Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества через синтез искусств

Игнатова Елена Викторовна,
музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 15»
г. Александров Владимирской области

«Кто не принадлежит своему Отечеству,
тот не принадлежит и человечеству»

В.Г. Белинский

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному,

многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается , знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня- значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности.

Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание-жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, её исторической основой.

Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и всё, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи, и отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В настоящее время создано немало разработок по музыкальному воспитанию детей на основе народной культуры. Программа « Истоки» профессора И.А. Кузьмина, которая способствует возрождению многовековых традиций России. парциальная программа

«Лад» В.В. Уткиной и А.Е. Писаревой, которая основана на духовно – патриотическом воспитании, работы Г.М. Науменко, Н.М. Гиляровой, А.М. Мехнецова, Л.Л. Христиансена З.Кодай и другие.

Я работаю по программе «Истоки», потому что она даёт возможность познакомить детей с малой Родиной, воспитать в детях патриотические чувства, любовь к Отчизне, к матери, к семье. Мне кажется, что музыкальные занятия, может быть, даже более других занятий, воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать. Я стараюсь акцентировать внимание детей не только на правильности интонирования или ритмичность движений, но прежде всего на том, что является основой народной традиции: если это танец, то в нём

мальчик – настоящий мужчина, добрый молодец. Он приглашает девочку, ведёт её в круг, становится так, чтобы его партнёршу было хорошо видно. В конце идёт и провожает девочку на место, кланяется ей, благодаря за танец. Если это песня – нужно слушать соседа, стараться, чтобы песня «сладилась». Есть такое выражение, не споём, а сыграем. Как это правильно, как здорово!

Мне импонирует цель «Истоков»- развитие духовности личности, познание своих истоков ( национальных, исторических, духовных). Благодаря универсальности осваиваемых социокультурных категорий и используемых педагогических технологий, программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» может быть интегрирована в музыкальные занятия, существенно дополняя и обогащая их.

Реализация «Истоков» в ДОУ осуществляется через народные традиции, праздники, знакомство с ремёслами, устным народным творчеством и детским фольклором.

Для дошкольников эта цель заключается в том, чтобы разбудить мысли и чувства ребёнка, научить его воспринимать, осмысливать и прочувствовать окружающий мир.

Детский фольклор – эта особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. Знакомство с ним развивает интерес и внимание у дошкольников к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, дразнилки, приговорки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем, обучают навыкам поведения.

В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

Я составила таблицу - подборку музыкального материала на основе русского народного творчества по возрастным группам. При её составлении в

основном опиралась на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой и Т.Комаровой. Из этой таблицы видно, что уже в младшей группе мы начинаем обращаться к народным песням, потешкам, колыбельным, постепенно углубляя детские знания о народном творчестве, ненавязчиво приобщаем их к своим корням, своим истокам.

Программа «Лад» является дополнительной к любой комплексной программе по дошкольному образованию. Я использую эту программу в своей работе, тем более, что она перекликается своими целями и задачами с «Истоками».

По этой программе музыкальное воспитание осуществляется по народно – православному календарю. На музыкальных занятиях решаются задачи развития музыкальных способностей детей не только традиционными способами, но в большинстве своём, на фольклорном материале, что очень интересно и полезно, ведь фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведёт к самой сути фольклорной традиции – к импровизации. И само обучение носит характер неформальный, живой, идущий от сердца. Суть освоения народной культуры не сводится к накоплению обширного репертуара (хотя дети с лёгкостью запоминают гораздо больше певческого материала чем обычно), а к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают всё эмоционально и глубоко. И эти впечатления очень сильно отпечатываются в сознании ребёнка. Без духовной современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания делают сегодня очевидной необходимость возвращения в жизнь ребёнка духовно - нравственных традиций нашего народа. По мудрому замечанию К.Д.Ушинского «Природные русские педагоги – бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребёнка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу.»

В своей практике я часто обыгрываю русские народные песни, ставлю мини – спектакли, такие как «Ой, вставала я ранёшенько», «Пошла млада за водой», «Где был Иванушка?», «Как у наших у ворот», «Во кузнице» и другие. Дети получают от этого огромное удовольствие. Самое главное, чтобы сердце ребёнка открылось музыке, чтобы, повзрослев, вся душа его трепетала при звуках русской песни. Когда мы поём, мы становимся народом. Недаром русский мыслитель И.Ильин прообраз будущей России видит через призму русской песни. Он пишет: «Личная духовность в России, может быть, нигде не выразилась так самобытно и совершенно, как в русском национальном хоровом пении. Русский хор, никем не обученный, как бы «от природы», без

подготовки, исполняет песню во много голосов, по слуху верно, причём каждый голос гармонически ведёт свою мелодическую линию, свободно варьируя подголоски и двигаясь в самобытных тональностях, доселе не определённых музыкальными теоретиками. Русский поющий хор есть истинное чудо природы и культуры, в котором индивидуализированный

инстинкт свободно находит себе индивидуальную и верную духовную форму и свободно слагается в социальную симфонию. Этим предначёртываются пути грядущей России».

На музыкальных занятиях во всех возрастных группах я использую материал русского фольклора – это попевки, игры с пением, хороводы, русские народные песни -

( смотри таблицу в приложении ). Как итог – прекрасные досуги и календарные праздники

( смотри в приложении «Ярмарка», «Масленица», «Вечер игр» ).

Душа народа едина, только проявляется по- разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и воздействие искусства на ребёнка должно быть комплексным, интегрированным. Колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребёнка. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.

В программе «Синтез» (авторы К.В.Тарасова, Т.Г.Рубан, М.Л.Петрова) художественные средства различных искусств объединяются для достижения больших возможностей в развитии художественной культуры ребёнка, его творческих способностей. Эта программа посвящена развитию музыкального восприятия дошкольников на основе взаимодействия трёх основных видов искусства-музыки, изобразительного искусства и художественной литературы. Ведь синтез ( synthesis ) переводится как соединение, сочетание, составление.

У каждого человека есть свой путь, который помогает ему войти в мир народного творчества. Поэтому способы приобщения детей к истокам народного творчества разные. Я варьирую , подстраиваясь к психологическим особенностям своих воспитанников. «Кинестетикам» легче даётся восприятие музыки через движение, «визуалистам»- через образы зрительные, «аудиалисты» находят ключ к пониманию характера музыки через звучащее слово.

Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих её звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света , тактильного комфорта спокойной улыбки матери. Только этот синтез разрозненных явлений даёт ни с чем не сравнимое чувство цельности, гармонии, красоты.

Чтобы рассказать детям о фольклоре более доступно и наглядно, привить им любовь к традициям, истории России, в одном из помещений детского сада были собраны предметы быта русской избы. Педагоги и родители охотно включились в эту работу, «по амбарам помели, по сусекам поскребли» и принесли вышитые полотенца и занавески, наволочки и подзоры,

лоскутные одеяла, домотканые половички и коврики, чугуны, горшки и ухваты. В избе появились стол, лавки, самовар, бутафорская печка. И стали мы с детьми приходить в избу на посиделки: песни попеть да сказки порассказывать, на русских народных музыкальных инструментах поиграть.(ложки,трещотки,бубен, колокольчики, барабаны). В избе провели развлечения «Посиделки», «Ярмарка ремёсел», «Музей народных инструментов».(конспект «Посиделок» смотрите в приложении).

Мир русского фольклора разнолик и богат. Чтобы вызвать интерес детей к русской народной культуре, я познакомила их с народно-прикладным искусством, с Хохломой и Гжелью, используя музыкально-литературный материал «Музыка русских узоров». Дети слушали в исполнении взрослых песню «Наша Хохлома» муз. Чичкова, слова Синявского.

Чтобы создать «атмосферу погружения» в прекрасный мир «Золотой Хохломы», мы украсили центральную стену музыкального зала хохломскими

тарелками и павло-посадскими платками.Дети танцевали «Танец с платками» под русскую народную мелодию, играли на Хохломских ложках и пели русские народные песни. «Алых ягод россыпь, шёлковые всплески солнечно-медовой золотой листвы» вдохновили детей на роспись досок, ложек, лопаток Хохломой.

 

Провела с детьми предварительную беседу о ложках. Дети узнали, что ложки-народный инструмент, своеобразные кастаньеты в виде комплекта обыкновенных деревянных столовых ложек, рукоятки которых иногда были с бубенцами. Игровой комплект состоит из трёх-пяти ложек, мы же с детьми играем на двух, но на «празднично украшенных Хохломой.» Раньше ложечники выступали соло, сопровождали своей игрой пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей. Игра на ложках применяется в ансамблях и оркестрах и в наши дни. Узнав об этом, дети с большим желанием стали играть на ложках. Они представляли себя знаменитыми ложкарями, очень старались. С тех пор ансамбль ложкарей участвует почти на всех праздниках.

На занятиях по ИЗО дети познакомились с гжельской керамикой, узнали об истории посёлка Гжель и самостоятельно лепили из глины горшки и вазочки. Гжель-это синее небо,голубые ручейки , белые рощицы, родниковая вода, васильки и незабудки, синие птицы-образ русской природы, переданный мастерицами в прекрасных узорах, которыми украшены посуда и предметы интерьера.

На одном из музыкальных занятий взрослые спели песню «Незабудковая Гжель» муз. Чичкова, слова Синявского, дети посмотрели выставку из своих работ и им предложили нарисовать то, о чём они слышали в песне, что они мысленно видят и представляют . Мы увидели очень много голубых и синих узоров. Это было одно из интегрированных занятий, которые любят дети.

Слушание музыки объединилось с творческим рисованием. Цель таких занятий - воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений,

переживаний. Чем глубже и тоньше чувствует музыку ребёнок, тем интереснее его рисунок. Дети очень быстро начинают понимать, что между настроением музыки и цветом есть эмоциональная связь. Радостная музыка – яркие краски, печальная – тёмные тона, ласковая музыка – нежные оттенки.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Песня – душа народа» смотрите в приложении.

Результатом своей работы считаю то, что дети потянулись к своим истокам.

У них возник интерес к русскому народному творчеству, к детскому фольклору, к своей малой Родине. Они стали спрашивать дома своих бабушек и дедушек, что те пели раньше, какие русские народные инструменты звучали в их время. Стали петь вместе с ними русские народные песни.

На базе нашего сада был создан фольклорный ансамбль «Истоки». Самая младшая группа – дети 5-6 лет, которые ходят в сад, старшая группа ансамбля – наши выпускники, которые уже учатся в школе, 3-7 класс.

Посещают ансамбль 25 человек. Это радует. Ведь моя работа не пропала даром, дети заинтересовались русским народным творчеством настолько, что они продолжают им заниматься дальше, уже выйдя из детского сада.

Неоднократно меня и ансамбль «Истоки» под руководством Черноглазовой О.А. награждали дипломами и грамотами за трепетное отношение к русскому творчеству. Солистка ансамбля – Юля Красовская участвовала в областном конкурсе «Утренняя звезда», где исполняла русскую народную песню.

Проведя диагностику в конце года в старшей и подготовительной группе, могу сказать, что 10 детей стали чище петь, правильно интонировать.

15 – стали более ритмичны. Русские народные песни и танцы сыграли в этом немаловажную роль.

Я считаю, что если детей дошкольного возраста приобщать к народному искусству на комплексных и интегрированных занятиях, используя яркий, наглядный, правильно подобранный материал, то в дальнейшем это позволит детям глубже понимать и любить культуру своего народа и стать настоящими патриотами своей Родины. Ребёнок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего народа, что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живёт он и его родственники.

Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей.

И чем раньше ребёнок придёт к осмыслению и пониманию культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.

Литература.

1.Т.Москалёва «Давайте «сыграем песню», журнал «Музыкальный руководитель» сентябрь - октябрь 2006г.

2. Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду», М., .

«Просвещение»., 1981г.

3. Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки»,

Ярославль, Академия Холдинг, «Академия развития», 2002г.

4. Н.С.Сидорко «Музыка русских узоров», журнал «Музыкальный руководитель» март – апрель 2005г.

5. Т.Рогаткина «Синтез искусств: дорога в детство или новое измерение педагогики», журнал «Музыкальный руководитель» сентябрь – октябрь 2006г.

6. М .А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду».

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение