Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

все анонсы

Журнал "Директор школы "

СОДЕРЖАНИЕ № 4 / 2005

Образовательная политика

Почему наши школьники провалили тест PISA, часть 1
Каспржак А. Митрофанов К. Поливанова К. Соколова О. Цукерман Г.
Как уже указывалось выше, впервые пятнадцатилетние российские школьники приняли участие в исследовании PISA пять лет назад. Его результаты вызвали шок. Еще бы, ведь российским школьникам достались практически последние места. Последующий анализ убедительно показал, что качество нашего образования существенно отличается от качества образования за рубежом. Но в худшую или в лучшую сторону — вопрос, по-видимому, праздный, поскольку приоритеты у российского образования иные, чем у систем образования в других странах. Тем не менее вот уже который год в образовательном сообществе не смолкают разговоры о том, что в этом исследовании мы заняли место, не соответствующее нашим представлениям о качестве отечественной школы. Кто-то говорит, что тексты заданий не прошли культурной и речевой адаптации; кто-то подчеркивает, что наши девятиклассники незнакомы с тестом как формой контроля и т. д. В Министерстве образования и науки РФ и в Национальном фонде подготовки кадров (НФПК) сочли необходимым разобраться в содержании заданий PISA и найти причины неудачного выступления наших школьников.

Искусство управления

Ценности эффективного образования
Карстанье П.
Эффективность образования — чрезвычайно часто встречающееся словосочетание. Однако для разных школьных организаций, социальных и профессиональных групп, эти слова имеют разный смысл, не всегда совпадающий с формальными критериями оценки эффективности. Характерными чертами хорошей школы называются, например, такие характеристики, как ясные цели, незначительный отсев, успех учащихся при продолжении учебы. Еще говорят о четких правилах, контроле, доброжелательных отношениях, открытости, о связях с учебными заведениями следующей ступени или со сферой производства, непременно упоминается творческая атмосфера. Дело заключается в акцентах и приоритетах. Одни обращают внимание на конечные цели, для других особенно важны коммуникативные процессы. За данными приоритетами скрываются определенные, но подчас неявные представления об эффективном образовании и его ценностях.

Как добиться лояльности сотрудников?
Драмбян М.

Работа педагогического совета в группах переменного состава
Фролова С.
Сегодня уже многие школьные директора знакомы с активными формами проведения педагогического совета, такими как деловая игра, работа по секциям, создание проблемно-поисковых ситуаций, диалог с учащимися. Все эти формы направлены на то, чтобы вовлечь в его работу как можно больше учителей, а в некоторых случаях и учеников. По нашему мнению, это позволяет реализовать на практике принципы демократизации управления, равенства и партнерства взрослых и детей. В том случае, если администрация создала условия для их сотрудничества и сотворчества, они начинают совместно вырабатывать цели, содержание, решать проблемы, оценивать сложившуюся ситуацию. Еще эффективнее, когда при подготовке и проведении совета несколько активных форм соединяются в одну, а это возможно сделать в группах переменного состава. Однако сразу же предостережем, что использование данной формы довольно сложно по способу организации и длительно по времени. Но все эти затраты с лихвой окупает результат, продуктивность которого возрастает в два-три раза.

Школа имени Мирабо Бонапарта Ламара и ее завуч
Турчанинова Ю.

Диктант на дружбу
Букатов В.

Организация учебного процесса

Реализация профильного обучения в школе
Щербо И.

Личностно ориентированное обучение младших школьников
Зайцев С.

Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы
Заир-Бек С.

Воспитание и дополнительное образование

Дискуссия о патриотизме
Коновалов А.
Смена политического строя среди прочего оказала сильное влияние на самооценку нашей нации. Резкое снижение самооценки и ориентация на все иностранное с практически полным отрицанием ценности России отразились на большинстве наших граждан. Выражения типа «хотели как лучше, а получилось как всегда», «совок», «это все потому, что страна такая» звучали повсеместно, и это не могло не отразиться на картине мира выросшего в перестройку поколения. Однако мир и страна движутся вперед. Многие философы говорят, что время постмодернизма закончилось и мир вступает в новую эпоху, сталкивается с невиданными ранее явлениями (глобализм и терроризм, размывание государственных границ и пр.) и в третьем тысячелетии перед теми, кто воспитывает новое поколение, встает вопрос о поиске нового, позитивного взгляда на происходящее, позволяющего восстановить и поднять самооценку нации. Одним из традиционных для государства ответов на вызовы новой эпохи является «развитие чувства патриотизма» у подростков. Причем развивать его приходится в отсутствие единой идеи (ранее — коммунистической) и единой социализирующей среды, роль которой до этого выполняла пионерская организация.

Учителя и ученики — люди и роли
Панова Е.
В отношения с учениками мы, учителя, вступаем ежедневно. А отношения, как известно, бывают личностными и деловыми. Но что такое «деловые отношения» применительно к школе? Распространено мнение, что они существенно ограничивают количество и качество контактов между участниками педагогического процесса и сводят их лишь к минимальным и официальным. Это не так. «Деловой» не значит «казенный» и «бездушный». Деловые — это просто ровные, доброжелательные отношения сотрудничества, направленные на совместную деятельность, на то, чтобы каждый учащийся стал образованной и воспитанной личностью. Они определяют четкие роли для двоих основных участников педагогического процесса — учителя и ученика, и возникают в связи с двумя важнейшими задачами школы — образовательной и воспитательной.

Школьные СМИ — совместное творчество учащихся и учителей
Шуляева С.

Школа и родители

Дело семьи — посадить ребенка в «социальный лифт»
В декабре 2004 года Министерство образования и науки РФ опубликовало документ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». Он вызвал множество противоречивых слухов. Каких же изменений в школьной системе ждать родителям и как скоро они наступят? Об этом редактор журнала «Семья и школа» Наталья Самойловна Мавлевич беседует с директором известного в столице Центра образования № 548 «Царицыно» Ефимом Лазаревичем Рачевским.

Экономика и право

Трудовые книжки: общие требования к ведению, учету и хранению
Рожков А.
В этом номере мы открываем цикл публикаций, посвященных такому важному аспекту кадрового делопроизводства, как обращение с трудовыми книжками работников школы. В первой статье поговорим об основных положениях оформления трудовых книжек, а также порядке их хранения и учета в школе.

Уроки здоровья

Профилактические прививки в условиях школы
Федоров А.
Во многих странах для проведения массовой вакцинации принимается Национальный календарь профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям, содержащий список обязательных инфекций, против которых в данной стране проводится вакцинация, а также порядок ее проведения. В нашей стране вся эта информация изложена в приказе Минздрава РФ № 229 от 27.06.2001 г. Кроме этого документа работу в сфере вакцинации регламентирует Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», принятый Государственной Думой 17.07.98.

Летняя страда травматологов
Ушакова Е.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение