Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
обучение менеджеров продаж. продажи в розничной торговле

Учебное оборудование и учебные пособия

Дополнительное образование

 

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МИФЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

  Б.В. Куприянов

Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеей.
В. Высоцкий

 

Даже поверхностное обозрение образовательной повседневности вызывает ощущение о том, что наши представления о дополнительном образовании в значительной степени искажены. Так, например, положение о том, что учреждения дополнительного образования ориентированы на содействие учащимся в самоопределении мало у кого сегодня вызывает сомнение. Данное утверждение прописано в Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей: «обеспечение необходимых условий для … профессионального самоопределения» (Общие положения. П. 2).

Однако, не является ли наша убежденность одним из многих мифов, так распространенных в массовом педагогическом сознании? Под мифологичностью мы имеем в виду – наличие мнимых связей между различными явлениями, ложные, некритические, оторванные от действительности представления. Повторяя одни и те же идеи, мы начинаем в них верить, не пытаясь усомниться и проверить. Отсюда на ложных посылках строится весь образовательный процесс, неверно определяются средства, формы, затем, когда результат мало соответствует ожиданиям, педагог в недоумении.

Действительно, попытаемся разобраться в реальности самоопределения обучающихся в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей. Сразу оговоримся, что наши сомнения абсолютно не касаются продуктивных разработок отечественной педагогики дополнительного образования детей (В.А.Березина, А.В.Егорова, С.В. Кульневич, С.В. Сальцева и др.). В качестве теоретического ориентира для понимания самоопределения нам представляется наиболее адекватным форму А.В. Мудрика, который определяет данное явление как «диалог с самим собой, диалог с окружающими людьми, диалог с миром в целом».

Чтобы приступить к дальнейшим рассуждениям, договоримся разделять три вещи – педагогические возможности (потенциал, функции, задачи) внешкольных учреждений, передовой педагогический опыт и положение дел распространенное в значительном большинстве УДОД.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,

Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет:

Мудрому дай голову, трусливому дай коня,

Дай счастливому денег... И не забудь про меня.

Булат Окуджава

Попытаемся определить, в чем собственно происходит самоопределение у школьников в процессе занятий в учреждениях дополнительного образования детей. Вновь оговоримся, что поведем речь о возможностях, потенциале, о том, что может происходить. Здесь важно избежать искушения Пигмалиона, который создал статую Галатеи, а потом влюбился в нее. Не так ли мы педагоги рисуем привлекательный образ желаемого результата, потом влюбляемся в этот образ и начинаем его видеть там, где даже нет намека на предполагаемый результат.

И все же какое самоопределение в УДОД может происходить? Обращение к научной литературе (Е.А. Александрова, Т.В.Машарова, С.В. Сальцева) дает нам целый список самоопределений: профессиональное (профессионально-личностное, социально-профессиональное), социальное, личностное, культурное (социокультурное, эстетическое), жизненное, ценностное (ценностно-смысловое). Обобщив разные подходы и трактовки, несколько упростив картину, чтобы не запутаться, нарисовав крупными мазками, получаем следующее:

  • - самоопределение стратегическое (выбор профессии и сферы досуга, в конечном итоге образа жизни, выбор жизненной стратегии «выбирать»),
  • - самоопределение оперативное (выбор способов структурирования повседневности, способов траты свободного времени, будничных и праздничных занятий, меры интенсивности собственных занятий),
  • - самоопределение тактическое (выбор содержания осваиваемого образования, выбор разновозрастных компаний, референтного взрослого, характера презентуемого продукта собственной деятельности).

Возможность стратегического самоопределения учащихся во внешкольных учреждениях это шанс стать счастливым и свободным. Внутренняя удовлетворённость условиями своего существования, полнота и осмысленность жизни, осуществление своего назначения человеком связана с тем, что в дополнительное образование потенциально может обеспечить выбор школьником профессии и досуговых занятий. Досуговое самоопределение представляется актуальным направлением научных исследований и методических разработок. Выпускник внешкольного учреждения обрести готовность к свободе – получить «способность действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор» . Думается, что очерченная нами картинка похожа на культурное самоопределение по Е.А.Александровой «постоянный выбор личностью разных форм культурной активности и предметной направленности индивидуальных культурных интересов, с их последующей трансформацией и развитием».

Тактические возможности самоопределения можно трактовать следующим образом. Учащиеся могут выбирать содержание образования (в отличие от школы), выбирать круг своего общения ту компанию взрослых и детей, с которой проводить время. Кроме того, важнейший потенциал дополнительного образования выбор значимого Другого – взрослого.

Возможность оперативного самоопределения воспитанников учреждений дополнительного образования – обретение опыта распоряжения собственным временем, собственной энергией, усилиями, опыта самоорганизации.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРЕПЯТСТВИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ,

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ

Во мне два "я", два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега.

В. Высоцкий

 

Благодаря исследованию нашей аспирантки Э.В. Бобровой можно нарисовать следующую картинку:

  • - для самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования детей имеются предпосылки и препятствия,
  • - для педагогического содействия самоопределению детей в УДОД имеются возможности и ограничения.

Если следовать логике названного исследования получается, что предпосылки и препятствия связаны с тем как участник внешкольного объединения изначально относится к занятиям, насколько активно участвует в жизни своего объединения, а также самоопределение зависит от того, как кружковец относиться к себе, насколько он готов к произвольным самоизменениям. Важен именно субъективный образ занятий, принципиальным является то, видит школьник возможность выбора (если видит, даже при объективном минимуме, самоопределение будет происходить, и наоборот). Причем обозначенные зависимости далеко не прямые и не простые линейные: «чем больше, тем лучше». Нет, глубокая погруженность в жизнедеятельность объединения может препятствовать самоопределению.

Можно построить модель того, что определяет эффективность педагогического содействия детскому самоопределению. Судя по всему возможности и ограничения педагогического содействия обусловлены индивидуально-личностными особенностями педагога дополнительного образования, стилем его педагогической деятельности, характером межличностных отношений в диаде «педагог – воспитанник». Как справедливо пишет Е.А. Александрова – отсутствует культура диалога , то есть мысль о необходимости самоопределения воспитанника нередко просто не приходит в голову, замечательным, искренним и трудолюбивым педагогам – внешкольникам.

Осмысление практики дополнительного образования можно выделить сложившиеся традиции, объективно ограничивающие педагогическое содействие ( даже на уровне идеи) детскому самоопределению. В частности, благополучие и спокойствие педагога дополнительного образования во многом обусловлена наполняемостью группы обучающихся. Отсюда, весьма логично предположить, что педагог не будет предпринимать действия для того, чтобы ребенок сделал осознанный и самостоятельный выбор, ведь тогда, он может уйти из детско-подросткового объединения, а, следовательно, нарушит спокойствие и благополучие педагога. Наоборот в так называемой «растяжке» (несколько утрируя) можно считать, что педагог предпримет значительные усилия, чтобы удержать ребенка в кружке (студии, клубе и т.д.), даже если у воспитанника мало получается, больших смыслов занятий нет. Тем более, что в серьез успешностью самоопределения из управленцев мало кто занимается, скажем, редко проводиться мониторинг, не того, что получилось вопреки всему, а то, что сознательно делали педагоги и т.п.

То есть субъективно варианты школьнику мало кто показывает, да и объективно вариативность не настолько явно присутствует. Нормативными документами учреждениям дополнительного образования для обеспечения высокого статуса необходимо иметь широкий перечень образовательных программ, однако, в реалии вряд ли кто-то поручиться, что знает критерии по которым можно составить минимально необходимый веер этих самых дополнительных образовательных программ.

Еще одна сложившаяся практика, ограничивающая содействие детскому самоопределению это сложившийся порядок набора воспитанников. Детей набирают педагоги, которые будут с ним работать, детей приглашают в детское объединение. Другими словами, у ребенка может и не быть выбора: или приходишь туда, куда тебя позвали, куда привели (друзья, родители или …) или остаешься нигде. Думается, что иная ситуация сложилась, если бы набор осуществлялся в учреждения, в рамках которого происходили процессы выбора.

Более того, переход школьник из одного объединения в другое, никак не организуется, отсюда объективное ограничение внутренней мобильности школьников (затрудненность переходов из объединения в объединении). Другими словами самоопределению школьников нет реального содействия, происходит не самоопределение, а определение внешними обстоятельствами.

В декабре 2008 г . мы провели небольшое исследование в восьми детско-подростковых объединениях учреждений дополнительного образования, всего в опросе приняло участие 103 школьников, различных групп по возрасту и длительности занятий в этих объединениях. Поэтому, результаты, полученные нами не могут приняты в качестве окончательного диагноза, и все же. Возможность самостоятельного выбора заданий на занятиях участники опроса оценили следующим образом. 19 % считают, что выбор предоставляется крайне редко, подавляющее число (65%) полагают, что возможность самостоятельного выбора заданий на занятиях предоставляется достаточно часто, систематически школьникам, затруднились ответить 16%. Анализ результатов ответов школьников на вопрос о предоставлении им возможностей самооценки результатов собственной деятельности позволяет констатировать примерно равное распределение ответов ( крайне редко – 31%, время от времени – 36%, постоянно – 33%).

 

В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО…

 

Я цели намечал свои

На выбор сам,

А вот теперь из колеи

Не выбраться.

В. Высоцкий

 

Еще одна, думается, достаточно важная тема обсуждения - ответственность педагога дополнительного образования в процессе ориентации школьникам на те или иные виды занятий, в случае купирования самоопределения. Примером может служить сугубая ориентация школьников на художественно-творческие профессии. Проблема состоит в том, что занятия художественным творчеством связаны с яркими способностями, которые могут быть в полной мере оценены специалистами и в сравнении с другими проявлениями таланта. В противном случае получается, что оценка взрослыми самодеятельными знатоками в обстановке отсутствия других примеров ярких художественных способностей приводит к тому, что талант крошечного города N оказывается абсолютно несостоятельными в областном центре S, или в столичном городе M. Человеческая трагедия несостоявшегося гения районного масштаба неоднократно осмысливалась в современными писателями и поэтами. Чего стоит один только созданный Александром Башлачевым образ Степана Грибоедова – водовоза, которого на сцене районного клуба ввел в транс красивой мечты заезжий гипнотизер. Герою песни стало казаться, что он Наполеон, благодаря гипнотическим чарам

Опаленный горячим азартом,

Он лупил в полковой барабан.

Был неистовым он Бонапартом,

Водовоз Грибоедов Степан.

Напомним, что развязка истории печальна – герой свел счеты с жизнью. Наверное, не все так однозначно и можно спорить о чуде признания и самореализации, которые случились на сцене райклуба и потом никогда и нигде больше не произошли. И все же…

Думается, что есть только один путь профилактировать заблуждения и следующими за ними разочарования, максимально обеспечить самостоятельность, ответственность и активность в ситуации выбора.

УСЛОВИЯ, ЭТАПЫ И ВАРИАНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ

 

Лежит камень в степи, а под него вода течет.

И на камне написано слово:

Кто направо пойдет - ничего не найдет,

А кто прямо пойдет - никуда не придет,

Кто налево пойдет - ничего не поймет

И ни за грош пропадет.

 

Владимир Высоцкий

 

О надписи на камне. В русских народных сказках достаточно часто используется такой сюжет: богатырь подъезжает к развилке дорог, на которой установлен камень с указанием того, что ожидает богатыря, если он воспользуется тем или иным путем. Образ камня отлично иллюстрирует необходимое условие для самоопределения. Общепринятым заблуждением является утверждение о том, что в дополнительное образование обеспечивает самоопределение учащихся. Здесь отсутствуют пресловутые надписи – должные стать ориентировочной основой самоопределения подростка. А нет надписей и ничего выбирать. Представим себе, что витязю на распутье встречается камень без указания на варианты пути. Просто обычный камень, от которого начинаются три дороги, как можно интерпретировать выбор витязя той или иной дороги?

Идеи индивидуальной педагогической помощи (А.В. Мудрик), представляются наиболее адекватными для понимания того что делает педагог дополнительного образования для содействия обучающемуся в самоопределении: педагоги, осуществляя индивидуальную педагогическую помощь, актуализируют ресурсы самого школьника и привлекают ресурсы учреждения дополнительного образования, окружающей среды, свои собственные для того, чтобы запустить процесс самоопределения .

Наш многолетний опыт исследования проблем дополнительного образования показывает адекватность следующей схемы. Нам представляется, что за все время пребывания ребенка во внешкольном объединении происходит три ключевых, поворотных события, непосредственно связанных с самоопределением:

  • - самоопределение по отношению к участию в жизнедеятельности внешкольного детско-подросткового объединения учреждения дополнительного образования детей;
  • - самоопределение школьника по отношению к освоению отдельных сфер жизнедеятельности;
  • - самоопределение школьника по отношению к членству в социально-профессиональной или культурно-досуговой общности.

Каждый из обозначенных этапов не то, чтобы следует за предыдущим, а как бы вырастает из него, то есть один этап еще не закончился, а второй уже разворачивается, второй еще «в разгаре», а появляется третий. Модель этого процесса похожа на визуально - телескопическое устройство (подзорную трубу как в исторических фильмах).

Нам представляется, что сегодня в передовой практике учреждений дополнительного образования детей складывается несколько моделей содействия самоопределению школьников.

Первый вариант – «годовая программная пропедевтика». Годичная программа дополнительного образования, предусматривающая знакомство участников с несколькими вариантами содержания, например программа «Начальное техническое моделирование» выстраивается как пропедевтика для программ «Авиамоделирование» и «Судомоделирование».

Второй вариант «комплекс локальных проб» предполагает участие будущих кружковцев в тематической смене, проходящей на базе УДОД и предполагающей пробные занятия по профилям, реализуемых в учреждении, так к концу смены, каждый из участников уже определился в своих пристрастиях.

Третий вариант , «длительное начало» растягивает пробы на месяц - полтора, когда путем своеобразной вертушки учащиеся участвуют в нескольких пробных презентационных занятиях по всем профилям, имеют возможность проконсультироваться с психологом или другими специалистами (в одном из учреждений функцию консультантов успешно выполняли библиотекари детско-юношеского центра).

Подведем итог, учреждения дополнительного образования детей, действительно обладают возможностями содействовать самоопределению школьников, однако этот процесс не происходит автоматически, более того, в жизнедеятельности внешкольных воспитательных организаций имеется немало барьеров для самоопределения обучающимся и ограничений для содействия детям в выборе.

Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ, 2005.

Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ, 2005.

Александрова Е.А. Культурное самоопределение личности как составляющее индивидуализации// Новые ценности образования. - 2002. -№ 11. - С.63-78.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение