Торсионная техника как метод развития креативного мышления у детей младшего и среднего школьного возраста
Бакланова Любовь Михайловна,
педагог дополнительного образования
МОУДОД ДЮЦ «Альянс» г.о. Тольятти
Одним из методов развития креативного мышления обучающихся является торсионная техника. Особенности развития младшего и среднего школьного возраста: они любят творить, воображать, фантазировать, и их в этом надо поддержать и помочь развить эти качества. Поэтому я выбрала эту технику торион-папье, которая наилучшим образом подходит для развития детей.
Впервые о технике торсион-папье (в переводе с франц. «скручивание бумаги») я узнала, посетив выставку в нашем Учреждении. Работы, сделанные педагогом нашего Учреждения Е.А. Балбашовой и ее обучающимися в технике «торсионное плетение», меня заинтересовали.
Затем посмотрела информацию в Интернете. Поскольку в пособиях и книгах об этом ничего не было, просмотрела периодику. В газете «Комсомольская правда в Самаре» за 25 января 2005 года нашла информацию о том, что первым, кто начел заниматься этой техникой, были Валерий и Светлана Скорняковы из Самары. 15 лет назад, применяя технику торион-папье, они мастерили светильники, легкие, но прочные шляпки, сумки, пояса, браслеты, вазы. В работу при этом шла самая обычная оберточная бумага.
Поскольку на изготовление поделок методом торсион-папье требуются небольшие материальные затраты, то это был еще один плюс, чтобы эту технику применять на занятии. Обучающимся предложила банк идей. Информация, полученная и Интернета, фотоматериалы, зарисовки, библиотечные находки помогли нам провести аукцион творческих идей, разработать технологию изготовления деталей и из простых форм создавать любые формы, плоскости и объемы.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Раннее развитие способности к творчеству уже в младшем школьном возрасте – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество младшего школьника как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной и прикладной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.
Преподавание технике торсион-папье актуально и на сегодняшний момент. Она помогает развить обучающимся пространственное мышление, что приводит к развитию его творческих способностей. При отсутствии в школьных программах уроков черчения техника торсион помогает получить ученику азы по геометрии и черчению, и в дальнейшем при переходе в старшее звено сориентировать в выборе профессии и специальности. Работая в технике торсион у обучающихся развиваются:
- - усидчивость,
- - аккуратность,
- - внимательность,
- - коммуникабельность.
Формируются:
- - пространственное и логическое мышление,
- - социальная активность,
- - система знаний по ДПТ, что подтверждает мониторинг ЗУН и личностных качеств обучающихся.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие вместе составляет общую композицию. В процессе занятий в технике торсион у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Кроме того, занятия торсион дают оздоровительный эффект:
- массирование нервных окончаний, расположенных на кончиках пальцев, что даёт дополнительное стимулирование работы всего организма;
- развитие мелкой моторики рук, которая благоприятно воздействует на развитие речи и интеллекта;
- гашение вихревых потоков окружающей среды, что приводит к снятию головной боли, уменьшению воздействия на организм стрессовых ситуаций, стабилизации артериального давления.
Результатом применения техники торсион-папье является не только развитие креативного мышления у обучающихся, а также:
- - разработка методических проектов педагогов;
- - проведение мастер-классов среди коллег, в результате которого многие педагоги стали использовать элементы данной техники;
- - изделия, изготовленные в технике торсион-папье, были подарены ветеранам ВОВ в день 65-летия Великой Победы (корзиночки, вазочки, фото-рамки);
- - обучающиеся внесли предложение провести ярмарку-распродажу своих поделок, а вырученные деньги потратить на приобретение инструментов и приспособлений для работы в студии, проведении мероприятий с Советом Ветеранов, празднования Дня Именинника.
Можно сделать вывод: данная техника интересна, актуальна, востребована, социальна значима.
Практические рекомендации.
Вырезать полосы из газеты с использованием ножниц или канцелярского ножа, чтобы при скручивании края трубочки «не мохрились».
Газетную полосу накручиваем на спицу под острым углом (плотно, пока не закончится лента).
Закрепляем конец ленты клеем и наш материал для плетения готов! (Не забудьте убрать спицу).
Трубочки не должны быть одинаковыми по всей длине. Один конец должен быть тоньше другого конца - тогда при наращивании трубочек в процессе плетения их можно будет легко вставить одну в другую.
Готовую вазу рекомендуется покрасить или задекорировать. Для отделки хорошо использовать тонированный акриловый лак: и цвет дает, и форму укрепляет (2-3 слоя с высушиванием каждого в течение 12-24 часов).
Обратная связь ( Педагоги обмениваются опытом работы, делятся своими творческими находками и «изюминками», задают дополнительные вопросы по теме мастер-класса ).
Список используемой литературы, используемый для статьи:
Энциклопедия поделок. 100 идей на каждый день. Перевод с итальянского Ю.А. Гавриловой. – М.: РОСМЭН, 2006. – 175 с.
Джоунс Фиона. Фантазия из бумаги. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия / Пер. с англ. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 160 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Интернет источники:
1. wiki.edc.samara.ru/…Тарасова…Терентьевна…
Левша…
2. http://www.art-holding.ru/philigran-phinipht-vazy-konphetnicy-c-34_43.html
|