Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Дошкольное воспитание >

Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло
(советы родителям) 

Филичева Е.П.,
зав. заведующей по ВР МДОУ «ЦРР - д/с № 12»
г. Александров, Владимирской области

Еще вчера ваш малыш лежал спокойно на том месте, где вы его оставили, а сегодня, вернувшись, находите его лежащим на животике, тогда как точно помните, что клали его на спину. С этого самого момента ваша спокойная жизнь закончилась.

  С каждым днем ваш ребенок будет учиться двигаться, скоро научится садиться, ползать, а потом ходить. Всякий раз, осваивая новый вид движения, маленький человечек делает для себя новое открытие: сегодня я могу доползти до игрушки, а завтра я поползу в прихожую и наконец-то попробую на вкус папину и мамину обувь. Сегодня я могу дошагать до стула, а завтра я дотопаю до телевизора и, о чудо, нажму на заветную кнопочку! Сегодня я могу забраться на маленькую табуретку, а завтра я наконец залезу на папин стол и потрогаю такой манящий светящийся экран монитора, а если повезет, посмотрю, что у него внутри!

  Родители, в свою очередь, тоже делают большое открытие. Оказывается, игрушки интересуют их ребенка гораздо меньше, чем реальные вещи! Что же делать родителям, когда любимое чадо, едва научившись ходить, начинает исследовать маленькую квартиру, полную опасных и дорогостоящих вещей, которые совершенно некуда убрать? Надеюсь, нет нужды говорить о том, что ребенок не понимает ни опасности, ни истинной цены окружающих его предметов. Поэтому и наказывать его за то, что он разбил любимую антикварную вазу, сломал дорогой музыкальный центр или порвал важный документ просто бессмысленно. Родители должны понимать, что ответственность за произошедшее лежит только на них самих.

  По возможности, взрослые должны принять все меры, чтобы действительно ценные и важные вещи были убраны подальше, желательно в закрывающийся шкаф. Это, прежде всего, документы, деньги, драгоценности. Часто бывает, что мы недооцениваем степени любопытства ребенка. 

Кстати, если вы думаете, что когда ваш ребенок вырастет, он не будет ничего ломать, спешу вас разочаровать. Сын одной моей знакомой с младенчества был склонен ко всякого рода «творческому» хулиганству. Апогей его деятельности пришелся на 10 лет, когда он в отсутствие родителей изрезал кухонный ковер на маленькие кусочки. И искренне не мог понять, за что его ругали: был один квадратный ковер, а стало много маленьких разной формы – красиво же!

  Современные квартиры заполнены техникой, которую зачастую некуда спрятать и убрать от ребенка. А как привлекают малыша кнопочки и огонечки! Можно, конечно, купить ему подобную игрушку, но она займет его ненадолго, в отличие от настоящих пультов, клавиатур, мобильных телефонов. Ребенка неудержимо влечет мир взрослых предметов. Это инстинкт, сохранившийся с древних времен: повторяй все за взрослыми, иначе не выживешь.

  Как же быть родителям в этом случае? Каждый взрослый, в конце концов, понимает: ребенка остановить невозможно. Он все равно найдет способ залезть туда, куда нельзя. Остается одно: поменять свое отношение. Смириться с тем, что кое-каких вещей, или посуды, или ценных бумажек придется лишиться. Спокойно, без раздражения, терпеливо (даже если это будет 10 раз на дню) постоянно объяснять малышу, что можно, а что нельзя.

  Главное, придерживаться незыблемости запрета: нельзя – значит нельзя никогда и ни при каких условиях.
Особенно строго нужно запрещать действительно опасные вещи (реально оценивайте степень опасности, к примеру, включать воду в раковине не так уж и опасно, если подумать): трогать горячий утюг, лезть пальцами в розетку, поворачивать ручки газовой плиты, совать руки в дверной проем и закрывать дверь и т.д.
Но даже при этом всем ваш ребенок ни от чего не застрахован, и случиться может все, что угодно.

Запретов не должно быть слишком много.
Запреты должны «уравновешиваться разрешением поделать» что-нибудь из того, что делают взрослые.
Будет очень хорошо, если  дети буквально месяцев с 10 могут посильно помогать маме  мыть полы, посуду, поливать цветы, вытирать пыль. Для ребенка такие «задания» — большое счастье. Дети часто просят: «Мама дай мне задание», «Мама, разреши мне похозяйничать».

  Ребенок удовлетворяет свое стремление стать большим, прикоснуться к заветному миру взрослых, он гордится этим: я – помощник. Дайте ребенку маленький молоточек, пусть «забивает» с папой гвоздики в доску, или идет в гараж с папой ремонтировать машину. Мальчишки даже с самого раннего возраста от такой мужской работы просто без ума.
Разрешите своему малышу в вашем присутствии вдоволь настучаться по клавишам компьютера, а потом вместе распечатайте документ. Можно добавить: «Сейчас ты поработаешь, а потом буду работать я, а ты поиграешь».
Обязательно хвалите ребенка после каждой его «помощи». Ощущение того, что его пускают в мир взрослых, отвлечет ребенка от того, что делать не нужно и направит его энергию в полезное русло.
Уважаемые родители -  любите своего ребенка таким, какой он есть, даже если он разгромит квартиру. Ребенок познает мир – что может быть чудеснее и радостнее! Через много лет, когда он подрастет, поверьте, вы будете вместе с ним смеяться над его детскими проделками.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение