Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Экология"

Учебно-исследовательский экологический проект «Комнатные растения в школе»
(опыт и методические рекомендации) *)

Автор проекта О.Б. Боруцкая

Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетико психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. За последние годы все более отчетливо вырисовывается еще одна важная функция растений – очистка окружающей среды от различных загрязняющих веществ. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов. Специалисты института лекарственных растений ВИЛАР разработали программу по улучшению экологического состояния среды в городах. В программе рекомендуется более 160 видов оздоровительных растений для улиц и 65 – для помещений.

В рамках программы непрерывного экологического образования и воспитания возможно осуществление самостоятельного проекта по изучению видового состава комнатных растений школы. Данная работа доступна и интересна учащимся.

Целью проекта является определение по справочникам названия каждого растения, его семейства, родины; изучение экологической и лечебной функций растений; озеленение кабинетов школы.

Проект предназначен для учащихся 5–9 классов и является продолжением проекта начальной школы «Мы растем вместе».

В зависимости от возраста учащихся проект «Комнатные растения в школе» можно разделить на несколько этапов, каждый из которых включает как теоретическую, так и практическую части.

5–6 классы

  • – Изучение видового состава комнатных растений в кабинетах школы.
  • – Кружок озеленителей школы.
  • – Сообщения на уроках биологии.

7 класс

  • – Создание карты «Карта мира на подоконниках школы (класса)».
  • – Сообщения учащихся на уроках географии по теме «Природные зоны мира».
  • – Праздник «Путешествие с комнатными растениями».

8–9 классы

  • – Изучение экологической и лечебной функций растений.
  • – Озеленение кабинетов школы с учетом воздушно тепловых условий содержания.
  • – Выступление на детской экологической научно практической конференции.

Работа по определению видового состава растений может быть разделена на два этапа.

На первом этапе (5 класс) учащиеся определяют и описывают растения базового кабинета. Для этих целей используют специальную справочную литературу. Наиболее удачным в этом плане является справочник д ра Хессайона «Все о комнатных растениях» (М.: Кладезь, 1996).

На втором этапе (6 класс), работая в группах, учащиеся определяют и описывают видовой состав комнатных растений кабинетов школы. Следует отметить, что работа в группах, где учащиеся совместно выполняют задания, способствует совершенствованию навыков общения, лучшему усвоению знаний и интеллектуальному развитию детей.

Данные о видовом составе растений можно поместить в классном уголке или на отдельном стенде. Кроме того, в емкость с растениями помещают табличку, где указаны название, вид, родина растения. Замечено, что на переменах ученики с большим интересом рассматривают растения класса, знакомятся с информацией о них. Также можно провести заседание озеленителей школы, на котором дать рекомендации по работе со справочниками, указать, какие растения в зависимости от экспозиций окон целесообразно выращивать в том или ином кабинете. Также важна связь экспериментальной деятельности учащихся с учебным процессом, которая устанавливается через предметы естественного цикла. Так, например, в курсе биологии учащиеся изучают морфологию растений, а полученные в процессе работы над проектом знания о растениях не только служат хорошим дополнением, но могут быть применены и в курсе географии 7 класса, в частности, при изучении материков. На основе знаний о видовом составе комнатных растений школы можно создать карту растительности мира, на которой обозначить родину каждого растения. На уроках географии, изучая природные зоны материков, учащиеся могут делать сообщения о растениях этих мест. Например, при изучении природных зон Африки учащиеся рассказывают об узамбарской фиалке и хлорофитуме пучковатом, Америки – кактусах и растениях влажных экваториальных лесов Амазонии – антуриуме и др.

В данном случае осуществляется опережающее обучение. Для подготовки такого урока ребята прорабатывают достаточно большой объем литературы, как справочной, так и научной, предложенной учителем или найденной самостоятельно. Такие уроки, несомненно, более интересны как для ребят, готовящих материал, так и для всего класса в целом.

Работая над картой растительности, учащиеся узнают, что родина большинства комнатных растений школы – влажные леса Америки и Африки, так как влажность и температурный режим в кабинетах школы вполне соответствуют естественным условиям данной природной зоны (проводится мониторинг экологического состояния кабинетов школы под руководством учителя химии). Для учащихся становится очевидно, что в средней полосе России на широте Москвы эти растения требуют определенных условий содержания. Это касается умеренного полива зимой и обильного летом, притенения растений в жаркое время года и подсветки в холодное, «зимовки» для кактусов и пр. Результаты работы можно оформить в виде мини рефератов или показать на стенде в классе.

Заключительным этапом второй ступени проекта является презентация результатов исследовательской и практической работы. Для учащихся 5–7 классов это лучше сделать в виде праздника «Путешествие с комнатными растениями» по произведению Верзилина. Учащиеся ведущие, используя карту растительности мира, рассказывают об условиях жизни растений, встречающихся в школе. Другие школьники представляют инсценировк е рассказа, легенду, миф, песню об одном из растений.

Для учащихся 8–9 классов особый интерес представляет изучение экологической и лечебной функций растений. Из справочной и научно популярной литературы можно узнать, что в школе есть растения, определяющие санитарное состояние воздуха в кабинетах, т.е. выполняющие роль биоиндикаторов. К ним относятся традесканция, бегония, аспарагус, фиалка. Кроме того, в кабинетах есть растения детоксиканты, способные обезвреживать токсичные вещества, содержащиеся в воздухе. Это хлорофитум пучковатый, мирт обыкновенный, папоротник, герань, гибискус китайский, колеус, бегония королевская, драцена, плющи, диффенбахия, кактусы суккуленты.

Учащиеся в рамках программы озеленения школы подбирают для каждого кабинета растения с учетом экологических факторов.

Кроме того, можно вести работу по определению растений, обладающих лечебными свойствами. В школе к таким растениям относятся агава, алоэ, аспидистра, аукуба, гибискус, зефирантес, каланхоэ, камнеломка, пассифлора, пеларгония, плющи, сансевиера, туя, фатсия, фикусы. Результаты рекомендуется оформить в виде каталога «Лекарственные растения в школе», указав видовой состав, использование растений на родине, фармакологические свойства. Для каждого растения лекаря составляется аннотация лечебного действия, способы применения.

Результаты проектной работы учащиеся представляют на школьной научно практической конференции, на которой присутствуют представители всех классов средней и старшей школы. Таким образом, достижения отдельных групп школьников становятся известными практически всей школе и могут быть востребованы всеми желающими.

Наиболее интересные работы могут быть представлены на окружной детской экологической научно практической конференции.

___________________________

*) По материалам Московского эколого-образовательного комплекса / Журнал Городъ №7

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение