к разделу "Экология"
Экологическая безопасность Земли. Внеклассное мероприятие
Шпетельшпахер Вера Михайловна
Пермский край
г.Красновишерск
Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Задачи:
- - создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
- - формировать бережное отношение к окружающей среде;
- - воспитывать экологическую культуру;
- - формировать мотивацию природоохранной деятельности;
- - учить составлять алгоритмы, находить ошибки в алгоритмах;
- - развивать логическое мышление;
- - формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.
Оборудование: шапочки-маски, письмо, карточки с фразой, пазлы с животным, задания, колокольчик, презентация.
ХОД УРОКА:
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас проведу урок по природоведению. Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету».Скажите какова тема нашего урока?(Ответы детей.) Верно «Экологическая безопасность Земли».
Актуализация знаний.
- Как вы понимаете слово «экология»? ( наука)
- Иногда в средствах массовой информации можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз эколог-наука, может ли она быть плохой? (ответы детей)
- Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка». Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, поговорим о правилах поведения в природе.
- Давайте посмотрим на фотографии нашей Земли. (показ слайдов с комментарием)
Слайд 1. БАЙКАЛ – самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров . Это озеро – крупнейшая сокровищница пресной воды.
Слайд 2. Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.
Слайд 3. Лес – это легкие нашей планеты.
Слайд 4. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно и глаз радует.
Слайд 5. Согласны ли вы с тем, что наша планета красива? Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
ПОКАЗ слайда с индейцами
- А кто это такие? (индейцы).
- Верно, индейцы – это древний народ, который живет в гармонии с природой.
И поэтому на время нашего урока мы превращаемся в племена, вам нужно одеть шапочки – маски. Все стали похожими на индейцев. Таблички с названием племен Племя БЫСТРЫХ, племя ОТВАЖНЫХ, племя МУДРЫХ, племя СИЛЬНЫХ.
Звучит музыка. Входит ученик в образе пришельца с другой планеты.
- Давайте познакомимся, а вы кто?
- Я - пришелец из Космоса.
Постановка проблемы.
Я живу на планете «Информатика», где хранятся все знания о вашей планете Земля. Делая снимки вашей планеты, мы заметили, что издалека она очень красивая,. Но при ближайшем рассмотрении мы увидели тревожные факты…
Слайд 1. Кит, выбросившейся на берег- последствия загрязнения моря отходами химического производства.
Слайд 2 . В одоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.
Слайд 3 Вы хлопные газы наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.
Слайд 4. Мусор и бытовые отходы быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются
Слайд 5. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.
УЧИТЕЛЬ
- Ребята, вам понравилось то, что вы здесь увидели?
ПРИШЕЛЕЦ
- Ваша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Я привезла вам письмо с обращением от жителей нашей планеты. (Учитель читает письмо, но ничего не понимает).
- Ой, что это? Я ничего здесь не понимаю.
- Дайте-ка, я посмотрю. А, поняла, в чем дело. Во время полета текст письма закодировался. Чтобы его раскодировать, каждое племя должно выполнить задание.
Пришелец раздаёт листы с заданиями. За правильное выполнение – вы получаете карточку с частями закодированной фразы. При возникновении вопроса вы можете подать сигнал SOS (колокольчиком).
УЧИТЕЛЬ:
- Племя «БЫСТРЫХ»готовы, потопайте.
- Племя «ОТВАЖНЫХ» готовы? Крикните
- Племя «МУДРЫХ» готовы? Поднимите руки.
- Племя «СИЛЬНЫХ» готовы? Хлопните в ладоши.
1 карточка «Залив Великого Духа Тум-Тум».
В заливе Великого Духа Тум-Тум произошла экологическая катастрофа. Корабль, перевозящий нефть. Получил пробоину. Нефть разлилась по поверхности воды. Рыбы задыхаются, что делать?
Найдите и исправьте ошибки в алгоритме похода в лес.
- Взять продукты, компас, магнитофон.
- Включить в лесу громкую музыку.
- Если в лесу по дороге попадется съедобный гриб, то срезать его или вырыть из земли.
- Если встретится незнакомый гриб, то сбить его палкой.
- Для отдыха быстро наломать веток и разжечь костёр.
- Заварить чай и перекусить.
- Выбросить оставшийся мусор в кусты.
- Оставить горящие угли костра подмигивать тебе на прощание.
- Продолжить путь.
2 карточка.»Долина большой охоты»
.Собрав пазлы, вы узнаете, какой зверь живет в Долине Большой Охоты.
3 карточка «Мыс утренней звезды».
Индейцы собираются открыть заповедник. Для рекламы им нужны эмблемы. Помогите их создать.
4 карточка «Тропа Испытаний».
Составьте алгоритм изготовления керамической плитки из ненужных стеклянных изделий.
Собрать стеклянные бутылки.
Раздробить стекло на заводе на кусочки.
Погрузить собранные стеклянные изделия в машину.
Собрать другие изделия из стекла.
Отвезти груз на завод.
Изготовить керамическую плитку.
Смешать стеклянные кусочки с глиной.
ЗАДАНИЕ всем племенам общее.
Найдите и исправьте ошибки в алгоритме похода в лес.
1. Взять продукты, компас, магнитофон.
2. Включить в лесу громкую музыку.
3. Если по дороге в лесу попадается съедобный гриб, то срезать его или вырыть из земли.
4. Если встретится незнакомый гриб, то сбить его палкой.
5. Для отдыха быстро наломать веток и разжечь костёр.
6. Заварить чай и перекусить.
7. Выбросить омтавшийся мусор в кусты.
8. Оставить горящие угли костра подмигивать тебе на прощанье.
9. Продолжить путь.
Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе.
– Сортируя мусор, … бережёшь чмстую воду.
– Починив подтекающий кран, ... узнаёшь, как её сберечь.
– Покупая товары со знаком Вторичной переработки упаковки, … даёшь возможность снова сделать полезные вещи.
– Изучая природу, … бережёшь чистый воздух.
– Охраняя растения, … сохраняешь лес.
После последнего этапа племена возвращаются на свои места (таблички меняются).
6. Обсуждения полученных результатов.
Учитель начальных классов:
– А сейчас племена расскажут о том, что они делали, какие задания выполняли.
ПЛЕМЯ БЫСТРЫХ? (ответ детей)
– А вы, ПЛЕМЯ ОТВАЖНЫХ? (ответы детей)
– Теперь ваша очередь, ПЛЕМЯ МУДРЫХ. (ответы детей)
– ПЛЕМЯ СИЛЬНЫХ . (ответы детей)
Ответы детей сопровождаются показом результатов компьютерного этапа.
Звуковой сигнал.
Учитель информатики:
– Ребята, я выслушала ваши предложения о том, как спасти рыбу, задыхающуюся в речке с нефтью, как изготовит плитку из отходов.
Хочу узнать правила бережного отношения к природе.
Учитель начальных классов:
– Наверно, Пришелец, уже пора раскодировать фразу?
Учитель информатики:
– Пора, пора.
Кто начнёт? Наверное, ПЛЕМЯ СИЛЬНЫХ … (дети выходят к доске, ставят карточки, продолжает ПЛЕМЯ МУДРЫХ , ПЛЕМЯ ОТВАЖНЫХ , завершает ПЛЕМЯ БЫСТРЫХ ).
Получилась фраза « Люди! Планета – ваш дом. Содержите её в чистоте, оберегайте, любите, и она станет вашей крепостью! » (слайд)
Учитель начальных классов:
– Давайте прочитаем хором, какое обращение привёз вам Пришелец. (читают).
– А какие экологические проблемы возникают на земле? (ответы)
– Чему мы научились сегодня на уроке? (ответы)
– Мы повторили правила поведения в природе, мы повстречались с теми животными, которых надо оберегать, предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.
И мы надеемся, что вы сегодня ещё раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.
А главное – своими действиями не наносить ей вреда.
Учитель информатики:
… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни, истину простую:
Вас много, а она одна (СЛАЙД с планетой) – одна!
Подведение итогов.
– Мы надеемся, что ваш труд по сохранению планеты будет продолжаться, и дарим каждой команде росток будущего цветка. Мы уверены, что из этих листиков вы вырастите великолепные фиалки. Спасибо всем присутствующим! До свидания!
|