Дидактические игры на развитие у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми
Хибикова О.В.,
воспитатель МБДОУ № 11
г.Армавир, Краснодарского края
ИГРЫ:
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Дидактическая игра «Мой портрет»
Творческая игра «Угадай, кто это?».
Дидактическая игра " Грязи-нет ! И пыли-нет!"
Дидактическая игра "Мои день"
Игра -драмматизация"Почему так"
Дидактическая игра «Как поступить?»
Игра на развитие общения со сверстниками и взрослыми «У кого какой дом?»
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Цель:
- - учить детей ориентироваться на рифму по окончанию слова;
- - развивать умение слушать, побуждать к общению.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Умейка (кукла).
Он хотел вам почитать стихи, но, пока шел в детский сад, по дороге потерял последние слова. Поможем Умейке, подскажем нужные слова, дети?
( воспитатель читает отрывки из стихотворений )
Голосок твой так хорош - Очень сладко ты... ( поёшь ).
( С. Маршак)
Зайка звонко барабанит, Он серьёзным делом... ( занят ).
(И. Токмакова )
Телефон опять звонит,
От него в ушах... ( звенит ).
(А. Барто )
Скачут побегайчики - Солнечные зайчики. Где же зайчики? - Ушли. Вы нигде их... ( не нашли ).
(А. Бродский )
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман... ( пришить )
И конфетку... ( положить ).
(3. Александрова )
Воспитатель: Молодцы ребята! Умейке понравилось , как вы подбирали нужные слова. А теперь вы сами почитайте стихи Умейке.
(Дети читают стихи по желанию ).
Дидактическая игра «Мой портрет»
Цель .
- Игра позволяет научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.
Дидактический материал .
- Картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях) и определить, какими они себя считают-большими , маленькими или не очень маленькими. Могут они сказать и пока зать на пальчиках, сколько им лет, или они этого ещё не знают . Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе , дети пытаются узнать, кто на них изображе Педагог спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, хороший или плохой. Читает стихотворение:
Если сам ты небольшой,
Но с высокою душой,
Значит, твой реальный рост
Выше самых дальних звёзд.
На следующем занятии педагог предлагает детям рассмотреть у себя и друзей, какие у них глаза, брови, нос , рот , уши, прическа, а затем нарисова ть свой автопортрет .
Творческая игра «Угадай, кто это?».
Цель .
- Игра развивает у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.
Ход игры . Педагог выбирает одного из детей рассказчиком. Остальные дети сидят на стульчиках в кружок. Рассказчик должен всем рассказать о ком-нибудь из детей: какой он (она), что умеет делать, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер и т. д. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первый угадает, подходит к узнанному по описанию ребёнку, выводит его на середину круга к рассказчику, и они втроём, взявшись за руки, шагают под пение всех детей:
Станьте, дети, станьте в круг,
Станьте в круг, станьте в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Добрый, добрый друг.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
На слова "Ля-ля-ля, ля-ля-ля" все дети хлопают в ладоши, а находящиеся в круге трое кружатся. Затем ведущим становится угадавший.
Дидактическая игра " Грязи-нет ! И пыли-нет!"
Цель.
- Игра приучает детей помогать своим родным в работе по дому, учит совместной деятельности и общению.
Дидактический материал.
- Различные домашние вещи и предметы для уборки: посуда, швабра, ведро, тряпки и т. д.
Ход игры. Педагог вместе с детьми распределяет домашние обязанности. Каждый получает необходимые для уборки предметы и занимает своё рабочее место. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.
На столе - посуда горкой.
Под столом - с водою таз.
Генеральная уборка начинается у нас!
Генеральная! Аврал! Наша мама - генерал!
Я ужасно храбрый, я хожу со шваброй!
Папа с мусорным ведром в пятый раз обходит дом.
И от дяди много толку - он помыл на кухне полку.
Дедушка с бабушкой вышли во двор –
Палкой они выбивают ковёр.
Далее все дети одновременно выполняют действия под песню:
Все мы грязи не выносим,
Из квартиры сор выносим,
Полотенцем, пылесосом
Под сервантом и столом –
Так, что пыль стоит столбом!
Педагог благодарит своих маленьких помощников. Можно спросить, кто из детей помогает своим родным дома так, как это делает "помощница" из стихотворения А. Барто?
У Танюши дел немало, Вот у Тани сколько дела:
У Танюши много дел: Таня ела, чай пила,
Утром брату помогала - Села, с мамой посидела,
Он с утра конфеты ел. Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Педагог. Хорошо ли Таня поступает? (Высказывания детей.)
Дидактическая игра "Мои день"
Цель . Игра развивает у детей умение видеть и понимать себя,
свой внешний и внутренний мир.
Дидактический материал . Картинки с изображением поведения
детей в быту, их игр и забав; карандаши, фломастеры, фланелеграф.
Ход игры . Педагог предлагает детям послушать стихотворение "Мой день":
Утром я проснулся сам,
Утром я оделся сам,
А потом умылся сам,
Съел свой завтрак тоже сам.
Днём я прогулялся сам
Дома поиграл я сам,
Спать улёгся в тишине...
Увидал звезду в окне.
Не скандалил и не хныкал.
Вот и всё.
Спасибо мне!
Педагог. Дети, расскажите, как вы ведёте себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотворении? Объясните, плохо или хорошо вёл себя мальчик в стихотворении и как бы вы вели себя, понравится ли ваше поведение папе и маме, если вы будете такими, как этот мальчик.
Затем педагог предлагает детям нарисовать, как они ведут себя дома.
Игра -драмматизация"Почему так"
Цель .
- Игра развивает в детях сознание собственной адекватности окружающим людям.
Ход игры. Педагог показывает детям композицию: сидит кукла Катя и смотрит на себя в зеркало. Рассуждает: "У меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один".
Давайте, дети, и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так?
Дети рассматривают себя в большом зеркале, смотрят друг на друга.
Педагог рассказывает, что случилось с Катей: "Почему это у меня всего по двое, а язык один и нос тоже один?"- спрашивает Катя свою бабушку. А бабушка отвечает ей: "А потому, милая внучка, чтоб ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и нос свой куда не надо не совала". Дети, а вы как думаете? Правильно бабушка ответила Кате?
Дидактическая игра «Как поступить?»
Цель .
- Учить детей быть внимательными, заботли выми по отношению друг к другу, по - разному выражать добрые чувства.
Игровое задание . Оказать необходимую помощь.
Правили игры . Уметь объяснить свой выбор картинки. По достоинству оценить помощь сверстника.
Материал . Сюжетные картинки (для каждого ребенка), такие, как : ребенок рисует дерево и яблоки на нем синим карандашом; все сажают овощи, цветы. Деревья, а один ребенок стоит без дела; дети собира ют урожай. Одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках; двое едят что - ни будь вкусное, а третий- нет; дети играют, но у одн ог о ребенка нет игрушек; ребенок плачет; ребенок пытается перейти улицу на красный свет. Предметные картинки: зеленый, красный, коричневый карандаши: лопата, ведро, корзинка, игрушки, фрукты, лакомства. Изображение ребенка в предупреждающей позе.
Игра : Сюжетные картинки лежат на столах изображением вниз. Подходящие к ним предметные картинки выложены в центре стола; их немного больше, чем сюжетных. Начните игру стихами, загадкой, пословицей по теме игры; например:
Одному не под силу - зови товарищей.
Все силы отдай, а друга в беде выручай.
Поставьте перед детьми задачу - помочь тем, кто в этом нуждается, подобрав к сюжетным картинкам подходящие предметы. Дети, выбрав к сюжетным картинкам подходящие предметные. Дети, выбрав сюжетную картинку, ищут нужную им среди предметных. Ког д а картинки подобраны, дети, сидящие за одним столом, проверяют дру г у др уг а правильность выполнения задания, обсуждают, почему они выбрали именно эту картинку. Затем они меняются местами (пересаживаются за другие столы). Игра повторяется.
Желательно иметь несколько наборов предметных картинок, что заставит детей по- разному поступать при выполнении задания по одной сюжетной картинке.
Игра на развитие общения со сверстниками и взрослыми «У кого какой дом?»
Цель: -
- Побуждать вступать в диалог с взрослыми и сверстниками, высказываться на темы из личного опыта (внеситуативное общение);
- учить составлять короткий рассказ на тему, предложенную воспитателем;
- подбирать пары слов с противоположным значением (антонимы), развивать речевое внимание, фонематический слух.
Ход игры:
(Воспитатель указывает на панно, где выставлены картинки на тему «Дом»).
Воспитатель: Правда, красивые дома на этих картинках? В каком из этих домов вам хотелось бы жить? 11очему? (Ответы детей) Воспитатель: Я вижу, что вам понравились большие, кирпичные дома, с балконами, с магазинами на первом этаже. В таких домах живут многие. Кто из вас, ребятки, расскажет, в каком доме он живет? (Ответы 2-3 детей)
Воспитатель: Молодцы, какие хорошие рассказы у вас получились. Все вы живете в разных домах, в них вы отдыхаете, принимаете гостей, это ваш кров, очаг. Но вот, что интересно: свои дома имеют и животные. Я вам буду читать загадки, а вы - отгадывайте.
Теремок ползет,
На себе дом везет,
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая.
Это... Правильно, улитка. А как называется ее домик?
Дети: Ракушка, (ребенок ищет картинку с изображением ракушки и выставляет ее на мольберт).
Воспитатель: Пришли мужики без топоров,
Срубили избу без углов.
Это... Правильно, муравьи. А как называется их домик?
Дети: Муравейник (ребенок ищет картинку с изображением муравейника, выставляет ее на мольберт)
Воспитатель: Без рук, без топоренка,
Построена избенка
Это... Гнездо. И кто живет в гнездах? Правильно, птицы. Тогда еще одна загадка:
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его ....
Как вы думаете, как его зовут? Молодцы, скворец. А домик для скворца называется скворечник. Иди, Коля, выбери картинку, с изображением скворечника, (ребенок выбирает, ставит Воспитатель предлагает словесную игру «Кто где живет?)
Воспитатель: Итак, у скворца - (дети хором) скворечник,
У курицы - курятник,
У коровы - коровник,
У собаки - конура,
У птицы - гнездо,
У муравья - муравейник,
У белки - дупла,
У медведя - берлога,
У лисицы - нора.
У пчелы - улей.
Воспитатель: Сейчас вы все будете пчелками. Встаньте парами, кто с кем хочет. Один из вас будет взрослой пчелой, а другой - маленькой пчелкой. Взрослая пчела издает такой громкий звук: «33333», а малыши - пчелки жужжат мягко, потише: «3333333». Полетели, зажужжали. Прилетели к улью, поменялись ролями.
Воспитатель: А сейчас, наши пчелки хотят поиграть в игру «Скажи наоборот», кому брошу мяч - тот отвечает и возвращает мяч мне назад, например:
- дом высокий, а избушка.... (низкая)
- Лето теплое, а зима... (холодная)
- На солнце песок сухой - а после дождя... (мокрый)
- Дедушка старый, а ребенок... (молодой)
- Возле печки горячо, а в холодильнике... (холодно)
- Петушок встает рано, а луна всходит... (поздно)
- Когда весело ты смеешься, а когда грустно...(плачешь)
Воспитатель: Молодцы, хорошо играли. А сейчас пчелки хотят послушать стихотворение Марины Бородицкой «Разговор с пчелой»
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?»
Пчела в ответ: «А ты как мог,
сорвать любимый мой цветок?
Ведь мне он был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Кто больше всего в нем понравился? Кто прав, а кто виноват в случившемся?
|