Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Дошкольное воспитание > Вопросы теории

  Особенности музыкального воспитания детей дошкольного возраста
с нарушением зрения

Канушкина М.С.,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МБОУ №1821 ЮВАО г.Москвы
Innesa - iv @ mail . ru

В настоящее время опыт не только нашей страны, но и стран всего мира свидетельствует о том, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет.

Среди них ежегодно выявляется все больше детей с нарушением зрения. У ребенка со значительным нарушением зрения часто наблюдается напряженный или, наоборот отсутствующий взгляд, невыразительное лицо – «маска», скованность и схематизм в различных движениях.

Главное содержание музыки – чувство, эмоция, настроение, поэтому именно на музыкальных занятиях особенно видна необходимость коррекции эмоционально - поведенческих нарушений с патологией зрения.

Я тщательно изучала особенности патологий каждого ребенка, беседовала о том или ином ребенке с врачами: офтальмологом, психологом, логопедом, тифлопедагогом, а главное имела тесный контакт с воспитателями.

Основной моей задачей было – заинтересовать детей, создать интересную игровую ситуацию.

Внутреннее напряжение детей выражается в зажатости рук и ног (5 гр. – Олег С., Даня Р., Никита Г.; 9 гр. – Рома Б., Никита П., Никита К.). Опыт работы показал, что лучше всего начинать занятия с концентрации внимания ребенка на самом себе: на координации движений, на максимальном снятии зажатости рук и ног, на выпрямлении спины (работа над осанкой). Детей, которым прописана окклюзия (заклейка) на один глаз, ставила так, чтобы другим глазом он мог охватывать максимальное пространство зала.

Были дети, которые старались спрятаться за спины других воспитанников, неуверенно себя чувствуя (1 гр. – Сабина Г., Рита А.; 5 гр. – Даша Б., Даня Р., Никита Г.; 10 гр. – Ксюша С., Настя П., Миланья Р., Рафаэль Ю.) Я давала возможность и сама ставила в зале детей так, чтобы они могли присматриваться к товарищам, которые более успешно выполняли моё задание, размещая у той боковой стены зала, со стороны которой находится заклеенный глаз. Детей с проблемами в поведении (1 гр. – Артем Р., Данила С., Саша Я., Алина С.; 5 гр. – Андрей, Олег С., Вика К., Ваня К.) и многие другие, ставила во время выполнения музыкально – ритмических движений, за всеми остальными детьми, чтобы не отвлекали внимание других и просила воспитателя встать рядом с такими детьми. Если в группе находилось таких детей несколько, то я их разъединяла и размещала между ними уравновешенных, музыкальных детей с сформировавшимся и устойчивым интересом к музыке.

Различные упражнения, слушание классической музыки, беседы, стихи, которые я подбирала к произведениям по слушанию музыки, заставляли детей расслабиться и вместе воспринять тот или иной образ, услышанный в произведении. Мы много слушали музыки П.И. Чайковского, и яркие впечатления по произведению «Подснежник», прослушанные стихи, картины, беседы позволили детям раскрепоститься, проникнуться этими прекрасными звуками, полюбить его, а девочки 9 и 5 групп исполнили танец подснежников на утреннике, посвященному 8 марта. Д. Шостакович помог девочкам войти в образ «гусей-лебедей» и показать удивительную хореографическую сценку. А слушая и разбирая произведения Г.В. Свиридова и использовав уже отработанные движения легкости рук и ног станцевать 9 гр. Вальс с газовыми платочками. Для раскрепощения в движениях давала много музыки на творчество, начиная с младшей группы.

Учитывая уровень развития и возможностей каждой группы детей, я обязательно включала в занятия музыкальные упражнения с предметами ( 8 гр. – с игрушками, цветами; 4 гр. – с платочками, ветками). Они всегда вызывали интерес у детей.

Я пришла к выводу, что понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Меняя предметы в упражнениях, можно не снижая интерес детей, добиваться развития долговременной памяти и двигательных навыков. Основное внимание уделяла в своей работе развитию воображения, поэтому движения с реальными предметами постепенно уступают место движениям с воображаемыми предметами.

Для развития у детей с нарушением пластичности и координации движения, я включала танцы и пляски разных жанров. В зависимости от возраста и возможностей детей, ставила парные бальные танцы (польку, вальс, полонез). По подгруппам разучивала образные танцы (петрушек, гномов, цветов, матрешек и т. д.). В процессе постановки парных танцев в мальчиках воспитываются мужские качества: мужественность, смелость, надежность, уверенность. В девочках культивируется женское начало: нежность, грациозность, женственность, красота.

Особое внимание я уделяла группе №4 (средняя) – «дети домашние», т. е. они не ходили во 2ую младшую группу, а пришли из дома. Дети с ослабленным здоровьем, комплексной патологией, часто болеющие и пропускающие занятия. Для таких детей со сложной патологией и отставанием в развитии психических функций плохо развитой общей моторикой и задержкой эмоционального развития было необходимо сделать как можно больше дополнительных занятий коррекционной ритмикой по программе Л.И. Плаксиной. Старалась использовать «Ритмическую музыку» А. И. Бурениной, направленную на развитие пластики. Эти занятия я проводила во 2ой половине дня, стараясь заинтересовать каждого ребенка, чтобы он уходил из зала и улыбался.

В результате домашние дети стали догонять по своему развитию детей группы №10, которые ходили в детский сад уже 2ой год. В группе №4 у детей уменьшилась зажатость и скованность, формируется эмоциональная открытость, жизнерадостность, уверенность в своих силах, это подтверждают и родители. Дети координируют свои движения, чувствуют ритм, входят в образ.

Исполнение на утреннике музыкальной инсценировки Г. Струве «Про козлика», когда каждый и детей войдя в свой образ, доводили родителей до слез умиления, пример тому. Это и современный танец «Ладошки», который показал раскрепощенность детей, ритмичность, желание показать себя, вызвал восторг у родителей на утреннике.

Практика показала, что детям с нарушением зрения лучше удается инсценирование песен, небольшие игры – драматизации с динамичными сюжетами, с выступлениями подгруппами.

Предлагая для изучения сказки – драматизации, я учитывала степень глазной патологии детей, особенности их внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоциональности и речевого развития. Все эпизоды сказки проигрываются отдельными этюдами, в которых, по желанию, участвуют все дети. Таким образом, сказка – драматизация превращается в большую игру – драматизацию.

Особый успех в этом разделе музыкального воспитания добилась группа №10, показав сказки «Репка» и « Колобок».

Многие дети сочетают свое музыкальное образование с учебой в музыкальной школе и меня радует, что небольшую лепту к этому внесли наши музыкальные занятия , ведь это дети, которые еще находятся в стенах нашего детского сада и которые покинули их и не забыли свой «второй дом». Концерты, которые показали учащиеся музыкальной школы имени А.К. Глазунова, а это наши воспитанники, подтверждение тому.

Этот концерт очень запомнился нашим ребятам, он расширил их кругозор и представление о классических музыкальных произведениях и музыкальных инструментах. Для некоторых из наших детей, возможно, музыка в будущем станет профессией и мы должны стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, выходя из детского учреждения в жизнь, находил для себя в музыке «опору и утешение» (П. И. Чайковский).

Приложение

Предлагаем вашему вниманию авторский сценарий праздника «Осень» по мотивам сказки Аксакова «Аленький цветочек» /творчество/ для старшей и подготовительной групп

Дети входят под музыку Чайковского «Осенняя песня» и садятся.

Звучит музыка «Дождя» (Г. Свиридова)

Вед .: Дождь, дождь пошёл, ребята «дождь поливает»

Слышится «крик журавлей» (аудиозапись)

Вед : Журавли улетают, кричат.

Всё это говорит о каком времени года, дети ? (ответ детей)

Правильно! Осень, осень золотая пришла!

 

Реб : Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько, кистью проводила

Пожелтел орешник, и зардели клёны

В пурпуре осинки – только дуб зелёный

Не жалейте лета. Посмотрите – роща золотом одета

 

Реб : Опустел мой лес, невесел

Нет уже больше чудных песен соловья, и журавлей.

И кукушка не кукует, сердце осени тоскует

Гляньте, дети, вот и осень как задумчива она.

Но на праздник свой красивый, Всех ребяток позвала

 

(вступление к вальсу Е. Доги) из к\ф «Мой ласковый нежный зверь».

Входит Осень, разбрасывая листья.

Вед: Осень, дорогая, как тебе мы рады

В ярком золотом убранстве наши леса, поля, с дарами урожаем.

Мы тебя Осень порадуем стихами, песнями, танцами.

 

Реб : Осень- это праздник увяданья, рощ, полей, лугов, садов

Это с летом расставанье, ожиданье холодов.

Реб : В платье пёстро-золотистом Осень к нам явилась в зал

Как прекрасная царица, открывающая бал!

 

«Танец с осенними листьями» муз. А Гречанинова

Реб : Осень – роща золотая, Золотая, синяя

А над рощей пролетает, стая журавлиная

Высоко под облаками гуси откликаются

С дальним озером, с полями, до весны прощаются

 

(дети свободно встают по залу)

Песня «Осень» /кассета «осень пришла» / И.Смирнова

 

Реб : Осень рыжая плутовка, поиграть решила в прятки

В хлебно поле очень ловко – спряталась

Но всё в порядке.

Только хлебные колосья сразу стали золотыми

Все решили - это осень сделала их в миг такими

Реб : Дождики холодные наполняют лужи

Воробьи голодные просятся на ужин

И на веточке листок весь до ниточки промок

 

Осень : Как, ребята, мне понравились ваши стихи, песни

А я тоже хочу вас порадовать, я пришла к вам не одна

С собой сказку привела.

Запоминайте и смотрите, только тихонечко сидите.

 

Сказка «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Начинается:

дети уходят за кулисы, зал как бы разделён на две части:

справа интерьер дома купца.

Слева – «райский сад»: цветы, цветущие кустарники,

Райские птицы, в дали виден дворец.

Выходят дети одетые в русские костюмы, у девочек в руках платочки поют русскую народную песню «Ой, с вечера с полуночи……..» выполняя движения в хороводе, в конце разбегаются «У-У-У» на места. ( Ставим прялку, коврик, стул выходит Настенька прядёт ) тихо звучит музыка.

Осень : В низенькой светёлке огонёк горит

Молодая пряха у окна сидит, молода красива, карие глаза

По плечам развита русая коса

Настя : Девушки подружки выходите, по прядите.

Танец « Прялица » рус. народ. мелодия обработка Т. Ломовой

(уходят, убираем прялку, коврик, выносятся стол, самовар, чашки со скатертью)

Осень : И так, мы в доме купца за столом сидят его дочери.

(звучит музыка) Э. Григ «Утро» (отрывок)

Варя : Что – ты Настенька грустна что печалишься

Об чём девица красавица убиваешься?

Настенька : Уезжает батюшка в дальние края…..

Варя : Так вернётся скоро это не беда!

/из-за кулис: Настенька, Варварушка, Капушка…/

Настя : Нам пора сестрёнки, нянюшка зовёт, попрощаться с батюшкой время настаёт

/звучит весёлая плясовая мелодия, гармонь, выходит купец,

Дочери бросаются к нему крича: «Батюшка!», «Батюшка!»/.

Купец : Дочки ненаглядные ехать мне пора.

Ждут дороги дальние русского купца. (гладя каждую дочь).

Настя : (обнимает отца)

Купец : Не печалься Настенька, прочь тоску и грусть!

Со славными подарками, скоро к вам вернусь.

Капа (средняя дочь): Привези мне батюшка……..

Варя (отталкивая): Каппа, помолчи. Я сестра здесь старшая

Мне и говорить. Говорят вот батюшка, что на свете есть

Ожерелье дивное в нём камней не счесть.

Искрами волшебными всё оно горят, в нём рубины красные и большёй бриллиант.

Каппа : Привези мне, батюшка из-за морских стран

Жемчугом расшитый красный сарафан, чтоб украшен звёздами сарафан тот был.

Купец : О таком мне, помнится кто-то говорил. Непременно, Капушка, я такой найду / подходит к Насте/

А теперь послушаем Настеньку мою.

Настя : Не нужны мне, батюшка, бархат и порча сарафаны чудные, злато, жемчуга. Привези, родимый, мне аленький цветок, словно зорька ясная каждый лепесток.

Купец: Постараюсь, Настенька, цветик поищу, /грозит пальцем/ без меня живите здесь в мире и ладу.

Звучит рус. нар. мелодия «Полянка»

(под музыку все уходят, действие переносится в заповедный сад)

 

Осень : Купец выполнил наказы двух дочерей, раздобыл ожерелье, купил сарафан, но никак не мог найти «Аленький цветочек», и вот он попадает в заповедный сад.

(звучит музыка, выходит Купец, оглядывается, рассматривает, удивляется красоте) Э. Григ «Утро» (отрывок)

Появляется Леший и Кикимора.

Танец Лешего и Кикиморы (убегают) муз. П.И. Чайковского « Китайский танец» из балета «Щелкунчик»

(Купец прячется затем выходит)

Купец : Нет, меня не испугаешь, много видел я чудес

Сгинь скорей нечиста сила, расступись дремучий лес!

(Звучит красивая спокойная музыка, слышны голоса птиц.) аудиозапись «Светит месяц» нар. мелодия сб. А. Бурениной

Купец находит «Аленький цветочек»

Купец : Ах, какой здесь сад прекрасный птичьи голоса звенят. А цветов то сколько разных, право слово, райский сад. (видит цветок, срывает его)

Вот он, «Аленький цветочек» какой дивный аромат

Просьбы выполнить всех дочек, удалось! Ах, как я рад!

(Гремит гром)

Чудовище : (в микрофон) Что ты сделал?

Как посмел ты «Аленький цветок» сорвать

Знай, купец, что лютой смерти уж тебе не миновать

Купец : Заказала мне цветочек дочь любимая моя

Не хотел тебя обидеть (с мольбой)

Златом заплачу с полна

Чудовище : Коли умереть не хочешь, то пускай вместо тебя

Дочь любая возвратится чтобы тем спасти отца

Купец : Если вдруг не согласится ни одна из дочерей?

Чудовище : Должен сам тогда вернуться, смерти ожидать своей. (Поднимается сильный ветер заставляет купца кружиться, сопротивляться ему. Купец скрывается за кулисами)

Осень : И снова мы в доме купца (звучит музыка, сидят дочери за столом, пьют чай) звучит фрагмент «Кадрили» по выбору музыкального руководителя

Пришли ложкари повеселить сестёр.

Танец «Ложкарей» тема с вариациями рус.нар. песни «Я на горку шла»

(слышится гармошка весёлая музыка) рус. нар. мелодия «Ах вы сени»

Настя : Сёстры мои милые, дождались наконец с подарками вернулся наш батюшка-отец (музыка усиливается)

мальчики выносят сундучок, выходит купец к нему с криком « Батюшка родной!» бегут дочери обнимают

Капа : Ой, а сундучок какой!

(подбегают к сундуку открывают его)

Варя : (достаёт) Ожерелье дивное заветная мечта (одевает)

Капа : Сарафан со звёздами, ну и красота (примеряет)

Купец : (достаёт цветок и подходит к Настеньке)

Ну, что свет мой Настенька, угодил тебе?

Настя : Да, цветочек этот снился мне во сне (нюхает)

Что печален, батюшка, аль беда какая?

Купец : Новость есть плохая (сёстры прислушиваются)

В заколдованном лесу я цветок сорвал

А хозяин тех земель сильно осерчал

Он сказал что смерти лютой мне теперь не миновать

С вами вот пустил простится и назад. Он будет ждать

(сёстры плача)

Сёстры : Батюшка какое горе!

Варя : Может выход какой есть!

Купец : Дал купеческое слово и порукой моя честь

(задумался) Но спасти меня возможно (сёстры прислушиваются) Дочь одна должна вернуться во дворец вместо меня

(Звучит грустная музыка, все уходят)

 

Осень : И пошла Настенька во дворец к чудовищу, чтобы спасти отца и вернуть цветок.

(Действие в саду, птицы поют)

Настя : Эй невидимый хозяин, слышишь, я к тебе пришла

Господин ты мой любимый вот цветочек принесла

(кладёт цветок)

Покажись мне, друг любезный так тоскливо здесь одной

Чудовище : (в микрофон) Безобразен раб твой верный

Не проси о том

Настя : Постой! Разве так важны для дружбы внешний облик, красота?

Чудовище : Будь по твоему смотри же как уродлив страшен я (раздаётся гром)

Настя вскакивает, отбегает, присела. Чудовище уходит

Настя: (встаёт) Ты прости мой друг сердечный (протягивает руки к чудовищу)

Я сдержаться не смогла. Но поверь, не испугаюсь больше никогда тебя (звучит тревожная музыка) фрагмент музыки из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» 4 акт

Осень : Долго жила Настенька у Чудовища. Она больше не боялась его, они гуляли по саду, играли в прятки. Так проходили дни, однажды Чудовище заметил, что Настя загрустила. Он понял что она грустит о доме и отпустил Настю домой, погостить.

(Под музыку) продолжение муз. Из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» 4 акт

Вбегают Леший и Кикимора оббегают зал, останавливаются

Леший : Чудовище не испугалась- Ишь, какая храбрая

Кикимора : Если Настенька полюбит чудо - юдо всей душой

Колдовские чары рухнут, и вернёт он облик свой

Леший : Заповедный сад покинуть, нам придётся навсегда

Своей власти мы лишимся: Горе нам! Беда! Беда!

( Под музыку убегают)

 

Осень : Настенька побывала дома, подарила всем подарки

И рассказала сёстрам, что должна вернуться во дворец

С закатом солнца, иначе её друг любезный умрёт.

Но сёстры были очень алчные, завидывали Насте и решили подшутить над ней, закрыли ставни, чтобы Настя не видела как садится солнце, чтобы опоздала во дворец. Пусть умрёт Чудовище от тоски, подумали они, тогда не будет жить Настя во дворце и пить, и есть, что хочет, в роскоши и красоте жить не будет.

А когда Настя вернулась во дворец никто её не встретил и только цветочки кивали ей своей головой и танцевали.

Звучит «Марш» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

 

«Танец цветов» фрагмент «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Настя : Где ты, где ты друг сердечный, разве встречи ты не рад? (подходит к Чудовищу)

Встань хозяин мой любезный ты открой скорей глаза

Друг любезный, друг мой нежный, твоя Настенька пришла.

(Гремит гром)

Чудовище встаёт добрым молодцем, скидывая одежду Чудовища

(Звучит торжественная музыка) П.И. Чайковский «Полонез» из оперы «Евгений Анегин»

Настенька обходит зал взявшись за руку с добрым молодцем.

 

Осень : Так благодаря любви, дружбе и Настенькиной преданности, Чудовище превратилось в добра молодца и злые силы были побеждены.

«Пляска Насти и добра молодца» рус. нар. песня «Травушка муравушка»

Осень : Ребята, понравилась вам моя сказка?

Давайте поблагодарим всех участников .

Вы спектакль смотрели?

Но окончен он. Давайте дружно пригласим артистов на поклон. (Все участники выходят на поклон и садятся на места)

Осень : Осенью – каждый ломтик пахнет тёплым небушком

И земля всю силу в хлебе затаила

У нас поля привольные, люди хлебосольные

Добрым караваем Мы вас угощаем.

(Выходят три сестры Настя, Капа, Варя выносят поднос с полотенцем и Караваем отдают воспитателям)

Осень : Чтоб Вы Осень теплом добром вспоминали, и через год меня в гости ждали.

 

Заканчивается праздник: «Общей пляской» рус. нар. песня плясовая «Ой, сад во двор во дворе…»

Список используемой литературы:

•  Выготский Л.С. Собр.соч.- М.: Педагогика, 1982. Т.5

•  Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М.: Просвещение, 1985.

•  Малева З.П. Подготовка детей к плеопто-ортоптическому лечению. –Учебное пособие.- ПАРАДИГМА. 2009 г .

•  От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др.-2010

•  Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. М.: Полиграф Сервис, 2003.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение