До.

-Давайте найдем нотку ДО на синтезаторе.

На карточке с клавиатурой показываю, где находится нота ДО, как ставим пальчики. Ребята находят ДО на синтезаторе. Играем…

- А какая следующая нотка? – РЕ. Играем…

- А может догадаетесь, где МИ? Играем…

На экране появляется паровозик, раздается сигнал к отправлению поезда.

- Наш паровозик уже готов продолжить путешествие, но он не отправится в путь без песенки.

Едет, едет паровоз,

Две трубы и сто колес,

Нас встречает город звуков,

Здесь живет настройка «войс» VOICE

 

Звучит музыкальный "каламбур" (музыкальные и шумовые  звуки). На экране появляется надпись "Город звуков".

- Ребята, мы с вами в "Городе звуков". Все звуки, которые нас окружают, делятся на две группы: шумовые и музыкальные. С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто может подсказать мне, что это за звуки?

Ответ детей.

Молодцы! А музыкальные звуки издают музыкальные инструменты. Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете?

Ответ детей.

 - Давайте хором повторим, какие две группы звуков бывают?

Дети: Шумовые и  музыкальные.

- Ребята, как вы думаете, какие звуки живут в нашем волшебном синтезаторе?

Ответ детей.

- Отлично! А теперь поиграем в игру: "Шумит, играет". Ваша задача: определить что шумит, а что играет. Правила такие: я на синтезаторе изображаю какой-нибудь звук, а вы постарайтесь отгадать, что это за звук. Если он шумит – топаете ногами; играет – пропоете звук «А».

Например: Вода - Что делает? - Шумит (топайте ногами)

Рояль - Что делает? - Играет (пойте звук "А") и т.д.

Неожиданно звучат космические и волшебные звуки.

- Оказывается есть еще и другие звуки, называются они электронные звуки. Давайте найдем их на синтезаторе и попробуем исполнить «Волшебную песню».

Ребятам раздаю карточки с номерами «звуков-войсов», показываю как настроить. Играем…

На экране появляется паровозик, звучит сигнал, приглашающий к поездке.

Едет, едет паровоз,

Две трубы и сто колес,

Песни, марши, танцы, рок!

Город СТИЛЕЙ всех нас ждет!

На экране появляется надпись "Город стилей".

- Ребята, мы с вами в "Городе стилей". Смотрите, сколько разнообразных стилей здесь живет.

Наверняка вы знаете такой стиль МАРШ (играю..)

А ВАЛЬС? ПОЛЬКА? Может РОК? (играю..) Существует много разных стилей, и наш синтезатор может воспроизводить любой стиль.

Давайте исполним нашу «Волшебную песню» в каком-нибудь стиле. Например в стиле РОК.

Подходим к синтезаторам, пробуем играть…

Вижу все вы музыканты!

Уникальные таланты!

В стране «Звукляндия» мы были,

Настройки «ВОЙС» и «СТИЛЬ» добыли!

 

4. Заключительная часть.

- Наше путешествие подошло к концу! С каким инструментом вы сегодня познакомились? Как его включать? Какие звуки синтезатор может воспроизводить? А еще что? Какие стили вы запомнили? А где на синтезаторе находится нота ДО? (ответы детей)

Вы сегодня просто молодцы!

Веселые нотки снова хотят знать, как ваше настроение? Покажите мне, пожалуйста, понравилось ли вам наше занятие, а может вы хотели бы продолжить наши занятия?

Кому понравилось наше занятие поднимите высоко нотку; те, кому не очень - пониже, кому совсем не понравилось, опустите ее вниз.

Прощаться, как известно,

Не очень интересно.

Но мы кивнем головкой,

Помашем на прощанье.

И дружно-дружно

Всем мы скажем:

До свидания!

Спасибо за работу! И я вас с нетерпением буду ждать на своих занятиях!

 

 

Методическое и техническое оснащение занятия

 

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран

- презентация к занятию

- наглядные пособия

- синтезаторы Yamaha PSR - E 423 - 8шт.

 

Литература

•  Кузнецова В. Знакомство с синтезатором. – М.: Смолин К.О., 2000. – 92 с.: ил.

•  Харьковский А. Чайник на синтезаторе. – СПб: Композитор, 2009. – 94 с. : ил.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение