Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Информатика"

Применение информационных технологий в педагогическом процессе для реабилитации учащихся с ОВЗ

Иринин Данил Владимирович,
преподаватель информационных дисциплин
ГБОУ СПО ТСПК

В настоящее время в рамках личностно-ориентированной  образовательной парадигмы новое звучание приобретает классическая педагогическая проблема формирования творческих способностей учащихся через организацию их исследовательской деятельности. Вопросы изучения организации такой деятельности для детей с ОВЗ практически никем не изучались. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Данная группа детей имеет весьма неоднородный состав. В нее входят различные категории детей с нарушением развития:

•  нарушения слуха;

•  нарушения речи;

•  нарушения зрения:

  • §  слепые дети;
  • §  слабовидящие;
  • §  дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой

•  нарушения опорно-двигательного аппарата;

•  задержка психического развития (ЗПР);

•  умственная отсталость;

•  множественные нарушения;

•  детский аутизм.

В каждой из представленных выше категорий также существуют градации по степени тяжести нарушений развития: от практически нормально развивающихся детей, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимыми тяжелыми поражениями центральной нервной системы.

В каждой группе есть дети, которые способны при определенных условиях обучаться вместе с другими сверстниками, а также дети, которым по медицинским показаниям или в силу ограниченности в движении необходима индивидуальная программа обучения.

Вопрос о безбарьерной среде для детей с ограниченными возможностями активно обсуждается на самом высоком уровне. В рамках инициативы развиваемой Президентом РФ с 2008 года. В ней предусматривается формирование таких условий, в которых дети с ограниченными возможностями не ущемляются в правах на образование, работу, полноценное участие в общественной жизни.

Наиболее полно реализовывать образовательные потребности позволяет образовательная модель включения, или инклюзия, которая подразумевает то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и представлениям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Можно таких детей привлекать к участию исследовательской деятельности, но при этом учитывать особенности из здоровья, учитывать специфику тематики.

Всё идет от убеждения, что все дети должны посещать одинаковые школы, независимо от их культурного и социального уровня и от их способностей и возможностей. Следует сосредоточиться на обеспечении равного формального доступа ко всем типам образования. ЮНЕСКО определяет инклюзию как «процесс обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через увеличение участия в обучении, культурах и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них». «Это приведет к изменениям и модификации подхода, к структуре в содержании, к общему видению, которое коснется всех детей определенного возраста, и к убеждению, что это является ответственностью системы обучать всех детей».

Применение средств ИКТ в процессе обучения детей с ОВЗ показывает ряд положительных, которые раньше решались, но требовали значительных усилий, как от педагогов, так и от учащихся. Во-первых, и может быть самое главное, это решение проблемы социализации учащихся с ОВЗ. Средства ИКТ для детей с ОВЗ помимо достижения учебных целей могут реализовывать возможность социализации (социальная адаптации) этих детей, которая осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Во-вторых, это возможности индивидуализации обучения, например, за счет построения индивидуальных траекторий обучения. Применение компьютерного персонажа – педагогического агента – дает возможность реализовывать обратную связь с обучаемым. И, наконец, возможности настраиваемого интерфейса программ под нужды учащихся с ОВЗ: крупный текст, большие кнопки, озвучивание фрагментов теста, и другие элементы.

Разработка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации началась несколько лет назад – с появлением Федеральной целевой программы развития образования. В рамках этой программы проводится разработка вариативных электронных образовательных ресурсов для основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В 2005 году были разработаны виртуальные практикумы для детей с ограничениями по здоровью по географии, биологии, физике, химии и информатике.

К идее разработки вариативных электронных образовательных ресурсов для детей с ограничениями на государственном уровне вернулись только в 2008 году.

Для учащихся с ОВЗ очень важны разнообразные формы дистанционного обучения и связанные с ним электронные образовательные ресурсы. Методика применения электронных учебных модулей (ЭУМ) по физике для формирования ключевых компетенций учащихся основной школы в обобщенной форме может быть представлена в виде компонентной модели методики как методической системы, модели технологической подсистемы, отражающей взаимосвязи видов формируемых компетенций и видов электронных учебных модулей, модели содержательной подсистемы, показывающей взаимосвязи видов и типов уроков и диагностики успешности формирования информационной, коммуникативной и оценочной компетенций и модели организационно-деятельностной подсистемы, раскрывающей этапы развития ключевых компетенций в курсе физики основной школы.

В ГБОУ СПО Тольяттинском социально-педагогическом колледже помимо стандартных классных занятий проводятся занятия с дистанционной формой обучения. Колледжем была приобретена дистанционная оболочка moodle . С помощью, которой каждый учащийся, не только с ОВЗ может самостоятельно изучить материал в случае отсутствия на лекции, повторить пройденный материал на лекционном занятии. Самостоятельное изучение материала не всегда оказывается положительно, часто бывает что-то не понятно, у учащихся возникают различные вопросы. Ведь, не один самый модный и навороченный компьютер не заменит человеческого общения. Именно человек может пояснить и донести нужную информацию. Для облегчения и понимания материала на дистанционной оболочке размещается не только теория, но и еще иллюстрации, видеоролики, презентации.

Помимо дистанционной оболочки moodle в ГБОУ СПО Тольяттинском социально-педагогическом колледже реализуется система обучения на платформе вебинаров. Где происходит живое общение с преподавателем в он-лайн режиме.

Вебинары – это мероприятия, проходящие в режиме онлайн. Они похожи на обычные семинары – последовательные доклады, показ демонстраций, вопросы и ответы, однако все это происходит в режиме реального времени через Интернет.

Таким образом, несмотря на то, что все участники физически находятся далеко друг от друга, образуется виртуальная «аудитория», объединяющая всех.

Вебинар (от англ. «webinar», сокр. от «Web-based seminar») – онлайн-семинар, лекция, курс, презентация, организованный при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. Каждый участник находится у своего компьютера, вне зависимости от географии и месторасположения.

Основные возможности вебинаров:

•  многосторонняя видео- и аудио-конференция;

•  загрузка и просмотр презентаций и видео;

•  текстовый чат;

•  демонстрация экрана компьютера ведущего участникам;

•  передача прав на управление от ведущего участникам.

Отличие вебинара от видеоконференции заключается в возможности иногда довольно большого количества зрителей превращаться в реальных собеседников, при наличии установленного микрофона и еще лучше - вебкамеры (видеокамеры).

С помощью вебинаров можно организовать следующие мероприятия:

•  видеотренинги;

•  онлайн-конференции;

•  виртуальные презентации;

•  маркетинговые мероприятия;

•  онлайн-встречи, клубы и совещания;

•  видеособеседования.

Вебинары обладают следующими преимуществами при обучении лиц с ОВЗ:

•  нет необходимости ездить в другой район города или в другой город, чтобы попасть на лекцию; 

•  не нужно тратить время и деньги на дорогу;

•  можно обучаться в уютной домашней обстановке на любимом кресле с чашечкой горячего ароматного кофе; 

•  не нужно ставить какого-либо дополнительного программного обеспечения: всё работает в окне обычного браузера (Internet Explorer, Firefox, Opera, Safari);

•  если учащиеся опоздали к началу вебинара, они могут подключиться в любой момент, пока идет вебинар; если учащиеся не смогли подключиться к вебинару по каким-либо причинам, всегда можно скачать его запись;  

Что нужно для участия в вебинаре:

•  Слушателям - доступ в интернет и гарнитура (наушники, микрофон).

•  Ведущим вебиаров – доступ в Интернет, web-камера и гарнитура.

Вебинар - новая интернет-технология, которая очень активно используется для проведения учебного процесса или конференций.

Помимо учебной деятельности необходимо проводить еще и исследовательскую. Исследовательская деятельность учащихся с ОВЗ предполагает освоение учащимся материала, выходящего за рамки учебного материала, работа чаще всего начинается по инициативе не самого учащегося, а предлагается педагогом, который составляет план исследования и подбирает тему исследования.

Исследовательская деятельность таких учащихся, чаще всего, происходит в творческих группах, но большая часть работы осуществляется дома с использованием информационных технологий. Такие учащиеся, например, привлекаются к математической обработке результатов, выявлению особенностей явлений, обобщению результатов наблюдений.

Исследовательская деятельность таких учащихся носит амостоятельный характер, как и у других учащихся. Педагогическая поддержка в этом случае выражается в организации взаимодействия между учащимися с ОВЗ и группой учащихся, работающих над данной темой исследования, между учащимися и научным руководителем.

Как показывает практика, существуют особые методики включения учащихся с ОВЗ в образовательный процесс. Применение средств ИКТ как в очном, так и в дистанционном обучении, является перспективной формой адаптивной инклюзии для различных категорий учащихся с ограничениями здоровья.

Используя информационные технологии в обучении лиц с ОВЗ, учащиеся отвлекаются от своей болезни, забываются, что они не такие как все, включаются в совместный процесс работы, интересуются более новыми знаниями. Для того чтоб данная категория людей была наравне со всеми, помимо учебных заведений готовящих будущих специалистов необходимо создавать больше рабочих мест для лиц с ОВЗ.

Литература

•  Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. – М.: 2003. – 236 с.

•  Божко А . Н . Dreamweaver MX. Базовый курс. – Кудиц-образ; 2003. – 576 с.

•  Булин-Соколова, Е.И . Теоретико-методологические основы внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы //  М.: ФГНУ ИОО. - 2006. – 177 с.

•  Вуль В.А. Электронные издания. – СПб.: БХВ – Петербург; 2003. – 308 с.

•  Гомулина Н.Н., Зуева Н.К., Корнева Н.В., Тимакина Е.С. Методические рекомендации по созданию предметны сайтов на основе интеграции урочного и дистанционного обучения. М., 2010. – 50 с.

•  Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

•  Информационные технологии в предметной области . – М.: МГПУ; 2002. – 246 с.

•  Образование и XXI век: Информационные и коммуникацион­ные технологии. – М.: Наука; 1999. – 191 с.

•  Роберт И. Современные информационные технологии в образова­нии: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс; 1994. – 205 с.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение