Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Дошкольное воспитание > Вопросы теории

Кудрявцев В.Т.,
д-р психологич. наук,
профессор,
Институт дошкольного образования
и семейного воспитания РАО,
Центр развивающего образования
Владимира Кудрявцева

http://vtk.interro.ru/

В начало статьи

Нужны иные критерии “базисности” дошкольных программ.

Прежде всего программа должна быть направлена на поддержку основных линий развития, отвечающих своеобразию возраста (развитие воображения, образного мышления, речи и речевого общения, произвольности и др.). Как вы будете этого добиваться, на каком образовательном содержании, каким будет его объем – ваше, авторское, дело. Но все это должно быть приведено в соответствие с закономерностями возрастного становления детских деятельностей, с приоритетами охраны (а еще лучше – развития) здоровья и поддержания психосоматического благополучия ребенка. Последнее кстати, означает, что без участия психологов и медиков при разработке дошкольных программ не обойтись.

Другая проблема. Как оценивать “базисный” уровень развития? Между прочим, правильное решение было найдено в кабинетах нашего федерального Министерства еще в первой половине 1990-х гг. и отражено в министерских циркулярах (см., например, Решение коллегии МО РФ от 27.04.94 “О ходе разработки государственных стандартов дошкольного образования”. Приложение 1). “Базисный” уровень должен оцениваться прежде всего при помощи методик психологической диагностики. Такими методиками мы располагаем. Причем не отдельными “тестами”, а диагностическими инструментами, сведенными в оригинальные (авторские) банки. Методики есть, но нет квалифицированных психологов. (В столице их подготовкой специально занимается Московский психолого-педагогический институт, но даже Москва испытывает дефицит соответствующих кадров, не говоря уже обо всей России.) Появляются образованные психологи, но выясняется, что они не готовы к координации совместных действий с педагогами, что показатели психологической диагностики “не состыковываются” с критериями педагогического мониторинга. А их состыковка – особая задача, требующая весьма тонкого профессионального подхода...

Но я полагаю, что все эти проблемы в принципе решаемы. Нужна только воля (принятие “сильного управленческого решения”) и последующая организация.

Несколько слов о Базисной творчески развивающей Программе – она лишь часть проекта развивающего дошкольного образования, который разрабатывается мной и моими коллегами (замечу: в нашем Институте созданы еще две базисные программы, ныне широко известные в России, - “Развитие” и более специализированная по контингенту детей, но, по сути, повторюсь, именно базисная – “Одаренный ребенок”).
Помимо общей Программы имеются и детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса: развитие культуры движений и оздоровительная работа; развитие культуры познания; развитие художественно-эстетической культуры; развитие культуры общения. Это - программные материалы по отдельным разделам этих направлений, соответствующие методические пособия и рекомендации, сценарии-конспекты занятий, там, где это нужно - рабочие тетради для детей. В программно-методический комплект (ПМК) входит также пакет необходимых средств психологической и педагогической диагностики. Кстати, это наша общая установка – создавать целостные ПМК, что на фоне методической незащищенности дошкольных программ представляется более чем актуальным. По моему глубокому убеждению именно ПМК, сданные “под ключ”, а не отдельные пособия должны получать гриф Минобразования.

Основная идея Программы (и проекта в целом) достаточно проста. Мир исторически развивающейся человеческой культуры и очеловеченной природы должен открываться ребенку как особая – необыденная реальность, которая полна открытых проблем, загадок и тайн. Мир – “знакомый незнакомец”. Неотъемлемая часть и смысловой центр – сам ребенок и его внутренний мир (еще более загадочный, чем внешний), другие люди, их непредсказуемый творческий потенциал. Для того, чтобы “открыть” мир в этом качестве, необходимо развивать творческое воображение ребенка - ключевое психическое новообразование дошкольного детства. Но не как познавательную, а как универсальную способность, формирование которой обеспечивает и направляет становление психики ребенка в целом.

Любое детское умение, даже носящее сугубо исполнительный, “технический” характер, прямо или косвенно связано с развитием воображения. Мы тоже формируем у детей умения и навыки, но отказываемся это делать традиционным путем тренажа по шаблону. Так они никогда не станут ни прочными, ни гибкими. Можно, например, “воспитывать” у ребенка правильную осанку, стуча его по спине и призывая сидеть (стоять) “красиво” (прямо). А можно (как это делаем мы на специальных физкультурных занятиях) дать детям возможность эмоционально ярко прочувствовать неудобство неправильной позы, предложив им изобразить в игре невероятное - допустим, собаку на заборе или пассажира в чемодане. Можно заучивать (даже в игровой форме) иностранные слова, а можно в увлекательном диалоге заняться расшифровкой посланий-шифрограмм, где те же слова выступают в качестве искомых (так по нашему мнению целесообразно готовить детей к усвоению иностранных языков).

Воображение нужно формировать координированно - используя всю многообразную “палитру” детских деятельностей и в рамках каждого из направлений развивающей работы с дошкольниками: от физкультурно-оздоровительного – до художественно-эстетического. Тогда картина человеческого (очеловеченного) мира предстанет перед ребенком во всем богатстве своих смысловых полей. Как у К.Чуковского: чтобы твердо и к тому же “с умом” усвоить нормативный словарь, ребенок должен прожить опыт самостоятельного словотворчества, чтобы осмыслить гибкую и часто подвижную грань между “правильным” и “неправильным”, он должен “в порядке эксперимента” переставлять их местами и т.д.

Это и будет отражать "базисность": исследования нашего Института показывают, что эффекты развития воображения – это не только высокие творческие достижения в изобразительной или музыкально-исполнительской деятельности. Это и полноценная готовность к школьному обучению (к которой мы специально не готовим и даже почти убедили родителей в нецелесообразности этого!), и высокие результаты психолого-коррекционной и оздоровительной работы с детьми, и многое другое. Отмечу, что сбережение и развитие здоровья детей рассматривается нами в качестве приоритетного направления (а не только условия) развивающего образования.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение