Вниманию читателей портала "Учеба" предлагаются авторские
и коллективные разработки специалистов сферы дошкольного
воспитания в контуре социальных технологий оздоровления
детей и возрождения традиций подробнее...
|
Максименко Т.А.,
заведующая д/с № 59 "Сказка"
ЗАТО Северск Томской обл.
“Организация работы в дошкольном
образовательном учреждении
в условиях инновации”
Последнее
десятилетие можно охарактеризовать как
период существенных перемен в системе
образования страны. Несомненно, эти
перемены произошли и в образовательном
пространстве нашего города, нашего
детского сада № 59 “Сказка” ЗАТО Северска,
начавшего свою деятельность в 1992 году.
В 1989 году Госкомитет по народному
образованию СССР утвердил новую Концепцию
дошкольного воспитания. Её основные идеи –
гуманизация дошкольного образования,
формирование человека здорового физически,
духовно, богатого нравственно, творческого,
думающего.
Основой новой Концепции
образования является государственный
образовательный стандарт – это требования
к психолого-педагогическим
условиям воспитания и обучения детей в
учреждениях общественного дошкольного
воспитания.
В этот период наше дошкольное
учреждение активно занимается
инновационной деятельностью в следующих
направлениях:
1. Нравственно-патриотическое
воспитание на основе родиноведения:
Программа "С чего начинается Родина"
Программно-методическое пособие " Родники земли сибирской"
Методическое пособие "Народный календарь"
Методические разработки
2. Охрана,
укрепление, коррекция физического и
психического здоровья детей. Ранняя
диагностика и специальная помощь детям от 1
года до 7 лет
Программа " Сибирячок"
Методические разработки специалистов и педагогов по всем возрастным категориям
1. Обращение
к родиноведческой тематике, на наш взгляд,
вызвано рядом
событий и причин, происходящих в обществе и
образовании в целом. Были утеряны идеалы, на
которые опирались педагоги в работе по
патриотическому воспитанию до недавних пор.
В государственной политике в области
образования сохраняется требование к
педагогам осуществлять педагогический
процесс таким образом, чтобы духовное и
нравственное развитие не отставало от
обучения и интеллектуального развития.
Но, понимая
невозможность использования прежних
средств патриотического и нравственного
воспитания в современных условиях, нужно
было им на смену выбрать идеалы
вневременные и внеполитические, не
подверженные идеологии. Таким
универсальным идеалом, который может
оказаться вне времени и политики, на наш
взгляд является родиноведение.
Нами было рассмотрено несколько
программных пособий, в задачах или
содержании которых есть элементы
регионального компонента или рекомендации
к их использованию.
Целостной поэтапной методики по знакомству
детей с малой родиной, которая бы учитывала
особенности нашего региона, мы не
обнаружили.
В работе с дошкольниками по
ознакомлению с родным краем, его природными
и социокультурными особенностями, на наш
взгляд,
нужна более определённая, чётко
выстроенная методика, включающая в
познавательную деятельность региональное
содержание.
Для решения данной проблемы на
базе нашего д/с “Сказка” была создана
городская экспериментальная площадка как
вариант реализации регионально-национального
компонента в системе дошкольного
образования.
Объектом исследования
явился учебно-воспитательный
процесс в массовом дошкольном учреждении.
Предметом исследования
– поиск и апробация оптимального включения
регионально-национальных
особенностей Томской области в работу с
дошкольниками с целью развития у них высших
чувств (интеллектуальных,
эстетических, моральных).
Ведущим методом исследования
является педагогический эксперимент,
включающий в себя наблюдения, анализ
продуктов детской деятельности, беседы с
детьми и педагогами, анкетирование, ряд
специально разработанных экспериментов.
Итогом и результатом работы в
этом направлении стало создание
комплексной региональной программы “С
чего начинается Родина” и пособий “Народный
календарь” и “Родники земли сибирской”.
Итак, комплексная региональная
программа “С чего начинается Родина” по
содержанию работы – краеведческая, по
концептуальному решению – поликультурная,
сочетающая в педагогической технологии
традиционные и инновационные методы работы,
направлена на нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников.
Цель программы – обеспечить
широкую направленность содержания
образовательно-воспитательного
процесса на ознакомление детей с историей и
культурой родного края, природным,
социальным и рукотворным миром, который
окружает ребёнка, на воспитание целостной
личности, сочетающей в себе нравственные,
моральные, гражданские и многокультурные
черты.
Научно-практическую
ценность программы “С чего начинается
Родина” мы видим в следующем:
-
разработана и адаптирована психолого-педагогическая
диагностика, позволяющая выявить уровень
сформированности высших чувств
дошкольников, качество усвоения детьми
представлений о крае и народах,
проживающих в нем, применение и отражение
знаний в детских видах деятельности;
-
научно обосновано использование
комплексно-тематического
подхода в воспитательно-образовательном
процессе дошкольного учреждения;
-
реализованы на практике задачи
государственных образовательных
стандартов;
-
реализованы на практике психолого-педагогические
условия государственных стандартов:
требований к воспитательно-образовательным
программам, требований к педагогу и
развивающей среде;
-
реализован на практике интегрированный (комплексно-тематический)
подход при использовании родино- и
народоведческого материала в работе с
дошкольниками, его влияние на
познавательную и эмоционально-чувственную
сферу.
2.
Вторым направлением нашей инновационной
деятельности стала проблема охраны,
укрепления, коррекции психического и
физического развития детей и ранняя
диагностика и специальная помощь детям от 1
года до 7 лет.
Основанием к выбору этого
направления явилась устойчивая тенденция
ухудшения показателей здоровья детей.
Увеличение общей заболеваемости
сопровождается ростом хронических
заболеваний различных органов и систем.
Так, по данным ежегодного
государственного доклада “Положение детей
в РФ” 15–20%
дошкольников имеют хроническую патологию,
к 6–7
годам она достигает 30–35%.
У школьников III
группа здоровья встречается уже у 40–45%,
80% новорожденных
детей являются физиологически незрелыми,
около 90% имеют диагностированное
перинатальное поражение ЦНС и научный
прогноз не утешителен.
Поэтому актуален поиск средств
сохранения, укрепления и коррекции
здоровья детей.
Цель нашей инновации – создание
системы комплексного подхода к решению
вопроса физического и психического
здоровья детей на базе
общеобразовательного детского сада.
Опыт работы по этому направлению
стал основой авторской программы “Сибирячок”.
Это комплексная программа и методические
рекомендации по физическому развитию и
оздоровлению детей в общеобразовательном и
дошкольном учреждении.
Программой реализуется
комплексный подход в создании условий и
организации работы для сохранения,
укрепления и коррекции физического и
психического здоровья детей, а
также раннего выявления возможных
нарушений, отклонений от возрастных норм
развития и оказание своевременной помощи
детям от 1 года до 7 лет.
Программа включает в себя
следующие разделы:
-
диагностика физического развития и
состояния здоровья детей;
-
оздоровительная работа;
-
реабилитационная работа;
-
коррекционно-развивающая
работа;
-
работа с родителями;
-
работа с педагогическим коллективом;
-
преемственность ДОУ и школы по
физкультурно-оздоровительной
работе.
Научно-практическая
ценность программы “Сибирячок” состоит в
следующем:
-
создана комплексная многоуровневая
диагностика физического, психолого-педагогического,
музыкального, речевого развития детей;
-
разработаны и реализованы на практике
перспективные комплексные планы по
оздоровительной, реабилитационной,
коррекционно-развивающей
работе;
-
выработана и апробирована на практике
система работы с родителями;
- на практике реализована система
преемственности в работе детского сада и
школы.
Последние пять лет коллектив
детского сада активно занимается
разработкой системы ранней диагностики и
специальной помощи детям от 1 года до 7 лет.
Уже наработан определённый опыт, который в
данное время готовится к обобщению. Он
включает в себя:
-
систему мониторинга психолого-педагогического
развития детей раннего и дошкольного
возраста;
-
организацию работы по взаимодействию
специалистов д/с;
-
общие задачи совместной работы
специалистов;
-
перспективные планы работы специалистов,
педагогов и воспитателей в организации
специальной помощи детям;
-
организацию работы ПМП консилиума
на базе д/с;
-
разработку и реализацию индивидуальных
коррекционно-развивающих
планов и индивидуальных планов работы с
одарёнными детьми;
- схему взаимодействия работы с родителями.
Итак, комплексный подход в
решении проблемы ранней диагностики и
специальной помощи детям позволяет
добиваться хорошей динамики за более
короткий срок и даёт возможность
прогнозировать дальнейшее развитие
ребёнка.
В целом инновационные
преобразования позволили вывести
коллектив детского сада на более высокую
стадию развития; повысили авторитет
дошкольного учреждения среди родителей и
коллег; раскрыли творческий потенциал
воспитателей, педагогов и специалистов, а
главное, вывели на новую стадию стандарты
развития дошкольника.
|