Малыши-карандаши
Программа развития детей от 1,5 до 3 лет
Кондратьева Людмила Николаевна
педагог по развитию детей раннего возраста,
детский клуб сети «Планета фитнес»
Программа развития детей от 1.5 до 3 лет «Малыши-карандаши» - комплексная программа совместных занятий родителей и детей от 1.5 до 3 лет.
Цель этой программы - развитие познавательной, творческой и двигательной активности малыша, а самое главное приобретение ребенком навыка взаимодействия с другими детьми. А также мамы и папы смогут расширить знания о воспитании и развитии ребенка. На всем протяжении занятия родители принимают активное участие в нем.
Уникальность данной программы состоит в интеграции , то есть в объединении разных видов деятельности в одно целое, увлекательное занятие, которое помогает ребенку окунуться в мир знаний, творчества и увлекательных игр. А у родителей появляется возможность лучше узнать своих малышей, и вместе с педагогом помочь им раскрыть свои таланты.
Предлагаемая программа способствует развитию высшим психическим функциям как память, внимание, мышление, восприятие и воображение.
Основной опор в программе сделан на взаимодействие ребенка с родителями и другими детьми, помогает развитию социализации ребенка.
В этом возрасте концентрация внимания низкая и поэтому происходит частая смена деятельности.
В структуру занятия по этой программе входят и могут варьироваться следующие части:
1)Приветствие
2)Гимнастика под музыку
3)Пальчиковая игра
4)Сюрпризный момент
5)Творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка)
6)Подвижная игра
7)Дидактическая игра
8)Танцевальная минутка
9)Артикуляционная гимнастика
10)Дорожка здоровья
11)Массаж
12)Прощанье
Кратко расскажем о наполнении каждого блока занятия:
1)Приветствие - указывает на начало занятия, создает доброжелательную атмосферу, помогает сконцентрировать внимнаие: «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось», а так же учат приветствовать друг друга и здороваться с воспитателем.
2)Гимнастика под музыку - способствует развитию двигательной активности, развивать быстроту реакции, и повышает иммунитет. Малыши простые упражнения повторяют за большой игрушкой, и под музыку.
3)Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации движений и мелкой моторики. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства стимулируют активное восприятие речи и пораждают самостоятельную речевую деятельность. Для игр используются перчатки со сказочными героями, логопедические колечки для массажа, и пальчиковые куклы.
По дороге белой, гладкой /гладят поверхность стола/
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок, чок-чок-чок /пальчики скачут по коленям/
Скачет резвый табунок.
4)Для повышения интереса к продолжению занятия происходит сюрпризный момент, приход игрушки концентрирует внимание и дает возможность побеседовать, рассмотреть, и предложить выполнить какое либо задание.
Например:
Жили у бабуси два веселых гуся,
Один белый, второй серый,
Гуси мои гуси.
Ой, кричит бабуся,
Ой, пропали гуси.
Здесь предлагается рассмотреть гусей, затем бабашке помочь найти гусей (раскрасить, и покормить).
5)Ранний возраст - период зарождения продуктивной деятельности ( лепка, рисование, аппликация). Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления её предпосылок, но активно воздействует в процессе обогащения сенсорики. Рисование, лепка, аппликация для детей не просто забава – это радостный, творческий вдохновляющий труд. Самое главное, что бы ни иссякло ощущение счастья творчества.
6)Подвижная игра – интересный и полезный вид деятельности, эффективный способ сенсорного, эмоционального и физического развития. Очень важны для игр соответствующие аксесуары и игрушки.
Например:
Подвижная игра «Курица и цыплята». Для игры необходимы обруч для гнезда, игрушка курица, и картинки цыплят по количеству детей.
7)Дидактические игры значительно облегчают учебно-образовательный процесс. Задача дидактической игры научить малыша выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами. Такие игры разовьют познавательную деятельность ребенка, мелкую моторику, обогатят его сенсорный опыт, мыслительную деятельность- первое понятие анализа и синтеза, сравнение и первое обобщение в сознании малыша. Дети этого возраста очень любят играть в пирамидки, вкладыши, матрешки, кубики, разрезные картинки разделенные на 2,3,4 части с изображением знакомого предмета, лото, мазайку.
8)Цель танцевальной минутки развивать творческие способности, танцевальную выразительность, эмоциональную отзывчивость к музыке, зрительную и музыкальную память, слух, гибкость и координацию движений. Сюда входят хороводы, танцы.
9)Для подготовки Аатикуляционного аппарата к правильному произношению звуков проводится артикуляционная гимнастика. Для создания игровой мативации используется кубик с животными, который помогает вызвать речевое подражание и повышает их речевую активность.
Упражнение «Лошадка»:
Я веселая лошадка,
Темная как шоколадка,
Язычком пощелкой громко-
Стук копыт услышишь звонкий.
Ребенок рассматривает грани кубика, а затем, смотря в зеркало, выполняет артикуляционные упражнения.
10)Дорожка здоровья – это общее укрепление организма ребенка, укрепление мышц стопы и голени, формирование и закрепление навыков правильной осанки и походки.
Для постороения дорожки используются скамейки, мягкие модули, ежики, колечки, колючие коврики, горка, бассейн с шариками.
11)Массаж – рефлекторное воздействие на основные жизненно важные системы детского организма. Данная процедура проводится вместе с родителями, используя мячики-ёжики.
Мама массажирует одну ножку, ребенок другую ножку. Воспитатель в это время читает веселое стихотворение, сопровождая его соответствующими действиями.
Например:
Аккуратные котятки,
Лапки мыли,
Ушки мыли,
Хвостик мыли,
Спинки мыли,
Все помыли,
И теперь мы чистые,
Котятки пушистые.
12)Дети вместе встают в хоровод, под прощальную песню, выполняют движения: топают ногами, хлопают в ладоши, машут рукой; это указывает на завершение занятия.
Учим детей прощаться друг с другом и с воспитателем. Все части занятия подобраны в соответствии единой темой и представляет собой единый сюжет.
Данная программа позволяет легче адаптироваться к посещению детского сада.
Помогает налаживать тесный эмоциональный контакт с родителями. Дает возможность мамам и папам радоваться реальным успехам своего ребенка.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Бондаренко А.К. Развивающие игры в детском саду. М.,1991.
- Васильева Н.Н.,Новоторцева Л.Г. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,20по02.
- Ветрова В.В. Во что играть с ребенком до 3 лет. М.,2009.
- Гербова В.В.,Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М.,1986
- Громова О.Н.,Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. М.,2001.
- Галанов А. Психическое и физическое развитие ребенка от года до 3 лет. М.:Аркти,2000.
- Галанов А., Корнилова С.,Куликова С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.:Сфера,1999.
- Детские народные подвижные игры М.:Просвещение,1995.
- Данилова Е. Энциклопедия развивающих игр. СПб.; М.,2006.
- Кантан В.В. Раннее обучение и развитие ребенка. СПб., Лань.1998.
- Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М.,2004.
- Коноваленко В.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.,2004.
- Никитин Б.,Никитина Л. Мы, ваши дети и внуки. М.: Молодая гвардия,1997.
- Никитин Б.В. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.:Просвещение, 1990.
- Педагогика раннего возраста/под ред. Г.Р.Григорьевой. М.:Академия,1998.
- Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. М.,2005.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста. М.,1996.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-пресс,1997.
- Фридман Д. Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет. М., М.: ТОО Центр «ПРО». 1995
- Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. М., 2005.
- Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста. М., 2005.
|