Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Дополнительное образование

Б.В. Куприянов 

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней
До сердцевины.

Б. Пастернак.

Знакомство с нормативными документами не оставляет сомнений в том, что содействие в самоопределении школьников одна из ведущих задач дополнительного образования детей. Так в Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей прямо сказано: «обеспечение необходимых условий для … профессионального самоопределения» (П. 2). Однако ограничиваться только профессиональным самоопределением нам представляется не правильным. Ведь тогда получается, что человеческая жизнь ограничивается профессиональной сферой, человек рассматривается однобоко только как субъект профессионального труда. Кроме профессии человеческую повседневность образует еще и досуг, поэтому следовало бы говорить о досуговом самоопределении как непременной задаче учреждений дополнительного образования детей. Наверное, гармоничное сочетание труда и отдыха, профессиональной и досуговой сфер образуют человеческое счастье. Не для того ли созданы учреждения дополнительного образования детей - обеспечить счастье сегодняшнего ребенка и счастье завтрашнего взрослого? Счастье гармонии труда и отдыха образуется сознательным и свободным выбором человека его самоопределением.

Вообще, профессионально-досуговое самоопределение является наиболее масштабным – своего рода стратегическим самоопределением. Наряду со стратегическим нами выделены:

- оперативное самоопределение (выбор способов структурирования повседневности, способов траты свободного времени, будничных и праздничных занятий, меры интенсивности собственных занятий),

- тактическое самоопределение (выбор содержания осваиваемого образования, выбор разновозрастных компаний, референтного взрослого, характера презентуемого продукта собственной деятельности) .

Так как некоторые варианты методики педагогического содействия школьникам в самоопределении мы описали вместе с О.В.Миновской, остановимся преимущественно на изучении результатов профессионально-досугового самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования детей. В качестве процедур мы избрали следующие.

Прежде всего, фактическим подтверждением осуществления профессионального и досугового самоопределения учащимися являются индивидуальные истории выпускников. Второй процедурой фиксации самоопределения могут считаться результаты диагностических процедур(методика «Кто Я?» Т. Куна и Макпартленда, контен-анализ мини-сочинений школьников, методика «Свободные ассоциации», интервьюирование выпускников и педагогов дополнительного образования).

Стоит оговориться, что невнимание самоопределению школьников в учреждениях дополнительного образования приводит неоднозначным поворотам судьбы. Например, вот что рассказал один из педагогов Республиканского центра дополнительного образования из г. Сыктывкар:

« Будучи воспитанником подросткового объединения «вокально-инструментальный ансамбль «Июль», никаких планов в плане профессионального образования не имел, поступил в педагогический институт на факультет иностранных языке. « Я отучился год, закончил I курс. Преподаватель мне как -то сказал: «Вот ты постоянно говоришь о музыке, почему ты не занимаешься музыкой?» Я понял, чего я хочу в действительности. Я окончил половину II курса и стал работать и играть. А летом легко поступил на факультет «Ударные инструменты» Колледжа искусств. Попал в колледж и понял «Попал куда надо, депрессия пропала, все хорошо!» .

Перед нами история, когда человек принял решение о резком изменении своей ситуации и осуществил выбор.

Обратимся к проведенным исследованиям в детской музыкальной школе № 1 и детско-юношеской спортивной школе № 1 г . Костромы. На базе музыкальной школы были получены следующие результаты диагностики. По методике (М.Куна, Т. Макпартленда – «Кто я?») 63% опрошенных, так или иначе, показали непосредственное отношение к музыкально-исполнительской деятельности. Наиболее часто встречающихся вариантов следует назвать «музыкант» 53%, другими вариантами являются соотношение себя с различными видами музыкально-исполнительской деятельности или музыкальными инструментами («певец», «виолончелист», «пианист», «баянист»). На втором месте (8 %) - отождествление себя с образовательным учреждением («учащийся музыкальной школы»). Среди опрошенных лишь 4% заявили о себе как будущем музыканте («профессиональный музыкант», «учитель музыки»).

Опираясь на результаты, полученные по этой методике, мы попытались определить значимость для учащихся занятий в музыкальной школе:

- одна четверть от всех участвующих в опросе называют социальные роли, связанные с музыкальной школой, наряду с иными досуговыми ролями (в основном в спорте), то есть «я – музыкант» соседствует с «я – футболист»,

- 47% респондентов выделяют только занятия в детской музыкальной школе (никаких «я – футболист» или «я – компьютерщик»), что может объясняться существенными временными затратами на обучение по дополнительным образовательным программам данного типа,

- ответы одной четверти опрошенных не позволяют говорить о каких-либо досуговых предпочтениях (роли, связанные с занятиями в свободное время названы не были),

- не большая группа школьников (3%) назвала исключительно досуговые роли в иных, кроме музыкальной школы сферах ( то есть здесь сплошные «я – турист», «я –компьютерщик», а никаких соотнесений себя с музыкальной школой не зафиксировано).

В ходе аналогичной диагностики в детско-юношеской спортивной школе были получены более разнообразные ответы, что дало возможность выделить пять групп соотнесений себя:

  • - с внешкольным учреждением («ученик спортивной школы»),
  • - с занятиями спортом («спортсмен», «гимнаст»),
  • - с соревнованиями и победами («победитель», «призёр», «рекордсмен»),
  • - со спортивными качествами («сильный», «ловкий», «гибкий»),
  • - с процессом самосовершенствования («закаливаюсь»).

Интерпретация полученных данных позволяет сформулировать ряд положений:

- для юных спортсменов восприятие себя в контексте занятий в ДЮСШ является в высокой степени субъективно значимым, соотносимо с такими актуальными сферами как «Семья» и «Школа» (большинство опрошенных указывают «я –сын (дочь)», « я – брат, внучка…», « я – ученик … класса, … школы», «я –старшеклассник»),

- оказалось, что для опрошенных подростков значение досуговых занятий выше всех иных сфер, увлечения таких учащихся отличаются разнообразием: спорт, музыка, рукоделие, рисование, фотография.

Анализ интервью с молодым актером Московского театра «Ленком» Кириллом П., выпускником детского хореографического коллектива «Радуга» Костромского ОДТЮ (январь 2009 г .) показал, что включение в детский коллектив произошло в соответствии с желаниями родителей во время обучения в начальной школе. Однако оценка выпускником значения внешкольных занятий очень высокая: «Ансамбль стал для меня фундаментом, на который легла уже и моя теперешняя профессия!». Индивидуальные результаты занятий для участников коллектива – одного с Кириллом выпуска состояли в том, что лишь двое стали заниматься танцами профессионально, остальные выбирали различные профессии, часть, связанные с художественным творчеством.

Характеризуя результаты профессионального самоопределения в подростком объединении «Эколог» ГУДОД «Областная станцию юных натуралистов», следует отметить, что двое выпускников программы (С.В.Голубев и А.Н.Демидова), закончив вуз и аспирантуру по биологическим наукам успешно защитили кандидатские диссертации в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Всероссийском НИИ защиты растений Российской академии сельскохозяйственных наук. Тринадцать выпускников, обучаются в аспирантуре различных вузов и НИИ по профилю.

В Костромском областном центре детско-юношеского туризма «Чудь» исследование по тексту Куна –Макпартленда было проведено в декабре 2007 года. Результаты диагностики свидетельствуют о явном преобладании юннатской направленности в общей структуре любительских занятий, школьники ассоциируют себя с исследователями природы, а именно с биологами, ботаниками, экологами, зоологами, лесоводами, цветоводами, а также с участниками различных конкурсов, олимпиад, слетов, посвященных изучению окружающего мира. Примечательно то, что в группе социальных ролей общечеловеческой идентичности контекстуально просматриваются биологические понятия (ассоциации себя с «организмом», «существом», «частью природы»), что свидетельствует о глубоком внутреннем соотнесении себя с миром природы. Фактическими доказательствами успешности самоопределения школьников в объединении туристы-краеведы ОЦДЮТ «Чудь» является осуществление профессионального самоопределения за 2004 -2008 за пять лет на исторический факультет Костромского госуниверситета (Сергей Г.) и специальность «туризм и сервис» Гуманитарного факультета Костромского технологического университета (Игорь Щ., Борис Г., Денис С.).

Остановимся на работе дизайн-студии ДЮЦ «Малышково». В 2007-2008 гг. общеобразовательную школу закончили 20 человек – студийцев, из них: 6 девушек (Алена С., Анна М., Анна К., Евгения Е., Любовь Г., Мария С.), поступили на специальность «Художественное проектирование ювелирных изделий» в Костромской технологический университет; 7 человек на специальность «Архитектура» Костромской сельскохозяйственной академии, Иван И. - в политехнический колледж, специальность дизайн интерьера, Сергей В. в Московский институт дизайна на специальность «Дизайн интерьера», Сергей Г. - в институт художественной графики и декоративно-прикладного искусства в Петербурге; одна девушка избрала профессиональный лицей № 10 г. Костромы (специальность «Конструирование и изготовление швейных изделий»), Григорий Г., Павел И.стали заниматься конструированием и моделированием мебели, поступив на специальность «Технология деревообработки», Костромского технологического университета и Костромского лесомеханического колледжа, Татьяна С. стала осваивать квалификацию «инженер-конструктор водного транспорта» на факультете кораблестроения Московской государственной академии водного транспорта; 5 школьников (Алексей В., Евгения М., Евгений С., Зинаида А., Светлана С.) занимаясь в дизайн-студии, не связывали свое обучение напрямую с будущей профессией.

О ТАЛАНТАХ Слышу голос из Прекрасного Далека Он зовет меня в прекрасные края Слышу голос, голос спрашивает строго А сегодня что для завтра сделал я? Ю. Энтин

В детском объединении «Современный эстрадный танец» реализуется важная задача – подготовка наиболее одарённых детей для поступления в хореографические специальные учебные заведения. Ярким примером, подтверждающим это, может быть поступление в 2005 году выпускника объединения Ивана Е. в Костромское училище культуры на отделение хореографии. Иван занимался в студии «ПОЛЮС» 7 лет, являлся солистом в группе, танцевал сольные композиции, регулярно посещал дополнительно занятия с более младшими, с тем, чтобы восстановить в своей памяти классический танец. В результате у него было собрано портфолио, которое обеспечило ему беспрепятственное поступление, на старших курсах училища Иван стал работать в ЦДО «Паново» педагогом дополнительного образования вместе со своими воспитателями.

В январе 2008 года нашей аспиранткой Л.В. Рогановой было проведено исследование в городской станции юных техников. Участниками стали мальчики-подростки в возрасте 13-15 лет – участники детского объединения судомоделизм в количестве 24 человек. Результаты диагностики по тесту Куна-МакПартленда позволяют сделать вывод о том, что любительская сфера является важной для участников исследования, увлечения подростков разнообразны, но всё же из всех увлечений самое большое количество ответов было связано с деятельностью объединения юных техников (подростки видят себя в качестве судомоделистов, моряков, мастеров, токарей, подводников и т.д.). Аналогичная ситуация была выявлена нами ( 2006 г .) в судомодельном объедини ЦДОД «Паново». Идентификация с детским объединением и моделированием судов составила в группах первого- третьего года занятий - от 12 до 13%. При этом идентификация с другими видами любительских занятий (велосипедист, футболист, хоккеист, лыжник, спортсмен футболист, любитель книг, музыкант, математик, астроном, путешественник, физик, коллекционер, турист, гонщик, ныряльщик, водитель) – 24 %, то есть соотношение 1:2. В группе выпускников соотношение идентификации с любительскими занятиями и занятием судомоделизмом – 1:1. Характерно, что опрошенные отождествляют себя с такими специфическими ролями как запускальщик, участник соревнований. Среди выпускников обращает на себя внимание такие социальные роли как «инженер» и «кораблестроитель».

ТАМ ЗА ТУМАНАМИ

На маленьком плоту, сквозь бури, дождь и грозы
Взяв только сны и грёзы и детскую мечту

Юрий Лоза

В фильме Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо» есть совершенно пронзительный момент, когда один из героев признается, что мечтать ему не о чем, весь жительский «мечтательный» набор жизнь ему подкинула: любимая девушка, которая становится женой, квартира, машина и т.д.

Отсутствие мечты – беда, предупредить которую призвана вся система образования, но именно внешкольные учреждения способны заронить мечту. Если перевести слово «мечта» (предмет желаний, стремлений) на более строгий научно- методический язык, то допустимо говорить о профессионально- досуговой ориентации школьников. При этом с сожалением следует констатировать, что профессиональное самоопределение выпускников фиксируется в учреждениях дополнительного образования официально, чего не скажешь про жизненный выбор в сфере свободного времени.

В качестве иллюстрации, рассмотрим результаты профессиональной ориентации в Детском морском центре (г. Кострома). Обратимся к фактам: 124 выпускника центра стали офицерами флота Российского, ещё около восьмидесяти проходят обучение в военно-морских учебных заведениях. О результатах свидетельствуют факты поступления в Калининградский военно-морской институт им. Ф.Ф.Ушакова: в 2005 г . поступили 16 выпускников центра, в 2006 г . – 19, в 2007 г . - 26 костромича, всего на разных курсах обучаются 52 выпускника Костромского ДМЦ. В 2005 г . выпускница центра – Саша Шумилина — поступила в Нижегородский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Сегодня, выпускники центра служат на всех частях Российского флота. Есть семейные династии – братья Филимоновы, выпускник Алексей Вежанский – командир боевого корабля в Каспийской дивизии. Н.А.Меньшикова директор детского морского центра считает, что: «успешность обучения в Балтийском военно-морском институте обусловлена именно осознанностью выбора профессии выпускниками центра».

Любопытным является факт реализации семейных традиций в посвящении себя морю. Вот что сказал абитуриент Балтийского военно-морского института, участник кругосветного путешествия на паруснике «Крузенштерн» Дмитрий Лапшин: «Я впервые вышел в море по-настоящему, почувствовал качку - что это такое. Увидел, что я её хорошо переношу, что я могу быть моряком. Я мечтаю стать моряком с восьми лет. У меня четвёртое или даже пятое поколение офицерское будет, поэтому это дело всей моей жизни, можно сказать». Евгений Кучин, курсант ДМЦ: «Дедушка служил на Черноморском флоте в 60-х годах. Он был простым матросом. Я хочу стать офицером военно-морского флота. Инженером радиосвязи особого назначения – в разведке».

Для понимания профессионально-досуговой ориентации во внешкольных объединения интересный материал дает методика «Свободные ассоциации» (школьникам предлагается проассоциировать около полутора десятка слов). По результатам, полученным в детском морском центре можно отметить, что здесь у опрошенных воспитанников прослеживаются идеи защиты (охранять) и службы (служить, преданность).

Это принципиальные характеристики, отличающие, на наш взгляд, курсантов морского центра от обучающихся в других учреждений. Анализ ассоциаций словосочетания «Военная служба» позволяет сделать выводы об ожиданиях школьников, связанных со службой на флоте (в армии) либо в качестве офицера, либо в порядке срочной службы по призыву. У подростков имеются представления и конкретные знания о военной службе.

Профессионально-досуговое самоопределение выпускников реализуется в отражении такого ключевого для будущих моряков образа как «море», вместо абстрактного романтического, море связывается в сознании воспитанников с ответственностью за подчиненных и боевую технику, опрошенные воспринимают морское дело как сложную и тяжелую работу, однако не теряющую от этого своей привлекательности. Можно выделить две группы ассоциаций в восприятии моря, условно названные: «сфера сакрального» и «сфера профанного». В первую сферу вошли ассоциации, определяющие море как стихию, имеющую медитативный, завораживающий характер (волны, шторм, даль, глубина, экзотика, романтика). В меньшей степени море воспринимается как сфера профанных занятий (купание, отдых, корабль, шлюпки).

Результаты методики «Свободные ассоциации», свидетельствуют, что воспитанники представляют военную службу в разных аспектах: видят как привлекательные её стороны (красота, строй, гордость, почёт, мир, долг, друзья), так и лишения связанные с ней (усталость, гнёт начальства, неприятности, большой труд). Не смотря на признание курсантами наличия немалых трудностей, большое количество ответов с положительной характеристикой военной службы свидетельствует о готовности идти на эти трудности.

Четкость и реальность самоопределения выражается в определенности профессиональных планов: «Я хочу стать офицером военно-морского флота, инженером радиосвязи особого назначения – в разведке». Кроме того смысловая ориентация проявляется в осознании своего выбора (причем как на уровне детского морского центра, так и профессионального) в контексте продолжения семейных традиций («дедушка служил на Черноморском флоте», старшие братья - мичманы, отец – офицер, «у меня четвёртое или даже пятое поколение офицерское будет»). Весьма значим такой рефлексивный вывод опрошенных – выбор сделан на основе пробы себя в особых обстоятельствах (морская качка), выбор осуществлен «всерьез и надолго». В интервью ярко проявилась эмоциональная окраска выбора «душа лежит», а среди смыслов – стремление к новизне, экзотическим впечатлениям. Для выпускников центра характерен такой специфический смысл как смысл служения Родине.

Осмысление значения таких явлений как «участие в деятельности детского морского центра» и «морское дело» дает возможность выявить тенденцию возрастание значимости. Сравнение результатов, полученных по методике «Кто Я?» демонстрирует следующее, если на первом курсе число идентификаций с занятиями морским делом от общего количества ответов составило 1/ 9, на втором - 1/ 6 , на третьем – пятом – 1/ 5, на шестом от 1/ 4 до 1/ 3. Виден рост - от девятой до трети.

Результаты детско-подросткового объединения «Юный турист-спасатель» выражаются следующими фактами: за пять лет 2004-2008 гг. на специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях» Костромского технологического университета (Игорь С., Татьяна Щ., Роман М.), Академия гражданской защиты МЧС (Роман Т.), Военная Академия ВРХБЗ им. Маршала Тимошенко (Сергей С.).

Вот факты профессионально-досугового самоопределения воспитанников в центре внешкольной работы «Беркут» (ранее клуб юных летчиков, десантников и космонавтов): десять выпускников прошли срочную службу на базе 331 гвардейского парашютно-десантного полка, три выпускника стали офицерами полка, четырнадцать воспитанников пополнили инструкторский состав туристического клуба «Надежда» и РОСТО.

Конечно, профессиональная и досуговая ориентация не перекрывает все результаты в сфере дополнительного образования детей и все же они выступают наиболее ощутимыми предполагаемыми результатами.

Только знать бы что все не зря
Только знать бы, что все не напрасно!

Куприянов Б. О педагогическом мифе самоопределения школьников //Воспитательная работа в школе: деловой журн. зам. директора по воспитательной работе.- 2009.- № 7. - С. 19.

Куприянов Б.В. Миновская О.В. Педагогическое сопровождение процесса самоопределения школьников // Воспитание школьников .– 2009.– № 5.– С. 13-19;

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение