Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Купить зиг машину.

Учебное оборудование и учебные пособия

Дополнительное образование

Роль и место клуба в дополнительном образовании детей

Б.В. Куприянов
канд. пед. наук,
докторант кафедры
социальной педагогики
Костромского госуниверситета

 

Что такое клуб?
(сущность и грани клуба)

Философскому, культурологическому, педагогическому аспектам осмысления клуба посвящен значительный массив литературы, созданный трудом многих авторов . Внимательное прочтение работ названных специалистов вызывает ощущение, что в текстах речь идет о различных вещах, явлениях существенно отличающихся друг от друга:

  • - объединение избранных, привилегированных стран («Римский клуб» , «Парижский клуб»);
  • - общественная или частная организация, объединяющая спортсменов и любителей спорта (футбольный клуб «Локомотив», баскетбольный клуб «ЦСКА», хоккейный клуб «Динамо»);
  • - муниципальное учреждение дополнительного образования, социального обслуживания, культуры (Городской клуб старшеклассников, районный клуб молодых инвалидов, поселковый клуб железнодорожников),
  • - разновозрастные общественные объединения любителей (клуб филателистов, клуб охотников) и т.д.

Если воспользоваться существующей литературой и попытаться осмыслить это разнообразие, рисуется четыре образа клуба.

Первый самый обобщенный образ – клуб как общественная сфера . В этом смысле клуб предстает в виде общественного института – глобального способа организации свободного времени человечества и человека. Клуб в таком значении противопоставлен таким же глобальным производству и потреблению (Г.П. Щедровицкий) и представляет собой мысленное обобщение многочисленных культурных практик, социокультурных организаций и учреждений. Здесь к понятию клуба тяготеют все пространства, лишенные жестко заданных функционально-ролевых отношений. Такой образ клуба может быть истолкован так: вся система (институт) дополнительного образования детей является своего рода клубом .

Клуб может пониматься также как социокультурное явление, макро-группа, общность, объединяющая людей в социально-профессиональные сообщества (общность учителей малого города или врачей одной специальности, офицеры вместе со своими семьями, проживающими в одном военном городке) и культурно-досуговые сообщества (поклонники поп исполнителя, охотники – любители, ветераны - участники самодеятельного хора). В этом случае клуб как локальная общность возникает на основе профессии или хобби и становится местом осмысления производственных проблем в ходе неформального общения, местом, где реализуется субкультур а социально-профессиональных групп и хобби-объединений.

Клуб оформляет общность людей, объединенных только здесь и только предметом общей клубной деятельности. В этом случае причина объединения в клуб – причастность к чему-то общему, непосредственное отношение , участие в общей деятельности (за пределами клуба), касательство к чему-либо, объединяющему всех членов клуба. Принадлежность к клубному сообществу внешняя, привнесенная извне, клуб является продолжением иного социального института, иной социальной организации. Активность участников объединения направлена на общение и отдых в рамках корпоративной культуры. Клуб является организационными рамками, удерживающими « самобытную, повседневную, обыденную, стихийную культуру, которая сложилась в определенной социальной группе, нормы которой, в отличие от специализированных ее отраслей (профессиональных театров, филармоний, научных учреждений, школ спортивного мастерства), принимается без какого либо обдумывания» (Л.Л.Новикова).

Применительно к дополнительному образованию детей образ клуба как социокультурного явления следует истолковать так: клубные сообщества образуют школьники, занимающиеся одним профилем деятельности и соответствующим образом воспринимающие друг друга. Примерами таких сообществ можно назвать образованные из занимающихся предметным профилем на допрофессиональном, начальном профессиональном уровне, либо в режиме любительского увлечения (юные моряки, филателисты, юные музыканты, авиамоделисты).

Третий образ клуба может быть назван организационным и выступает в двух видах – клуб как учреждение и клуб как объединение. В данном случае клуб обеспечивает реализацию «сущностных сил человека, это способ осуществления самостоятельности, свободы, активности и творчества субъекта деятельности» (Л.Л. Новикова). Клуб-объединение является формой организации «самодеятельности людей, в котором формирование культуры его членов происходит путем их саморазвития, взаимообогащения, основанного на общении субъектов деятельности в свободное время». Предназначение клуба-учреждения - создавать условия как для коллективной самодеятельности людей (в клубной общности), так и для индивидуальной... В основе деятельности клубного учреждения лежит обще­ственная потребность в обеспечении самостоятельной, свободной, активной и творческой деятельности членов общества, т.е. в создании условий для их самодеятельности». При таком ракурсе рассмотрения клуба отметим, что в дополнительном образовании детей имеются детские клубы и учреждения, и объединения .

Четвертый вариант взгляда на сущность клуба – пространственный, клубное пространство фиксирует особый тип отношений между людьми, характеризующийся достаточной свободой, самодеятельностью. Г.П. Щедровицкий обозначает пространство клуба как пространство «особых, личных и «личностных» отношений». В пространстве клуба не существует «структуры мест», определяемых правилами функционирования системы, здесь каждый «человек» выступает как «индивид», как изолированная целостность, поведение и взаимодействие которого с другими индивидами определяется его внутренними качествами.

Здесь клуб – вариант общественной самоорганизации, публичной демократии, открытого столкновения мнений, поиска и обретения консенсусов и компромиссов, при котором реализуются верховенство установленных правил, самоуправление, плюрализм , свобода и равенство всех участников общности, где решения принимаются общим волеизъявлением.

Взгляд на клуб (клубное пространство) в контексте дополнительного образования детей выражается в конструировании клубных пространств в учреждениях ДОД и детских объединениях различных видов. Клубное пространство необходимо как в детской музыкальной школе, хоккейной секции, так и в кружке юных натуралистов, станции юных туристов и т.д.

 

исторические корни детского клуба

(возникновение клуба как общественного и педагогического явления)

Первые прообразы «клуба» появляются еще в Древней Греции, к таковым исследователи истории относят, прежде всего, гетерии. Прообразом клуба можно считать также и так называемые древнеримские со11еgiа орificum («коллегии ремесленников»). В России наиболее явно про-клубные и клубные объединения возникают в особой форме времяпрепровождения дворян(Английские клубы, салоны, гостиные офицеров, объединения аристократов –любителей большого тенниса и конного спорта). Следует также отметить наличие особых собраний (прежде всего молодежи) и у российских крестьян. Данью традициям были девичьи «капустницы», которые чаще всего устраивали семьи, где были невесты, так как на обязательную после рубки капусты «вечерку» приглашали холостых парней. Затем аналогичные формы организации свободного времени появляются у других городских сословий и превращаются в культурную норму («вечеринки», домашние вечера, домашние спектакли, совместные чтения).

Однако возникновение клуба в современном его понимании в полном смысле справедливо отнести к Новому времени. Первое объединение, собственно и получившее название клуба возникает в Англии в 1693 году – им стал клуб «Уайт», вслед за которым начали возникать и другие клубы . «Английский клуб в течение столь долгого времени упорядочивал общество, укрепляя уверенность в себе и мужскую солидарность в зыбкой, неустойчивой среде постоянного рыночного соперничества, перенасыщенной неженатой молодежью и закоренелыми холостяками, а также мужьями, которым не сидится дома».

Непрекращающийся поток печатной продукции давал ежедневную пищу для клубных разговоров, сплетен, анекдотов и приятного времяпрепровождения. Экспансивная, беспокойная буржуазия находила истинное наслаждение в особом укладе клуба с его успокаивающими ритуалами и регалиями, гражданскими процессиями и филантропическими жестами. Особенности клубной жизни - соблюдение известных формальных правил поведения, гостеприимство, скрепляемое неизбежной в мужской компании выпивкой, - все это помогало человеку найти свое место, делало его личностью, самобытной в профессиональном, региональном и даже национально-этническом смысле (пример - клубы лондонских шотландцев и ирландцев), а в тяжелые минуты члены клуба могли рассчитывать на дружескую поддержку.

В понимании Питера Кларка, клуб как учреждение покоился на противоречиях. Он выступал за равенство, но процветал за счет элитарности. Он поощрял общественное честолюбие и индивидуальное самосознание свободолюбивого буржуа - и в то же время создавал новую социальную иерархию со всеми присущими ей ограничениями. Упиваясь закрытыми от прочих мелкими и условными преимуществами, члены клубов находили истинное, согревающее душу тепло в очень своем и отчасти воображаемом мире. В этом смысле клуб становился превосходным светским заменителем и преемником церкви.

Клубы сыграли важнейшую роль в воспитании той общественности, которую британцы считали залогом прогресса (Рой Портер). Клубы служили узловыми центрами, в которых осмыслялись новости, отрабатывались идеи, развивались контакты; они помогали достичь общественного согласия, благоприятствовали выявлению региональных и местных особенностей. Способствуя развитию общественных связей, облегчая возможность для людей и групп почувствовать свою причастность к общему, образуя и ограничивая сферы интересов, клуб стал решающим фактором в формировании общественной культуры.

Что может дать клуб?

(педагогические возможности клуба в УДОД)

Для клубной формы дополнительного образования детей характерно движение от реализации индивидуальных потребностей, через включение в социальную деятельность к социально одобряемому стилю жизни.

Реализация функции развития и духовно-ценностной ориентации в рамках клубной формы организации дополнительного образования детей предполагают:

  • - направленность на такие ценности как «социальный оптимизм» и «социальная активность», толерантное сознание (по отношению к национальным, религиозным и расовым различиям, неприятие любых форм экстремизма), «демократизм» и «общественное самоуправление», «солидарность», «социальная ответственность» (в системе социальных отношений), «диалог»,
  • - развитие у школьников коммуникативных и рефлексивных способностей.

Вторая группа – содержательные функции детских объединений и учреждений дополнительного образования детей, реализующих клубную форму, предполагает:

  • - организацию социального опыта учащихся по проведению ежедневного отдыха, время между окончанием одного рабочего дня (смены) и началом следующего, опыт в сфере самостоятельной организации своего свободного времени (выбор целей, сфер интересов, планирование свободного времени, корректировка планов на основе удерживания приоритетов);
  • - организацию у школьников опыта социально приемлемого взаимодействия в сфере не регламентированного (слабо регламентированного) регламентированного досугового общения с детьми и взрослыми, в объединениях, существующих на основе общих занятий, увлечений,
  • - организацию опыта самопознания, самопонимания, рефлексии собственных поступков;
  • - организацию социального опыта труда и отдыха в имеющихся общественных условиях, опыта перевода имеющегося недовольства качеством жизни в конструктивное русло, проявление социальной инициативы, опыта в сфере общественной самоорганизации, осознания проблем, их открытого обсуждения, выработки приемлемого варианта решения;
  • - индивидуальную педагогическую помощь школьникам в решении проблем межличностного взаимодействия, через стимулирование рефлексии, развитие саморегуляции, возможность способствовать восстановлению отношений с окружающими, поддержку социального статуса в общеобразовательной школе, группе сверстников;
  • - индивидуальную педагогическую помощь в выборе любимых занятий, друзей и товарищей;

Детско-подростковый клуб в зависимости от конкретных условий может обеспечить: привлечение школьников к занятиям физической культурой, включение в социально приемлемое общение и игру со сверстниками и взрослыми, совместное развлечение, совместную рефлексию экзистенциальных ценностей. Занятия увлекающим человека делом обеспечивают: релаксацию (от латинского relaxatio - расслабление, разрядка, отдых), снятие психического напряжения и рекреацию (латин. recreatio восстановление ).

Основополагающими мотивами включения в жизнедеятельность клубного сообщества могут быть потребности в общении со сверстниками, потребность в идентификации с группой сверстников.

КАКИЕ БЫВАЮТ И КАК ЖИВУТ КЛУБЫ В УДОД?

(типология, быт и жизнедеятельность клубных объединений)

Про клубные объединения в дополнительном образовании написано не мало работ, если попытаться обобщить существующие взгляды получается следующее - особенностью клуба является:

  • - организуются общение, связанное с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения (Л.Н. Буйлова, З.А.Каргина);
  • - общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.д….».
  • -частой сменой видов деятельности, очень свободным режимом, приоритет отдается непосредственно организации свободного времени ребенка;
  • - отсутствие целенаправленного образования,
  • - вспомогательность: «Если у ребенка быстро сформируется интерес или потребность в образовательном пространстве, он перейдет в другой тип объедиения…» (Т.В. Ильина).

Представим несколько форм детских организаций (объединений), которые представляются наиболее часто встречающимися:

  • - любительский клуб (группа, объединяющая людей со сходными интересами, собравшихся для их реализации),
  • - клуб - коммуна (объединение, создаваемое для решения собственных актуальных задач по месту постоянного жительства, работы или учебы),
  • - клуб- тусовка (сообщество свободного общения).

«Общество любителей». Ключевым словом для понимания ярда деятельности общества любителей является «хобби» (англ. hobby) - увлечение, любимое занятие для себя, на досуге. Клуб объединяет любителей – людей, имеющих склонность или пристрастие к какой-либо деятельности, однако занятия этой деятельностью преимущество ограничиваются поверхностным, дилетантским уровнем (непрофессиональным, без специальной подготовки). У детско-подростковых объединений соответствующих этой форме, есть аналоги среди общественных объединений взрослых – общества филателистов, общества охотников и рыболов и т.д. Направленность общества любителей отличается сугубо внутренним характером, так как нацелена даже не на группу в целом, а на каждого ее члена. Целью такого объединения можно назвать оптимизацию занятий значимой деятельностью, индивидуальным мотивом участия для подростков становится объединение на основе сходного интереса. Сообщество в этом случае становится условием для наиболее успешных занятий своим любимым делом. Сферами жизнедеятельности общества любителей могут быть и научное познание, и художественное творчество, коллекционирование и т.п. Весьма распространены в таких объединениях так называемые «встречи знатоков» – ситуации обмена информацией о предмете хобби. В таких ситуациях для пополнения новыми знаниями, мнениями, оценками организуются обсуждения новинок литературы по профилю, спортивных соревнований, концертов и выставок. Содержание познавательной деятельности в любительском клубе представляет собой расширение представлений о сфере увлечений, форма обучения – обмен опытом и знаниями друг с другом. Характер межличностных отношений в обществе любителей – либеральный, то есть отличающиеся высокой степенью свободы и независимости, социальная роль взрослого – компетентный специалист. В содержание входит коллекционирование атрибутов и сведений; общение с целью обмена предметами коллекционирования и информацией; встречи с людьми, компетентными в сфере основного интереса. Жизнедеятельность любительского клубного объединения направлена на то, чтобы каждый участник мог реализовывать свое хобби. Общение весьма целенаправленно, а характер отношений демократический. В состав группы входят знатоки, эрудиты с большим авторитетом, ценится в любительском объединении уровень осведомленности, полнота коллекции и т.п.

«Коммуна», характерно, что участниками оно рассматривается в большей степени как способ совместного решения актуальных проблем. Такова провозглашаемая миссия объединения, индивидуальным мотивом становится – участвовать в обустройстве окружающей жизни. Слово «коммуна» (французское commune) на Западе имеет широкое применение в названиях коллективов - от объединения двух семей для совместного проживания до объединения целых районов крупных городов. Говоря о коммунальном клубе, необходимо подчеркнуть, что характер проблем, решаемых такими сообществами, может быть различен: от организации своего свободного времени до участии в решении важных социальных, экономических, культурных проблем своего микрорайона, улицы, двора. Основополагающий элемент жизнедеятельности коммунальных клубных объединений - социальное проектирование: выявление проблемы, поиск способов решения, планирование деятельности, организация, анализ полученного результата. Именно опыт социального проектирования и осваивают подростки – участники клуба-коммуны.

« Тусовка » - общение (в большей степени стихийное, поверхностное и политематическое), которое имеет свободный характер и выступает содержанием основной деятельности. Участниками оно рассматривается не столько как источник информации, а в большей степени как отдых. Цели их сугубо индивидуальны, и результат выражается, как правило, на эмоциональном уровне. Возможен и такой вариант организации жизнедеятельности в детско-подростковых клубах: сочетание открытых форм активного досуга для неорганизованной молодежи и работы профильных объединений высокого уровня подготовки. Правила и нормы взаимодействия членов клуба-тусовки отличает низкая регламентация общения и отношений, рамочные ограничения, структура социальных ролей взрослых и детей включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по времяпрепровождению. Оптимальной может считаться такой психологический климат клуба, когда эти объединения являются открытыми, чтобы подростки могли прийти сюда «просто так» - не обязательно на занятия, а для того, чтобы пообщаться с друзьями, отпраздновать день рождения, послушать музыку и т. д. Главная задача такого клубного объединения по направленности аналогична задаче объединения любителей, но глубина интересов, как правило, меньше, а круг шире. Основные формы работы сводятся к организации общения, как между отдельными членами группы, так и всего объединения с интересными людьми. Информационный обмен между участниками имеет случайный характер. В коммуникативном объединении ценится общительность, умение участвовать в разговоре, обаяние, внешняя привлекательность.

Быт и содержание жизнедеятельности . Принадлежность к клубу оформляется статусом члена сообщества. В настоящем клубе подростки воспринимают территорию клуба как хозяева и отвечают за работу в помещении наряду с педагогами. Когда объединение станет их клубом, тогда у подростков появляется ответственность за содержание и организацию жизнедеятельности. В клубах все подчиняется общению, поэтому любая сфера жизнедеятельности – познание, предметно-практическая деятельность, спорт и т.д. – выступают в клубе лишь поводом для общения. Однако данное обстоятельство не исключает получения какого-либо значимого предметного продукта, который возникает побочно, как бы «сам собой». Своеобразие клубной формы состоит в том, что преобладание среди сфер жизнедеятельности объединений общения приводит к дефициту смыслов. Данный дефицит восполняется своеобразными клубными идеологиями. Например, идеология хозяина (ответственность за окружающую социальную среду), идеология любительства (высокие стандарты занятий определенным видом деятельности: спорт, художественное творчество, коллекционирование и т.д.).

Специфика клуба заключается в наличии явно выраженной идеологии общности, корпоративной культуры. Яркой особенностью клубных объединений является значимость собственной культуры общности, знаково-символического единства, возникновения языка. Клубные помещения должны быть «обжитыми», оформленными самими школьниками, учащимися. Диапазон активности детей и подростков при формировании предметно-пространственной среды клуба может быть различным: от использования изготовленных детьми газет, рисунков, декоративных элементов до придумывания самими учащимися проекта цветового решения пола, стен, потолка, расположения мебели, каких-либо конструкций, стеллажей и т.п. Большую роль в успехе совместных занятий в клубах играет простота и нетривиальность как содержания, так и форм организации. Так, среди видов спорта, органичных для естественных клубов, можно назвать экзотичные: дартс, скейтборд.

Организация жизнедеятельности . Посещение клуба может быть с различной степени периодичности: регулярное, периодическое, раз от раза, только на мероприятия, по мере возможности, наличия свободного времени. То или иное событие может возникать стихийно, каждый участник объединения может выступить инициатором обсуждения какой-либо значимой темы. В жизнедеятельности клуба в течение года преобладает стихийность, здесь могут реализовываться проекты, различные по длительности и количеству участников. Наиболее важные события задаются увлечения членов клуба мероприятиями, проводимыми в районе, городе, регионе, стране. Как доказали В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский, цикл существования клуба составляют три – четыре года, и состоит из рождения, достижения наивысшей точки развития, старения и умирания, когда на место старого объединения может прийти новое (иное по составу, содержанию деятельности). Рассматривая цикл жизнедеятельности клубной общности в учреждениях дополнительного образования, следует оговориться о специфике индивидуальной истории. Член клуба может продвигаться в социальном статусе в рамках клуба, однако во многих клубах вводятся различного рода почетные звания, оформляющие органы общественного самоуправления. Отсюда можно говорить о педагогическом управлении индивидуальной историей участия школьника в клубном объединении.

Куприянов Б.В. – заведующий кафедрой теории и истории педагогики, профессор Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова

Е.В. Выгузова М.Б. Кордонский, В.И. Ланцберг, М.Р. Мирошкина, С.Л. Паладьев, В.В. Полукаров, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, В.В.Туев, Г.П. Щедровицкий.

Римский клуб - международная неправительственная экологическая научная организация, объединяющая около 100 человек из более 30 стран мира. Деятельность Римского клуба направлена на выработку тактики и стратегии разрешения глобальных экологических проблем. Римский клуб создан в 1968г. итальянским экономистом А. Печчеи.

В данном разделе используется Интернет ресурс - Портер Рой Происхождение и история Английских клубов. –[Электронный ресурс].– Сайт: www.if.russ.ru.- .– 14.11.2002 | 140Kb |– Режим доступа: http://if.russ.ru/issue/6/20010822_port-pr.html , свободный – Загл. с экрана. – Яз. рус .

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение