Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Вниманию читателей портала "Учеба" предлагаются авторские и коллективные разработки специалистов сферы дошкольного воспитания в контуре социальных технологий оздоровления детей и возрождения традиций подробнее...

Максименко Т.А.,
заведующая д/с № 59 "Сказка"
ЗАТО Северск Томской обл.

“Организация работы в дошкольном образовательном учреждении
в условиях инновации”

Последнее десятилетие можно охарактеризовать как период существенных перемен в системе образования страны. Несомненно, эти перемены произошли и в образовательном пространстве нашего города, нашего детского сада № 59 “Сказка” ЗАТО Северска, начавшего свою деятельность в 1992 году.

В 1989 году Госкомитет по народному образованию СССР утвердил новую Концепцию дошкольного воспитания. Её основные идеи – гуманизация дошкольного образования, формирование человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является государственный образовательный стандарт – это требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в учреждениях общественного дошкольного воспитания.

В этот период наше дошкольное учреждение активно занимается инновационной деятельностью в следующих направлениях:

1. Нравственно-патриотическое воспитание на основе родиноведения:
Программа "С чего начинается Родина"
Программно-методическое пособие " Родники земли сибирской"
Методическое пособие "Народный календарь"
Методические разработки

2. Охрана, укрепление, коррекция физического и психического здоровья детей. Ранняя диагностика и специальная помощь детям от 1 года до 7 лет
Программа " Сибирячок"
Методические разработки специалистов и педагогов по всем возрастным категориям

1. Обращение к родиноведческой тематике, на наш взгляд, вызвано рядом событий и причин, происходящих в обществе и образовании в целом. Были утеряны идеалы, на которые опирались педагоги в работе по патриотическому воспитанию до недавних пор. В государственной политике в области образования сохраняется требование к педагогам осуществлять педагогический процесс таким образом, чтобы духовное и нравственное развитие не отставало от обучения и интеллектуального развития. Но, понимая невозможность использования прежних средств патриотического и нравственного воспитания в современных условиях, нужно было им на смену выбрать идеалы вневременные и внеполитические, не подверженные идеологии. Таким универсальным идеалом, который может оказаться вне времени и политики, на наш взгляд является родиноведение.

Нами было рассмотрено несколько программных пособий, в задачах или содержании которых есть элементы регионального компонента или рекомендации к их использованию. Целостной поэтапной методики по знакомству детей с малой родиной, которая бы учитывала особенности нашего региона, мы не обнаружили.

В работе с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и социокультурными особенностями, на наш взгляд, нужна более определённая, чётко выстроенная методика, включающая в познавательную деятельность региональное содержание.

Для решения данной проблемы на базе нашего д/с “Сказка” была создана городская экспериментальная площадка как вариант реализации регионально-национального компонента в системе дошкольного образования.

Объектом исследования явился учебно-воспитательный процесс в массовом дошкольном учреждении.

Предметом исследования – поиск и апробация оптимального включения регионально-национальных особенностей Томской области в работу с дошкольниками с целью развития у них высших чувств (интеллектуальных, эстетических, моральных).

Ведущим методом исследования является педагогический эксперимент, включающий в себя наблюдения, анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми и педагогами, анкетирование, ряд специально разработанных экспериментов.

Итогом и результатом работы в этом направлении стало создание комплексной региональной программы “С чего начинается Родина” и пособий “Народный календарь” и “Родники земли сибирской”.

Итак, комплексная региональная программа “С чего начинается Родина” по содержанию работы – краеведческая, по концептуальному решению – поликультурная, сочетающая в педагогической технологии традиционные и инновационные методы работы, направлена на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Цель программы – обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты.

Научно-практическую ценность программы “С чего начинается Родина” мы видим в следующем:

  • разработана и адаптирована психолого-педагогическая диагностика, позволяющая выявить уровень сформированности высших чувств дошкольников, качество усвоения детьми представлений о крае и народах, проживающих в нем, применение и отражение знаний в детских видах деятельности;
  • научно обосновано использование комплексно-тематического подхода в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения;
  • реализованы на практике задачи государственных образовательных стандартов;
  • реализованы на практике психолого-педагогические условия государственных стандартов: требований к воспитательно-образовательным программам, требований к педагогу и развивающей среде;
  • реализован на практике интегрированный (комплексно-тематический) подход при использовании родино- и народоведческого материала в работе с дошкольниками, его влияние на познавательную и эмоционально-чувственную сферу.

2. Вторым направлением нашей инновационной деятельности стала проблема охраны, укрепления, коррекции психического и физического развития детей и ранняя диагностика и специальная помощь детям от 1 года до 7 лет.

Основанием к выбору этого направления явилась устойчивая тенденция ухудшения показателей здоровья детей. Увеличение общей заболеваемости сопровождается ростом хронических заболеваний различных органов и систем.

Так, по данным ежегодного государственного доклада “Положение детей в РФ” 15–20% дошкольников имеют хроническую патологию, к 6–7 годам она достигает 30–35%. У школьников III группа здоровья встречается уже у 40–45%, 80% новорожденных детей являются физиологически незрелыми, около 90% имеют диагностированное перинатальное поражение ЦНС и научный прогноз не утешителен.

Поэтому актуален поиск средств сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.

Цель нашей инновации – создание системы комплексного подхода к решению вопроса физического и психического здоровья детей на базе общеобразовательного детского сада.

Опыт работы по этому направлению стал основой авторской программы “Сибирячок”. Это комплексная программа и методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в общеобразовательном и дошкольном учреждении.

Программой реализуется комплексный подход в создании условий и организации работы для сохранения, укрепления и коррекции физического и психического здоровья детей, а также раннего выявления возможных нарушений, отклонений от возрастных норм развития и оказание своевременной помощи детям от 1 года до 7 лет.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • диагностика физического развития и состояния здоровья детей;
  • оздоровительная работа;
  • реабилитационная работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • работа с родителями;
  • работа с педагогическим коллективом;
  • преемственность ДОУ и школы по физкультурно-оздоровительной работе.

Научно-практическая ценность программы “Сибирячок” состоит в следующем:

  • создана комплексная многоуровневая диагностика физического, психолого-педагогического, музыкального, речевого развития детей;
  • разработаны и реализованы на практике перспективные комплексные планы по оздоровительной, реабилитационной, коррекционно-развивающей работе;
  • выработана и апробирована на практике система работы с родителями;
  • на практике реализована система преемственности в работе детского сада и школы.

Последние пять лет коллектив детского сада активно занимается разработкой системы ранней диагностики и специальной помощи детям от 1 года до 7 лет. Уже наработан определённый опыт, который в данное время готовится к обобщению. Он включает в себя:

  • систему мониторинга психолого-педагогического развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • организацию работы по взаимодействию специалистов д/с;
  • общие задачи совместной работы специалистов;
  • перспективные планы работы специалистов, педагогов и воспитателей в организации специальной помощи детям;
  • организацию работы ПМП консилиума на базе д/с;
  • разработку и реализацию индивидуальных коррекционно-развивающих планов и индивидуальных планов работы с одарёнными детьми;
  • схему взаимодействия работы с родителями.

Итак, комплексный подход в решении проблемы ранней диагностики и специальной помощи детям позволяет добиваться хорошей динамики за более короткий срок и даёт возможность прогнозировать дальнейшее развитие ребёнка.

В целом инновационные преобразования позволили вывести коллектив детского сада на более высокую стадию развития; повысили авторитет дошкольного учреждения среди родителей и коллег; раскрыли творческий потенциал воспитателей, педагогов и специалистов, а главное, вывели на новую стадию стандарты развития дошкольника.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение