Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Искусство

ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ. Эссе

Кравченко Светлана Юрьевна
учитель музыки и МХК высшей категории,
Заслуженный учитель Кубани

 

«Тот у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость;
Темны, как ночь, души его движенья,
И чувства все угрюмы, как Эреб.
Не верь такому…»

Шекспир.

 
 

 

В мире есть множество невидимых явлений, связанных с духовным миром человека.

Но кто объяснит их свойства, особенности, отличительные признаки?
Как находят они путь к нашему сознанию? Как воздействуют на нас? Человеческий ум лишь скользит вокруг ответов на эти вопросы, но не в состоянии постичь их до конца. К этим невидимым явлениям относится и музыка. Путь к ней лежит через многие препятствия.

Что такое музыка? Где её границы?…

Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры! Целый океан живых страстей, возвышенных мечтаний и благородных стремлений человечества заключен в творениях музыкальной классики.

Сокровища музыки, накопленных в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны. Музыка окружает нас повседневно, всюду и везде – в труде и в быту, в дальних походах или дружеских встречах, в дни всенародного горя или праздничных гуляний. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Трудно найти на земле человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких-либо, хотя бы простейших музыкальных впечатлений.

Силы музыки, покоряющую власть выразительной мелодии, способной захватить душу, сплотить воедино стремление и помыслы людских масс, хорошо испытал каждый из нас.

Вспомним, как молодая мать убаюкивает младенца. Ласковый напев колыбельной выражает сильнее любых слов красоту материнства, нежную человечность. Никакие самые красноречивые словесные излияния не заменяют сердечного напева женщины-матери.

Врожденная любовь к детям заставляет нас стремиться оградить от всего жестокого, тупого, страшного, чем богато наше время. В этом стремлении – не только любовь, но и сострадание, сопереживание, милосердие – понятие, почти исчезающие в хаосе приобретений нашей цивилизации; как запретное лакомство, тайно мы пытаемся дать их ребенку. Мы хотим передать им самое дорогое, ценное. Но самое ценное – самое хрупкое. И это хрупкое есть музыка. Ни только та, что звучит: музыка как понятие душевной гармонии, красоты.

А задумывались ли вы над вопросами: кто такой композитор? Зачем он пишет музыку?

Главным свойством натуры композитора, есть выражение мысли при посредстве тонов обнаружении чувств этих тонов, искусство проявлять себя в тонах.

Ведь композиторы наделены особой природной одаренностью: выражать свои мысли, чувства, переживания, ощущение от окружающих звуках. И чем больше талант композитора, тем глубже и многостороннее отражает он в музыке сложный духовный мир человека.

Музыка – синоним красоты, той высшей красоты, которой наделен человек от природы. Композитор вдохновляется красотой жизни и сам создает красоту. «Одна красота, - отмечает Шуберт, - должна вдохновлять человека в течение всей его жизни.» Музыка для композиторов – это главная форма их общения с миром.

«Зачем я пишу? – читаем мы в одном из писем Бетховена. – То, что в сердце, должно обнаружиться, и поэтому я пишу.» Подобную мысль высказывал и Рахманинов: «Сочинять музыку – неотъемлемая часть моего существования, все равно как дышать или есть – необходимые функции жизни.

Можно ли вообразить себе мир без музыки? Мир бы был тогда скучным, бесцветным, не интересным. Именно в музыке человек необычайно сильно и ярко выражает свои мысли и чувства. Это одно из древнейших искусств. Обращение эмоций, отмечалось во все времена – от эпохи Аристотеля до наших дней.

Стихия музыки – могучая стихия,

Она чем не понятнее, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняется при ней.

Она и не видна, и не весома,

И мы её в крови своей несём.

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем…;

Есть в музыке бездумное начало,

Призыв к свободе ото всех оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков…

Но и сейчас, когда оркестр играет

Свою неимоверную игру,

Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности толстую кору.

Е. Винокуров

Да здравствует Музыка!

Музыка, которая утешает нас бесконечно, которая так сладостна и так гармонична, в которой видится наша судьба.

Да здравствует Музыка!

Музыка, которая, отражая наши муки, все же обещает, что мы сольемся с законом вечным и «с поколений чередой», музыка, которая укрощает нашу боль.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение