Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Вниманию читателей портала "Учеба" предлагаются авторские и коллективные разработки специалистов сферы дошкольного воспитания в контуре социальных технологий оздоровления детей и возрождения традиций подробнее...

Помыткина И.А., Олина Е.В.,
инструктора по ФК 1-й категории

Программа “Сибирячок” - комплексный подход в решении физкультурно-оздоровительных задач в детском саду общеобразовательного типа

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого, оценка состояния здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:

  1. Физическое развитие
  2. Развитие движений
  3. Уровень зрелости нервных процессов
  4. Психическое развитие
  5. Адаптационные возможности

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья.

Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад №59 “Сказка”. Так, на начало учебного года в 1996 г. из 184 человек дошкольного возраста
1-ю группу здоровья имели - 56 человек
2-ю группу здоровья - 112 человек
3-ю группу здоровья - 16 человек

Из них на “Д” учёте состояли 17 детей, ДЧБ - 11 детей; имеющих уплощение стоп – 18 детей, с плоскостопием – 29, с нарушением осанки - 3 ребёнка, с ожирением - 1 ребёнок, малоподвижных детей выявлено 27.

Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

Поэтому актуален поиск средств сохранения и укрепления здоровья детей. Нами были проанализированы нетрадиционные варианты программ физического воспитания: “Развитие”, “Детство”, “Радуга”, “Старт”, “Программа обучения детей плаванию в детском саду”, “Здоровье”. Но не одна из этих программ не решает в комплексе задачу по физическому развитию и оздоровлению детей.

В результате этого в детском саду №59 “Сказка” были созданы программа “Сибирячок” и методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа “Сибирячок” комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.

Основные задачи программы “Сибирячок”:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  2. Формирование основ двигательной культуры и обеспечение нормального уровня физической подготовленности с учётом возможностей и состояния здоровья детей.
  3. Расширение функциональных возможностей развивающегося организма.
  4. Осуществление профилактико-реабилитационной работы.
  5. Воспитание у физически слабых и малоподвижных детей уверенности в своих силах и повышение их двигательной активности.
  6. Формирование положительных привычек и элементарных навыков здорового образа жизни.
  7. Профилактика и коррекция детских патологий (уплощение стоп, плоскостопие, нарушение осанки).
  8. Осуществление единого понимания и подхода к оздоровительно-закаливающей системе воспитания детей и единства действий родителей и всего персонала ДОУ (минимум физиотерапии, без лекарств, физкультура и закаливающие мероприятия каждый день, облегчённая одежда).

Для решения этих задач в детском саду созданы необходимые условия: физкультурный зал, оснащённый физкультурным и нестандартным оборудованием, тренажёрами (велотренажёр, беговая дорожка, фитболы, сухой бассейн “Перекати поле”, фиторол, батуты и т.д.). Для проведения физкультурных занятий и занятий с группами коррекции и реабилитации: плавательный бассейн, оборудованный и оснащённый стандартным и нестандартным оборудованием (шипованные дорожки, массажные мячи, доски для плавания, массажёры для ног и т. д.); в разминочном зале бассейна имеется велотренажёр, также после занятия в бассейне дети выполняют логофизический массаж лица роликовыми массажёрами. Имеется спортивная площадка, площадка для обучения спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол, городки и т.д.).

Во всех группах есть физкультурные уголки для организации работы с детьми по физическому развитию и укреплению здоровья, которые также оснащены стандартным и нестандартным оборудованием.

В группах среднего и старшего дошкольного возраста установлены спортивные комплексы “Крепыш”.

Наша программа “Сибирячок” состоит из 7 разделов:

  1. Диагностика физического развития и состояния здоровья детей
  2. Оздоровительная работа
  3. Реабилитационная работа
  4. Коррекционная работа
  5. Работа с родителями
  6. Работа с педколлективом
  7. Преемственность со школой (начальные классы)

На совете педагогов и ПМПк ДОУ в 1998 г. мы пришли к выводу о необходимости скоординировать работу всех специалистов детского сада и направить её на максимальное психофизическое и речевое развитие детей через комплексное, коррекционно-развивающиеся воздействия на все функции организма, начиная с раннего возраста, с момента поступления ребёнка в детский сад. В результате совместной работы нами были разработаны перспективные планы и методические рекомендации по совместной и комплексной работе специалистов.

Комплексное планирование и разработки ведутся специалистами: учителем-логопедом (Громовик С.Г.), инструкторами по ФК (Помыткиной И.А., Олиной Е.В.), музыкальными руководителями (Таюкиной С.П., Хаткевич Л.Н.), педагогом-психологом (Спиридоновой И.А.), методистами (Миняевой Т.В., Михеенко И.А.), медицинскими работниками (Тарасовой С.Н., Васильевой Г.Н., Шубиной М.А.), а также воспитателями ДОУ. Руководство этой работой осуществляет заведующая детского сада Максименко Т.А.

В основу работы положены принципы

общедидактические:
1) принцип научности
2) принцип системного подхода
3) принцип дифференцированного и индивидуального подхода

специальные:
4) принцип динамического обучения
5) принцип единства диагностики и коррекции

Основные принципы совместной работы:

  1. Качественная и развёрнутая диагностика
  2. Правильный подбор коррекционных упражнений
  3. Систематичность коррекционных занятий
  4. Эмоционально-положительный настрой детей на коррекционный процесс
  5. Эмоционально-положительный настрой специалистов и родителей на коррекционный процесс, терпение и доброжелательность.
  6. Максимальная техническая оснащённость коррекционного процесса
  7. Использование современных технологий, прогрессивных методик и инноваций

В своей работе мы используем диагностические, коррекционные и методические разработки:

Г.В.Дедюхиной и Е.В.Кирилловой (г. Москва);
Ю.А.Разенковой, Г.В.Чиркиной, З.И.Дунаевой, Л.И.Растягайловой, Е.А.Стребелевой и др. (ИКП РАО г. Москва);
В.Дудьевой (г. Барнаул);
М.М.Кольцовой, М.С.Рузиной (г. Москва);
опыт работы д/с №9 г. Томска, д/с №7 г. Магнитогорска;
рекомендации Т.А.Боровик (г. Минск);
Е.Галянт (г. Челябинск);
Н.Б.Лобановой (г. Томск);
Т.Тютюнниковой (г. Москва);
В.Л.Страковской (г. Москва);
компьютерная тест-программа (г. Москва);
Т.Козаковцевой (г. Москва);
Бокатова (г. Минск).

В настоящее время можно достоверно утверждать, что работа по программе “Сибирячок” эффективна. Об этом свидетельствует снижение заболеваемости:
заболеваемость ОРВИ на 1996 г. – 451 случай по д/с,
2000 г. – 320 случаев.

Результаты работы в группе коррекции и реабилитации: улучшение состояния свода стопы (группа коррекции и реабилитации) 1996 г. плоскостопие – 8 человек, на 2000 г. - 6 человек;
нарушение осанки на 1996 г. – 4 человека, на 2000 г. – нет;
ожирение на 1996 г. – 2 человека, на 2000 г. – нет.
Детей состоящих на “Д” учёте в 1996 г. – 8 человек, на 2000 г. – 3 человека.

Учителями школы отмечается высокий уровень готовности детей к школе, в том числе и физической у выпускников нашего сада. На начало учебного года дети имеют высокие показатели физической подготовленности, превышающие нормативы, предложенные методиками по физическому воспитанию в начальной школе.

На современном этапе остаётся актуален вопрос ранней диагностики, профилактики и коррекции психомоторного и речевого развития.

Развитие основных физических качеств у детей дошкольного возраста

Физические качества

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

Гибкость Замедл. Ускорен. Ускорен. Замедл. Замедл. Замедл.

Скоростно-силовые качества

Замедл.

Ускорен.

Ускорен.

Замедл.

Замедл.

Замедл.

Быстрота

Ускорен.

Умерен.

Ускорен.

Умерен.

Замедл.

Замедл.

Становая сила

Умерен.

Умерен.

Умерен.

Умерен.

Замедл.

Замедл.

Динамическая сила

Умерен.

Умерен.

Замедл.

Умерен.

Замедл.

Замедл.

Выносливость

Умерен.

Умерен.

Замедл.

Умерен.

Замедл.

Замедл.

Ловкость

Ускорен.

Замедл.

Замедл.

Ускорен.

Умерен.

Замедл.

На основе этой таблицы следует вывод, что ранний возраст является наиболее значимым для развития физических умений и качеств детей и требует правильной организации работы с детьми специалистов ДОУ, в особенности инструктора по ФК.

Без развития физических качеств невозможно развитие умственных и духовных потребностей, поэтому воспитывать нравственные качества необходимо с первых лет жизни, а физические ещё раньше – с первых месяцев жизни.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста, особенно на начальном этапе роста организма, развивает двигательные способности. Недостаточная физическая нагрузка отрицательно влияет на развитие организма ребёнка.

Следовательно, основная задача специалистов ДОУ и родителей заключается в становлении интересов, мотиваций, что приводит к формированию постоянных потребностей в занятиях физическими упражнениями, закаливании; соблюдении гигиены, рациональном распорядке дня, соблюдении правил здорового образа жизни и к выработке нравственных качеств.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение