Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
фбс 6

Учебное оборудование и учебные пособия

ВАШИ ВОПРОСЫ И НАШИ ОТВЕТЫ

На вопросы отвечает кандидат психологических наук Е.Е. Соловцова

Источник: Блюмина Т.А. Вековые натуры в семье, школе и обществе. - М.: Альфа, 1996 г.

Комплекс методик включает в себя: таблицы с описанием типов темпераментов у младенцев, ясельников, дошкольников, школьников и взрослых. Также включена анкета выбора "Формула счастья", имеющая ориентировочное значение. Определение темперамента происходит по итогам выбора характеристик для конкретного испытуемого. Работу с таблицами осуществляет группа, состоящая из нескольких, хорошо знающих диагностируемого людей, включая его самого. Им предлагается в определенной последовательности ознакомиться с таблицами и выбрать характеристики, соответствующие поведению диагностируемого человека. Количество совпадений оценивается в баллах.

Комплекс методик включает в себя следующие:
1. Малые структурные таблицы 4-х полюсных темпераментов.
2. Сводная структурная таблица 22-х типов.
3. Микроописания 22-х темпераментов-характеров (аффектотипов).
4. Средние структурные таблицы 10 основных темпераментов-характеров.
5. Анкета выбора "Формула счастья".
6. Модели полюсных типов для младенцев, ясельников и дошкольников.

МОДЕЛИ ПОЛЮСНЫХ ТИПОВ ДЛЯ ЯСЕЛЬНИКОВ И ДОШКОЛЬНИКОВ

Младенец к дошкольному возрасту (в 2,5-3 года)

 

ФЛЕГМАТИК

с вариантами

ХОЛЕРИК

с вариантами

САНГВИНИК

с вариантами

МЕЛАНХОЛИК

с вариантами

Набирает вес

Хорошо

Медленно

Средне

Плохо

Аппетит

Хороший

Резко повышен

Непостоянный

Слабый

Сосет

Спокойно, долго

Жадно; нетерпелив, колотит ручкой, кусает сосок

Энергично, но недолго

Вяло, медленно

Приступает к новой еде

Медленно

Сразу

Сразу

Неохотно; долго приучается

Сон ночью

Крепкий, не просыпается

Часто просыпается

Редко просыпается

а) Редко просыпается б) Часто просыпается (ХМ)

Засыпает

Быстро, без присутствия матери

С трудом

Легко в присутствии матери

Лишь в присутствии матери

Плач

Очень редкий

Часты, долгий, громкий, требовательный, “заходится”

Нечастый, короткий

а) Нечастный, долги, тихий, жалобный б) частый (ХМ)

Плачет чаще в ситуациях

Очень редко

При одевании, пеленании, пробуждении, ожидании кормления

В одиночестве, в темноте

При купании; виде врача; расставании с матерью; насильном кормлении

Темноты

Не боится

Не боится

Боится

Очень боится

Врача и уколов

Не боится

Не боится, сопротивляется

Боится

Очень боится

Огня, грозы, горячего

Не боится

Не боится

Боится

Очень боится

Высоты, зверей, угроз, крика

Не боится

Не боится

Боится

Очень боится

Идет к чужим на руки

Спокойно

С трудом, неохотно, сопротивляется

Охотно с улыбкой

С плачем, но не сопротивляется

С новыми детьми и людьми

Спокоен, равнодушен

Отворачивается, кричит

Тянется, улыбается, очень любит

Пугается

Начал ходить

Около года

До 10 месяцев

До 10 месяцев

После года и 2 месяцев

Пошел

Не сразу, ходил замедленно, “переваливаясь”

Сразу, стремительно, быстро, часто падал

Быстро, почти не падал

Долго боялся ходить и учиться

2. Ясельник и дошкольник

 

ФЛЕГМАТИК

с вариантами

ХОЛЕРИК

с вариантами

САНГВИНИК

с вариантами

МЕЛАНХОЛИК

с вариантами

На улице

Отпускает руку взрослого

Отпускает руку взрослого

Отпускает руку взрослого

Не отпускает

Эмоции

Почти не плачет, при боли кривится, редко громко смеется, чаще улыбается, не сердится, не дерется, не мстит

Упорно плачет с криком, в гневе дерется, любит отомстить за обиду, смеется очень громко, хохочет

Плачет громко, но недолго; смеется очень часто, не гневлив, не драчлив, обижается ненадолго

Не кричит, плачет беззвучно, долго, горестно; смеется редко, очень обидчив и долго помнит обиды

Ласки

Не любит нежничать

Не любит нежничать

Очень любит нежности, ласки, объятия, сам много ласкается

Любит нежности, но сам мало ласкается

Наиболее частые причины плача (крика)

Не плаче, не кричит

Упорно кричит при невыполнении желаний, запретах

Кричит и плачет недолго в любых ситуациях

Плачет при расставаниях с близкими, резком тоне, обидах, угрожающих ситуациях

Мимика лица

Спокойная, мало изменчивая

Резкая, нечасто изменчивая

Быстро изменчивая, очень живая, веселая

Мало изменчивая, грустная

Выражение лица (наиболее часто)

Спокойно-созерцательное

Боевое, драчливое, сердитое, сосредоточенное, деловитое

Веселое, смешливое, игривое

Задумчивое, внимательное, грустное, обиженно-плаксивое, встревоженное

Голос

Спокойный, негромкий, ровный

Резкий, громкий, пронзительный

Живой, веселый, звонкий

Тихий, просительный, изредка дрожащий

Речь

Неразговорчив, говорит медленно

Говорит быстро, требовательно

Болтлив, “трещетка”

Говорит мало; с близкими чаще

Движения

Медленные, размеренные, неповоротливы; усидчив, осмотрителен

Резкие, неосторожные, порывистые, расшибается

Быстрые, легкие, мягкие, ловкие; неусидчив, вертляв, попрыгун

Не цепкие (роняет), неуверенные, с задержками, неплавные, неловкие; усидчив.

Желания

Несильные, не напряженные, но устойчивые

Сильные, устойчивые, упорные, отказ усиливает желание

Изменчивые, неустойчивые, не упорствует; отказ ослабляет желание

Очень слабые, ненапряженные; мягкий запрет снимает желание

Воспитателям подчиняется

Спокойно, с задержкой выполнения; бывает упрям

С сопротивлением, иногда делает назло, сильное упрямство

Охотно без сопротивления, но нередки капризы, шалости, непослушание

Охотно с готовностью, но страдает и обижается при жестких требованиях

Любит выполнять поручения

Самостоятельно

Самостоятельно

С участием взрослого

С помощью взрослого

Предпочитает игры-занятия

Сидячие, спокойные, малоподвижные (напр., строительные)

Подвижные, озорные, соревнования, борьбу

Подвижные, забавы, пение, танцы, выступления “артиста”

Сидячие волнующие (сказки, музыка, рассматривание)

Дольше всего занимается

Спокойной сидячей игрой (конструктором, строительной)

Подвижной игрой спортивного типа

Подвижной игрой и художественно-ролевой

Сидячей игрой типа художественного созерцания; куклами

Предпочитает играть

В одиночку, реже в парах-группах

Коллективно, соревновательно

Коллективно с речевым и эмоциональным общением

В паре, но часто и в одиночестве

Излюбленные игрушки

Строительно-конструкторский материал, машины

Машины, мячи, оружие, палки

Куклы, мячи, скакалки

Куклы, животные

Игрушки

Свои бережет, неохотно отдает, у чужих не отбирает

Отбирает чужие, не отдает свои, часто ломает

Любит меняться, легко отдает, не бережет, забрасывает, ломает

Очень бережет, привязан к любимым игрушкам, не отбирает

В коллективной игре

Подчиняется легко; независим

Командует, заводила; не подчиняется

Инициатор, но не командует; легко подчиняется

Подчиняется с трудом и не командует; обижается

Соревноваться

Любит, но не азартен

Любит, азартен, сердится при проигрыше

Радуется соревнованию и при проигрыше

Не любит, избегает соревнования

В конфликте с другим ребенком

а) спокойно медленно, уступает (Ф); б) спокойно упорно сопротивляется, молча дерется (ХФ); в) уступает с готовностью (ФМ)

а) дерется упорно с громким криком, азартно гоняется, не уступает, мстит (Х); б) уступает с громким долгим плачем, угрозами и жалобами, замахивается, но не дерется (ХМ); в) гоняется без крика и дерется (ХХФ)

а) уступает весело с недолгим плачем (С); б) сопротивляется, но спокойно, без плача, не дерется (СФ); в) дерется с недолгим криком, но также и уступает без угроз (СХ)

а) уступает со слезами и обидой, без плача (М); б) уступает с плачем, жалобой, обидой, но не угрожает (СМ)

К похвале

Равнодушен и сам не хвалится

Хвалится сам, не переносит, когда хвалят других

Часто хвалится сам, ценит похвалу

Не хвалится, но очень отзывчив на похвалу

Быть в центре внимания и распоряжаться (командовать)

Не стремится

Постоянно стремится командовать (Х, ХХС, ХХМ). Важничает, но не командует (ХХФ).

Очень любит и стремится выступать, быть в центре (с). умеет весело командовать (СХ)

Боится, стесняется

В групповом общении с детьми

Мало активен

а) дразнит, нередко толкает (Х); б) обижает, бьет, угрожает (ХХМ)

а) затейник, подражает, веселит, развлекает (С); б) защищает, ласкает, обнимает (СМ)

Оберегается, не подражает

Среди новых детей

Сдержан, молчит

Независим, задирист

Повышенно жизнерадостен, оживлен, разговорчив

Робеет, теряется, подавлен, испуган

При знакомстве с новым взрослым человеком

Спокоен, равнодушен

Отворачивается, переживает неприязнь, смотрит исподлобья

а) проявляет живую симпатию, удовольствие (С); б) застенчиво-приветлив (СМ)

Очень робеет, готов расплакаться, прячет лицо

Опеку взрослых

Переносит спокойно

Не терпит, сопротивляется

Любит

Очень любит

Страшные впечатления

Переносит спокойно

Возбуждают

Очень волнуют, вызывают слезы, но быстро успокаивается

Очень волнуют и оставляют долгий след (плохо спит)

Волнующие сны

Не снятся

редко

Часто снятся приятные сны

Часто снятся устрашающие

Аппетит

Хороший, не переборчив

Повышенный, нетерпелив к отсрочке еды

Непостоянный; любит разнообразие, лакомка

Пониженный

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение