Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Экология"

Исследовательская деятельность учащихся в системе экологического образования. ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог»

Руководитель кружка
Татаркина Галина Валерьевна
учитель химии и биологии
Вишневский филиал
МБОУ СОШ № 4 с. Прохоры
с. Вишневка
Спасского района Приморского края

Пояснительная записка

Государственной нормой образованности, отражающей общественный идеал, становится экологическая ответственность каждого человека. Экологическая ответственность означает понимание человеком своей меры свободы в отношениях с окружающей средой, границы которой определяются законами устойчивости и саморегуляции природных систем.

Экологическое образование – особая образовательная область, призванная реализовать идеи информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений.

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

В систему экологического образования должны быть заложены следующие принципы: гуманизация, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.

Экологическое образование играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования. Оно выполняет следующие педагогические функции:

•  способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;

•  является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;

•  формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать свою деятельность и деятельность других людей;

•  расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.

Отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Следовательно, реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания, но и форм и методов обучения.

В школьном экологическом образовании основной упор был сделан на теоретическое обоснование экологических проблем с использованием естественнонаучных аспектов. Основным результатом такого образования является лишь осведомленность об экологических проблемах, большинство школьников не готовы проявлять личную активность в практическом их решении. На практике обучение часто ограничивается включением отдельных экологических вопросов в учебные курсы без учета особенностей процесса решения проблем – от осознания до практического результата, - лежащего в основе формирования экологической культуры, которая включает в себя не только экологическое сознание, но и экологическое поведение и реализуется в способности людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Введение системы экологического образования требует формирования практических навыков по оценке качества окружающей среды. Основной вклад в практическую экологическую деятельность учащихся вносят экологические исследования и работы по оценке качества окружающей среды, которые являются важной частью содержания образования.

Экологические исследования позволят учащимся обобщить полученные знания, применить сведения, полученные при изучении других предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения той или иной экологической проблемы.

Данная программа построена с учетом возрастных особенностей детей на интегративной, междисциплинарной и проблемной основе, с учетом региональных особенностей. Она позволила конкретизировать цель обучения экологии – становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что она позволяет показать учащимся место человека в природе и обществе, его разносторонние связи с ними, приобщить к культуре поведения человека в природном и социальном окружении.

Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково–исследовательская деятельность школьников. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе. Это особенно ценно для сельских детей, которые, как правило, проигрывают городским сверстникам в активности и инициативности.

Эта программа позволит им ощутить себя полноправным субъектом природоохранной деятельности. Работая по программе, школьники получат материалы, позволяющие объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель программы: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.

Задачи программы:

1. Образовательные:

•  способствовать первичной систематизации в сознании ребенка представлений о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека ценности;

•  формировать способности теоретического прогнозирования и оценки последствий вмешательства в природу при решении житейских проблем;

•  обучать работе с моделями экосистем реальной экологической деятельности с доступными учащимся объектами природы;

•  способствовать практическому овладению системными знаниями о взаимодействии человека, природы и общества, об альтернативных способах разрешения экологических проблем, предотвращении нежелательных последствий антропогенных влияний на природу.

•  сформировать знания таких методов экологического мониторинга как биоиндикация, физико-химические методы и умений ими пользоваться.

2.Воспитательные:

•  воспитывать инициативу, ответственность;

•  формировать нравственные запреты наносить ущерб природе;

•  расширять стили и способы взаимодействия с окружающими людьми;

•  прививать любовь к родному краю.

3. Развивающие:

•  сформировать умения:

- формулировать проблему;

- разрабатывать и проводить эксперимент;

- делать выводы и предложения;

- претворять предложения в жизнь.

Данная программа опирается на базовые знания учащихся по природоведению, биологии, географии, химии.

Программа кружка рассчитана на две разновозрастные группу учащихся 6 – 9 классов, что позволяет дифференцированно подходить к проведению занятий. Возраст детей – 13-15 лет. В старшей группе предполагается усиление практического компонента программы за счет увеличения доли химических методов исследования.

Программа экологического кружка рассчитана на 2 года. Всего на учебный год 144 часа – по 72 часа на каждую учебную группу. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Режим занятий: двухчасовые занятия раз в неделю в каждой группе. Занятия осуществляются как в кабинете химии и биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.

Содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Содержание программы делится на три части: «Общая экология», «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы», построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.

Задача кружка не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков биологии, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение экологических акций. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду. 

Методы и формы обучения:

  • – методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;
  • – интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);
  • – самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся :

индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий:

интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, самостоятельная работа учащихся, олимпиады.

Прогнозируемые результаты:

  • - качественное повышение уровня знаний,
  • - активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности,
  • - привлечение учащихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук.
  • - увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях.  

Формы подведения итогов реализации программы:

  • - участие членов кружка в олимпиадах по химии, экологии;
  • - участие членов кружка в районых конкурсах по экологии.
  • - выступление на научно – исследовательской конференции «Шаг в будущее».

В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть биоиндикационными и физико-химическими методами экологического мониторинга, методами мониторинга биоты, воздуха, почвы, водных объектов, шумового загрязнения, физического развития учащихся.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;
  • бережное отношение к природе;
  • творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!
  • самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
  • духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • что такое природа;
  • правила поведения в природе;
  • экологические законы, правила, теории научные факты;
  • осознать единство в системе «природа – человек»;
  • основы мониторинга окружающей среды;
  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
  • глобальные экологические проблемы;
  • разнообразие растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать экологическую ситуацию;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • участвовать в природоохранных акциях;
  • работать с научной литературой;
  • использовать различные методы мониторинга в практических работах;
  • применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;
  • представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.
  • выполнять учебные рефераты, презентации;
  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • фотовыставки;
  • учебно-исследовательские конференции;
  • соревнования, КВН;
  • выставки планшетов;
  • демонстрация презентаций, экологических представлений;
  • участие в конкурсах различного уровня, олимпиадах.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Юный эколог", являются:

1 год обучения:

  • - умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  • - умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • - активное участие в коллективной познавательной деятельности.

2 год обучения:

  • - умение проводить опыты, исследования;
  • - умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
  • - знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.
  • - умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
  • - умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.  

Учебно-тематический план первого года обучения (младшая группа)

(2 часа в неделю)

п/п Раздел, тема Форма занятия Всего часов Теория Практика Форма контроля
1 Введение. Экологический мониторинг, его цели и задачи Рассказ, беседа 2 2    
2 Раздел 1. Методы экологического мониторинга 8 4 4  
  Тема 1.1.Биоиндикационные методы Рассказ, беседа, тест 4 2 2  
  Тема 1.2.Физико-химические методы. Беседа, демонстрация опытов 4 2 2  
3 Раздел 2. Методы мониторинга биоты 20 8 12  
  Тема 2.1.Мониторинг биоты Рассказ. Экскурсии 20 8 12 промежуточный
4 Раздел 3. Методы мониторинга воздуха 18 8 10  
  Тема 3.1.Биоиндикационные методы мониторинга воздушной среды Рассказ. Экскурсии 10 5 6  
  Тема 3.2.Физико–химические методы мониторинга воздуха Беседа, демонстрация опытов, проведение опытов. 4 2 2  
  Тема 3.3.Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки Рассказ, исследование. 4 1 3  
5 Раздел 4.Методы мониторинга почв   18 6 12  
  Тема 4.1. Биоиндикационные методы мониторинга почв. Рассказ, демонстрация, экскурсия. 10 4 6  
  Тема 4.2.Физико–химические методы мониторинга почв Рассказ, опыты 8 2 6 промежуточный
6 Стендовый доклад, его подготовка и оформление. Рассказ, демонстрация 6 2 4 итоговый
  Итого:   72 30 42  

 

Учебно-тематический план первого года обучения (старшая группа)

(2 часа в неделю)

п/п

Раздел, тема

Форма

занятия

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Введение. Экологический мониторинг, его цели и задачи

Рассказ, беседа

2

2

 

 

2

Раздел 1. Методы экологического мониторинга

8

3

5

 

 

Тема 1.1.Биоиндикационные методы

Рассказ, беседа, тест

4

2

2

 

 

Тема 1.2.Физико-химические методы.

Беседа, демонстрация опытов

4

1

3

 

3

Раздел 2. Методы мониторинга биоты

20

6

14

 

 

Тема 2.1.Мониторинг биоты

Рассказ. Экскурсии

20

6

14

промежуточный

4

Раздел 3. Методы мониторинга воздуха

18

7

12

 

 

Тема 3.1.Биоиндикационные методы мониторинга воздушной среды

Рассказ. Экскурсии

10

5

6

 

 

Тема 3.2.Физико–химические методы мониторинга воздуха

Беседа, демонстрация опытов, проведение опытов.

4

1

3

 

 

Тема 3.3.Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки

Рассказ, исследование.

4

1

3

 

5

Раздел 4.Методы мониторинга почв

 

18

5

13

 

 

Тема 4.1. Биоиндикационные методы мониторинга почв.

Рассказ, демонстрация, экскурсия.

10

4

6

 

 

Тема 4.2.Физико–химические методы мониторинга почв

Рассказ, опыты

8

1

7

промежуточный

6

Стендовый доклад, его подготовка и оформление.

Рассказ, демонстрация

6

2

4

итоговый

 

Итого:

 

72

25

47

 

Всего за год часов по программе: 144 часа

 

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОМУ УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

Понимать:

•  состав и свойства биосферы как глобальной экосистемы;

•  особенности современного состояния биосферы;

•  что различия видового состава сообществ зависят от различия абиотических условий;

•  значение основных экологических факторов (температура, влажность, микроорганизмы, плотность заселения);

•  значение разнообразных связей между видами как причины устойчивости сообщества;

•  значение антропогенных факторов в сокращении и управлении численностью популяции;

•  взаимосвязь глобальных, региональных и локальных проблем;

•  роль прогнозирования и моделирования во взаимодействии общества с природными системами;

•  необходимость регуляции человеческой деятельности для гармонизации социального и природного развития.

 

Знать:

•  виды глобальных экологических проблем – загрязнение, обеднение биологического разнообразия, парниковый эффект;

•  компоненты экосистемы, разнообразие экосистем, интегративные свойства;

•  основные среды жизни;

•  многообразие живых организмов;

•  экологически грамотные правила обращения с природой;

•  источники и виды загрязнения окружающей среды;

•  возможные пути оптимизации деятельности человека с природными системами.

 

Уметь:

•  применять знания о закономерностях действия экологических факторов (закон оптимума, лимитирующие факторы) при решении экологических задач, связанных с практической деятельностью человека;

•  вести наблюдения за экологическими явлениями и влиянием деятельности человека на живые организмы и их сообщества, на среду обитания живого с помощью органов чувств, оптических и иных приборов;

•  описывать и излагать результаты наблюдений, интерпретировать и обсуждать полученные данные в группе;

•  проводить эксперимент в соответствии с исследовательскими задачами, продумывать варианты и закладывать опыты, описывать, объяснять и интерпретировать результаты;

•  проводить простейший количественный учет живых существ в единицах пространства или времени;

•  проводить измерения с помощью разнообразных приборов;

•  оформлять результаты с помощью таких форм как описание фактов, составление простых таблиц круговых и столбчатых диаграмм, графиков, формулировать выводы;

•  сформулировать несложную проблему и предложить идею ее опытной проверки, опираясь на знания экологии.

 

ЛИТЕРАТУРА для учителя

•  Государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Экология. М., 2007

•  Экология: спецкурсы и факультативы для школы. Новосибирск: НГПУ, 1999

•  Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1995

•  Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. М.: Просвещение, 2000

•  Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

•  Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.

•  Воспитание учащихся в процессе обучения биологии (Текст): пособие для учителя/ И.Д. Зверева, А.М. Мягкова, Е. П. Брусновт/ под ред. И. Д. Зверева. – М.: Просвещение, 1984.

•  Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.

•  Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 1997

•  Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. СПб.: Акцидент.

•  Касаткина, Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. (Текст). - Волгоград: Учитель, 2003.

•  Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

•  Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996

•  Белавина Р.Д. Планета наш дом. Методика преподавания экологии.

•  Свет жизни. Части 1,2. Пособие по практической экологии.

•  Бытовая экология: Курс лекции. Волгоградское отделение Российской экологической академии. Центр экологического обучения.

•  Экологический вестник России. 2000 - 2009.

 

ЛИТЕРАТУРА для учащихся

•  Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешь на уроке.

•  Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998

•  Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.

•  Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.

•  Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 1999.

•  Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

•  Биология в таблицах.6-11 классы (Текст): справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. -4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002.

ДИДАКТИТЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ

Карточка № 1.

Определение кислотности и плодородия почв по составу произрастающих на них растений.

•  Определите по развитию вегетативных частей растений (хорошо, плохо) качество плодородия почвы на нескольких участках (у дороги, на свалке, в глубине леса, на опушке леса, на выгоне и т.д.).

•  По составу растительного покрова определите характер почвенного раствора почвы:

•  нейтральные почвы – клевер, тимофеевка;

•  щелочные – вьюнок полевой;

•  кислые – фиалка трехцветная, багульник, голубика, клюква, мхи.

Карточка № 2.

Определение и сравнение растений в разных условиях обитания.

•  Найдите растения одуванчика лекарственного, выросшие в тени при условии умеренной влажности и на ярко освещенном более сухом месте.

•  Выкопайте оба растения.

•  Сравните эти растения по следующим признакам.

Сравнение растений самого вида (одуванчика лекарственного) в разных условиях обитания:

Признаки

Местообитание

в тени

на свету

1. Общая высота растений

 

 

2. Длина и количество корней

 

 

3. Количество листьев, их длина и ширина

 

 

4. Изрезанность листовой пластинки

 

 

5. Цвет листовой пластинки

 

 

6. Количество соцветий и их диаметр

 

 

•  Сделайте вывод о влиянии света на рост и развитие растений (теневая и световая форма растений).

 

 

Карточка № 3.

 

Заполните таблицу. Рядом с названием растения в скобках укажите ярус.

 

Растения елового леса

 

1

 

 

Карточка № 4.

Заполните таблицу. Рядом с названием растения в скобках укажите ярус.

Растения соснового леса

 

Название растения

(ярус)

Условия обитания

(свет, теплота, влажность)

 

 

Карточка № 5.

Заполните таблицу. Рядом с названием растения в скобках укажите ярус.

Растения луга

Название растения

(ярус)

Условия обитания

(свет, теплота, влажность)

 

 

Карточка № 6

Выявите признаки загрязнений и отметьте их в таблице, проставив соответствующее количество баллов.

Признаки загрязнений

Степень загрязнения

слабое - 1 балл

среднее – 2 балла

сильное – 3 балла

очень сильное – 4 балла

1. Поломки деревьев

 

 

 

 

2. Поломки кустарников

 

 

 

 

3. Сухие деревья

 

 

 

 

4. Сухие кустарники

 

 

 

 

5. Суховершинность деревьев

 

 

 

 

6. Наличие трутовиков

 

 

 

 

7. Наличие гнили, дупел

 

 

 

 

8. Наличие растений – спутников человека

 

 

 

 

9. Вытаптывание

 

 

 

 

 

Степень загрязнения определяется по следующим признакам:

•  малая – 1 – 5 % от общего количества объектов;

•  средняя – до 25 %;

•  сильная – до 50 %;

•  очень сильная – более 50 %.

 

Карточка № 7.

Определение бытового загрязнения.

Оборудование: пакеты, перчатки, наконечник.

Ход работы:

•  собрать мусор;

•  классифицировать;

•  результаты внести в таблицу;

•  сделать вывод о причине данного загрязнения;

•  разработать предложения о предотвращении загрязнения.

 

Виды загрязнения

Количество

Способы утилизации

 

 

 

Карточка АФС (антропогенные факторы среды)

Встречаемость того или иного загрязнения можно рассчитать по формуле:

n x 100%

f = ------------ , где

N

f – встречаемость;

n – количество загрязнений;

N – общее число загрязнений

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОДЫ.

Работа № 1.

Определение хлоридов.

К 5 – 10 мл исследуемой воды добавить 2 мл раствора нитрата серебра. В присутствии хлоридов выпадает белый творожистый осадок. Примерное содержание хлоридов определяется по таблице:

Осадок

Содержание Cl - , мг/л

слабая муть

1 –10

сильная муть

10 – 50

хлопья оседают не сразу

50 – 100

объемистый осадок

более 100

Работа № 2.

Определение солей железа (111).

К 5 – 10 мл исследуемой воды на кончике шпателя добавить гидросульфат калия и столько же роданида калия. В присутствии солей железа (111) наблюдается красное окрашивание раствора. Примерное содержание Fe 3+ определяется по таблице:

Осадок

Содержание Fe 3+ , мг/л

слабо желтовато-красный

0,05 – 0,4

желто-красный

0,4 – 1,0

красный

1,0 – 3,0

ярко-красный

3,0 – 10,0

 

Работа № 3.

Определение сульфатов.

К 5 – 10 мл исследуемой воды добавить 2 мл раствора хлорида бария. В присутствии сульфатов выпадает белый осадок. Примерное содержание сульфатов определяется по таблице:

Осадок

Содержание SO 4 2- , мг/л

слабая муть

1 –10 0

сильная муть

10 0 – 50 0

осадок

более 500

 

Работа № 4.

Определение солей аммония.

Первоначально пробу необходимо освободить от соединений щелочно-земельных металлов. Для этого к 5 – 10 мл исследуемой воды следует добавить на кончике шпателя сегнетовой соли. Затем прилить 1 мл реактива Несслера. В присутствии солей аммония раствор приобретает желтое окрашивание. Примерное содержание NH 4 + определяется по таблице:

Осадок

Содержание NH 4 + , мг/л

слегка желтоватый

0,05 – 0,3

желтоватый

0,3 – 0,6

слабо-желтый

0,6 – 1,0

желтый

1,0 – 2,0

буро-желтый

2,0 – 7,0

буро-желтый, мутный

более 7

 

Работа № 5.

Определение рН.

Проводится с использованием универсального индикатора. Цвет индикатора сравнивается со стандартной шкалой.

О качестве воды можно судить, сравнивая полученные данные с результатами следующей таблицы:

Показатель

ПДК в сточной воде, мг/л

1. реакция среды

7

2. Fe 3+

1,7

3. SO 4 2-

380

4. Cl -

30

5. NH 4 +

1,8

 

ЛИХЕОИНДИКАЦИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Лишайники как индикаторы.

Тело лишайника, слоевище, состоит из гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиозе. По строению слоевища лишайники делятся на три группы:

•  накипные ( корнеподобные), похожи на плоские корки, плотно срастающихся с корой, камнями, почвой; они трудно отделяются, на ощупь бархатистые, влажноватые.

•  листовые (листовидные) имеют форму мелких пластинок, прикрепляются к поверхности тонкими нитями гриба и довольно легко отделяются от нее;

•  кустистые, которые либо растут вверх как маленькие кустики, либо свисают с дерева вниз, подобно бороде.

Окраска лишайника очень разнообразна. Только одного цвета не дала им природа – ярко-зеленого. По этому признаку их легко отличить ото мхов. Для существования лишайника есть одно условие: чистота воздуха.

В загрязненном он погибает. Поэтому лишайник может служить индикатором загрязненности воздуха двуокисью серы. Знание экологии лишайников, их отношения к загрязнению среды позволяет использовать их в качестве индикаторов.

Изучение лихеонофлоры городов выявило ряд общих закономерностей: чем больше индустриализован город, чем более загрязнен воздух, тем меньше встречается в его границах видов лишайников, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев и других субстратов, тем ниже жизненность видов лишайников.

Установлено, что при повышении степени загрязнения воздуха первыми исчезают кустовые, затем листовые и последними – накипные формы. Состав флоры лишайников в различных частях городов оказался настолько различным, что исследователи в пределах городов выделяют так называемые зоны лишайников.

Практическая работа.

 

Цель работы: проведение качественной оценки загрязненности воздуха с помощью лишайников.

Оборудование: лупа, рамка для определения степени покрытия лишайниками стволов деревьев.

Выполнение работы:

  • Определить парк, в котором будут проводиться наблюдения.
  • Составить карту парка.
  • Отметить на карте близлежащие заводы, дороги с интенсивным транспортным движением.
  • На каждом дереве подсчитать количество видов лишайников. Для более точного подсчета используют лупу.
  • Все обнаруженные виды разделить на 3 группы: кустистые, листоватые, накипные.
  • Провести оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30 –150 см на наиболее заросшую часть коры лишайника наложить рамку. Подсчитать, какой процент общей площади рамки занимают лишайники.
  • Полученные результаты занести в таблицу.

Лихеоиндикация липового парка

Признаки

Деревья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Общее количество видов, в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кустистых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листовых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Накипных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов по таблице и выводы.

Зона

Степень загрязнения

Наличие (+) или отсутствие (-) лишайников

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение