Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Дошкольное воспитание > Вопросы теории

Дистантный (заочный) курс обучения по
социально-оздоровительной технологии:
"Здоровый дошкольник"

Программа профессора, д-ра медицинских наук Ю.Ф. Змановского,
как концептуальная основа социально-оздоровительной технологии
"Здоровый дошкольник"

(Теоретико-экспериментальные обоснования и основные положения авторской программы)

Данная программа, посвященная проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, принципиально отличается от действующей программы воспитания в детских садах. Основные отличия:

1. Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии “здоровый образ жизни” ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.

2. Наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.

3. Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном и добросовестном выполнении рекомендаций.

4. В ряде разделов программы предусмотрен учет климато-географических и экологических особенностей региона.

Теоретико-методологический раздел программы содержит оригинальные понятия “здоровье” и “здоровый ребенок” и является её медико-педагогическим обоснованием. В соответствии с современным подходом, представленным в отечественной и зарубежной медицинской литературе, приводятся три определения здоровья человека — самотическое (физическое), нервно-психическое и сексуальное; все эти определения относятся и к растущему организму.

В программе дано комплексное “физиологическое” определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект. Комплексное определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик — жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешнесредовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности и т.д.

В этом разделе программы также представлен в краткой форме ряд основных положений возрастной физиологии, психофизиологии, детской и педагогической психологии, причем главным критерием включения этих положений в программу явилась их практическая значимость.

Характеризуя ситуацию в возрастной физиологии (прежде всего в развитии ребенка) в историческом аспекте, можно выделить два основных направления: аналитическое и теоретическое. Первое представляет собой накопление информации о возрастных особенностях деятельности физиологических систем растущего организма; второе посвящено поиску и обоснованию ведущих закономерностей формирования этих систем (здесь необходимо отметить ряд концепций: П.К. Анохина — о гетерохронном развитии функциональных систем в отногенезе; И.А. Аршавского — об энергетическом правиле деятельности скелетной мускулатуры растущего организма; А.А. Маркосяна — о надежности, дублировании и пластичности в становлении физиологических систем у ребенка). В эти концепции входят также сформированные нами на I и II научных конференциях по физиологии развития ребенка понятия “каналов” роста и развития, подтвержденные практикой выводы о становлении цикличности процессов в раннем онтогенезе человека, роли формирующегося биоритмологического профиля ребенка-школьника в укреплении его здоровья. Все это вместе взятое явилось теоретической основой нашей физиологической концепции формирования здоровья детей.

Основными объектами наших исследований, проводимых в комплексе с другими лабораториями и отделениями Института педиатрии РАМН, РИПКРО, а также Института нормальной физиологии РАМН и Института физиологии детей и подростков РАО, стали возрастные особенности вегетативной регуляции и ее роли в сохранении и укреплении здоровья детей.

Новые факты и выявленные закономерности

Еще в предыдущих исследованиях (Ю.Ф. Змановский) у новорожденных детей, а затем и у взрослых здоровых людей, было выявлено три типа сосудистых реакций на локальные холодовые раздражители. Первый, обозначенный как неустойчивый, “лабильный”, характеризовался интенсивными и кратковременными прессорными реакциями; второй (“нормальный” тип) отличался менее интенсивными, но более длительными реакциями; наконец, у детей (и у взрослых) с третьим типом вегетативно-сосудистой реактивности, обозначенным как “инертный” (позднее “устойчивый”), реакции были или неинтенсивными, но очень длительными, или визуально (на плетизмограмме) отсутствовали. Последнее наблюдение оказалось неожиданным и наиболее интересным, ведь сосудистый аппарат как бы не реагирует естественной сосудосуживающей реакцией на локальный (местный) холодовой стимул.

Возможно следующее объяснение. В процессе эмбрионального развития происходит формирование генотипической основы той или иной физиологической системы. Эта основа определяет пределы функционирования данной системы в русле соответствующего “канала” развития. Наличие трех типов реакций, вероятно, обусловлено формированием соответствующих каналов вегетативной регуляции. В первом из них преобладают преимущественно симпатические эффекты, в третьем — парасимпатические. В промежуточном канале, находящемся как бы посередине, эти влияния уравновешиваются.

Как показали наши исследования, у детей дошкольного возраста с выявленными типологическими различиями кожно-сосудистых реакций развитие в онтогенезе происходит в русле каждого канала и ограничено его границами. Однако взаимодействие между соседними каналами, а иногда и между крайними, может изменить характер тех или иных реакций. Эти данные указывают на необходимость применения типологически-дифференцированного подхода к поиску и разработке эффективных для детей профилактических и оздоровительных методов.

Исследованиями доказана целесообразность типологического подхода (в другом аспекте) к оценке состояния здоровья детей. Выявлена связь соматотипов со степенью выраженности экстероцептивной рефлексации, т.е. с психоневрологическими параметрами. Их нарушения чаще наблюдаются у представителей астеноидного и дигестивного типов. В процессе исследований удалось также обнаружить определенную тенденцию в становлении вегетативной регуляции в периодах раннего и дошкольного детства: постепенное возрастание роли симпатических влияний в реакциях растущего организма на экстеро- и интероцептивные стимулы. Были охарактеризованы и возрастные особенности кожно-сосудистых реакций у детей. У старших дошкольников (5–7-летних) они отличаются большой интенсивностью при меньшей продолжительности, что указывает на развитие физической терморегуляции, которая, по нашим данным (И.А. Корниенко), формируется к концу дошкольного возраста. Однако указанная здесь типология этих реакций не претерпевает существенных изменений в дошкольном возрасте.

В исследованиях кожно-сосудистых реакций у детей дошкольного возраста нами выявлена еще одна особенность, а именно — наличие асимметрии показателей кожной температуры. Установлен следующий научный факт: если у ребенка, не имеющего жалоб и клинических проявлений ОРЗ, в исследованиях кожно-сосудистых реакций не выявилась асимметрия ни по одному из параметров, то спустя 1–2 дня нередко можно было ожидать возникновения этого заболевания. Данное наблюдение представляет не только теоретический, но и значительный практический интерес в разработке объективной донозоллогической диагностики ОРЗ. Наибольшая эффективность диагностики отмечена при использовании термодатчиков (их массовый выпуск еще не освоен отечественной промышленностью).

У детей дошкольного возраста была выявлена термоасимметрия. По методике термохронографии в условиях графической регистрации в качестве регистратора теплового состояния участка кожи был использовал детектор инфракрасного излучения. Одновременно производилась графическая регистрация изменений температуры кожи после кратковременного охлаждения. Использовалась оригинальная отечественная аппаратура. По крутизне кривой восстановления фоновой температуры оказалось возможным более точно оценивать кожно-сосудистые реакции и выявлять асимметрию.

В исследованиях С.В. Ким особенности кожно-сосудистых реакций были изучены в динамике как у здоровых, так и у больных респираторными заболеваниями (ОРЗ, бронхиты, пневмонии) детей. Установлено, что у здоровых детей, как правило, имеется термоасимметрия, наиболее выраженная на участках кожи тыльных поверхностей кистей; в среднем разница в параметрах фоновых температур оказалась равной 0,8о С и более высокой температурой на левых участках. В период острого лихорадочного состояния термоасимметрия уменьшается вплоть до полного купирования, преимущественно за счет повышения температуры на участке кожи правой руки. Темп восстановления термоасимметрии зависит от длительности лихорадочного периода: после ОРЗ с коротким (1–3 дня) лихорадочным периодом темп восстановления термоасимметрии и, соответственно, физической терморегуляции составляет 1–2 недели, при лихорадочном периоде от 3 до 10 дней — 2 недели. Эти данные необходимо учитывать при возобновлении оздоровительно-закаливающих процедур у реконвалесцентов.

При изучении микроциркуляции, т.е. кровотока в сосудах малого калибра, включая капилляры, у детей дошкольного возраста выявлена большая реактивность мелких сосудов на действие температурных стимулов. В исследовании периферического кровообращения по методике тетраполярной реографии и термохронографии изучено вазотропное влияние не только холодовых, но и локальных тепловых раздражителей. При этом наблюдались изменения тонуса сосудов: его повышение в сосудах среднего и крупного калибра при холодовых пробах и повышение тонуса вен — при тепловых. Однако депрессорный эффект от тепловых воздействий оказался слабо выраженным, что указывает на недостаточную сформированность соответствующих регуляторных механизмов и необходимость их тренировки в процессе закаливания детей дошкольного возраста.

В совместной работе с лабораторией клинической биохимии, проведенной с применением новых микрометодов, были изучены возрастные и биоритмологические особенности перекисного окисления липидов и антиоксидатной системы, участвующих в метаболической модификации клеточных мембран. Полученные данные отражают недостаточную развитость этих систем у детей дошкольного возраста. В связи с ролью вирусной инфекции в этиологии и патогенезе частых ОРЗ проводились и вирусологические исследования у детей раннего и дошкольного возраста.

В ходе исследования установлено, что под влиянием циклических упражнений и закаливающих методов повышается энергетический обмен клеток периферической крови, снижается тканевая гипоксия (по показателям ферментов цикла Кребса). Это создаёт условия для повышения сопротивляемости организма ребенка к инфекции.

Выявлены также корреляции между показателями кожно-сосудистых реакций и ферментным статусом крови. Наибольшая зависимость установлена между продолжительностью реакций и активностью НАДФН2 — диафаразы нейтрофилов: чем больше длительность реакции (что характерно для часто болеющих детей), тем менее устойчиво состояние нейтрофилов.

Таким образом, о состоянии окислительно-восстановительных процессов в клетках крови можно судить по показателям неинвазивного и абсолютно безвредного метода кожно-сосудистых реакций. Для детей, часто болеющих ОРЗ, характерны специфические кожно-сосудистые реакции и иное, чем у здоровых, удержание в слюне иммуноглобулинов класса А и лизоцима. Выявлена прямая корреляция: наряду с интенсивными и длительными реакциями на холодовые раздражители у таких детей отмечено значительное превышение возрастных нормативных показателей иммуноглобулинов и лизоцима. Таким образом, доказана взаимосвязь нарушений вегетативной регуляции иммунологической реактивности в патогенезе респираторных заболеваний у детей.

Совместно с отделением лечебной физкультуры и спортивной медицины нашей лабораторией было изучено влияние физических упражнений на состояние здоровья детей. Исследованиями установлено, что наибольший оздоровительный эффект дают циклические, т.е. длительные и повторяющиеся упражнения (оздоровительный бег, прыжки, планирование, аэробика, минибаскетбол и т.д.) при преимущественном использовании средних и даже малых нагрузок, например при степ-тесте до частоты 130–132 уд./мин.

Интерес, в частности, представляет исследование об оздоровительном влиянии длительных циклических упражнений на открытом воздухе, условиях и методике рациональной организации двигательной активности детей в благоприятной природной среде. Определены особенности двигательной активности детей раннего возраста в зависимости от пола, возраста, физического развития, степени плоскостопия, сезона года. Перечисленные факторы, особенно индивидуальный темп физического развития, отражаются на характере двигательной активности и, соответственно, на состоянии соматического здоровья детей.

В целях углубленного изучения особенностей нейрогуморальных механизмов в зависимости от возраста проведены комплексные исследования с лабораторией мембранологии н патофизиологии. В частности, изучены особенности микроэлементарного метаболизма наиболее распространенных ионов — калия, натрия, кальция, хлора в слюне у детей раннего и дошкольного возраста. Обследовано 302 человека. Выявлена зависимость содержания микроэлементов в слюнном секторе от сезона года (увеличение калия зимой, натрия — осенью, калия и хлора — весной и значительное снижение, особенно кальция, в течение зимних месяцев). С увеличением возраста снижается уровень натрия и повышается содержание хлора. Значительные изменения этих параметров в сторону повышения, прежде всего кальция, происходят при использовании закаливающих методов.

Наши комплексные клинико-лабораторные исследования, имеющие приоритетный характер, проведены с привлечением большого контингента (более 1500) детей. Они дали возможность разработать и внедрить в деятельность дошкольных учреждений физиологически обоснованную систему оздоровления, обеспечивающую укрепление соматического и психического здоровья, нормальное физическое и общее развитие детей раннего и дошкольного возраста.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение