Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
эротический массаж

Учебное оборудование и учебные пособия

Дополнительное образование

Организация летнего отдыха

Матросова Нина Николаевна,
Почетный работник общего образования РФ,
методист, педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Абакана, Республики Хакасия

Организация летнего отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей в рамках авторской программы «Содружество Активных, Любознательных, Юных Талантов» в оздоровительном центре «Салют» Дирекции социальной сферы Красноярской железной дороги»

Создатель и организатор детского коллектива

не может создавать и организовывать,

если он не будет частью этого коллектива,

его головой и сердцем!

С.Л.Соловейчик 

Жизнь в летних загородных детских оздоровительных лагерях и центрах настолько разнообразна и многогранна, что всегда есть необходимость в пополнении собственного опыта новыми творческими идеями. Как сделать жизнь мальчишек и девчонок по – настоящему яркой и привлекательной, как выйти за рамки привычных стереотипов в организации их жизни в лагере, куда многие приезжают из года в год, из лета в лето, практически, дети здесь живут, растут и взрослеют? Ребята знают и ждут, что в лагере их встретят воспитатели и вожатые, с которыми было так хорошо прошлым летом!? Да и не секрет, что дети приезжают в лагерь именно к «своему» воспитателю, к «своему» вожатому». Поэтому так важно, чтобы в лагере кардинально не менялся педагогический, да и технический персонал. Вот почему одним из основополагающих принципов программного проектирования для авторов программы является принцип обеспечения кадровой стабильности , который, в первую очередь, будет способствовать формированию психологически комфортного для каждого ребенка климата в отряде и лагере. Тогда не будет психологических срывов и стрессов у детей, которые порой заканчиваются отъездом ребенка из лагеря, а то и более трагично.

Оздоровительный центр «Салют» Дирекции социальной сферы Красноярской железной дороги по – настоящему стал для детей из семей работников железной дороги доброй и светлой традицией в жизни, стал вторым домом. Думается, что суть здесь состоит и в том, что лагерь – это не школа (с типовыми программами и учебными предметами, жестким учебным расписанием и т.д.), а « многопрофильное учреждение дополнительного образования детей», обладающее более широкими и разнообразными возможностями, что, конечно, более импонирует детям. Как и любому другому, оздоровительному центру «Салют», прежде чем открываться, необходимо было разработать свою концепцию.

Концепция направлена на совершенствование системы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков – детей сотрудников Красноярской железной дороги. Она помогает регулировать деятельность педагогического сообщества центра, становится основой для разработки: программ (вариативных, воспитательных, дополнительных образовательных и др.), социальных и творческих проектов, интерактивных форм и методов, инновационных игровых педагогических технологий и др.

Концептуальная основа работы с кадрами : «Каждому ребенку – личностно – ориентированный подход! От каждого педагога – профессионально – творческую самореализацию!»

Принцип комплектования педагогических кадров : подбор профессиональной опытной педагогической команды.

Главное педагогическое кредо , на основе которого ДОЦ «Салют» продолжает работать уже несколько лет : «В воспитании - нет каникул!».

Ведущая стратегическая линия концептуального проекта на летний оздоровительный сезон 2009 года :

•  усиление образовательной составляющей при личностно – ориентированном, развивающем подходе к каждому ребенку

Основные подходы:

•  организация летних каникул в лагере как продолжения образовательного

( воспитательного и обучающего) процесса

•  максимальное расширение границ каникулярной дополнительной образовательной деятельности по различным направлениям (социально – практическому, спортивному, культурологическому, художественно – эстетическому и др.)

•  тематическая и содержательная ориентация при разработке программ, игровых педагогических технологий и др. ( « 2009 год – Год молодежи в России»)

•  введение инновационных форм и методов работы из опыта деятельности детских, юношеских и молодежных объединений и организаций

Для чего существует центр «Салют»? На этот вопрос ответят поставленные приоритетные цели и задачи, которые определены исходя из основных функций лагеря: социальной, коммуникативной, развивающей, образовательной, воспитательной и досуговой.

Именно решение поставленных целей и задач и составляет основу модели данной программы.

Цели:

•  воспитание у детей и подростков гражданственности и патриотизма, лидерских качеств, культуры свободного времени

•  обучение ребят навыкам здорового образа жизни, практическим умениям и навыкам в различных видах деятельности

•  развитие у мальчишек и девчонок познавательной активности, эрудиции, интеллектуальных, творческих способностей и интересов, коммуникативных навыков общения, приобретения новых друзей

Задачи:

1.Предоставить при свободе выбора многообразие дополнительных образовательных пространств, обеспечивающих усвоение ребенком новых знаний, умений и навыков.

2. Дать детям возможность реализовать собственные инициативы в различных видах деятельности в рамках детских общественных и творческих объединений.

3.Обеспечить коммуникативную насыщенность индивидуальной, групповой, коллективной творческой деятельности.

4.Предоставить возможность для накопления социального опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе.

5.Обеспечить ребенку психолого – педагогическую поддержку для комфортной жизни в условиях загородного лагеря, помочь научиться жить в коллективе, быть в ладу с самим собой, с окружающей природой.

Что касается наполнения содержания и форм организации деятельности детского центра, то авторы придерживаются нестандартного варианта, дающего педагогам возможность углубленного изучения и развития личности ребенка, нацеленного в большей степени на индивидуальную работу с детьми. Главной целью жизни детей в лагере организаторы ставят их самопознание, самореализацию и самоопределение. Для этого и организуется большое количество клубов, секций, студий и других детских творческих и общественных объединений, к организации работы которых привлекаются не только штатные руководители кружков, инструкторы по физкультуре и плаванию, психолог и др., но отрядные, сменные вожатые, воспитатели, имеющие квалификацию в том или ином виде деятельности или учебном предмете. Например, планируемая специальная предлагерная подготовка вожатых, дала им возможность в течение всей смены постоянно проводить индивидуальные или групповые занятия с детьми, способствующие их личностному росту, развитию их разнообразных навыков и способностей. Для более профессионального обеспечения деятельности творческих объединений организовано привлечение специалистов – волонтеров из сферы культуры, образования, молодежи и спорта и др. Их участие позволило на безвозмездной основе осуществлять дополнительную образовательную

( студии, секции, кружки и др.) и проектную деятельность (краткосрочное, среднесрочное социальное и творческое проектирование) как в отрядах, так и в целом, в лагере.

Важным моментом здесь является предоставление в лагере ребенку максимального обеспечения различных видов деятельности (организованных в интересных, привлекательных, современных и доступных для детей формах), в которых он смог бы самореализоваться, развить свои интересы, склонности и творческие способности. Это тем более важно, что сегодняшние дети и подростки стремятся испытать чувство успеха, ощутить свою личностную ценность, получить одобрение и поддержку, в первую очередь, от своих сверстников. А ведь это станет возможным тогда, когда твои друзья увидят, как, например, здорово ты танцуешь «брейк» или играешь в футбол, как стильно и красиво ты одеваешься, как умело устанавливаешь контакты с ровесниками и т.д. Каждый ребенок хочет завоевать авторитет у своих ровесников! И лагерь, педагоги обязаны помочь ему! Такая мотивация ребенка очень эффективно поможет ему в условиях загородного летнего лагеря овладеть дополнительными (к предметам школьной программы) знаниями, умениями и навыками, поможет самореализоваться.

Именно этой цели служит принцип формирования в лагере в рамках программы максимального количества (и качества) дополнительных образовательных творческих пространств ( детских творческих объединений, клубов, студий, секций и др.), а так же создание в ДОЦ «Салют» Центра поддержки детских инициатив.

Центр поддержки детских инициатив работает на всех сменах. Это объединение по различным направлениям деятельности, представляющим сегодня интерес для детей, осуществляющее дополнительное образование детей и мобильно реагирующее на их потребности .

Приоритетные направления деятельности Центра поддержки детских инициатив:

  • Спортивно-оздоровительной работы, пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек

Основная цель работы – формирование у детей негативной установки на употребление психо –активных веществ, как способа решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные ценности через вовлечение ребят в работу по профилактике наркомании.

Формы работы:

•  Мозговой штурм

•  Групповая дискуссия

•  Ролевое моделирование

•  упражнения – энергизаторы

•  проведение лекций, бесед по антинаркотической тематике, последствиях употребления ПАВ

организация и проведение:

•  антинаркотических акций

•  конкурсов плакатов, сочинений

•  конкурс «Репортажей с места событий»

•  конкурс тематических выступлений КВН, агитационных бригад и детских театров.

•  подготовка тематических теле – и радио – передач

•  подготовка и выпуск печатной продукции

•  работа на дискотеках и в отрядах

В оздоровительном лагере двигательная активность детей организована в течение дня по расписанию: 1 половина дня – спортивные часы, 2 половина дня – водные процедуры, работа спортивных секций. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, которой дети занимаются на свежем воздухе. На спортивных площадках организованы различные виды спортивных соревнований с учетом их зрелищности и массовости, - это “веселые эстафеты”, волейбол, пионербол и т.п. Все спортивные мероприятия объединены в один спортивный проект и проходят под эгидой Малых олимпийских игр (1 сезон), Президентских состязаний «Локобол-2009» (2 сезон).

  • Творческое

Включает в себя работу мастер - классов, клубов, кружков, студий по интересам, реализацию творческих проектов при поддержке педагогов и специалистов – волонтеров. Эти объединения создаются для всех ребят, у каждого есть возможность попробовать себя в различных видах деятельности (эстрадно - вокальная студия, хореография, фитнес – аэробика, декоративно – прикладное творчество, изобразительное искусство и т.д.).

  • Социально – практическое включает в себя работу:

медиа - студии «Салют» - объединение ребят, увлекающихся журналистикой, видео и радио - в единый проект по созданию « Медиа - студии», которая занимается информационным освещением всех дел лагеря и отрядов : оформление информационных стендов, выпуск стенгазеты « Информ - Салют», ведение радио-передач и т.д.

клуба интеллектуальных игр – основной целью которого является создание среды, стимулирующей ребят повышать свой интеллектуальный уровень, расширять кругозор, самостоятельно приобретать знания по различным темам через организацию и проведении различного рода интеллектуальных игр, конкурсов и викторин.

клуба веселых и находчивых , который будет организован молодыми педагогами, являющимися членами сборной команды КВН Республики Хакасия «Без проигравших» и поможет заполнить нишу заинтересованности детей в столь популярной игре, ведь они смогут стать непосредственными ее участниками.

И главное, чего мы хотим достичь – чтобы каждый ребенок в лагере был занят интересным для него, полезным, социально – значимым делом.

Следующая стратегическая линия, заявляемая в данной концепции, связана с технологическим инструментарием, а именно, выбором структурного, тематического и содержательного наполнения игровой технологии. Летом 2009 года она ориентирована на тематику Года молодежи в России, на разработку формы деятельности лагеря как детской Федерации. Это сюжетно – ролевая игра, основанная на конкретной тематике, объединяющая в себе различные направления деятельности и дающая детям возможность проявления своих способностей и талантов, свободу для самореализации.

Ведущий ориентир на интересы и потребности детей и подростков сегодняшнего дня способствовал выбору содержательного стержня программы – игровой тематической модели на лето 2009 года – «Союз Активных, Любознательных, Юных Талантов». Лагерь «Салют» – прекрасное место для удовлетворения ведущих потребностей детской природы – игровой деятельности. Основным подходом к содержанию смены в лагере стала сюжетно-ролевая игра, основанная на конкретной тематике, объединяющая в себе различные направления деятельности и дающая детям возможность проявления разнообразных способностей и талантов. Это наиболее перспективный и современный вариант организации летнего отдыха на сегодня. Реализация целей и задач программы строится, в первую очередь, на организации содержательной основы программы - социальных сюжетно – ролевых играх. Как говорил Сталь Анатольевич Шмаков, один из ведущих теоретиков и практиков организации летнего отдыха детей: «Сюжетно – ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, незаинтересованно – бескорыстного отношения ребенка к миру, которое в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения данного мира».В рамках программы летнего сезона 2009 года в ДОЦ «Салют»были разработаны сюжетно – ролевые игры:

1 сезон - «Детская Федеративная Республика «Салют». Основная задача: формирование чувства “команды”, ответственности за общее дело, стремления к победе, взаимопомощи и взаимовыручки. Все отряды образуют различные детские организации (федерации) со своей символикой, законами и правилами, традициями. В течение смены они реализуют творческие проекты (в рамках тематических дней), например, экологические (проект «Экологический БУМ» и т.д.), культурно – досуговые (проект «Фестиваль детского и юношеского творчества», «Парад федерации» и т.д.), профориентирующие (проект «Экономическая зона», проект «Армейская азбука» и т.д.), спортивно – оздоровительные (проект «Игры доброй воли», Президентские состязания и т.д.) и другой направленности. Работа отрядов (федераций) строится через деятельность органов детского соуправления. В начале смены формируются органы общего детского соуправления, принимаются законы общей коллективной жизнедеятельности, разрабатывается так же общая символика и атрибутика всей республики, включающей в себя несколько федераций (отрядов). Ключевое мероприятие 1 смены – деловая игра «Выборы Президента ДФР «Салют» (с привлечением Избирательной комиссии Республики Хакасия), а итоговое мероприятие смены - организация Дня детского самоуправления (с участием представителей молодежных общественных организаций города Абакана и Республики Хакасия).

2 сезон – сюжетно – ролевая игра – путешествие «Институт свободного времени». Все отряды – исследовательские творческие лаборатории Института. С помощью «Машины времени» дети участвуют в различных исследовательских экспериментах: « Зеленый дозор», «Тропами стран и народов », «Каникулы Робинзонов», « 7 чудес моей малой Родины» и др. Основная цель смены: максимальное заполнение детского свободного времени различного рода исследованиями, заочными и реальными путешествиями, приключениями, наполненными положительными эмоциями, незабываемыми впечатлениями, новыми знакомствами, полезными знаниями, умениями и навыками.

Такие игровые модели позволяют максимально развить тематику Года молодежи в России, включив самые разнообразные дела и мероприятия, ориентированные на развитие позитивного детского и юношеского общественного движения. Способствовали этому те тесные интеграционные связи и контакты, которые установлены авторами программы с детскими, юношескими и молодежными объединениями и организациями города Абакана, Республики Хакасия, такими как: Общественная молодёжная палата (Молодёжный парламент) при Верховном Совете Республики Хакасия, Абаканский штаб Хакасского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», Региональная общественная молодёжная организация Республики Хакасия «Эдельвейс», Молодежная Администрация города Абакана при Администрации г. Абакана, Союз детей и подростков «Дружба – Ынархас» г. Абакана и др.

Деятельность по соуправлению (дети и педагоги) в лагере осуществляется в разных видах: участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел отряда и лагеря; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; деятельность отдельных команд (Служб, агентств, советов дела). При этом вожатый выступает в роли равного помощника, который организует творчество детей в отряде, признает за ребенком право на ошибку, заботится о каждом, передает свой творческий и организаторский опыт. Одним словом, педагоги и дети работают в сотворчестве, содружестве и сотрудничестве . «Лидер – совет» (коллегиальный орган соуправления) выступает в качестве регулирующего органа всего лагеря, генератора новых идей, подводит итоги проделанной работы, выделяет основные проблемы, пути, методы их разрешения. Используя соуправление в лагере, мы даём возможность ребятам пробовать себя в различных социальных ролях, накапливать опыт общения.

Предусмотрена система стимулов, поощрений и фиксации результатов каждой тематической игровой смены. За каждый успешно выполненный проект, эксперимент, отряд получает определенное количество призовых бонусов. Получившие в ходе смены наибольшее количество этих бонусов, становятся лучшими отрядами и участниками, получая Премию «Салют! – «Салюту!!!» и звание «Лидер летней смены – 2009».

Особенностью организации культурного и развивающего досуга детей в рамках программы (двух смен) является работа по тематическим дням – один из современных и эффективных подходов. Важным становится то, что работа в лагере весь день строится на одной общей концепции, и занимает, как правило, все периоды дня. Достоинством тематического дня является то, что идея объединяет весь день, создается общий настрой на целый день. Тематический день подразумевает несколько коллективных творческих дел на основе одной идеи. Мероприятия и дела планируются таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актерские, вокальные, хореографические, лидерские, прикладные и пр.)

Механизм реализации программы предусматривает, в том числе, прохождение определенных этапов.

 

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что подготовка к летнему оздоровительному сезону в ДОЦ «Салют» начинается в январе – мае 2009 г . Этап включает в себя:

  • Разработку концепции, кадрового потенциала, программного обеспечения
  • Подбор и конкурсный отбор педагогических кадров для работы в лагере
  • Процедуру подготовки и обучения для работы в рамках программы вожатых, воспитателей, педагогов дополнительного образования и волонтеров
  • Предпрограммная диагностика интересов и ожиданий детей и подростков

( с участием детей, которые ежегодно приезжают в «Салют»)

Организационный этап.

Осуществляется уже в рамках летней смены. Этот короткий ( 2-3 дня), но очень значимый период в жизни лагеря. Основной деятельностью является:

•  Встреча детей и комплектование групп по месту проживания (отрядов), их знакомство и сплочение

•  Знакомство детей и подростков с правилами жизнедеятельности отряда и лагеря

•  Разработка и оформление документации лагеря (организационные и программные документы)

•  Проведение диагностики по выявлению интересов, ожиданий детей, их организационного, лидерского и творческого и потенциала

•  Формирование органов соуправления (дети и педагоги) и начало их деятельности

•  Планирование (в соответствии с интересами и запросами участников смены) и начало работы Центра детских инициатив

•  Запуск игровой модели программы

Основной этап.

Он включает реализацию основных положений программы:

•  Реализацию основной идеи и принципов игровой модели

•  Реализацию обучающих и развивающих творческих программ и проектов

•  Включение детей в различные виды индивидуальной, групповой, коллективной творческой деятельности

•  Работу Центра детских инициатив

•  Работу органов соуправления

Заключительный этап.

Основной идеей этапа является подведение итогов работы по программе, итогов смены, а именно:

•  Проведение обобщающей игры

•  Проведение итоговой диагностики участников программы

•  Анализ предложений по дальнейшему развитию ДОЦ «Салют», внесенных детьми, педагогами , родителями, представителями социума

•  Проведение психолого – социально – педагогического анализа результатов деятельности по программе

•  Выработка перспектив деятельности лагеря

По итогам реализации программы были получены определенные результаты.

Для детей и подростков:

  • Приобретение ребенком конкретных знаний, умений и навыков в различных видах деятельности: творческой, оздоровительной, интеллектуальной, организаторской и др.
  • Формирование у ребят мотивации к самостоятельному поиску знаний, саморазвитию и самосовершенствованию
  • Усвоение детьми и подростками механизма реализации собственной инициативы от момента ее возникновения до воплощения на практике
  • Присвоение участниками программы норм и ценностей общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества
  • Формирование чувства личной сопричастности к жизни лагеря, ответственности в поступках за себя и своих друзей, принадлежности к общности детского оздоровительного лагеря «Салют»

Способы отслеживания результатов: первичная, текущая, итоговая диагностика (анкетирование, собеседования, рефлексия и др.); представление лагерному сообществу результатов (детские творческие работы и др.) проектной и дополнительной образовательной деятельности; сборник отрядных игр и дел; активность участия ребенка в работе органов соуправления; уровень проявления ребенком собственной инициативы; внесение предложений в жизнь и деятельность лагеря и др.

Для педагогов:

•  Высокопрофессиональная практическая реализация теоретических и методических знаний педагога (воспитателя, вожатого и др.) - в работе с детьми в отряде, в лагерном сообществе

•  Творческая самореализация педагога в индивидуальной, групповой воспитательной, дополнительной образовательной деятельности в условиях временного детского объединения

•  Совершенствование профессиональных умений каждого члена коллектива (педагогических, организаторских, аналитических, коммуникативных)

•  Расширение и активное использование психолого – педагогических знаний о личности ребенка, методике совместной деятельности

•  Осознание значимости своей роли в лагере «Салют» как педагога – воспитателя, педагога – вожатого и др.

Способы отслеживания результатов: ведение «Дневника воспитателя», «Дневника вожатого»; система аналитических планерок педагогического коллектива по периодам смены; защита отрядных проектов; систематическая работа с педагогическими документами; представление итоговых материалов реализации проектной и дополнительной образовательной деятельности; подготовка обобщающего материала по итогам работы каждого педагога с перспективой для дальнейшего его оформления и представления как опыта работы (статьи, публикации и др.)

Для лагеря:

•  Выявление и определение педагогических условий, при которых процесс приобретения ребенком социально – позитивного опыта собственного развития будет эффективен

Способы отслеживания результатов: первичная и итоговая анкета; система аналитических планерок педагогического коллектива; систематическая работа с педагогическими документами (планы, программы, дневники и др.); информационно – аналитические отчеты психолого – педагогической, медицинской и др. служб лагеря; сборник игр, отрядных и общелагерных дел

Авторы программы считают, что программа актуальна. Она была востребована как детьми, так и социумом (уже получена поддержка от ряда общественных молодежных структур и др.). Программа включает в себя новые подходы по дополнительному образованию и развивающему воспитанию( активное включение волонтерского движения и др.). Целостность программы обеспечивается тем, что все действия в рамках программы объединены в единую систему , от концептуальных основ, до диагностики итогов ее реализации .

Литература

1. Гайнанова Л.Е. Педагогика каникул. Методическое пособие в помощь организаторам детских оздоровительно – образовательных лагерей. Вып.1. – Чита, ИПЦ ЧИПКРО,2001. -123 С.

2.Газизулин Р.Я., Дюкина О.В.Дневник воспитателя летнего лагеря. – Киров, ВАКО,2008.-143

3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. - Ростов н/Д, Феникс, 2006.-352 С.

4. Мечта, творчество, вдохновение. Сборник тезисов научно – практической конференции «Дети в загородном лагере». С. – Петербург, ОАО «Светоч»,2000.- 165 С.

5. Навстречу лету. Материалы областного конкурса проектов в сфере летнего отдыха и оздоровления. – Липецк, ИРО,2006.-118 С.

6. Программно – методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей») - М., ГОУ ЦРСДОД, 2004.-64 С.

7.Творческое лето. Сборник методических материалов. - М., ГОУ ДОД ФЦТТУ, 2007. –

64 С.

8. Шмаков С.А. Ее Величество – Игра. – М., 1992

9. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.- 240 С.

10. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк, ГУП «ИГ «Инфол»,2002.-384 С.

11. Фришман И. И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, Изд – во ООО «Педагогические технологии»,2003.-90 С.

 

 

 

 

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение