Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Биология"

 

Грибы. Урок в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления (программа В.В.Пасечник)

Перевалова Светлана Викторовна
учитель биологии МАОУ "СОШ № 124"
г. Пермь, Приволжский регион

Цель: создать условия для формирования понятия – грибы как самостоятельные представители отдельного царства организмов.

Задачи:

  • - формирование нового биологического понятия;
  • - совершенствование умения работы с микроскопом и микропрепаратами;
  • - воспитание бережного отношения к представителям царства.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, проектор, компьютер, учебник.

Технология: ТРКМ, урок изучение нового знания.

Ход урока:

n/n

учитель

учащиеся

1.

 

2.

 

 

 

 

3.

 

4.

 

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

9.

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

11.

Предлагает видеоряд с изображением представителей грибов.

 

Задает вопрос что это?

Предлагает загадки и пословицы по теме.

Фиксируют тему урока.

 

СТАДИЯ ВЫЗОВА:

Предлагает поделиться на группы и ответить на вопрос грибы это….

(корзина идей) Фиксирует идеи на доске.

 

После предлагает заполнить таблицу верю, не верю.(приложение 1)

 

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ:

Работают с текстом и делают пометки. (приложение 2) (инсерт)

 

Спрашивает что нового узнали из текста…

 

Формирует понятие грибы, показывает фрагмент о внутреннем строении шляпочного гриба и предлагает поработать с микроскопом и рассмотреть микроскопические грибы дрожжи.

 

Предлагает сформулировать вывод по уроку.

 

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:

Предлагает вернуться к таблице верю не верю и сопоставить ответы уже с полученными знаниями.

 

Возвращает к началу и первому вопросу грибы это…? И предлагает сделать окончательный вывод.

 

Задает домашнее задание на выбор.

 

Смотрят

 

 

 

Высказывают свои предположения. Формулируют тему урока.

 

 

Обсуждают в группе и предлагают свои идеи

 

 

 

 

Заполняют таблицу.

 

 

 

 

Работа с текстом.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Фиксируют в тетради и работают с микроскопами.

 

 

 

 

 

Формулируют вывод

 

 

Проводят рефлексию по таблице.

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

Выбирают домашнее задание.

 

Приложение 1

Верите ли вы?

•  Грибы – это растения…

•  Размножаются грибы спорами…

•  Грибы могут светиться…

•  Есть микроскопические грибы

•  Из грибов получают витамины….

•  У грибов есть признаки как растений так и животных….

•  У гриба есть тело и оно называется грибница….

•  Грибы могут жить совместно с другими организмами…

•  Среди грибов есть хищники…

•  Есть паразитические грибы…

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Грибы — это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. Традиционно грибы относили к растениям. Но в настоящее время они выделены в отдельное — третье — царство живых организмов.

Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к фотосинтезу. Это гетеротрофные организмы. Грибы произрастают всюду — в поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве и в воде. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км от поверхности Земли.

Телом гриба является грибница, или мицелий, состоящий из грибных нитей — гифов.

У низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой одну гигантскую разветвленную клетку. Некоторые микроскопические грибы состоят из одной клетки и мицелия не имеют. Например, дрожжи.

У высших грибов мицелий многоклеточный, а плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело, в котором созревают споры. Грибы размножаются спорами. Споры разнообразны по форме и размеру. Шляпочные грибы являются представителями высших грибов. Их грибница растет с весны до осени и вырастает за это время на 10 — 30 см . Грибница залегает в почве на глубине 6- 12 см . За сезон грибница дает несколько плодовых тел. Плодовые тела шляпочных грибов — ценные питательные продукты.

По форме и окраске плодовые тела шляпочных грибов очень разнообразны и весьма причудливы. Особенно много таких грибов в тропических лесах.

Некоторые грибы приспособились к совместному проживанию с другими организмами (симбиозу) растениями или животными. Микориза — широко распространенный в природе симбиоз гриба и растения. Кроме сожительства с растениями известны и формы сожительства грибов с насекомыми. Примером могут служить бразильские муравьи и термиты, которые разводят грибы, подобно тому как человек разводит шампиньоны. В других случаях грибы постоянно присутствуют в теле насекомого, не причиняя вреда.

Грибы являются возбудителями многих болезней у растений и животных. К ним в первую очередь относят головневый гриб, поражающий зерна злаков, паршу яблони, груши, картофеля и многих других паразитов.

Некоторые грибы вызывают заболевания животных и человека.

Особую группу среди грибов представляют хищные грибы. Некоторые виды хищных грибов могут поражать простейших животных.

Некоторые грибы светятся, например опенок.

Помимо пенициллина из грибов были выделены многие антибиотики. С помощью грибов получают некоторые витамины.

Самым ядовитым грибом является бледная поганка.

 

Самоанализ урока:

данный урок является первым в теме.

Цель урока: создать условия для формирования понятия грибы как самостоятельные представители отдельного царства.

Урок изучения нового знания – тип урока.

Урок построен по технологии развития критического мышления.

Для формулирования темы урока учащимся был предложен видео ряд, просмотрев который нужно было понять, что это? УЧАЩИЕСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА – ГРИБЫ.

Для достижения цели урока использовала технологию ТРКМ. Считаю, что все этапы я выдержала.

На первом этапе вызова использовался прием корзина идей: учащиеся отвечая на вопрос предлагают свои идеи, которые фиксируются на доске.

Далее предлагается таблица верю-не верю.

На втором этапе осмысления при работе с текстом используется прием инсерт – учащиеся читают текст и делают пометки.

На третьем этапе – рефлексии возвращаются к таблице верю-не верю.

Домашнее задание предлагается на выбор.

В ходе урока предусмотрена смена деятельности учащихся, что положительно отражается на здоровье.(просмотр видеоряда, работа с текстом, практическая работа с микроскопами ).

Используется принцип доступности и научности.

Соблюдаются особенности подросткового возраста.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цель, проводят рефлексию в конце урока.

Совершенствуется умения работы с микроскопом.

В ходе урока использовано несколько информационных источников: видеоряд, статья из справочника по биологии, микропрепараты, цифровые ресурсы.

В качестве источника получения знаний мной использовались словесные, наглядные и практические методы.

СЛОВЕСНЫЕ – для актуализации знаний на этапе формулирования темы и работе с текстом;

ПРАКТИЧЕСКИЕ – на этапе осмысления при работе с микроскопом;

НАГЛЯДНЫЕ – на этапе формулирования темы урока – видео ряд и на этапе осмысления – видео ресурс;

ДЕДУКТИВНЫЙ – работа с текстом;

АНАЛИТИЧЕСКИЙ – работа с текстом;

Для активизации познавательной деятельности использовала исследовательский метод, когда учащиеся должны были работать с текстом и микроскопом и выбрать информацию. Учащиеся справились.

В ходе урока использовала различные формы:

На начало урока использовала фронтальную беседу; на этапе осмысления – групповая работа с микроскопами, так как она является оптимальной для данного содержания урока. В ходе урока мной была предусмотрена смена деятельности, что позволило мне не допустить перенапряжения учащихся.

Содержание урока отработано мной в соответствии с программой и задачами темы, с учетом возрастных особенностей детей данного класса и предполагаемыми мною возможностей.

Эффективности работы на уроке способствовало и соблюдение мною принципов обучения, воспитания и развития:

  • - для определения содержания урока я руководствовалась принципом сознательности и активности, мне удалось связать ранее изученный материал с новым(все организмы состоят из клеток и тканей и имеют особенности в зависимости от среды обитания).
  • - для организации успешной поисковой деятельности учащихся руководствовалась принципом наглядности; представляя мультимедиа ресурс на этапе вызова и осмысления;
  • - принципом систематичности и последовательности повторяя ранее изученное перешла к новому материалу;
  • - принципом прочности – сначала формировала интерес к вопросу через видео ряд, потом добавляла отношение и только тогда предлагала приступить к поиску решения;
  • - принципом связи с практикой – для использования грибов в народном хозяйстве;

Средствами обучения на уроке были мультимедиа ресурсы и текст из справочника по биологии.

Оптимальный результат урока выразился в хорошем качестве знаний и умений(нашли клетки дрожжей) и определили особенности грибов.

Объем материала соответствовал программным требованиям.

Считаю, что при изложении материала присутствовала логика, последовательность, высказывания были эмоциональными.

На уроке я использовала компетентностно-ориентированный подход: личнопрактикоориентированное обучение я подразумевала при постановке цели, выборе содержания, форм и методов, которые я использовала на уроке. Считаю, что мне это удалось.

В ходе урока я формировала у учащихся:

  • - коммуникативные компетентности (умение организовать работу в группе)
  • - информационные(умение работать с текстом и выбрать нужную информацию)
  • - учебно-познавательные(умение ставить цель, найти ответ на вопрос, провести рефлексию, дать оценку себе и товарищу)
  • - общекультурные (при работе в группе слушали и принимали точки зрения всех).

Компетентностное обучение считаю, применила при постановке вопроса и готовности найти решение с использованием принципа научного мышления:

ДОКАЗАЛИ, ЧТО ГРИБЫ ЭТО ОРГАНИЗМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЦАРСТВА.

При использовании на уроке мультимедиа ресурсов соблюдала нормы САНПинов. Считаю, что мультимедиа ресурсы были использованы уместно и дали свои плодотворные результаты, т.к. внимание детей было сосредоточено на проникновении во внутрь организма, что невозможно представить другими средствами.

В ходе урока я управляла деятельностью детей, считаю что мне это удалось.

Новое знание открыто, содержание урока грамотно отработано мной под цель и способствовало развитию специальных биологических понятий и обще-культурных навыков учащихся.

Считаю, что я цели урока достигла.

По моему мнению, урок по результативности был проведен на высоком уровне.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение